Греч. Ευθύμιος Ζιγαβηνός. Сведения о его жизни весьма скудны. Год рождения и смерти неизвестен. Сам он называл себя монахом одного константинопольского монастыря в честь Пресвятой Девы, лежавшего на берегу моря. Он пользовался у современников славой учителя веры. Анна Комнина называет его превосходным грамматиком, весьма искусным ритором, отличным знатоком церковных догматов. Умер Евфимий после 1118 г. Зигабен был самым видным и замечательным ученым своего времени. Главным его трудом было истолкование Библии и по преимуществу книг Нового Завета. Его толкования на четырех евангелистов не потеряли своей цены и до настоящего времени. Его объяснения кратки и сжаты; попытки примирить разногласия между евангелистами часто очень удачны; он пользуется прежними толкованиями, но не ограничивается этим, а дает и много нового; толкования отличаются строго православным характером. В 1879 году ученым греческим богословом Никифором Калогерою (бывшим архиеп. патрасским) открыты в одном римском доминиканском монастыре толкования Евфимия на соборные послания и на послания ап. Павла. Эти толкования отличаются теми же достоинствами, что и толкования на Евангелия, с тем различием, что в толкованиях на ап. Павла Евфимий самостоятельнее, а в толкованиях на соборные послания он часто ограничивается сводом святоотеческих толкований, при чем некоторые цитаты Евф. неизвестны по другим источникам. Толкование на Деяния, вероятно, было написано Евфимием Зигабеном, но пока не найдено. Из комментариев Евф. на Ветхий Завет сохранился лишь комментарий на Псалтирь. Этот труд Евфимия отличается богатством сведений, почерпнутых из наилучших источников, но самостоятельности в нем нет, нет и критической осторожности. Второй крупный труд Евфимия «Догматическое всеоружие православной веры».
Сочинение это вызвано появлением богомильской ереси и составлено по поручению императора Алексея Комнина лучшими греческими богословами того времени. Евфимию была поручена редакция этого труда. Паноплия состоит кроме пролога из 28 титулов или отделов. В ней опровергаются мнения противные истине православия, причем из исчезнувших ересей Евфимий затрагивает только знаменитейшие и те, «огонь которых, по его словам, хотя и потух, но от которых остались в церкви тлеющие угли». По мысли Евф., Паноплия должна была доставлять оружие на будущее время для духовной борьбы с разными обнаружившимися заблуждениями и Зигабен надеется, что «этим разнообразием стрел и оружия можно наверное отразить всякое нападение на религию». Но такие надежды на Паноплию не оправдываются ее содержанием. Для борьбы с новыми ересями здесь употребляется устаревшее оружие прежнего времени. Паноплия — это крупное и характерное произведение времени упадка греческой литературы. В ней нет самостоятельной творческой мысли, а лишь одни собранные по заказу выдержки из прежней святоотеческой литературы, причем свидетельства отцов не всегда удачно приводятся. Даже когда заходит вопрос о современных Евфимию павликианах и сарацинах, он отделывается выписками из прежних церковных писателей. Наиболее самостоятельную часть представляет 23 титул, написанный для обличения богомилов. Здесь Евф. был поставлен в исключительно благоприятные условия: он находился в близких отношениях к недавно появившимся еретикам и имел возможность пользоваться даже принадлежавшими им письменными источниками. Поэтому его труд есть главный источник для истории богомильства, но отсутствие беспристрастия заставляет осторожно относиться к сообщаемым им сведениям. Кроме «Паноплии» Зигабену принадлежат еще несколько небольших полемических сочинений: Спор о вере с сарацинским философом, Опровержение нечестивых мессалиан (т. е. богомилов) и Против еретиков, которые носят название фундагиатов. Эти сочинения составляют как бы пополнение к Паноплии.
Издания и литература
Zigabeni, Commentarius in qnatuor Evangelia, edit.Mathaei, Lips. 1792, и у Миня в СХХVIIІ— СХХХІ t.;
Comm, in ХIV ep. st. Pauli et VII cath, ed. Niceph. Calogeras,
t. І— IІ, Athenae 1887; о богомилах лучшее изд. Gieseler's, Gottingen
1842.
Русские переводы:
на Евангелие от Матфея, Киев 1886;
на Евангелие от Иоанна, Киев 1887;
на пастырские послания, Тула 1894, перевод Любимова с биографией Евфимия Зигабена;
на послание к Евреям, Тула 1897;
Псалтирь, Киев 1898;
трактат о богомилах в «Правосл. Обозр.», 1872 г. Krumbacher, Geschichte d.Bys.
Litteratur, 2 Aufl., 1897, S. 82, где указана и остальная иностранная литература;
Левицкий, Богомильство — болгарская ересь (исторический очерк), «Христианское Чтение», 1870, январь, февраль;
Гр. Киприанович, Жизнь и учение богомилов по Паноплии, «Прав. Обозр.» 1875 г., июль, август; А. П. Лебедев, Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины ХV века, изд. II, стр. 384—402, Москва 1902 г.