прот. Александр Прокопчук

Источник

Семнадцатая Глава

«Закончив свою Прощальную беседу с учениками, Господь вознёс Молитву к отцу (гл. XVII), за которой установилось название “Первосвященнической». Толкователи часто сопоставляют Первосвященническую молитву Христову с той, которую Первосвященник Ветхого Завета возносил в День очищения, входя во Святое Святых. Ветхозаветный первосвященник молился за себя, за священников и левитов и за весь народ. Эти же три части толкователи старались усмотреть и в Первосвященнической молитве Христовой. В ст. 1 – 8 видели молитву Христову за Самого себя, в ст. 9 – 19 – Его молитву за учеников и в ст. 20 – 26 – за всю Церковь»206. Однако в этой молитве содержится возможность и друтого толкования. В своём комментарии на Евангелие от Иоанна Чарльз Барретт отмечает, что используемый в обращении к Отцу глагол «Посвящать»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19) – употреблялся в контексте жертвоприношения при описании подготовки как священников, так и жертвы, «Поэтому относится ко Христу в обоих значениях»207. Таким образом, согласно четвёртому Евангелию, смерть на Кресте делает Иисуса Христа одновременно и Священником, и Жертвой208 (ср.: 1Ин 2:1 – 2).

Молитва о прославлении

Семнадцатая глава начинается словами: «Это изрек Иисус и, подняв глаза Свои к небу, сказал...». Далее следует молитвенное обращение к отцу, которое становится прямым продолжением Прощальной беседы и произносится тут же в присутствии учеников. Зная, что наступил «час» Его страданий, Иисус просит, чтобы все последующие события произошли в полном соответствии с замыслом Божиим и чтобы Ему ничто не помешало «до конца» (13:1) исполнить волю Своего Отца: «Отче, прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную» (17:1 – 2). Слово «власть» связано по смыслу с глаголом «владеть», «обладать». Но власть Сына Божия состоит не в том, чтобы что–либо получать от людей (Он ни в чём не нуждается), а в том, чтобы те, кого дает Ему Отец. получили от Него жизнь. Назначение Его смерти – в даровании людям жизни.

Жизнь вечная определяется в 3–м ст. как знание «единого истинного Бога» и посланного Им Иисуса Христа. Эта формулировка утверждает существование лишь одного подлиного Бога, в противоположность представлению о множестве ложных языческих богов. При этом единству Божию не препятствует наличие у Бога Сына209. Знание, о котором говорится, – это не столько приобретеные сведения о Боге, сколько сущностное единство с Ним, то есть приобщение к Его жизни210. Это знание возможно только благодаря вере, так как только вера может Открыть Отца в Сыне211.

Подводя итог Своему служению, Иисус говорит, что Он совершил то дело, которое Отец «дал Eму сотворить», тем самым вновь подчёркивает свою полную зависимость от Отца во всём, что Он делал на земле. Всегда исполняя волю Отца, Иисус Своим служением прославил Его на земле. Теперь пусть Отец прославит Его той славой, которая была у Него ещё до сотворения мира: «Я Тебя прославил на земле, совершив дело, которое Ты дал мне сотворить. И теперь, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славою, которую Я имел, когда мира еще не было, у Тебя» (17:4 – 5). Он молится о своём возвращении к отцу, которое невозможно без Его участия.

Итак, в начале молитвы Иисус дважды просит о своём прославлении. Но если в первом прошении (ст. 1) Отец должен прославить Сына, чтобы затем и Сын смог прославить Отца, то в следующем (ст. 4 – 5) мы видим обратное соотношение: «Я Тебя прославил на земле... И теперь, прославь Меня Ты...». В первый раз Иисус просит о Своём прославлении на Кресте, а во второй – о восстановлении в той надмирной божественной славе, которую он изначально имел у Отца. Второе невозможно без первого.

Молитва об учениках

В Своём учении Иисус открыл апостолам имя Отца: «Я явил Твое имя людям, которых Ты дал Мне от мира» (17:6). Имя по семитским представлениям выражает сущность чего–либо. Следовательно, знание имени Бога означает знание Его Самого. Поэтому 3–й и 6–й стихи совпадают: Знание Бога и откровение Его имени – это одно и то же.

Апостолы стали очевидцами откровения Бога в Иисусе Христе. По этому, поверив Иисусу, ученики поверили не Ему, а тем словам, которые сообщил Ему Отец: «...слова, которые Ты дал мне, Я дал им, и слово Твое они соблюли. Теперь познали они, что всё, что Ты дал мне, – от Тебя» (17:1, 6). Всё, что имеет Сын, Он получил от Отца. Но между ними все общее. Нет ничего такого, что имелось бы у Отца и не принадлежало бы Сыну. Это относится и к ученикам. После того как Бог привёл их к Иисусу Христу, они стали не только достоянием Отца, но и Сына: «Твои были они, и Мне Ты их дал... и все Мое – Твое, и Твое – Мое» (17:6, 10).

Общаясь с Иисусом, ученики убедились в том, что Он был послан Богом: «...и они приняли и познали воистину, что Я от Тебя исшел, и уверовали, что Ты Меня послал» (17:8). Следовательно, им открылась вечная жизнь: «А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Кого Ты послал: Иисуса Христа» (17:3). А значит, совершилось то дело, ради которого Сын Божий пришел на землю: А воля Пославшего Меня – в том, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, имел Жизнь вечную; и воскрешу его Я в последний день» (6:39 – 40). Поэтому, покидая мир, Христос молится о том, чтобы Его дело не пропало и Отец сохранил веру учеников. Пока он находился в мире, Он соблюдал их, как Пастырь соблюдает своих овец, но теперь Он уходит из мира и передаёт их Отцу: «И Я уже не в мире, а они в мире, и Я к Тебе иду, Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал мне, чтобы они были едино, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твое212, которое Ты дал Мне, и сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, дабы исполнилось Писание» (17:11 – 12).

На протяжении Прощальной беседы мы встречали неоднократные обетования радости апостолам, несмотря на предстоящую разлуку (15:11, 16; 16:22). В Первосвященнической молитве обладание радостью становится прошением к Отцу: «Теперь же к Тебе иду, и говорю это в мире, чтобы радость Моя в них была полна» (17:13). Радости общения с Богом (и пребывания в Его любви ст. 23, 26) противостоит ненависть мира к ученикам: «Я дал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как Я не от мира»213 (17:14). Человек, который принимает учение Иисуса Христа, живёт уже другими устремлениями, отличными от мира, не принимает устои мира как руководящий принцип своей жизни. И мир отторгает и ненавидит таких людей.

Однако неприязнь и агрессивность мира не означают, что ученики должны будут покинуть мир. Для «спасения мира» им необходимо остаться в нём, «чтобы веровал мир» (17:21): «Я не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы соблюл их от лукавого» (17:15)214.

Итак, служение Иисуса Христа завершилось. Отец дал Ему учеников, которые приняли и уверовали во всё, что Он повелел им. Теперь Он покидает мир, оставляя в нём учеников, и поэтому просит Отца сохранить их. Но пребывание учеников в мире не пассивно. Они были избраны для определённой цели: «Чтобы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал» (15:16). Поэтому, несмотря на то что Иисус отделил их от мира, необходимо, чтобы они вернулись во враждебный им мир: «Как Ты послал меня в мир, – и Я послал их в мир». Сам Иисус Христос заверил о себе, что «Отец освятил Его и послал в мир» (10:36), для того чтобы «свидетельствовать об истине» (18:37). Следовательно, Его ученики, которые понесут истину в мир («слово Твое – истинa» (17:17)), как и Он, должны быть «освящены»: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (17:19). «Освящение истиной», для которого необходима смерть Иисуса Христа, вряд ли можно понимать иначе чем дарование Св. Духа ученикам, Который в Прощальной беседе назван «Духом истины»215 и Который откроет апостолам «всю истину».

Молитва о Церкви

Итак, для свидетельства и возвещения истины апостолы получат Св. Духа. Поэтому естественно, что последняя часть молитвы посвящена «верующим в Меня по слову их» (17:20).

В Евангелии от Иоанна многократно указывается, что дела, совершённые Иисусом Христом, должны привести людей к принятию Ero божественного посланничества (11:42, 12:44, 17:3). В этом же состоит на значение апостольской проповеди: «Чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им» (17:22). Слава, о которой здесь говорится, – это привлечение людей к вере. Благодаря тому что апостолы поверили Иисусу, Он «прославлен в них» (17:10). Теперь эту славу – спасение людей для вечной жизни (17:3) – Иисус передал Своим ученикам.

Как Сын на протяжении Своего служения явил Своё единство с Отцом, так и деятельность учеников должна стать откровением единства: «...чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в нас были» (17:21). Сопричастность Богу для учеников невозможна, если между ними будет иметь место неприязнь или отчуждение. Они сами должны стать олицетворением единства. Поэтому Иисус молится, что бы учеников ничто не разделяло: «...да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне» (15:22 – 23). Эта внутренняя общность – не закрытость для посторонних; напротив, она обращена к миру: «...Чтобы знал мир, что Ты меня послал и возлюбил их, как меня возлюбил» (17:23). Полнота общения апостолов с Богом216 должна подвести людей к вере в божественное посланничество Иисуса Христа. А любовь между ними станет свидетельством исполнения заповелей (13:35).

Единение учеников с сыном Божиим не ограничится лишь их земной жизнью, по смерти они разделят с Ним Его вечную небесную славу. Об этом прославлении Своих последователей Иисус просит в заключение Своей пространной молитвы: «Отче! То, что Ты даровал Мне, – хочу, чтобы, где я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты даровал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (17:24).

В начале молитвы Иисус сказал о двух славах: славе Своих земных дел и надмирной божественной славе (4 – 5). Теперь мы видим, что цель молитвы – сопричастность Его учеников этим двум славам (17:22, 24). Последние два прошения содержат уже известные нам положения: мир не признал праведности Иисуса Христа (16:10), а значит, не понял замысла Отца. Апостолы же приняли все дела Сына как дела Отца. Поэтому он открыл Им Отца. Но познание учениками Отца будет продолжаться и дальше: «Отче праведный, и Мир Тебя не познал, но Я Тебя познал, и они познали, что Ты меня послал. И Я поведал им имя Твое и поведаю, чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них была, и Я в них» (17:25 – 26). В заключение Иисус вновь объединяет себя со своими учениками, говоря, что на них будет обращена та абсолютная любовь, которая предвечно была обращена только к Нему одному. Усыновление достигает здесь своей полноты.

* * *

206

Еп. Кассиан (Безобразов). Указ. соч. С. 152 – 153.

207

Barett C. K. The Gospel According to St. Jonn. 2–nd ed. Philadelphia: Westminster, 1978. Р. 571

208

Священнический характер Христа подчёркнут и тем, что, будучи предан смерти, Он был облачен в «хитон не сшитый» (Ин 1923), подобный облачению первосвященника (ср.: Исх 28:4), которое не могли быть поделено или разорвано.

209

1:1: «В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог».

210

Ср. 7:39: «Я знаю Его, потому что я – от Него, и Он Меня послал».

211

12:44 – 45: «Иисус же сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня, и видящий Меня видит Пославшего Меня»; 14:11: «Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне».

212

Как дети носят имя своего отца, так и Иисус Христос и Ero ученики носят имя Отца. Здесь речь идёт не к каком–то конкретном имени, а всецелой принадлежности Богу.

213

Обратим внимане на отождествление – «они как Я».

214

Объяснение мы находим в 1Ин 5:18: «Мы знаем, что всякий рожденный от Бога не грешит, но Тот, кто был рожден от Бога, хранит его, и лукавый не прикасается к нему».

215

А в Первом Послании евангелист Иоанн скажет: «Дух есть истина» (1Ин 5:6).

216

Ср. 1Ин 1:3: «Что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и Вы имели общение с нами. А наше общение есть общение с Отцом и с Сыном Его, Иисусом Христом».


Источник: Лекции по Евангелию от Иоанна / Протоиерей Александр Прокопчук. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. - 168 с.

Комментарии для сайта Cackle