Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Эта запись является частью серии записей Апостолы Христовы
Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Если бы мы ничего не знали о Иисусе, кроме тех нескольких скупых строк Евангелия, в которых описана драма отношений Иисуса с учеником Иудой, уже этого было бы достаточно, чтобы составить о Христе четкое и внятное представление.
Христос любит людей и бесконечно долготерпелив к ним. Он понимает, что человек несовершенен, ждет его исправления, вновь и вновь пытается достучаться до сердца.
Почему Христос взял в число учеников недостойного? А почему Он вообще призывает к вере нас с вами, людей, часто неверных Богу и порочных?
Он верит в нас. Верит, что Его любовь и терпение исправит и нашу душу. Так верят в своего ребенка любящие родители, хотя бы даже чадо сбилось с пути истинного.
Итак, Христос взял в ученики Иуду, человека жадноватого, мелочного.

Иуда из Кариота (сегодня этот комплекс городов, находящийся в 10 километрах от Хайфы, называется Крайот; значительная часть его населения – выходцы из СССР, эмигрировавшие в Израиль после 1990 года) не отличался никакими выдающимися данными. Евангелия не говорят о какой-то его активности в деле ученичества Христу, не донесли до нас каких-то других подробностей о его жизни среди Апостолов. А ведь он был одним из них, даже не другом их, а братом…
Похоже, призвав следовать за Собою такого человека, Христос дает ему возможность перевоспитаться и освободиться от каких-то его греховных качеств. Может быть, от жадности.
Специально для этого Иисус поручает не кому иному, а Иуде носить ящик с пожертвованиями, в который каждый из слушателей Христовых мог что-то опустить. Из этого ящика Апостолы брали деньги на пищу, ночлег, какие-то иные нужды. Только вот зарекомендовал себя Иуда нечестным хранителем. Когда одна женщина вылила на ноги Христу благовонное миро и отерла ноги волосами, Иуда брюзжал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Апостол Иоанн иронично замечает: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Мф. 12, 5-6). В греческом оригинале вместо слова носил стоит уносил, таскал, что придает этому свидетельству Ап. Иоанна больший драматизм, нежели есть в нашем русском переводе.

В другом месте Ап. Иоанн приводит такие слова Спасителя: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати» (Ин. 6, 70-71).

Что чувствовал Иуда, находясь рядом со Спасителем? Какая происходила в нем борьба, а то, что эта борьба, какая-то внутренняя работа происходила, – это несомненно? Мы этого не знаем, знаем только наверняка, что Христос пытался достучаться до сердца Иуды до самого последнего... На Тайной Вечери, когда Иуда уже договорился предать Учителя, Иисус показывает, что Он знает об этом: «Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13, 21).
Может быть, хоть эта терпеливая и ждущая отклика любовь остановит предателя?..
Но Иуда ускользает в ночь.
Гефсиманский сад. Иисус молится, ученики дремлют. Вдруг… сонные Апостолы переглядываются… Бряцание оружия, хруст камней под ногами идущих людей. Из темноты выныривает Иуда. Конечно, Иисус понял, что Иуда привел сюда отряд, который должен схватить Его. Иуда должен подать знак – кого хватать. В темную палестинскую ночь такой знак необходим, иначе можно было обознаться. Взволнованный Иуда подходит к Иисусу – и целует Его. Это знак, и уже ничего нельзя будет переиграть. Но спасти душу Иуды еще можно. И Иисус спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50).
Этот вопрос – самое сильное, на мой взгляд, доказательство того, что до последнего, даже когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус хочет спасти человека. Даже негодяя.

Чуть выше мы сказали, что в душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Находиться рядом с Иисусом, этой воплощенной Любовью и остаться прежним – жадным и мелким – невозможно. Пусть, предав Иисуса, Иуда проиграл эту схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе силы покаяться, как нашел Петр, трижды отрекшийся от Христа. Однако мы знаем, что и жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. Бросив деньги, полученные за предательство, он ушел и повесился…

34.JPG
Возле Гефсиманского сада. На том месте, на котором сейчас стоит столб,
стоял Спаситель, когда Иуда Его поцеловал.
Перейти к следующей записи Апостолы Христовы: Иоанн Богослов
Перейти к предыдущей записи Апостолы Христовы: Симон Кананит

Комментарии

Батюшка, спасибо за ссылку на статью, постараюсь прочесть и уразуметь. Кирилл и вам спасибо.
 
Батюшка, спасибо за разъяснение о предопределении предательства Иуды. Оказывается 30 сребренников не такая уж маленькая сумма, как мне всегда казалось. Поэтому тот факт, что жадный Иуда нашел в себе силы бросить их к ногам первосвященников, по-моему говорит о его достаточно серьезном раскаянии. Жаль, что ему не хватило сил на покаяние. Читая ваши статьи, я обратила внимание на то, что апостолы были из разных сред : были рыбаки, мытарь, мятежник. Может быть, выбирая Иуду, Христос хотел, чтобы, преодолев свою страстную жадность, он помогал другим бороться со своими страстями? (Кстати, был ли Иуда "мелким купчиком" или это предположение Яна Доброчинского "Письма Никодима"?)
 
Здравствуйте, о. Константин!
В статье небольшая ошибка, ссылка в тексте:
«Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Мф. 12, 5-6). Это стих от Иоанна 12, 5-6, а не от Матфея.
Спасибо!
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
25.487
Комментарии
26
Последнее обновление
Сверху