Знакомимся с Иисусом из Назарета... 1

Знакомимся с Иисусом из Назарета... 1
Что Иисусу Христу претило в людях

А разве мы с Ним не знакомы? Ведь речь идет о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе, верно? Верно, но знаем ли мы Его?
Общение с людьми показывает, что многие не знают Иисуса как реальную, живую Личность. Христос для них – далекое и несколько абстрактное Небесное Существо. Когда я говорю в личной беседе: «Подумайте, как в этой ситуации поступил бы Христос…», люди смотрят с недоумением. Как-то непросто принять, что и Иисус сталкивался с теми же проблемами, что и мы, Он тоже видел человеческую злобу и глупость, благородство и честность, горе и радость. Но вспомните, что Богочеловек прожил настоящую человеческую жизнь. И в жизни этой сумел показать нам пример абсолютного поведения, совершенной мудрости и цельности. Открывая для себя Христа как реального Человека, мы открываем модель идеального отношения к Богу и ближним. Более того, находим подсказку – как и нам вести себя с людьми, как относиться к тому или иному явлению нашей жизни.
Как Спаситель относился к людям, что Его радовало, а что, напротив, огорчало. Как Он молился и какое мнение имел о невидимых, но реальных, крайне злых сущностях – бесах. Об этом
– несколько наших бесед, построенных на анализе Евангельского текста. Я просто читаю Евангелие и комментирую его. И со страниц этой Божественной книги перед нами предстает живой облик Господа и Спасителя.

Начнем, пожалуй, с того, что нашему Господу не нравилось в людях. Что вызывало Его критику и Его благородное негодование. Если мы об этом узнаем, это поможет нам посмотреть и на себя: а нет ли того, что противно Господу, в нас самих? И, может быть, увидев и осознав какие-то свои грехи, мы покаемся и исправимся…

Несмотря на огромную терпимость и даже нежность к людям, Христос принципиально не мирился с рядом греховных человеческих установок.

Лицемерие
Главная из них: лицемерие.
Слово это, встречающееся часто в Евангелии, обозначает человека играющего какую-то роль. Греческое ипокриси, переведенное у нас как лицемер, означает актер. Славянское лицемер, кстати, очень удачно. Лицемер – это тот, кто примеряет лица, личины, как актер в древнем театре.
Разве мы не знакомы с лицемерием в сегодняшней жизни? Скажем, человек хочет показаться хорошим, при том, что в душе он остается негодяем. Для своей цели лицемер улыбается, вкрадчиво говорит, напускает благостное выражение на лицо… при этом же внутри полон злобы и хитрости. На словах говорит о любви, на деле же на людей ему наплевать: когда представится удобная возможность – он переступит через людей. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6, 1-3).

Христос осуждает лицемерие в отношении милостыни. Многие фарисеи – духовные вожди иудеев – любили давать милостыню напоказ. Фарисеи специально старались, чтоб о их добрых делах знало как можно больше людей и, соответственно, чтобы их почитали, прославляли, оказывали честь. Но на самом деле этим фарисеям не было никакого дела до нищих, их милостыня была саморекламой.
Вспоминается, как однажды в наш собор пришел один бизнесмен с небольшим пожертвованием. Пожертвование было передано на восстановление собора, но при этом бизнесмен просил, чтобы ему напечатали официальное благодарственное письмо. По какой-то причине об этом благодарственном письме забыли. Бизнесмен звонил и напоминал, что ему очень нужно это письмо, а потом приехал и встретился с автором этих строк. «Понимаете, – говорил он, – у меня на стене висят благодарности от всех организаций, которым я помогал… Могу я, наконец, получить на бланке и от вашего собора благодарственное письмо, сколько раз можно напоминать вам об этом, вы же обещали…»
Впоследствии про этого человека рассказывали, что он очень, до неприличия, афиширует свою благотворительную деятельность. Множество благодарственных писем, развешанных в приемной у его кабинета, производили шокирующее впечатление на посетителей… «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 5-6).

Спаситель осуждает все тех же фарисеев. Специально, чтобы показаться благочестивыми в глазах людей, фарисеи любили останавливаться в молитвенных позах в синагогах и на перекрестках. Задача все так же: провести впечатление на людей. Горе этим людям, говорит Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф. 23, 14).

Не узнаем какие-то моменты своего поведения? Нет ли в некоторых современных христианах стремления подчеркнуть свое благочестие: длинными юбками, косынками, нарочитыми молитвенными жестами, томным голосом, но при этом все это их благочестие оказывается игрой? Столкнись с этим человеком в другой ситуации – и тут же напускное благочестие слетает, как осенние листья с дерева? И перед нами оказывается человек хамоватый, грубый, узкий, нетерпимый… Про одного такого православного начальника, который строит на родине отца Иоанна Кронштадтского храм и весь кабинет увешал иконами, мне рассказывали на днях: «Он разговаривает только матом».
Получается, что все благочестие этих людей – игра, лицемерие?..
О подобной «игре в благочестие» Спаситель как-то выразился: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от меня, но тщетно чтут Меня…» (Мф. 15, 7-9). «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18).

Речь о фарисеях, которые подчеркивали свое постничество, ожидая похвал и славы от людей. Как во времена Христа можно было сообщить другим о своем посте? Своим внешним поведением. Так, например, во время поста нельзя было умываться и ухаживать за волосами. Вот фарисеи и размазывали пыль по своим лицам; в нашем переводе – «принимают на себя мрачные лица», хотя в оригинале речь идет именно о неумытых лицах – знаке для окружающих, что человек с таким лицом уже давно держит пост.
Но Спаситель говорит, что люди, которые постятся в знак любви к Господу, а не для собственного тщеславия, не должны демонстрировать окружающим свои чумазые лица. «А ты, когда постишься, помажь голову твою (имеется в виду косметическая процедура расчесывания волос и умащивания их оливковым маслом) и умой лицо твое»!

Итак, Спасителю претит всякая игра в благочестие. Человек должен быть целен и честен и перед собой, и перед окружающими. Жизнь, отношение с Богом и людьми не должны превращаться в театр.

Кто-то спросит: «А что мне делать, если я на самом деле злой человек? Не "играть" в доброго, а просто быть злым?»
Не играть! Но работать над собой и становиться подлинно добрым. Чтобы доброта внешнего поведения была укоренена в подлинной человеческой доброте и благородстве.

Не суди других!
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1-5).
Спаситель говорит о настроении, которое свойственно грешному человеку во все времена: к себе относиться с терпением, мириться со своими собственными недостатками и грехами, а от ближних требовать совершенства.
Когда на исповедь приходят люди и все время осуждают соседа, коллегу, брата… (список бесконечен), я задаю один-единственный вопрос: «Посмотрите на свою жизнь. Вы во всем и со всеми поступаете идеально?..»
Порой этого вопроса достаточно, чтобы остановить поток осуждений, который приходится выслушивать от собеседника. Если бы мы честно посмотрели на себя, мы бы пришли к выводу: мы сами очень и очень несовершенны. Так, может быть, вместо того, чтобы, глядя на других, злиться, что они не соответствуют нашим ожиданиям, попытаться в себе самом достичь совершенства? В конце концов, когда мы предстанем перед Богом, мы не будем давать отчет в грехах наших ближних, но будем отвечать за свои собственные грехи и пороки.

Лженаставники
«Волки в овечьих шкурах» – так Спаситель называет лжеучителей. Кто это такие? Это люди, которые обещают привести других к спасению, к Истине, а на самом деле уводят в погибель. Это еретики, духовные самозванцы. Кто-то из них ради удовлетворения жажды власти над людьми, кто-то ради денег, славы и проч., но все они, пользуясь доверием и духовной жаждой людей, уводят их на ложный путь веры и жизни. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15).

Пример, который сразу приходит на ум, – лжемессия Виссарион, объявивший себя новым воплощением Христа. Его последователи продают квартиры в городах и приезжают в Сибирь, где строят город. Бывший ростовский милиционер, а теперь «живой бог» Виссарион окружен славой и роскошью.

Другие примеры: иеговисты, адвентисты, создатели новых религиозных учений и движений… Их сотни, а доверчивых овец, пасущихся у их ног, которых эти волки стригут и за чей счет паразитически живут, – миллионы.
Пусть бы этот греховный симбиоз и существовал, если бы дело касалось только земной эксплуатации одних другими, но на кон поставлена бессмертная душа человека. Вот что страшно, эти волки увлекают души на путь, ведущий в противоположную сторону от Бога и Истины. Приходится надеяться лишь на милосердие Божие, которое может спасти заблудившихся овец.

Религиозное равнодушие
Человек – это не просто мыслящее животное. Человек – это носитель бессмертной души, родственной Богу (созданной по Его образу и подобию). Поэтому человек не может быть сведен к животной жизни: питание, размножение, труд ради хлеба насущного. В человеке должно быть место Богу, вечным, абсолютным ценностям.
Вот почему Иисус однажды сказал хлопотунье Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом… ». И, указав на ее сестру Марию, сидевшую у Его ног и внимательно слушавшую Его поучения, продолжил: «А одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 41-42).

Всякий раз, когда Христос сталкивается с нежеланием человека слышать о вечном, о Божьем, Его это огорчает.
Вот капернаумляне. Капернаум – зажиточный городок. Его жители разводят овец и коз, выращивают плоды, ловят и продают рыбу. Иисуса они непрочь послушать, но следовать за Ним, как-то менять жизнь не собираются. И к ним Христос обращает грозные слова: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, я вленные в тебе, то он (покаявшись) оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Мф. 11, 23-24).

Спасителю претит сонное мещанское прозябание. Мир, в котором и грех не считается грехом и вообще все перемешалось: грех – не грех, это не Его мир. Христос за то, чтобы мир изменился: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!.. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк. 12, 49-53).

Христос за то, чтобы человек сделал свободный и ответственный выбор и пошел за Ним. И сам бы менялся, и мир вокруг него менялся.
Несколько дней назад одна девушка сказала мне: «Мне очень симпатично христианство, но мне трудно стать христианкой. Почему? Потому, что христианство учит пассивной позиции – Бог за тебя все сделает, а ты мирись со злом, подставляй на удар другую щеку…»
Как раз нет! Христианство учит самой активной и энергичной позиции противостояния злу! Ты – на стороне Бога. Ты борешься против греха во всех его проявлениях.

Желание человека идти путем Божиим, захваченность божественной решимостью Христос сравнивал с соленостью... человека. Как соль тогда соль, когда она солона (Христос говорил не об обычной, поваренной соли, а о привычной для иудеев соли из Мертвого моря, которая, ввиду особого химического состава соли из этого моря, могла терять свою соленость), так и человек, который хочет быть учеником Христовым, должен быть «осолен», то есть религиозно воодушевлен и ревностен: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 14, 33-35)

И еще одно, важное:

Спаситель не наказывает тех, кто не хочет принять Истину. Он предупреждает, что это чревато для духовных ленивцев, но дает им время одуматься и покаяться. Но еще более, нежели духовно ленивые, будут наказаны люди, противодействующие замыслам Божиим. Это гонители Христовой веры. Этих людей Христос называл противящимися Духу Божию. Бог посредством Духа Святого хочет привести людей к Истине; Дух даже назван в Писании Духом Истины (Ин. 15, 26). Всякий, кто гонит эту Истину, кто противится замыслам Божиим, кто хочет, чтобы мир остался прежним, запутавшимся и обезбоженным, – хулители деятельности Духа Истины. «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 31-32).

Христос, имея в виду Свое служение, говорит: если кто будет критиковать лично Меня – «скажет слово на Сына Человеческого», – что ж, человеку свойственно что-то не понимать и болтать лишнее. Это грех, но не такой страшный. А вот тот, кто в принципе противодействует Христу и Его деятельности – тот противится Самому Богу. Подобные вещи не простятся ни в сем веке, ни в будущем.

Эти Свои слова Христос произнес, обращаясь к фарисеям, которые хотели дискредитировать Его деятельность и настроить против Него людей (фарисеи сделали это хитро: они сказали, что чудеса, которые творит Иисус, Он творит силой сатанинской, путем колдовства). Возмущенный их подлостью, Христос называет этих хитрецов змеиными детенышами (в нашем переводе – «порождения ехиднины»). И добавляет: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).

И еще одно: очень страшно, когда люди, являющиеся духовными и интеллектуальными авторитетами, пользуясь простотой и доверием людей, уводят их от Истины: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18. 6).

Так и представляешь себе иного кумира, или «звезду» нашего общества, мелькающего на телеэкране и безответственно, походя учащего людей какой-то ереси или заблуждению.

Христос никогда Себя не навязывает. Когда в стране Гадаринской Он изгнал бесов из двух злобных бесноватых, бесы вошли в свиное стадо, и стадо сбросилось с горной кручи в море. Тогда «весь город вышел на встречу Иисусу и, увидевши его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34). Иисус ничего не сказал им. Он, лишь, «войдя в лодку, переправился обратно…» (Мф. 9, 1) Не навязывает, но предупреждает, что за наш выбор: жить с Богом или без Бога – мы будем отвечать: «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.» (Мф. 10, 14-15).

Об обрядоверии
Спаситель никогда не считал, что какие-то человеческие установления, обряды важнее дел любви и милосердия. Самый известный пример – отмена Им ради дела любви закона шаббата, субботнего покоя. Современному человеку, живущему вне иудейской культуры, сложно понять, что такое суббота для еврея. Для еврея это священное время, посвященное Богу. Это время нельзя осквернять никакой работой или действием, которое подпадает под определение «работы». Но Христос показывает, что ради любви закон субботы можно отменить. «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27).
Однажды Христос увидел в синагоге, во время субботнего богослужения, человека с сухой рукой. Спаситель говорит этому человека: «Стань на середину». А потом Христос задает фарисеям вопрос: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? Душу спасти, или погубить?»
Но они молчали… «И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит…» (Мк. 3, 3-5)
Обратите внимание, как больно Христу видеть, что люди самые главные, базовые нравственные ценности – любовь и милосердие – заменили обрядоверием.

И приходят на ум наши иные «ревнители благочестия», которые своими требованиями исполнения правил поста и молитвы мучают близких и знакомых.

…Вновь и вновь Христос обрушивается с гневной проповедью на иудейских вождей, которые заповеди любви и милосердия заслонили предписаниями и выдуманными законами: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, отцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23, 23-24).

И еще о внешнем и внутреннем…
Между внешним и внутренним не должно быть никакого зазора. Как человек ведет себя на людях, когда производит благоприятное впечатление, таким он должен быть и на самом деле. Проблема фарисеев была в том, что они стилизовались под благочестивых, мудрых, обаятельных людей, на самом же деле были внутри полны всякой злобы и лжи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония… Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23, 25-28, 33).

Но христианин, конечно, таким быть не должен. Доброжелательность, открытость, приветливость, доброта не должны быть игрой, но проявлением подлинного душевного состояния.

О твердости и верности
Вы, наверное, обращали внимание, что в Церкви очень прославляется подвиг мучеников. Мученик – это тот, кто перед лицом угроз, мучений, самой смерти не отказался от Бога. Почему этот подвиг так высоко чествуется Церковью? В чем вообще его смысл? А смысл в том, что нетрудно верить Богу, когда у тебя все хорошо. Но, вы, наверное, замечали, что, когда у нас случаются жизненные скорби, наша вера испытывает кризис, многие колеблются: «А слышит ли Бог, а есть ли Он вообще, Бог?..» Это потому, что вера наша проросла в нас неглубоко, как семя, упавшее на каменистую почву и не пустившее глубокого корня: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется» (Мф. 13, 20-21).

Когда же человек становится перед выбором между жизнью и смертью (тем более мучительной), инстинкт к жизни становится таким громким, что практически заглушает все остальные звуки души. Нужно быть человеком очень нравственно зрелым и волевым, чтобы предпочесть голосу инстинкта жизни голос разума. Отказаться от жизни ради спасения другого (например, во время войны, во время кораблекрушения) – большой подвиг, о котором говорит и Спаситель: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Мф. 15, 13).
Сродни этому подвиг мученичества. Мученик – это тот, кто ставит небесные ценности выше земных, кто верность Богу ценит больше самой своей жизни. Христос учит, что люди должны быть именно такими: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

Если кто-то назвал себя учеником Христовым, он должен быть готов за веру отдать и жизнь. И не нужно этого бояться. Господь всех своих детей знает и, конечно, примет в свои объятия людей верных и твердых в вере. «Сберегший душу (под душой имеется в виду жизнь) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39).

Об окончательном наказании
Есть множество христиан, особенно среди западных протестантов, которые думают, что, раз Христос – это Сама Любовь, Он поймет и простит все наши слабости и грехи.
В ответ на это нужно сказать вот что: Евангелия, рисующие нам Христа, приводящие Его речи, никогда не говорят о терпимости Христа ко греху. О терпимости к грешнику – да, но к грешнику, запутавшемуся в жизни… Когда грешник встречается с Правдой жизни, с Истиной, со Христом – от Него грешник слышит твердое: «Иди и впредь не греши».
Человек, который будет и дальше жить в грехе, должен быть готов, что Господь спросит его, почему он не исполнил Его повеление? Евангелие в отношении перспективы грешников в вечности достаточно жестко: их ждет вечная погибель и мука: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13, 40-43).

Христос долготерпит. Возмездие почти никогда не приходит тотчас. В конце концов жизнь человека – путь, и кто знает, может, в конце пути он свернет на правильную дорогу.
Говоря об окончательном наказании, Христос говорит о наказании в конце истории нашего мира: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 13, 49-50).

Господь дает нам время покаяться, но наказание не покаявшимся неотвратимо!

Смирение
Важный пункт учения Христова – учение о смирении.
Христианин должен отказаться от амбиций, от жажды власти и чести. Ученики постоянно спорили: какую награду они получат за то, что, все оставив, последовали за Иисусом. Его воцарение и власть они мыслили как земное царствование. Но Христос останавливает учеников словами: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20, 25-27).

Подобные речи повторяются в Евангелии часто. Не случайно Евангелисты вновь и вновь возвращались к этой теме. Апостолам была памятна их несознательная вера в юности, и они хотели предупредить других братьев и сестер, что этот путь неверен. «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12).

Не будь эгоистом!
Вот в храме стоит очередь к святым мощам (или иконе). Одна из богомолок прикладывается к мощам и остается в таком положении продолжительное время. Очередь молча ждет…

Когда я вижу такую картину, я вспоминаю Евангельскую историю про прокаженного. Был некий человек, который мучительно болел. Он болел проказой. И вот он слышит про Иисуса и хочет просить, чтобы Тот исцелил его. «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его» (Мк. 1, 40-43).
Христос исцелил прокаженного, потому, что страдалец действительно нуждался в милости. Но обратите внимание на последнее предложение: «И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его». В греческом тексте стоит более выразительно: И глянув на него, прогнал. (В церковнославянском тоже: изгна его.)
Почему прогнал, откуда строгость? А потому, что прокаженный нарушил закон человеческого общества и пришел туда, где жили люди. В те времена прокаженные могли жить лишь в отведенных для них пустынных местах да пещерах. Приближаться к людям, рискуя заразить их, они не могли. А этот прокаженный пришел в город, приблизился к людям. Его, конечно, жалко, но поступил он как эгоист.
Христос все же откликнулся на его беду, но потом прогнал его.

Возвращаемся в храм, к нашей прихожанке. Она все еще стоит, преклонившись к мощам? А почему она не думает про других людей? Разве не знает она, что молимся мы, стоя в очереди или поодаль от мощей, а, подойдя к мощам, благоговейно прикладываемся к ним – то есть целуем – и отходим. Всякий раз, когда идет трансляция богослужения, можно увидеть как прикладываются к святыням наши иерархи, священнослужители. Они никогда не замирают в благоговейной молитве, но, приложившись, уступают место другим.
Разве приятен Богу наш духовный эгоизм и себялюбие?

Христос и дети
Сейчас много спорят о том, нужно ли вводить в школах предмет, знакомящий ученика с православной культурой. Верующие люди – за, неверующие и сомневающиеся – против. Аргумент последних: не зомбируйте детей, дайте ребенку вырасти без идеологических программ, а потом пусть сам разбирается. Слыша подобные аргументы, даже верующие и симпатизирующие вере люди смущаются: а ведь верно, речь идет о благе ребенка, ограждая ребенка от религиозной пропаганды, о ребенке заботятся…
Но для думающего православного человека, конечно, этот подход неприемлем. Душа ребенка нуждается в том, чтобы ей поведали о Боге. Общение с детьми показывает, что они тянутся к мистическому, таинственному, тоскуют по иным мирам. И если с детства ребенка не сориентировать в правильном направлении, вероятно, он, когда будет искать (а он будет искать), собьется с верного пути. Уход детей в секты, в иллюзорный мир наркотиков и субкультур – это бегство от обыденности. Вспоминаю, как мне, советскому пионеру, было душно и тесно без Бога. Маленький храм, в который я зашел случайно, оказался для меня дверью в огромный и прекрасный мир, существование которого я всегда предполагал.

Вот и Христос возмущается, когда Апостолы не хотели допустить к Нему детей. В то время в иудейской среде дети активного участия в религиозной жизни не занимали. Они были приобщены к вере как члены семьи: через обряды, через праздники, но личного их отношения с Богом как-то не предполагалось. Поэтому немудрено, что Апостолы посчитали, что нечего детям делать возле Христа. Это взрослые дела. Но Христос учит, что в Новом Завете и дети наравне со взрослыми участвуют в духовной жизни и приобщены Таинствам веры. Мученики первых столетий (вспомним отроковиц Веру, Надежду и Любовь), среди которых было немало детей, доказали, что для веры во Христа и христианской жизни малый возраст – не препятствие. «Приносили к Нему детей… ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-14,16).

  • Like
Реакции: Екатерина96

Комментарии

Очень вовремя! Хотя, наверное, всегда к месту. Мы слишком уверены в себе. Читаем Евангелие и думаем, что все само сразу нам открывается. Не оставляйте, пожалуйста, эту тему. Не всегда прочтешь толкование на Евангелие, а понимать Христа глубоко не просто хочется, а необходимо.Лично я , например, хулу на Духа Святого понимала слишком буквально...
Спасибо за разъяснение.
 
Присоединяюсь ко всем предыдущим комментариям. И особенно - относительно простоты. Для меня это свойство о. Константина давно сформулировалось в душе так: он имеет мужество писать просто.
Спаси Вас Господь, дорогой наш батюшка!
 
Отец Константин! Спасибо огромное - все просто, понятно, доходчиво, если только читать.
Но, как ужасно тяжело менять что-то в себе. Малая малость требует порой колоссальных усилий и долгого времени.
Огромная благодарность, Вам, за труд. Здоровья и радости Вам и Вашей семье.
 
"Христос осуждает лицемерие в отношении милостыни."

Батюшка Константин, Господь осуждает лицемерие не в каких-то конкретных делах - милостня, молитва, пост.
Нет, просто на таких элементарных примерах Господь показывает, такой порок души как лицемерие. Даже у Данте в его "Божественной комедии" самые тяжелые грехи это духовные, но не плотские.
Иногда Господь подводит к тебе таких людей, у которых твой порок в них выступает более явно чем у тебя самого. Этим Господь хочет показать, кто ты такой в Его глазах. (из своего опыта)
 
«Подумайте, как в этой ситуации поступил бы Христос…"
Спаси Вас Господи, Отче, за эту фразу, стараюсь применять ее в своей жизни,но вот, когда попыталась вразумить своего ближнего прмерно в такой же форме(брать пример со святых людей), то в ответ услышала:"Что ты сравниваешь нас простых грешников с избранными сосудами, им это уже дано от Бога", то я не знаю что можно сказать в ответ, что бы человек не отчаивался в своем спасении.
 
СпасиБо! Какую то свежесть в голову принесли, в принципе все читал и все фразы знал, но они как старые книжки на полке, давно не брались и запылились - сейчас протер от пыли и немного приоткрыл. :)
 
Сверху