Ключи в руках Апостола...

Ключи в руках Апостола...
Кого и куда он впускает?

Недавно ко мне подошла женщина и спросила: «Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Я недавно слышала анекдот про то, как Ап. Петр сидит у Рая с ключами в руках. Кого хочет – пускает туда, кого не хочет – не пускает. Потом прихожу в храм, смотрю – и верно… он с ключами. Как понимать эти ключи?..» И у нас с этой женщиной состоялся интересный разговор…
Давайте и мы с вами поговорим на эту тему. Уверяю, вы обнаружите, что это будет интересная и полезная беседа.

Действительно, очень часто Ап. Петр изображается на иконах или картинах с ключами. Этот сюжет взят из Евангельского рассказа:

«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?.. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Этот рассказ очень важен. Ап. Петр говорит, что они, Апостолы, почитают Иисуса Мессией, то есть посланцем Отца Небесного. (Напомню, что слово Мессия означает Помазанный. Так называли в Ветхом Завете людей, посланных Богом для осуществления какой-то особой миссии: царей, священников, пророков.)
Это было очень важное исповедание, на фоне большого количества мнений и недоумений насчет того, кто же такой Иисус. Чаще в Нем видели пророка, иные же – посланца, который предваряет приход истинного Мессии.
Но Петр твердо говорит (хотя, может быть, и боялся вот так, просто, произнести эти слова): мы – верим, что Ты – Тот Самый, Которого ждет мир, о Котором предсказывали пророки, Который осуществит преображение мира.

Еще раз повторю, что это очень важные и ответственные слова, которые нелегко дались Петру и Апостолам, если учесть, что Иисус совсем не походил на такого Мессию, которого все ожидали.

Иисус одобряет это исповедание. Хвалит Петра, называет его даже камнем (Петрас по-гречески означает камень).
И говорит, что за это дает Петру ключи Царства Небесного. «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Итак, мы приблизились к сути нашего маленького исследования. А теперь зададим несколько вопросов и ответим на них.

1. Кому даны ключи?
Разумеется, Петру, кому же еще?.. Но не все так просто. Дело в том, что Петр говорит не от себя, а от лица всех Апостолов. Петр был старшим среди Апостолов, можно сказать, лидером. И часто мы встречаем ситуацию, когда спрашивают всех, а отвечает он один. Вот и в этом случае: «Иисус спрашивал учеников Своих», а от их лица ответил Петр.

Какая разница, скажете вы. А очень большая. Это значит, что ключи получает не только Петр, а и все Апостолы! Ключи эти – такая важная вещь, что сначала нам нужно твердо усвоить, что даны они всем Апостолам, а потом мы можем двигаться дальше.

Начиная с первого века Учители Церкви и святые отцы учили, что ключи получают все Апостолы.
Ориген (3-й век): «Разве одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного и никто другой из блаженных их не получил?»
Св. Амвросий Медиоланский (4-й век) говорит: «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного».
Блаженный Августин (5-й век): «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а Иоанн и Иаков не получили, также и прочие апостолы?.. Петр один отвечает: Ты – Христос, и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он один получил власть вязать и разрешать? Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя собою единство».

Даже на Западе, где Папа Римский мыслил себя преемником Ап. Петра и у него был соблазн применить «право» ключей только к себе, неоднократно возникал этот вопрос, и богословами он разрешался в древнем святоотеческом духе. Отцы Констанского Собора (1414–1418 гг.) докладывали Папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно – связать самого себя петлей удавления».
В 1964 году Папа Павел VI предложил комиссии II Ватиканского Собора, занимавшейся редактированием проекта догматической конституции «О Церкви», запросить наиболее компетентное в Римо-Католической Церкви по вопросам толкования Св. Писания учреждение – библейскую комиссию, следует ли считать, что власть ключей, о которой говорится в Евангелии от Матфея, принадлежит и другим апостолам. Библейская комиссия ответила положительно.

2. Эти ключи так и остались у Апостолов или переданы кому-то еще?
Право этих ключей передано епископам Святой Церкви. Апостолы – родоначальники Церкви. Затем Церковь расширялась и увеличивалась количественно, и людьми, несущими преемственное от Апостолов служение, являются епископы. Таким образом, каждый епископ, принадлежащий к Святой Церкви, имеющий преемство веры и рукоположения от Апостолов, имеет эти ключи.

3. Что это за ключи?
А теперь – самое интересное.

А) Что означает выражение «Царство Небесное»? Нас путает слово Небесное; кажется, что речь идет о небе, небесах. На самом деле, это другое название Царства Божьего. Евреи избегали употреблять слово Бог и всегда старались его заменить. Самым удачным является замена на слово Небеса. Все понимают, что речь идет не о голубом небе над головой, а о потустороннем мире, в котором пребывает Бог. Поэтому в Новом Завете мы часто встречаемся с двумя формами: Царство Божие и Царство Небесное. Сколько бы ни пытались толкователи в прежние времена установить разницу между этими понятиями, на самом деле этой разницы не существует. Библеисты единодушны в том, что эти понятия тождественны, это просто названия одного и того же, если можно так выразиться, синонимы.

Б) Теперь, когда мы установили, что Царство Небесное означает Царство Божие, нам нужно понять, а что это за Царство?
Это то Царство, которое установится на земле, когда туда сойдет Бог.
Сегодня большинство людей игнорируют (или пропускают мимо ушей) одно утверждение, по сути, фундамент христианской веры. А это убежденность Церкви со времен Апостолов и через всех святых отцов, что окончательная судьба человека – не в бесплотном существовании души после смерти, а в той новой жизни, которая начнется после воскресения мертвых и преображения мира.
Вот тогда и установится прекрасное, потрясающее Царство Божие, в котором каждый из нас найдет место (или, увы, не найдет…).
Когда это произойдет – мы не знаем. Первые христиане были убеждены, что это произойдет скоро. Но это «скоро» длится вот уже 2000 лет и сколько будет еще – известно одному Богу…

В) А теперь, вот что означает фраза про ключи: она означает, что Апостолы получают право впускать в это Царство, в этот дивный мир кого захотят. У кого ключи – тот, кого хочет, тех и впускает.

Это образное выражение. И Христос не имел в виду (а, впрочем, может быть, и имел), что, когда мир преобразится и над ним установится правление Бога – Царство Божие, Апостолы будут сидеть у дверей и кого-то впускать или не впускать. Но этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам. Это то же самое, что Христос выразил другими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).

4. Какое отношение все это имеет к нам?
Самое непосредственное! Церковь – это не одна из возможностей достичь спасения и вечной жизни в преображенном мире, а… единственная возможность. Спасение помимо Церкви возможно, но не как система, а как исключительное деяние любви и милости Божией. И для таких исключительных случаев должны быть серьезные поводы (например, человек родился в другой религиозной культуре, человек вырос в джунглях и проч.)
Когда услышите: «Я в Бога верю, а Церковь не признаю», задайте встречный нокаутирующий вопрос: «А ты знаешь, что Христос дал право впускать или не впускать в Царство Божие Апостолам, а те – своим преемникам, епископам?.. И если Церковь тебя туда не впустит, то как ты туда попадешь?»

Поразительная новость для многих: именно Церковь от Самого Христа получила право впускать и не впускать, более того, Христос это право уважает и принимает: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Совсем не толерантная система… В наше время терпимости к извращениям и потакательства любым грехам страшно обидно слышать еще и такие слова, что Церковь от Христа получила право впускать или не впускать в Царство Божие. Это та Церковь, в которой старушки? Которая золотит купола и целует иконы?.. Ужас! Вот воскреснет к новой жизни человек, который не мог ходить в Церковь, потому что читал в газете, что какой-то священник ездит на мерседесе, – уважительная причина жить вне Церкви… а его в Царство-то и не впустят...

Р.S. Прочитав эту заметку, один дорогой мне человек сказал: «Но ведь нельзя так суживать возможности спасения! Нельзя говорить, что спасутся только православные, нельзя говорить, что не спасутся все те, кто родился не в джунглях. А если человек родился в России, но с детства вырос без Бога, без веры… А как же многие искренние и хорошие наши родственники, бабушки и дедушки?..»

Я начал разговаривать на эту тему, но мой собеседник перебивал меня: «Но ты этого не сказал… И этого не сказал…»
«Но это все можно прочитать в других моих публикациях, книгах, статьях…»
«И ты думаешь, их все посетители твоего блога читали?..»

Все это побудило меня к интересной мысли: похоже, на самом деле нужно поговорить подробней о том, кто спасется и кто не спасется. Что мы об этом знаем? Можем ли что-то утверждать? Если мы говорим, что Православие спасительно, то значит ли это, что другие христианские конфессии – не спасительны?
Впереди – интересный разговор. Сразу предупрежу – не из легких. Но кто из нас ищет легких путей, особенно в Великом посту, ведь так?:)

Думаю, что у нас с Вами получится несколько очерков. Может быть, жо десятка, а то и больше.

Ваш…


Несколько фотографий икон и статуй Ап. Петра с ключами.

1668.JPG
Икона 6-го века. Монастырь Св. Екатерины близ Синая.

IMG_3119.JPG
Статуя Ап. Петра Собора Ап. Петра в Риме.


IMG_3100.JPG
Древняя фреска из Собора Ап. Петра в Риме.


IMG_3164г.JPG
Статуя Ап. Петра перед входом в Собор Ап. Петра в Риме.

Комментарии

Да, вроде бы прописные истины, Петр, ключи, врата Рая, а за поверхностным слоем опять идет невообразимая глубина. Спасибо, о. Константин! Все казалось таким понятным, что и вдумываться глубже не имеет смысла! Оказывается, имеет.
 
Интересно,а есть ли какое либо упоминание в Писании о том,что ключи получили все епископы?Что послужило к такому пониманию? Обычные вопросы у сектантов,а ответить не знаешь что.
 
"этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам"

Вспомнилась фреска "Страшный суд" Рублёва. Когда впервые разглядывала её, тоже удивилась, почему Апостолы выступают в роли судей. А сейчас обратила внимание, что за ними еще ряды (сонмы) святых сидят. Может быть, это и есть епископы церкви?
 
Виктория Голубкова написал(а):
"этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам"

Вспомнилась фреска "Страшный суд" Рублёва. Когда впервые разглядывала её, тоже удивилась, почему Апостолы выступают в роли судей. А сейчас обратила внимание, что за ними еще ряды (сонмы) святых сидят. Может быть, это и есть епископы церкви?

Дорогая Виктория. Нет, здесь вопрос в другом. В том, что, согласно древним христианским представлениям, святые люди будут судить мир. «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Кор. 6, 2-3) – говорит Ап. Павел.
 
Незарегистрированный написал(а):
Интересно,а есть ли какое либо упоминание в Писании о том,что ключи получили все епископы?Что послужило к такому пониманию? Обычные вопросы у сектантов,а ответить не знаешь что.

В Писании больше слов про ключи нет. Но, например, вторая половина фразы, сказанная Петру: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах, вскоре была повторена всем Апостолам: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).
Для нас важнейшее значение имеет то, как понимала эти слова Церковь Христова, а понимала она эту «власть ключей» всегда как власть, данную всем Апостолам.
Но если сектант не принимает Предания Церкви, то есть веры Церкви, то ему никто и ничего не докажет…
 
Помню одну проповедь о воскрешении Лазаря... Священник дал такой образ: конечно, воскрешает Своей силой только Господь, но Он велит людям развязать пелены, чтобы Лазарь мог двигаться. И сравнил это с таинством покаяния: конечно, прощает Бог, и даже не обязательно только в момент таинства, и даже вне его; но освободить от "пут" могут именно люди, которым дана такая власть.
И все же, мне кажется, было бы слишком легко провести границы Церкви по границам Церкви видимой. Что вне Церкви нет спасения, я не сомневаюсь. Но можем ли мы, люди, судить о том, где она заканчивается? Об этом, по-моему, очень ярко свидетельствует одна из основных притч о Суде Божием - притча об овцах и козлищах (Мф 25). Единственный критерий там - послужил ли "малым сим", одел ли, "накормил ли душу страдальца", как говорит Исаия, посетил ли узника и пр.и пр. Более того, те, кто все это делали, даже НЕ ЗНАЛИ, что они служат Господу! возможно, их мотивы были не религиозные, это было просто человеческое сострадание. Будет ли Господь смотреть на то, где они были? судя по этой притче, нет...
Думаю, на небесах как нигде все творят волю Божию, а не свою; тем более, епископы Церкви. Ведь эта власть дана им в дар! Кто-то написал, что первородный грех возобновляется всякий раз, как то, что дано человеку в дар, он начинает считать принадлежащим себе по праву. Спасение и доступ в Царство Божие - дар, который никто не может присвоить на этой земле. Тем более судить о том, кто принял его, а кто не смог. И, думаю, никому не доступна "мысль Божия" о каждом человеке.
Юля К.
 
Благодарю за полезное чтение.
Насчет священников на мерседесах....У меня есть знакомый, который говорит, что я не могу ходить в церковь и доверять тем людям, которые, как он говорит, пришли в Церковь для карьеры. Он имел разговор с одним семинаристом, который ответил, что учиться, чтобы деньги зарабатывать. А в другом храме: настоятель делит приходы между своими сыновьями-священниками"=. Вот и не хочет никуда ходить,. Говорит: если человек верит душой в Бога, то в Храм ему ходить необязательно. И что-либо исходящее из моих уст про то, что за то, они перед Богом сами ответят, не влияет.
 
А можно ли сказать, что Ключи - это знания, которые они черпали от Бога и несли в мир Апостолы? И кто принял эти знания, и кто их использует того они и пропустят? А у кого эти знания не удержались в голове, у кого то удержались но со временем забылись, у некоторых под влиянием других исказились - тех могут не впустить?
 
Спаси Господи!

Вспомнилась сказка-притча бр.Гримм "Мужичок на небе". И хотя она не совсем )) о ключах, думаю, вам понравится.

"Помер однажды бедный, честный мужичок, и постучался он в небесные врата. А в это самое время подошёл к ним один богатый-пребогатый помещик, он тоже хотел попасть на небо. Загремел святой Пётр ключами, открыл Врата и впустил богача; а мужичка, должно быть, и не приметил и захлопнул врата. Услыхал мужичок издали, как тот вельможа в радостях проводит своё время на небе, как поют там и играют.

Наконец всё снова затихло, но вот загремел святой Пётр ключами, отворил небесные врата и впустил на небо и мужичка. Думал мужичок, что когда он явится, будут тоже петь и играть,— но всё было тихо. Его приняли приветливо, его тоже встретили ангелы, но никто не пел. Тогда спросил мужичок святого Петра, почему никто ему не пел, как тому вон богатому вельможе? Видно, и на небесах, как и на земле, всё разделено на сословья?

И сказал святой Петр:

— Не завидуй ему, ты одинаково любим, как и все остальные, и ты насладишься всеми небесными радостями, как и тот богач; но, видишь ли, такие вот бедные мужички, как ты, попадают на небо каждый день, а такой богатый вельможа за целое столетье лишь раз."
 
Дорогой отец Константин! Вы даже на первой седмице, такой загруженной для священников, находите время для нас! Да еще такая тема! Спасибо огромное! С нетерпением ждем!
 
Вообще, к сожалению, и по недомыслию, это я говорю о себе, даже не думаешь о Царстве Божьем - когдаа это все еще будет, а вот благодаря таким очеркам хотя бы в себя приходишь ,начинаешь задумываться. Спасибо, батюшка!
 
Католики утверждают, что ключи, которые Пётр (и только Пётр) получил от Господа-это ключи и от Царства Небеснаго, и от ада. То есть Пётр у католиков может ещё и высвобождать праведников из ада. Иерей Даниил(Сысоев) выражал православную мысль, по которой у Петра( и не только у него, но и у остальных апостолов) могут быть ключи только лишь от Царствия Небеснаго, ибо из ада высвобождает праведных только Сам Иисус. Священномученик Климент, папа Римский, провидя злоупотребления западных епископов, писал упреждение, в котором указывал, что не только Пётр получил ключи, но и все Апостолы Христовы. Эта запись Климентова подтверждает, кстати, и необоснованность учения католиков о том, будто на Петре Христос созидает Церковь Свою.
Отец Константин, отругайте меня, если я не прав, но у меня сложилось мнение, что спасутся все, что спасение Господом всякому даровано. Но вот в каком виде спасутся те или иные, это уже другой вопрос. Будут праздные голосить в Божественном чертоге непрестанно, или в радости пребудут зрящие- спасутся все, но в каком виде и что им отмерено будет, что положено. Нам то есть. Вот я, например-фарисей, спасусь, но доля моя незавидна в будущей то жизни. А если рассуждать о тех, которые спасутся, и иных, которые не спасутся, то это же кальвинизм-одно из протестантских извращений.
 
Согласна с тем, что пишет пользователь под именем "Мальцев". Мне тоже кажется, что рассуждать о том, кто спасется, невозможно. Бог жаждет спасти всех, а кто из людей примет это спасение и кто нет - мы, извне, судить не можем никак. Ведь внутренность видит только Он. А то иногда даже некое злорадство звучит у некоторых верующих: "А эти-то и не спасутся!". Хочется повторить слова того святого Отца: "Нет-нет, любовь не может этого понести!"
Даже будучи католичкой, согласна, что всем епископам дана власть разрешать и связывать, то есть, по сути, власть ключей. Но учение о том, что именно на Петре Христос созидает Церковь Свою - вовсе не католическое учение, а слова Самого Господа: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою" (Мф 16, 18). Петр - не начальник над Апостолами, а "первый среди равных", или, вместе с Павлом, "первоверховный". А почему, опять же, наверное, не нам судить. "И позвал к Себе, кого Сам хотел"...
Юля К.
 
Мережко Надежда Евгеньевна написал(а):
...Насчет священников на мерседесах....У меня есть знакомый, который говорит, что я не могу ходить в церковь и доверять тем людям, которые, как он говорит, пришли в Церковь для карьеры. Он имел разговор с одним семинаристом, который ответил, что учиться, чтобы деньги зарабатывать. А в другом храме: настоятель делит приходы между своими сыновьями-священниками"=. Вот и не хочет никуда ходить,. Говорит: если человек верит душой в Бога, то в Храм ему ходить необязательно. И что-либо исходящее из моих уст про то, что за то, они перед Богом сами ответят, не влияет.

Таких людей вечно тянет найти зло мира за пределами себя самого - они не знакомы с болезнью своей души, с гнилью нутра своего. Если такому человеку кажется, что все священники - карьеристы и паразиты, которые ездят исключительно на мерседесах, значит, он сам потенциальный паразит по внутреннему состоянию сердца своего, ныне горделиво считающий себя образцом «бескорыстия,трудолюбия и чистоты», но втайне страстно вожделеющий войти в мир мерседесовского барства.
 
Таких людей вечно тянет найти зло мира за пределами себя самого
Это Вы, дорогой отец Сергий, блестяще определили, это могло бы стать аргументом наповал против всех, кто источает "ложь о Церкви", о ее священниках, кто на самом-то деле снедаем всякого рода завистью - к поповским "мерседесам" (дались им этим "мерседесы", какая убогая фантазия:)) и... к любви людской (этому тоже завидуют). Могло бы... но не станет - сами себя эти люди за Вашими словами не увидят...
Знаю и вижу, что сейчас же среди нас найдутся защитники этих несчастных. Да, вчуже и мне их жаль, честное слово. Но давайте подумаем о тех, кто пока еще только присматривается и прислушивается. Вот для них, отец Сергий, Ваши слова очень важны, цены им нет, настолько мощно они перекрывают хор обличителей Церкви. (Как всё перекрывает в церкви Ваш бас:)).
 
Сверху