Ключи в руках Апостола...
Кого и куда он впускает?
Недавно ко мне подошла женщина и спросила: «Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Я недавно слышала анекдот про то, как Ап. Петр сидит у Рая с ключами в руках. Кого хочет – пускает туда, кого не хочет – не пускает. Потом прихожу в храм, смотрю – и верно… он с ключами. Как понимать эти ключи?..» И у нас с этой женщиной состоялся интересный разговор…
Давайте и мы с вами поговорим на эту тему. Уверяю, вы обнаружите, что это будет интересная и полезная беседа.
Действительно, очень часто Ап. Петр изображается на иконах или картинах с ключами. Этот сюжет взят из Евангельского рассказа:
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?.. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Этот рассказ очень важен. Ап. Петр говорит, что они, Апостолы, почитают Иисуса Мессией, то есть посланцем Отца Небесного. (Напомню, что слово Мессия означает Помазанный. Так называли в Ветхом Завете людей, посланных Богом для осуществления какой-то особой миссии: царей, священников, пророков.)
Это было очень важное исповедание, на фоне большого количества мнений и недоумений насчет того, кто же такой Иисус. Чаще в Нем видели пророка, иные же – посланца, который предваряет приход истинного Мессии.
Но Петр твердо говорит (хотя, может быть, и боялся вот так, просто, произнести эти слова): мы – верим, что Ты – Тот Самый, Которого ждет мир, о Котором предсказывали пророки, Который осуществит преображение мира.
Еще раз повторю, что это очень важные и ответственные слова, которые нелегко дались Петру и Апостолам, если учесть, что Иисус совсем не походил на такого Мессию, которого все ожидали.
Иисус одобряет это исповедание. Хвалит Петра, называет его даже камнем (Петрас по-гречески означает камень).
И говорит, что за это дает Петру ключи Царства Небесного. «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Итак, мы приблизились к сути нашего маленького исследования. А теперь зададим несколько вопросов и ответим на них.
1. Кому даны ключи?
Разумеется, Петру, кому же еще?.. Но не все так просто. Дело в том, что Петр говорит не от себя, а от лица всех Апостолов. Петр был старшим среди Апостолов, можно сказать, лидером. И часто мы встречаем ситуацию, когда спрашивают всех, а отвечает он один. Вот и в этом случае: «Иисус спрашивал учеников Своих», а от их лица ответил Петр.
Какая разница, скажете вы. А очень большая. Это значит, что ключи получает не только Петр, а и все Апостолы! Ключи эти – такая важная вещь, что сначала нам нужно твердо усвоить, что даны они всем Апостолам, а потом мы можем двигаться дальше.
Начиная с первого века Учители Церкви и святые отцы учили, что ключи получают все Апостолы.
Ориген (3-й век): «Разве одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного и никто другой из блаженных их не получил?»
Св. Амвросий Медиоланский (4-й век) говорит: «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного».
Блаженный Августин (5-й век): «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а Иоанн и Иаков не получили, также и прочие апостолы?.. Петр один отвечает: Ты – Христос, и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он один получил власть вязать и разрешать? Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя собою единство».
Даже на Западе, где Папа Римский мыслил себя преемником Ап. Петра и у него был соблазн применить «право» ключей только к себе, неоднократно возникал этот вопрос, и богословами он разрешался в древнем святоотеческом духе. Отцы Констанского Собора (1414–1418 гг.) докладывали Папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно – связать самого себя петлей удавления».
В 1964 году Папа Павел VI предложил комиссии II Ватиканского Собора, занимавшейся редактированием проекта догматической конституции «О Церкви», запросить наиболее компетентное в Римо-Католической Церкви по вопросам толкования Св. Писания учреждение – библейскую комиссию, следует ли считать, что власть ключей, о которой говорится в Евангелии от Матфея, принадлежит и другим апостолам. Библейская комиссия ответила положительно.
2. Эти ключи так и остались у Апостолов или переданы кому-то еще?
Право этих ключей передано епископам Святой Церкви. Апостолы – родоначальники Церкви. Затем Церковь расширялась и увеличивалась количественно, и людьми, несущими преемственное от Апостолов служение, являются епископы. Таким образом, каждый епископ, принадлежащий к Святой Церкви, имеющий преемство веры и рукоположения от Апостолов, имеет эти ключи.
3. Что это за ключи?
А теперь – самое интересное.
А) Что означает выражение «Царство Небесное»? Нас путает слово Небесное; кажется, что речь идет о небе, небесах. На самом деле, это другое название Царства Божьего. Евреи избегали употреблять слово Бог и всегда старались его заменить. Самым удачным является замена на слово Небеса. Все понимают, что речь идет не о голубом небе над головой, а о потустороннем мире, в котором пребывает Бог. Поэтому в Новом Завете мы часто встречаемся с двумя формами: Царство Божие и Царство Небесное. Сколько бы ни пытались толкователи в прежние времена установить разницу между этими понятиями, на самом деле этой разницы не существует. Библеисты единодушны в том, что эти понятия тождественны, это просто названия одного и того же, если можно так выразиться, синонимы.
Б) Теперь, когда мы установили, что Царство Небесное означает Царство Божие, нам нужно понять, а что это за Царство?
Это то Царство, которое установится на земле, когда туда сойдет Бог.
Сегодня большинство людей игнорируют (или пропускают мимо ушей) одно утверждение, по сути, фундамент христианской веры. А это убежденность Церкви со времен Апостолов и через всех святых отцов, что окончательная судьба человека – не в бесплотном существовании души после смерти, а в той новой жизни, которая начнется после воскресения мертвых и преображения мира.
Вот тогда и установится прекрасное, потрясающее Царство Божие, в котором каждый из нас найдет место (или, увы, не найдет…).
Когда это произойдет – мы не знаем. Первые христиане были убеждены, что это произойдет скоро. Но это «скоро» длится вот уже 2000 лет и сколько будет еще – известно одному Богу…
В) А теперь, вот что означает фраза про ключи: она означает, что Апостолы получают право впускать в это Царство, в этот дивный мир кого захотят. У кого ключи – тот, кого хочет, тех и впускает.
Это образное выражение. И Христос не имел в виду (а, впрочем, может быть, и имел), что, когда мир преобразится и над ним установится правление Бога – Царство Божие, Апостолы будут сидеть у дверей и кого-то впускать или не впускать. Но этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам. Это то же самое, что Христос выразил другими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
4. Какое отношение все это имеет к нам?
Самое непосредственное! Церковь – это не одна из возможностей достичь спасения и вечной жизни в преображенном мире, а… единственная возможность. Спасение помимо Церкви возможно, но не как система, а как исключительное деяние любви и милости Божией. И для таких исключительных случаев должны быть серьезные поводы (например, человек родился в другой религиозной культуре, человек вырос в джунглях и проч.)
Когда услышите: «Я в Бога верю, а Церковь не признаю», задайте встречный нокаутирующий вопрос: «А ты знаешь, что Христос дал право впускать или не впускать в Царство Божие Апостолам, а те – своим преемникам, епископам?.. И если Церковь тебя туда не впустит, то как ты туда попадешь?»
Поразительная новость для многих: именно Церковь от Самого Христа получила право впускать и не впускать, более того, Христос это право уважает и принимает: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Совсем не толерантная система… В наше время терпимости к извращениям и потакательства любым грехам страшно обидно слышать еще и такие слова, что Церковь от Христа получила право впускать или не впускать в Царство Божие. Это та Церковь, в которой старушки? Которая золотит купола и целует иконы?.. Ужас! Вот воскреснет к новой жизни человек, который не мог ходить в Церковь, потому что читал в газете, что какой-то священник ездит на мерседесе, – уважительная причина жить вне Церкви… а его в Царство-то и не впустят...
Р.S. Прочитав эту заметку, один дорогой мне человек сказал: «Но ведь нельзя так суживать возможности спасения! Нельзя говорить, что спасутся только православные, нельзя говорить, что не спасутся все те, кто родился не в джунглях. А если человек родился в России, но с детства вырос без Бога, без веры… А как же многие искренние и хорошие наши родственники, бабушки и дедушки?..»
Я начал разговаривать на эту тему, но мой собеседник перебивал меня: «Но ты этого не сказал… И этого не сказал…»
«Но это все можно прочитать в других моих публикациях, книгах, статьях…»
«И ты думаешь, их все посетители твоего блога читали?..»
Все это побудило меня к интересной мысли: похоже, на самом деле нужно поговорить подробней о том, кто спасется и кто не спасется. Что мы об этом знаем? Можем ли что-то утверждать? Если мы говорим, что Православие спасительно, то значит ли это, что другие христианские конфессии – не спасительны?
Впереди – интересный разговор. Сразу предупрежу – не из легких. Но кто из нас ищет легких путей, особенно в Великом посту, ведь так?
Думаю, что у нас с Вами получится несколько очерков. Может быть, жо десятка, а то и больше.
Ваш…
Несколько фотографий икон и статуй Ап. Петра с ключами.
Икона 6-го века. Монастырь Св. Екатерины близ Синая.
Статуя Ап. Петра Собора Ап. Петра в Риме.
Древняя фреска из Собора Ап. Петра в Риме.
Статуя Ап. Петра перед входом в Собор Ап. Петра в Риме.
Кого и куда он впускает?
Недавно ко мне подошла женщина и спросила: «Ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос. Я недавно слышала анекдот про то, как Ап. Петр сидит у Рая с ключами в руках. Кого хочет – пускает туда, кого не хочет – не пускает. Потом прихожу в храм, смотрю – и верно… он с ключами. Как понимать эти ключи?..» И у нас с этой женщиной состоялся интересный разговор…
Давайте и мы с вами поговорим на эту тему. Уверяю, вы обнаружите, что это будет интересная и полезная беседа.
Действительно, очень часто Ап. Петр изображается на иконах или картинах с ключами. Этот сюжет взят из Евангельского рассказа:
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?.. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Этот рассказ очень важен. Ап. Петр говорит, что они, Апостолы, почитают Иисуса Мессией, то есть посланцем Отца Небесного. (Напомню, что слово Мессия означает Помазанный. Так называли в Ветхом Завете людей, посланных Богом для осуществления какой-то особой миссии: царей, священников, пророков.)
Это было очень важное исповедание, на фоне большого количества мнений и недоумений насчет того, кто же такой Иисус. Чаще в Нем видели пророка, иные же – посланца, который предваряет приход истинного Мессии.
Но Петр твердо говорит (хотя, может быть, и боялся вот так, просто, произнести эти слова): мы – верим, что Ты – Тот Самый, Которого ждет мир, о Котором предсказывали пророки, Который осуществит преображение мира.
Еще раз повторю, что это очень важные и ответственные слова, которые нелегко дались Петру и Апостолам, если учесть, что Иисус совсем не походил на такого Мессию, которого все ожидали.
Иисус одобряет это исповедание. Хвалит Петра, называет его даже камнем (Петрас по-гречески означает камень).
И говорит, что за это дает Петру ключи Царства Небесного. «И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Итак, мы приблизились к сути нашего маленького исследования. А теперь зададим несколько вопросов и ответим на них.
1. Кому даны ключи?
Разумеется, Петру, кому же еще?.. Но не все так просто. Дело в том, что Петр говорит не от себя, а от лица всех Апостолов. Петр был старшим среди Апостолов, можно сказать, лидером. И часто мы встречаем ситуацию, когда спрашивают всех, а отвечает он один. Вот и в этом случае: «Иисус спрашивал учеников Своих», а от их лица ответил Петр.
Какая разница, скажете вы. А очень большая. Это значит, что ключи получает не только Петр, а и все Апостолы! Ключи эти – такая важная вещь, что сначала нам нужно твердо усвоить, что даны они всем Апостолам, а потом мы можем двигаться дальше.
Начиная с первого века Учители Церкви и святые отцы учили, что ключи получают все Апостолы.
Ориген (3-й век): «Разве одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного и никто другой из блаженных их не получил?»
Св. Амвросий Медиоланский (4-й век) говорит: «То, что сказано Петру, сказано и прочим апостолам: дам тебе ключи Царства Небесного».
Блаженный Августин (5-й век): «Неужели Петр получил эти ключи, а Павел их не получил? Петр получил, а Иоанн и Иаков не получили, также и прочие апостолы?.. Петр один отвечает: Ты – Христос, и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он один получил власть вязать и разрешать? Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя собою единство».
Даже на Западе, где Папа Римский мыслил себя преемником Ап. Петра и у него был соблазн применить «право» ключей только к себе, неоднократно возникал этот вопрос, и богословами он разрешался в древнем святоотеческом духе. Отцы Констанского Собора (1414–1418 гг.) докладывали Папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно – связать самого себя петлей удавления».
В 1964 году Папа Павел VI предложил комиссии II Ватиканского Собора, занимавшейся редактированием проекта догматической конституции «О Церкви», запросить наиболее компетентное в Римо-Католической Церкви по вопросам толкования Св. Писания учреждение – библейскую комиссию, следует ли считать, что власть ключей, о которой говорится в Евангелии от Матфея, принадлежит и другим апостолам. Библейская комиссия ответила положительно.
2. Эти ключи так и остались у Апостолов или переданы кому-то еще?
Право этих ключей передано епископам Святой Церкви. Апостолы – родоначальники Церкви. Затем Церковь расширялась и увеличивалась количественно, и людьми, несущими преемственное от Апостолов служение, являются епископы. Таким образом, каждый епископ, принадлежащий к Святой Церкви, имеющий преемство веры и рукоположения от Апостолов, имеет эти ключи.
3. Что это за ключи?
А теперь – самое интересное.
А) Что означает выражение «Царство Небесное»? Нас путает слово Небесное; кажется, что речь идет о небе, небесах. На самом деле, это другое название Царства Божьего. Евреи избегали употреблять слово Бог и всегда старались его заменить. Самым удачным является замена на слово Небеса. Все понимают, что речь идет не о голубом небе над головой, а о потустороннем мире, в котором пребывает Бог. Поэтому в Новом Завете мы часто встречаемся с двумя формами: Царство Божие и Царство Небесное. Сколько бы ни пытались толкователи в прежние времена установить разницу между этими понятиями, на самом деле этой разницы не существует. Библеисты единодушны в том, что эти понятия тождественны, это просто названия одного и того же, если можно так выразиться, синонимы.
Б) Теперь, когда мы установили, что Царство Небесное означает Царство Божие, нам нужно понять, а что это за Царство?
Это то Царство, которое установится на земле, когда туда сойдет Бог.
Сегодня большинство людей игнорируют (или пропускают мимо ушей) одно утверждение, по сути, фундамент христианской веры. А это убежденность Церкви со времен Апостолов и через всех святых отцов, что окончательная судьба человека – не в бесплотном существовании души после смерти, а в той новой жизни, которая начнется после воскресения мертвых и преображения мира.
Вот тогда и установится прекрасное, потрясающее Царство Божие, в котором каждый из нас найдет место (или, увы, не найдет…).
Когда это произойдет – мы не знаем. Первые христиане были убеждены, что это произойдет скоро. Но это «скоро» длится вот уже 2000 лет и сколько будет еще – известно одному Богу…
В) А теперь, вот что означает фраза про ключи: она означает, что Апостолы получают право впускать в это Царство, в этот дивный мир кого захотят. У кого ключи – тот, кого хочет, тех и впускает.
Это образное выражение. И Христос не имел в виду (а, впрочем, может быть, и имел), что, когда мир преобразится и над ним установится правление Бога – Царство Божие, Апостолы будут сидеть у дверей и кого-то впускать или не впускать. Но этот образ, тем не менее, весьма красноречиво показывает, что власть впустить или не впустить дана Апостолам. Это то же самое, что Христос выразил другими словами: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
4. Какое отношение все это имеет к нам?
Самое непосредственное! Церковь – это не одна из возможностей достичь спасения и вечной жизни в преображенном мире, а… единственная возможность. Спасение помимо Церкви возможно, но не как система, а как исключительное деяние любви и милости Божией. И для таких исключительных случаев должны быть серьезные поводы (например, человек родился в другой религиозной культуре, человек вырос в джунглях и проч.)
Когда услышите: «Я в Бога верю, а Церковь не признаю», задайте встречный нокаутирующий вопрос: «А ты знаешь, что Христос дал право впускать или не впускать в Царство Божие Апостолам, а те – своим преемникам, епископам?.. И если Церковь тебя туда не впустит, то как ты туда попадешь?»
Поразительная новость для многих: именно Церковь от Самого Христа получила право впускать и не впускать, более того, Христос это право уважает и принимает: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.
Совсем не толерантная система… В наше время терпимости к извращениям и потакательства любым грехам страшно обидно слышать еще и такие слова, что Церковь от Христа получила право впускать или не впускать в Царство Божие. Это та Церковь, в которой старушки? Которая золотит купола и целует иконы?.. Ужас! Вот воскреснет к новой жизни человек, который не мог ходить в Церковь, потому что читал в газете, что какой-то священник ездит на мерседесе, – уважительная причина жить вне Церкви… а его в Царство-то и не впустят...
Р.S. Прочитав эту заметку, один дорогой мне человек сказал: «Но ведь нельзя так суживать возможности спасения! Нельзя говорить, что спасутся только православные, нельзя говорить, что не спасутся все те, кто родился не в джунглях. А если человек родился в России, но с детства вырос без Бога, без веры… А как же многие искренние и хорошие наши родственники, бабушки и дедушки?..»
Я начал разговаривать на эту тему, но мой собеседник перебивал меня: «Но ты этого не сказал… И этого не сказал…»
«Но это все можно прочитать в других моих публикациях, книгах, статьях…»
«И ты думаешь, их все посетители твоего блога читали?..»
Все это побудило меня к интересной мысли: похоже, на самом деле нужно поговорить подробней о том, кто спасется и кто не спасется. Что мы об этом знаем? Можем ли что-то утверждать? Если мы говорим, что Православие спасительно, то значит ли это, что другие христианские конфессии – не спасительны?
Впереди – интересный разговор. Сразу предупрежу – не из легких. Но кто из нас ищет легких путей, особенно в Великом посту, ведь так?
Думаю, что у нас с Вами получится несколько очерков. Может быть, жо десятка, а то и больше.
Ваш…
Несколько фотографий икон и статуй Ап. Петра с ключами.
Икона 6-го века. Монастырь Св. Екатерины близ Синая.
Статуя Ап. Петра Собора Ап. Петра в Риме.
Древняя фреска из Собора Ап. Петра в Риме.
Статуя Ап. Петра перед входом в Собор Ап. Петра в Риме.