Как нам себя вести, чтобы не отвращать людей от Церкви?..

Церковь Божия: Ветхая и вечно юная...
О православной вере и благочестии в 21-м веке

В раннехристианской книге «Пастырь», где автор, св. Ерм, сподобляется потрясающих видений о вере, Церкви и христианской жизни, есть одно из самых любимых моих откровений. Это откровение Церкви в виде старицы, а потом в виде прекрасной юной девушки. На недоумение Ерма следует ответ: Церковь - старица, потому что была от создания мира[1]. Почему же Церковь юна и прекрасна? Потому, что она вечно молодеет, вечно расцветает от приходящих к вере людей и их нравственного исправления.

Вот такой, на самом деле, я Церковь всегда, еще до прочтения «Пастыря» Ерма, и воспринимал. С одной стороны, мы понимаем, что Церковь имеет колоссальный багаж, накопленный за тысячелетия. С другой стороны, мы видим, что Церковь живет вместе с нами, в наше время. Она разделяет наши современные тревоги, учит противостоять вызовам века сего, всегда актуализирует непреходящую Истину Христову о Спасении и Жизни Вечной.

Мне как пастырю приходится часто обращаться к людям с проповедью, или словом наставления. Откуда бы я ни черпал идеи для своих слов - из Священного Писания, или из Предания, из штудий академических богословов, а может быть, даже из нашей мирской жизни, - всегда пытаюсь соотносить свои слова с тем, что возвещает человеку Церковь, а более конкретно - Христос, Который есть Глава (т.е. Начальник и Вдохновитель) Церкви.

Велика ответственность проповедника или любого человека, который говорит о вере. Истина и Христос вручаются нам, как родителям - младенец. Собственно, Христос потому и пришел в виде Младенца, чтобы вручить нам, людям, Себя, беззащитного и смиренного. От нас зависит: верно ли мы изложим вечную истину Христову, или переврем ее и, сообразуясь с лукавыми тенденциями жизни нашей, исказим... Самым безопасным опытом поэтому, является тот, когда проповедник просто пересказывает сказанное до него святыми отцами или другими проповедниками. Иногда пересказывает даже их языком. Это плавание - вдоль берега. Здесь - не опасно. Здесь по берегам сидят Спасенные и слушают музыку с курсирующих вдоль берега катеров и лодочек.

Но гораздо сложней задача проповедника, если он попробует изложить слово Истины о вере и Спасении новыми словами, по-другому, нежели прежде, используя смелые примеры и не боясь того массива знаний, которые мы имеем сегодня, в 21-м веке.

Этот путь труден и опасен. Но и головокружительно интересней, потому что мы отплываем в открытое море. Интересней, но и ответственней, потому что именно там, в открытом житейском море, барахтается современное человечество.

Автор этих строк в своих беседах и проповедях часто рискует выходить в открытое море для того, чтобы протянуть руку находящимся там. По милости Божией, это не напрасно, многие вскарабкались на корабль Спасения. Иногда кораблю, находящемуся в открытом море, тревожно гудят катера и лодки, плавающие вдоль берега: «Эй, осторожней!»; иногда кричат люди с берега: «Вернись, не рискуй», а то и: «Назад, безумец!» И корабль бы ушел из моря, под защиту бухты, если бы не знал, что он - там нужен.

Перед вами - сборник бесед, произнесенных в разное время. Эти беседы - о разном. Что их объединяет, это то, что они каждый по-своему, со своей стороны, открывают нам веру и жизнь православно-христианскую. Для меня проповедь - такое же важное служение, как и Евхаристическое и пастырское. Я говорю о том, чем живу и что меня волнует, часто делюсь сокровенными мыслями и переживаниями. Можете быть уверены, что, несмотря на несовершенства всех этих бесед, все они произнесены с любовью и самым искренним чувством.

Как нам себя вести, чтобы не отвращать людей от Церкви?..

Мне очень радостно, дорогие, что я открываю наш с вами цикл бесед разговором о том, какими мы должны стараться быть, чтобы не быть источником соблазна для людей, чтобы не отвращать от Бога, а, по возможности, способствовать приходу людей к вере.
В святоотеческой литературе есть такая история, связанная с именем святого Макария Египетского. Однажды некий монах, подвижник Египетской пустыни, шел по пустыне по своим делам. Ему повстречался языческий жрец, который нес вязанку хвороста. «Куда бежишь, демон?» - спросил его монах. Жрец, недолго раздумывая, положил вязанку на землю и побил монаха. Избитый монах поохал, полежал на земле, приходя в себя, а потом грустный поплелся в келью...
Через какое-то время по пустыне шел преподобный Макарий Египетский, и он тоже увидел этого жреца, который нес вязанку. Макарий спросил: «Куда путь держишь, труждающийся человек?» Тот положил хворост, подошел к преподобному Макарию и говорит: «Почему ты меня назвал труждающимся?» Он говорит: «Потому, что ты трудишься, работаешь с ранней зари, но только, брат ты мой, все твои усилия напрасны. Не придешь ты к Господу, не придешь ты в Царство Божие. Потому, что ты находишься во тьме заблуждения». - «Расскажи мне о вере своей, как мне из этой тьмы выбраться к свету, как мне спастись?..» Макарий начал разговор. Впоследствии этот языческий жрец принял крещение и стал христианином.

Это очень известная древняя история, и чему она нас учит? А тому простому и важному, что легко упустить из виду: Если мы хотим быть услышанными людьми, миром нашим, нам нужно изначально, как отправную точку, как стартовое условие, иметь доброжелательное, приветливое, миролюбивое ко всем отношение. Это так просто, что это упускается из виду, а это принципиальный пункт, без которого никакой диалог, а, значит, и возможность поделиться нашей верой, не состоится.

Меня всегда, когда я читаю Священное Писание, на какое-то время останавливают и заставляют задуматься вот какие слова про Христа. Когда Он был маленьким, Иисус преуспевал в ...любви у Бога и человеков (Лк. 2: 52). То есть, с детства, мальчиком Иисус был мил не только Отцу Небесному, но и людям, люди Его любили! Есть апокрифические сведения, не знаю, насколько можно им доверять, но во всяком случае то, что мы знаем, из разных источников, говорит о том, что Христос рос приветливым, доброжелательным, открытым, светлым человеком, общение с которым, даже уже взгляд на которого, уже приносил людям радость.

Об этом терпении, доброжелательности Христос потом много раз говорил и, более того, что слова?.. - показывал Своим примером такое отношение. Это и наша с вами должна быть христианская позиция, как я уже сказал, отправная точка нашей христианской жизни. Мы с вами живем в таком неприветливом мире... Люди столько злобы выплескивают сейчас!.. Если почитать, например, в Интернете какие-то публикации, какие-то комментарии под этими публикациями, то вдруг обнаруживаешь для себя, сколько злости, сколько ненависти, сколько грязи выносится на поверхность... Люди такими словами друг друга хулят, покрывают... В каком-то смысле это, как ни ужасно, как ни жутко, но это лучше, когда люди эмоции проявляют. Лучше, нежели они бы их хранили, копили, собирали где-то в себе. Прежде ведь мы такой грязи не видели и не знали, но не потому, что злобы этой не было, а потому, что люди всё это держали в себе. Как люди с этим справлялись? Через выпивку, через бытовую, семейную агрессию, через хулиганство, через тихую ненависть. Тихо сходили с ума, потому что эмоции, будучи невыраженными, - человека уничтожают.
В каком-то смысле, как это ни жутко, как меня ни пугает, но сегодняшняя ситуация, когда люди ту грязь, которая в их душе, проявляют, она более, что ли, конструктивна. Когда ты всё это проявляешь, - снимается твое напряжение. С одной стороны, это так: это не ведёт к невротической ситуации, не ведет к неврозам. Но здесь есть и обратная сторона. Если, скажем, ты не можешь свою агрессию выразить и она в тебе накапливается, то можно сказать, что в душе накапливается определенный потенциал. И как грозовая туча разрешается дождем, так тот потенциал недовольства, злости, он может потом разрешиться и привести тебя к покаянию, к обращению. Человек может вдруг увидеть, - а катализатором может послужить какая-то жизненная ситуация, - сколько в нём гадости.
А когда по чуть-чуть это у него выходит, этот пар спускается, вот это напряжение, этот потенциал напряжения в душе снимается, то вряд ли это приведет человека к покаянию. Скорее всего, в таком состоянии он и останется. Так и будет, потихоньку стравливая ненависть, вариться среди себе подобных хулителей в Интернете, в мире.

Но я не хочу об этом сейчас говорить. Мне важно обратить ваше внимание на другое, еще более страшное: это когда злоба и ненависть - наблюдается у некоторых христиан. Вот что грустно по-настоящему... Сколько бы нам ни говорили разные церковные спикеры и политики, что верующие люди на самом деле хорошие, что всё это безбожники злые клевещут на добрых православных, тем не менее, если почитать какие-нибудь православные форумы, - ты увидишь и злобу, и нетерпимость... Конечно, в меньшей степени, чем у неверующих людей, но проблема такая есть. И у православных не все в душе вылечено.

В связи с нашим разговором, я хочу привести один Евангельский фрагмент. Он о том, как нам строить отношения с нашими ближними в нашем непростом мире, в нашей непростой жизни. Текст, который мы сейчас прочитаем, - я очень люблю. Я много над ним думал. Мне хочется, чтобы и вы над ним думали. Как вот, простите за пример, но его еще святитель Феофан Затворник использовал, - сосательная конфета. Несешь ее во рту, сосешь, так и текст из Священного Писания, прочитанный ли, услышанный ли нами, мы должны не оставить, захлопнув Библию, а унести с собой. Мне очень хочется, чтобы вы этот текст, о котором мы сейчас поговорим, унесли в сердце и поразмышляли о нем. Пусть он потихоньку растворяется в наших устах, нашем сердце.

Это Евангелие от Луки, 9-я глава.
Это евангельское чтение о том, что вокруг нас, таких хороших, пушистых и белых христиан, вокруг нас есть люди, или не принявшие пока ещё в полной мере Весть о Христе, или, наоборот, даже враждующие против веры.
Текст говорит, что ни в каком случае это не должно вести нас с вами к озлоблению. Мы должны проявлять максимум мудрости для того, чтобы своим примером привлечь людей к хорошему.
Итак, подошел к Иисусу один из учеников Его и сказал: Наставник, мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. То есть, был какой-то человек, который, видя, что Спаситель изгоняет бесов, по сути спекулировал именем Христа, тоже ходил, заклинал бесов.
Эти заклинатели бесов на Востоке очень часто были. Это был такой бизнес. Я не знаю, сколько там было от настоящего заклинания. Может быть, 1%, а 99% - это шоу. А может быть, и все было постановкой, рассчитанной на простаков. И вот, в частности, по Иудее ходили эти фокусники, экзорцисты, которые якобы изгоняли бесов. Возможно, они владели какими-то азами гипноза, какого-то психотерапевтического воздействия, как сейчас многие цыгане. Но в любом случае, когда они появлялись в деревнях - то люди, даже не бесноватые, а с неуравновешенной психикой, они тянулись к таким людям. Просили изгнать из них какого-нибудь беса. И сейчас многие считают, что в них бес (я не говорю про реальную одержимость, а про мнительность). Какие-то проблемы со здоровьем, или ссоришься с близкими, или боишься темноты, или социофобия, да что угодно, и современные люди, даже не задумываясь, что тут могут быть какие-то психологические или духовные проблемы, бегут в храм и просят: изгоните из нас беса. Тем более много таких людей, пользующихся услугами экзорцистов, было в древности.
В общем, заклинатели бесов голодными не были. И вот этот некий человек, про которого мы читаем в Евангелии, стал спекулировать именем Иисуса Христа. И ученики, что вполне понятно, ему резко запретили это делать.
И тут Иисус говорит потрясающие слова: Не запрещайте, ибо кто не против вас - тот за вас. Может быть, этот человек сегодня еще не пришел к вере, может быть, даже он именем Господним в каких-то таких меркантильных целях пользуется. Но уже то, что он не против Христа - это уже хорошо. До нас дошла одна древняя аграфа (это не записанное изречение Иисуса Христа, не вошедшее в Евангелие), которую большинство ученых считают подлинными словами Христа. Там у слов Христа, записанных в Евангелии, есть продолжение. Христос говорит: «Не препятствуйте ему, не запрещайте, ибо кто не против вас - тот за вас, ибо если он сегодня ещё вне Царства - завтра войдет в Царство». Смотрите: сегодня он еще далеко, а завтра станет близко!

Это, на мой взгляд, ключ к пониманию такого важного вопроса, как отношение к неверующим. Христос открытым текстом нам говорит, что если люди не враждуют против веры - это уже неплохо... Разве мы таких людей не знаем, кто не может себя еще назвать православным христианином, но кто имеет какой-то доброжелательное, терпимое и даже, может, приветливое отношение к вере, к Церкви, к Господу?
Конечно, мы таких людей знаем. Мы знаем, что хрупкое растение нельзя ни морозить, нельзя ломать небрежным отношением. Так же точно с такими людьми мы должны поступать: мы должны употребить максимум внимательности, деликатности, такта, чтобы не сломать этого отношения к вере и к Богу в людях.
Разве это нас не касается? Например, есть у нас член семьи или родственник, который не может назвать себя верующим, но и не против Господа. Или, скажем, есть коллега. А мы, воцерковляясь, руководствуясь самыми добрыми намерениями, этого человека начинаем упрекать, пугать адскими муками. Почему ты не постишься? Все нормальные люди постятся. Почему не молишься? Не молятся только бесы... Ну, и так далее. То есть, мы начинаем на территории души этого человека, у которого потихоньку строятся свои отношения, непростые, но зато свои уникальные отношения с Богом, на этой территории наводить свою диктатуру. Думаете, это поможет человеку приблизиться к вере? Повороты в жизни и чудеса всякие бывают, но вообще это самый очевидный путь к неуспеху, путь к тому, что мы человека от веры отвратим. Разве вы не замечали, что, если еще 10 лет назад многие люди, из интеллигенции, имели доброжелательное отношение к вере, то в последние годы это настороженное, но все-таки в большей мере доброжелательное отношение к вере вдруг сменилось у них отрицательным отношением? Да, понятно, что в значительной мере виной тому - многие публикации, правдивые и ложные, о Церкви, иерархах, духовенстве. Это так, но тут есть ещё один момент. Просто я много общаюсь с людьми, и мне часто признаются люди, что их отношение к Церкви ухудшилось. Я спрашиваю: а почему оно ухудшилось? И очень часто звучит вот какой ответ: ваша Церковь стала агрессивно влезать в жизнь, именно агрессивно, сапогами, влезать, стала диктовать, как нам всем жить. Когда таким менторским тоном наши церковные иерархи или спикеры начали людей поучать или угрожать проклятиями - это отвратило людей от Церкви.
Я считаю, что Церковь знает Истину, но она должна делиться Истиной, а не навязывать ее. Господь говорит: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое... (Втор. 30:19) Обратите внимание - предложил!..

Думаете, менторский тон или взгляд, я уже не говорю про угрозы проклятиями, поспособствуют тому, чтобы люди со своим хрупким, ещё только формирующимся, закладывающимся отношением к Богу потянулись в Церковь? Сомневаюсь...
Вот Христос и учит нас максимальной деликатности в этом вопросе. Если кто-то не против вас - уже хорошо. Значит ли это, что такому человеку ничего не надо говорить о вере? Не значит. Надо. Но лучше не говорить, а действовать. Я уже как-то приводил цитату одного католического святого. Да, католического, просто цитата совершенно замечательна. Франциск Ассизский своим ученикам говорил: «Где и когда можно - свидетельствуйте, проповедуйте о Господе! В крайнем случае, если уж совсем необходимо, - тогда словами».
Вдумайтесь! Где угодно и всегда проповедовать о Господе и свидетельствовать о вере! Как? Делами. И только в крайнем случае, если уж совсем необходимо, то словами...

Должны ли мы коллегу, члена семьи, близкого человека и прочих к вере подвигать? Конечно, должны. Но максимально деликатно. И лучше всего собственным примером. Ничто так не воздействует на неверующего человека в семье, как если он увидит, что его воцерковляющаяся жена лучше стала, чем была прежде. Что свет от неё какой-то исходит. Что она стала добрей, терпимей, нежней, ласковей. То же самое про супруга можно сказать. Вот тогда можно давать 90%, что через какое-то время у неверующего супруга/супруги совершится приход к вере.
К нам в храм ходят прихожане, мои любимые люди. У них взрослые дети. И вот женщина, прихожанка, лет 10 назад стала воцерковляться. У неё - муж. Строитель, крепкий такой мужчина, как бы раньше сказали: добротный. Он - неверующий был. И когда жена стала воцерковляться, она стала на мужа давить. И у него такая ненависть пошла к вере... Помню: навестил я эту семью. Сидим с женой и детьми на кухне, а муж в комнате. Кивнул мне, не поднимаясь с кресла, так мы без него и сидели на кухне - чай пили. И она мне рассказывает: «Вот он, такой-сякой, мне говорит: "Иконы убери и при мне не молись. И перед едой чтобы я не видел, что ты крестишься", хотя до этого он спокойно к этому относился». Я стал женщину расспрашивать, в чем причина. «Ну, не знаю, в чем... Я его, конечно, вразумляю. Вот, например, пост был и я сказала: Как хочешь, что хочешь, а я готовлю только постное».
Другие такие вещи... Когда я это услышал, конечно, в ужас пришел. Я понял, что сейчас произойдет непоправимое. Тогда я сказал ей, чтобы она вообще перестала его вразумлять. Это было ей очень тяжело. Представьте, жена любит своего мужа, они лет 30 прожили вместе. Как ей не вразумлять своего мужа? Она всю жизнь его вразумляла. Я говорю: «Вы о вере - ни слова. Я запрещаю даже хоть слово о вере говорить. Только личным своим примером». И что вы думаете? Первая у него обида прошла. Он увидел, что жена изменяется. И лет через 5 он пришел в храм. И сейчас, когда она хочет поспать лишние там полчаса - он ее будит: «Вставай, давай помолимся с тобой, идем на службу...» А прежде он уже был на грани. На грани того, чтобы его хрупкое доброжелательное отношение сломалось. Потому, что супруга сделала всё, постаралась максимально сделать всё, чтобы повредить этому отношению. Но, тем не менее, милостью Божией всё исправилось.

Почитаем Евангелие дальше. Мы видели, как Христос говорит, что кто не против вас – тот, считайте, что за вас. Уже полдела. И тут же следующая история. Христос идет в Иерусалим и посылает перед собой двух апостолов, которые пошли и вошли в самарянское селение. Путь из Галилеи в Иерусалим лежал через Самарию. Можно было в обход идти, но это было долго, это недельный путь. А прямой путь, через Самарию, был всего три дня. Но через Самарию было идти проблемно, потому что самаряне с евреями не только не общались, они были враги. Они могли, конечно, не тронуть, но могли побить, или даже убить, - такие случаи бывали. Здесь мы видим такую ситуацию: Спаситель посылает перед собой двух своих апостолов, чтобы они в каком-то самарянском поселке организовали ночлег, заплатили за гостиницу, ужин. Спаситель идет с группой учеников, поэтому нужно все организовать заранее.
И вот, когда Иисус приходит в селение, где все было приготовлено для ночлега, Ему отказывают в приюте. Как сказано в Евангелии: потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Имеется в виду, что Христос был одет как паломник в Иерусалимский Храм. Если бы Он был одет, как все, то, возможно, никто не обратил бы на Него внимания, но Он был одет как паломник и самаряне, воспринимавшие евреев как врагов, и их святыни как ложные, нечестивые святыни, восприняли это как оскорбление.
Видя то, ученики, Иаков и Иоанн, воскликнули: Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их? Давай их накажем, как пророки в Ветхом Завете наказывали, истребим, как и пророк Илья когда-то истребил жрецов языческого бога Ваала...
Но Христос, обратившись к ним, запретил. И сказал: Не знаете какого вы Духа. В нашем Синодальном переводе "Дух" с маленькой буквы, но это неверно, здесь речь идет о Духе Святом. Это Дух, исходящий от Отца, наполняющий нас, исцеляющий душу нашу, вдохновляющий на добрые дела. Сразу вспоминаются слова Ап. Павла: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать....
И после этих слов, Христос повел учеников в другое селение.

Итак, в первой ситуации мы видели человека, который не против Иисуса: "Кто не против вас, тот за вас". А здесь мы видим, по сути, врагов. Тех, которые с ненавистью прогнали Христа. Это не просто неприятная, но и опасная ситуация. Каждый поселок был обнесен стеной, его стерегли, чтобы никакие разбойники, а разбойников много было, не напали. Тем более поздним вечером, тем более на чужой территории - Самарии... Ночами по таким местам никто не путешествовал, если уж в крайнем случае нужно было идти - то только большой группой шли, а мы не знаем, какая группа была у Христа.
Но Христос говорит: «Не трогайте их, не надо». Потому что одно дело - ветхозаветная праведность, когда Бог требовал истребить (Бог ли требовал, или люди приписали Богу свое древнее понимание этого вопроса - не будем сейчас углубляться в это). Но в Ветхом Завете мы иногда видим какие-то очень жестокие поступки. А в Новом Завете всё по-другому. По-другому строятся отношения между Богом и людьми, и по-другому строятся отношения между людьми. И ученики Христовы не должны никогда вспоминать, что было в Ветхом Завете.
«Давай, как Илья...» Илья - в Ветхом Завете, уже в прошлом. Поэтому, когда я слышу сегодня из уст некоторых церковнослужителей или христиан такие слова: «А вот еще в Ветхом Завете там сказано то: накажи, вразуми, истреби», хочется всегда воскликнуть: «Это было в Ветхом Завете, в Новом - все по другому!»
Мне очень нравится эта история. По отношению ко Христу поступили явно враждебно, явно злобно. Но Христос всё равно говорит, что не надо ни в коем случае никаких грозных мер. Покройте это любовью. Может быть, вот эта доброжелательность и любовь - это трамплин к тому, чтобы эти люди, пусть не сегодня, пусть в будущем, но всё-таки пришли к покаянию, вразумились. И опыт показывает, что любовь и терпимость действительно приносит подобные плоды человеческого вразумления и исправления.
Вот такой Евангельский посыл, этот message нам о христианском отношении к тем, кто пока не разделяет наши убеждения, а, может, даже и враждует против нас.

Когда я слышу, что есть много людей, которые не любят Церковь, то я думаю: дорогие, это не Госдеп виноват, что люди Церковь не любят. И не купленные агенты, которые про Церковь гадости в Интернете напечатают. В том, что кто-то не любит Церковь, виноваты - мы с вами. Если бы мы с вами по-настоящему жили христианской жизнью, несли бы свет, светили окружающим людям - люди смотрели бы на нас. И им бы хотелось быть верующими. Признаемся себе: мы показываем мало подлинного примера христианской жизни, христианского отношения к другим. А если будем показывать - то будет возможность у людей покаяться.

Апостол Павел говорит в Послании к Колоссянам: Со внешними обходитесь благоразумно... (Кол. 4:5) Внешние - это не члены Церкви, люди, находящиеся вне Церкви. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Корявый перевод. В оригинале – «сообразуясь с ситуацией, учитывая время, в котором мы живём». Мы должны жить, учитывая настроения людей. Чего у них больше там - позитива или негатива, доброжелательности или злобы? Мы должны примечать все эти вещи и с этими людьми обходиться благоразумно. Вот, сейчас мы видим, что есть масса проблем. Понятно, что искусственных, раздутых. Вот, говорят, Исаакиевский собор Церковь хочет отнять, вот призывает какой-то фильм, спектакль запретить. Понятно, что много крикунов, которые Церковь дискредитируют. Понятно, что есть часть вины и на церковном начальстве - не проартикулировали, не донесли нашу внятную позицию по многим ключевым вопросам. Это все рабочие моменты, здесь идеала не будет. Но есть еще и то, во всех этих конфликтах, о чем мы говорили: очень часто мы ведем себя недостойно, неспокойно, неблагоразумно. А Ап. Павел говорит: Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем, учитывая ситуацию. И продолжает: Слово ваше да будет всегда с благодатью. Приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Приходилось слышать, что "с солью" – это "с юмором". Конечно, нет. Соль ведь на Востоке использовалась и как приправа, и как консервант. Консервировали мясо, чтобы оно не протухало. «Вы - соль мира, соль Земли», - говорит Христос своим ученикам. Соль - это то, что предохраняет мир от гниения.

Слово, приправленное солью, - это значит мудрое слово, в котором есть какое-то вечное измерение. О ком бы, с кем бы, о чём бы ни говорили, мы всегда должны так говорить, чтобы Вечность просвечивала, сквозила через наши слова. Чтобы руководствовались не сиюминутными интересами и задачами.

Вот, дорогие, над чем приглашаю сегодня подумать. Дай Бог всем нам мудрости. Мудро и правильно строить отношения с нашими ближними и с дальними. Со всеми людьми, с которыми мы встречаемся в нашей с вами жизни. Если из-за нашей с вами небрежности, грубости, неприветливости, жестокости хоть один человек махнет рукой, перестанет ходить в храм - горе нам. Христос на этот счет сказал: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою (Лк. 17:1-3). Горе нам, если соблазним хоть одного нашей немудрой категоричностью, а то и, откровенно говоря, недоброжелательностью.
Но великая благодать и милость нам, если из-за нашей христианской приветливой, открытой позиции хоть кто-то придёт к вере - вот тогда нам великая благодать. Вот давайте будем наблюдать за собой и подумаем: из-за наших действий и поступков, из-за нашего отношения к людям чего больше - радости, света, прихода к вере или, наоборот, отхода от веры, неприятия, отрицания?

Господь да благословит всех вас.


[1] Ибо Церковь есть пространство отношений человека с Богом, а такие отношения были всегда, со времен Адама и Евы.
  • Like
Реакции: 5 человек

Комментарии

"Потому что одно дело - ветхозаветная праведность, когда Бог требовал истребить (Бог ли требовал, или люди приписали Богу свое древнее понимание этого вопроса - не будем сейчас углубляться в это). " - тогда зачем этот комментарий в скобках было писать? Чтоб посеять у читателя сомнения в истинности того что написано в Ветхозаветных книгах? А зачем? и задам вопрос из названия темы: Как нам себя вести, чтобы не отвращать людей от Церкви? И отвечу: прежде всего не надо сеять сомнения в истинности Священного Писания и в истинности догматов Святой Соборной и Апостольской Церкви. Не нужно говорить что мусульмане и христиане молятся одному и тому же богу. Люди не станут верить таким пастырям и духовным учителям.
 
Последнее редактирование:
Спасибо, отец Константин! Очень нужная статья. Все спрашивают, "как привести людей к вере, к Церкви", а ведь самый-то для нас важный вопрос: "как не отвратить". Особенно для нас, мирян. Ведь мы постоянно общаемся с неверующими людьми, либо с сомневающимися. Мы сами постоянно находимся в этом "море". И как сделать так, чтобы глядя на нас, слушая нас, общаясь с нами, человек не то что захотел бы пойти в храм, а хотя бы не передумал, если таковое желание у него намечалось!

Когда окружающие задают мне вопросы по поводу моей веры, для меня это каждый раз - как экзамен... прекрасно помню, как сам в подростковом возрасте, глядя на бывших в то время рядом со мной людей, проповедующих Православие, принял окончательное решение: "Если в Церкви ТАКИЕ люди, то меня там ТОЧНО не будет! Не потому даже, что не уверен в истинности их религии, а потому что я не хочу быть С НИМИ!" И вот теперь каждый раз ощущение ответственности: не как убедить человека в истинности нашей веры, а как не совершить роковой ошибки, как не сделать так, чтобы глядя на меня человек подумал: "Если там такие, как ты, то я туда точно не пойду!"

Это очень известная древняя история, и чему она нас учит? А тому простому и важному, что легко упустить из виду: Если мы хотим быть услышанными людьми, миром нашим, нам нужно изначально, как отправную точку, как стартовое условие, иметь доброжелательное, приветливое, миролюбивое ко всем отношение. Это так просто, что это упускается из виду, а это принципиальный пункт, без которого никакой диалог, а, значит, и возможность поделиться нашей верой, не состоится.

Да, именно об этом мы чаще всего забываем, начинаем навязывать свое мнение, нарушаем личное пространство человека, пытаемся заставить его согласиться с нами - то есть, поступаем так же, как неверующие, надеющиеся только на себя, на свои силы и свой разум. И чем тогда мы отличаемся от них?

Еще мне очень понравилось, как митрополит Антоний Сурожский на эту тему говорил. К сожалению, дословно не помню цитату, но смысл такой: чтобы люди стали нас слушать, мы должны еще доказать свое право с ними разговаривать.

Он говорил это о беседах с "неформальной" молодежью - это именно та аудитория, где особенно остро проявляется позиция: "А кто ты вообще такой, чтобы мы стали тебя слушать?" Поэтому когда кто-то из друзей просит "поговорить" с их не желающими воцерковляться или вовсе неверующими родственниками, детьми, друзьями, в первую очередь возникает вопрос: "А кто я для них такой, чтобы они вообще стали меня слушать?" И иногда, увы, понимаю, что чем сказать хоть слово о вере, лучше просто проявить к человеку доброжелательное отношение. Потому что именно доброжелательность, отсутствие агрессии, отсутствие навязывания себя, своих идей, своего мировоззрения - это и есть то, чего так не хватает современному человеку. Даже в семье не хватает, не говоря уже о социуме. Вот говоришь человеку в ответ на его: "Я пришел как-то в церковь, а там меня обидели", что, мол, в церковь человек к Богу идет, а люди везде разные, и получаешь резонный ответ: "Так зачем же я пойду туда, где такие злые люди? Я лучше пойду туда, где со мной обращаются ласково - в секту". Верно, потому что в секте он (во всяком случае, поначалу) получит то, чего ему не хватает в собственной семье - дружелюбие, душевное тепло (даже если суррогат - как отличить, если настоящего не видел?), хотя бы элементарную вежливость! И как сказать человеку: "Иди туда, где бьют, а не туда, где гладят"? Куда он меня в ответ пошлет?

А вот с объяснением повышенной агрессии в Интернете не совсем согласен... То есть, может, отчасти оно и так: люди выплескивают свой негатив, и это лучше, чем если бы они копили его в себе. Но, к сожалению, наблюдение за схемой действия некоторых людей, ведущих себя по-хамски в Интернете, убеждает в обратном. Они как раз и копят зло в себе. Копят постоянно, и это делает их жизнь невыносимой. Они не выражают его открыто - ни в семье, ни в обществе, ни даже в общении с друзьями. Более того, эти интернет-"тролли" крайне не любят, когда их "опознают" в реальной жизни. Ругать в Интернете - это не открытое выражение своего недовольства, это даже не базарный скандал. Это - трусливое тявканье из под ворот маленькой собачки, тут же забивающейся под крыльцо, как только ворота открылись. Агрессивное хамство в интернете - это не столько даже агрессия, сколько отчаянная попытка компенсации ощущения собственной неполноценности, обиды, отчаяния. Попытка самоутвердиться, надев маску, чтобы не узнали и не побили. Когда впервые столкнулся с такими людьми в жизни (еще не зная, что это - они же), был сильно удивлен контрастом между теми тихими, робкими, застенчивыми, даже я бы сказал "зажатыми" ребятами, которыми они являются в реальной жизни и образом эдакого "бунтаря с оглоблей", какими они представляются на форуме. Когда с ними в одной комнате находишься, они не то что матом орать, из них обычные-то слова клещами не вытянешь:rolleyes:. Агрессия в сети - это сейчас аналог того, что раньше писали на заборах, не имея смелости сказать обидчику в лицо. Не выпуск пара, а обычное хулиганство.
 
Сверху