Вспоминается история из моего детства. Мне тогда было восемь лет, и мы отдыхали с родителями на Кавказе. В муслиманской семье, у которой мы снимали жилье, жила старенькая, незамужняя тётя. Она всегда быстро-быстро прошмыгивала через двор, прикрывая лицо. Чтоб на нее, девушку, мужчины не глядели.
И вот, захожу как-то я зачем-то в комнату хозяев, а там эта старушка-тётя сидит. И она сразу подол себе на голову, чтобы я, восьмилетний мужик, ее девическое лицо не увидел.
Я привел этот случай как характерный пример подмены смысла - формальностью. Надо закрыть лицо - и все. А то, что от этого стало как раз совсем не пристойнее, а наоборот...
Так и с одеждой в храмах: первоначальный смысл, заключавшийся в том, чтобы все выглядело благочестиво, - забыт. Осталась бессмысленная формальность.
Летом женщины приходят в церкви в таком виде, что их бы и в приличную дискотеку не пустили, решили бы, что «работать» пришла. Но никого это не беспокоит - они же не в штанах! А на женщину в приличных и однозначно женских брюках тут же набросятся с этим затасканным передником - оденьте, так принято! Одну мою иногороднюю френдессу не допустили до Причастия с ребенком на руках (!), из-за того, что она пришла в храм холодной зимой в теплых брюках.
Время идет, нравы меняются. Лет сто назад женщина в брюках являла собой вызов обществу. Сейчас это не так.
Лет семьдесят назад, до президента Кеннеди, который ввел моду ходить без шляпы, мужчина без головного убора на улице тоже выглядел одиозно. Сейчас это тоже забыто.
Если обратиться к более старым временам, то в римско-эллинистическом мире, который, безусловно, является колыбелью Христианства, манера одеваться была вообще принципиально иная. В частности, мужчины брюк не носили, они считались элементом варварского костюма.
В допетровской Руси западная модель одежды считалась нечестивой и вызывала отторжение. Сейчас же западная манера одеваться является общепринятой.
До 90-х годов джинсы являлись принадлежностью одежды "мажора" и общественно осуждались. Я еще застал распространенный тогда образ церковного мужчины в поношенном сером костюме и стоптанных ботинках. Модно одетый человек, а тем более в "мажорском" стиле, вызывал в храмах недоверие. А сейчас мужчина, пришедший на Литургию в джинсах, не вызывает у верующих никакого внутреннего протеста.
Надо всеми силами не допускать в наши храмы настоящий модернизм - например, лояльное отношение к ужаснейшим страстям и порокам, некую гуманистическую терпимость отнюдь не ко грешникам, а к самому греху. Что касается внешнего вида прихожан, то он должен быть не формально-соответствующим, а нравственно выверенным, свидетельствующим об уважении к святому месту, Таинствам, в нем совершающимся, и собратьям по вере, которых он не должен соблазнять на греховные помыслы.
Я думаю, что легализация женских брюк в наших храмах - это только вопрос времени. И здесь важно не спутать мнимый модернизм с модернизмом подлинным. И, допустив в церкви женщин в брюках (что, я думаю, неизбежно произойдет), не махнуть на все рукой, широко открыв двери всем новым веяниям, включая сюда лояльное отношения к детоубийствам (абортам), одобрение "гражданских браков" (а потом и однополых), религиозный синкретизм и так далее. Смена стилей одежды - это нормально. А попрание самого духа Христовой веры - это вероотступничество.
Нравы меняются, но главное, чтобы они не противоречили христианской нравственности. В пристойных женских брюках, даже в храме, я такого противоречия не вижу.
И вот, захожу как-то я зачем-то в комнату хозяев, а там эта старушка-тётя сидит. И она сразу подол себе на голову, чтобы я, восьмилетний мужик, ее девическое лицо не увидел.
Я привел этот случай как характерный пример подмены смысла - формальностью. Надо закрыть лицо - и все. А то, что от этого стало как раз совсем не пристойнее, а наоборот...
Так и с одеждой в храмах: первоначальный смысл, заключавшийся в том, чтобы все выглядело благочестиво, - забыт. Осталась бессмысленная формальность.
Летом женщины приходят в церкви в таком виде, что их бы и в приличную дискотеку не пустили, решили бы, что «работать» пришла. Но никого это не беспокоит - они же не в штанах! А на женщину в приличных и однозначно женских брюках тут же набросятся с этим затасканным передником - оденьте, так принято! Одну мою иногороднюю френдессу не допустили до Причастия с ребенком на руках (!), из-за того, что она пришла в храм холодной зимой в теплых брюках.
Время идет, нравы меняются. Лет сто назад женщина в брюках являла собой вызов обществу. Сейчас это не так.
Лет семьдесят назад, до президента Кеннеди, который ввел моду ходить без шляпы, мужчина без головного убора на улице тоже выглядел одиозно. Сейчас это тоже забыто.
Если обратиться к более старым временам, то в римско-эллинистическом мире, который, безусловно, является колыбелью Христианства, манера одеваться была вообще принципиально иная. В частности, мужчины брюк не носили, они считались элементом варварского костюма.
В допетровской Руси западная модель одежды считалась нечестивой и вызывала отторжение. Сейчас же западная манера одеваться является общепринятой.
До 90-х годов джинсы являлись принадлежностью одежды "мажора" и общественно осуждались. Я еще застал распространенный тогда образ церковного мужчины в поношенном сером костюме и стоптанных ботинках. Модно одетый человек, а тем более в "мажорском" стиле, вызывал в храмах недоверие. А сейчас мужчина, пришедший на Литургию в джинсах, не вызывает у верующих никакого внутреннего протеста.
Надо всеми силами не допускать в наши храмы настоящий модернизм - например, лояльное отношение к ужаснейшим страстям и порокам, некую гуманистическую терпимость отнюдь не ко грешникам, а к самому греху. Что касается внешнего вида прихожан, то он должен быть не формально-соответствующим, а нравственно выверенным, свидетельствующим об уважении к святому месту, Таинствам, в нем совершающимся, и собратьям по вере, которых он не должен соблазнять на греховные помыслы.
Я думаю, что легализация женских брюк в наших храмах - это только вопрос времени. И здесь важно не спутать мнимый модернизм с модернизмом подлинным. И, допустив в церкви женщин в брюках (что, я думаю, неизбежно произойдет), не махнуть на все рукой, широко открыв двери всем новым веяниям, включая сюда лояльное отношения к детоубийствам (абортам), одобрение "гражданских браков" (а потом и однополых), религиозный синкретизм и так далее. Смена стилей одежды - это нормально. А попрание самого духа Христовой веры - это вероотступничество.
Нравы меняются, но главное, чтобы они не противоречили христианской нравственности. В пристойных женских брюках, даже в храме, я такого противоречия не вижу.