Что говорит Евангелие о разводе?..

Что говорит Евангелие о разводе?..

Письмо от друга:
Отец Константин, меня спросила коллега о словах Христа: "Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует".
Она разведена по собственной инициативе, муж пил. Вопрос: вступая во второй брак, она является прелюбодейкой? Некоторые слышали, что в епархию бумаги надо нести. Но Христос сказал однозначно, про епархию Он ничего не добавлял)))!


Замечательный вопрос, да и вообще тема.
Об отношении Священного Писания и Православной Церкви к разводу я пишу (нажмите на ссылку)...

Но что, в таком случае, означают вот эти слова Христа: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 31-35).

Эти слова могут быть истолкованы как угодно. Так что на самом деле они означают?..

…Около года назад одна девушка рассказывала о занятиях их приходского кружка по изучению Священного Писания. Я спросил, а есть ли у них куратор: священник или человек, получивший богословское образование?..
Она ответила: «Зачем? Ведь нас собирается несколько верующих людей. Каждый высказывает свое мнение, как он это видит... И потом мы обсуждаем и приходим к общему знаменателю».
Отвечаю: «А вы уверены, что не натолкуете что-то не то?»
Девушка обидчиво что-то ответила.

А ведь на самом деле... Проблема в том, что 99% наших сомнений, колебаний в вере, недоразумений связаны с… незнанием подлинных ответов (и исторических, и духовных) на религиозные вопросы. Это типичный протестантский путь. Собрались, поговорили и пришли к общему выводу в отношении понимания какого-то вопроса. Каждый всем в своем мнении равен, никаких авторитетов нет…

Православие подразумевает несколько иной подход. Это:
а) вдумчивое изучение ситуации, исторических и иных моментов;
б) сверка того, к чему мы пришли, со Священным Преданием (опытом мысли и жизни Церкви), которое может скорректировать наши выводы. Скорректировать в сторону более глубокого уяснения истины.

Вернусь к вопросу. Очень интересному и хорошему вопросу. Ответ на него я знал и раньше, но в прошлом году, во время моего паломничества на Святую Землю, мне удалось обсудить эти вопросы с человеком, живущим в иудейской культуре с детства и глубоко знающим все иудейские обычаи. Он подтвердил, что мое понимание этого Евангельского фрагмента, понять который мы можем лишь, учитывая специфику иудейской жизни, верно.

Разберем подробней:
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную... Это цитата из Ветхого Завета, поэтому Христос лишь цитирует известные правила. (По-настоящему понять пафос слов Христа мы сможем, если узнаем, что некоторые циничные иудеи, например, изменяющие своей жене, отказывались дать жене разводное письмо: «Не отпущу от себя. А без письма, ты все равно никому не нужна. Так что никуда ты не денешься». Это немного похоже на нынешнюю ситуацию, когда кто-то из супругов, по своим личным причинам или соображениям выгоды не дает развод своей второй половине, ставя ту в неудобное положение. Правда, сегодня развод возможен и при желании лишь одной стороны, без согласия второй.)

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать… В те времена иудею было нелегко развестись со своей женой. Правда, существовала законная библейская причина: если кто-то из супругов прелюбодействовал. Но прелюбодейство женщины было исключительно редким явлением (что нельзя сказать о прелюбодействе мужа, который был очень обременен воздержанием, связанным с иудейскими ритуальными представлениями – воздержание вроде такого, что предписывают и некоторые наши не в меру строгие батюшки). Иудейские толкователи придумали и еще одну удобную причину: муж мог оставить жену, если жена была бесплодной.
И вот в реальности мужчины, желающие бросить свою жену, потому что она не рожала детей (вместо того, чтобы смиряться, и ждать, и верить Богу, как это делали родители Иоанна Предтечи, родители Богоматери), оставляли ее.

Христос решительно против этого! Библеисты говорят, что в первоначальном варианте Евангелия не было слов кроме вины прелюбодеяния. То есть, слова Христа звучали абсолютно категорично: Говорю вам: кто разводится с женою своею, тот подает ей повод прелюбодействовать
В любом случае, эти слова Христа говорят о нерушимости брака!

И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
И еще ситуация: мужчина договорился с женщиной, что, если она уйдет от мужа, он возьмет ее в жены. И вот она не мытьем, так катаньем получает развод. И приходит к другу-прелюбодею. Все законно? Но законно ли перед Богом?..

Поэтому, дорогие, слова Христа нацелены против махинаций со стороны некоторых хитрых иудеев.

1) Сказано также, что, если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную – цитируется Ветхий Завет и осуждаются грешащие хитрецы, которые подло пытаются удержать практически бесправных жен.

2) А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать… Осуждение тех, кто готов выдумать любую причину (а некоторые иудейские толкователи вообще считали уважительной для развода любую причину: некрасива, плохо готовит, груба и проч.), чтобы бросить жену. И, оставив ее одну, толкают в объятия другого мужчины.

3) И кто женится на разведенной, тот прелюбодействует… Решительное осуждение махинаций, в которые вступали хитрые жены с некоторыми мужчинами.

Заключая, можно сказать так: Христос не выступает против развода по законной причине: если кто-то из супругов блудит. Но Он настаивает на твердости брака. На том, что никакой выдуманный повод не может быть оправданием развода. (На днях: «Отец К., Вы нас три месяца назад венчали, жена оказалась вредной, и я хочу с ней развестись». Я: «Это не повод. Вас не разведут. Работайте над отношениями, воспитывайте супругу, меняйтесь сами. Впереди годы…». Он: «Я не нанимался в няньки». Я: «Это Ваш выбор, Вы сами ее выбрали и перед Богом засвидетельствовали желание строить христианский брак» Он: «Похоже, я попал…»)

А насчет других допущенных Святой Православной Церковью поводов к разводу – смотрите мою статью, на которую я давал ссылку выше.

Кто-то: «А как же Церковь может корректировать и дополнять слова Христа?..»
А так: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
Спаситель вручил Церкви право решать, как осуществлять христианскую миссию в мире.

Несколько фотографий Таинства Браковенчания, сделанных мною и моими друзьями, петербургскими фотографами.


бр1.JPG
Венчание – переход в новое качество бытия. Был один, сам по себе, стал – единым с другим человеком...

бр2.jpg
Трогательный момент обручения. Кольцо - символ вечности и... заботы супруга о жене.

бр3.JPG
Обручальные перстни надевает отец Сергий, наш известный диакон, блоггер и друг:
https://azbyka.org/forum/blog.php?u=810

бр4.jpg
Молитва о супружестве.

бр5.jpg
Чаша вина. Кстати, об обрядах Таинства Браковенчания смотри:
https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=20

бр7.jpg
«Господи, Боже наш! Славою и честию венчай их!»

бр8.jpg
Молодые молятся...

бр9.jpg
Чаша совместной жизни...

бр11.jpg
Венчаются не только молодые, но и люди зрелые.

Комментарии

"Таже изменяет перстни новоневестных восприемник". Я только это нашёл. То есть в данном случае отец Сергий был восприемником, или говоря языком современной брачной традиции - свидетелем? А другим свидетелям доверяете обмен кольцами? Очень интересно!
 
Дорогой о. Сергий. Я написал про Требник в том смысле, что он предписывает менять перстни брачующимся не священнику. По Требнику это делает восприемник, по другой распространенной традиции диакон.

Но мне знакома традиция, когда меняет перстни и священник. У вас в храме, как я понял, именно так?

Ваш прот. К.
 
У нас в храме до сего дня это делали священники. Но можно попробовать провести с ними катехизическую беседу :) Мне очень понравилась практика вашего собора
 
Сверху