...Замечание первое. Вы конечно Декарта не читали, но являетесь стихийным механицистом. То есть остались в вопросе о страданиях животных на уровне конца XIX века, на уровне теории тропизмов Жака Лёба.
Вот уж не знал
Я то (до этого) думал, что мои представления о психике и поведении животных основываются на: 1) соответствующих этологических исследованиях, 2) фактах о строении нервной системы (разных биологических таксонов), и наконец 3) на личных наблюдениях за поведением разных животных. А оно вон как, оказывается... Оказывается, я просто неправильных
философов начитался ("
которые делают неправильный мед"). Ну что же, теперь буду знать
Смею Вам скромно заметить, что биология в сфере поведения животных за последний век шагнула далеко вперёд! Современные данные говорят о наличии, по крайней мере у высших млекопитающих сознания, сложных поведенческих актов (творческий поиск решения проблемы, умение обманывать, умение делиться с другими особями сознательно), сложных чувств (чувство справедливости, дружбы, уважения, ревности и проч.), сложных взаимоотношений, зачатков морали, развитой эмпатии и много другого в чём Вы привыкли отказывать животным. Вы исповедуете жёсткий антропоцентризм, я бы сказал даже шовинизм, без достаточных на то оснований, даже по отношению к насекомым. Рекомендую ознакомится хотя бы с доступной литературой по этому вопросу: Франс де Вааль "Политика у шимпанзе",
Франс де Вааль "Истоки морали", Борис Жуков "Введение в поведение",
Зорина "О чём рассказали говорящие обезьяны". Ну правда, у Вас очень сильный пробел в этом вопросе.
Может быть, у меня и пробелы в этой области - я действительно не являюсь специалистом-этологом (хотя про поведение некоторых конкретных видов могу много чего рассказать, поскольку всю жизнь с удовольствием наблюдаю за поведением разных животных).
Но вот у Вас (в этой области) - я вижу не то что "пробелы" - а вообще полную кашу. Даже не знаю, как это комментировать (то что Вы написали). Но попробую в трех пунктах:
1. Судя по этому Вашему высказыванию, Вы смешиваете в кучу (не различаете) такие вещи, как сознание и, например, интеллектуальный акт. Или сознание - и сложное социальное поведение. А смешивать это (в одну кучу) категорически нельзя.
2. Еще Вы смешиваете в кучу психику таких разных животных, как человекообразные обезьяны и (даже!) насекомые. А делать это тоже категорически нельзя. Потому что на самом деле - человекообразные обезьяны - это одно. А, например, кошки - это уже совсем другое. Кролики - тоже другое. Рыбы - еще более другое. А насекомые - уже вообще "не из нашей Вселенной"
И так далее.
Например, человекообразные обезьяны, действительно, демонстрируют очень высокий уровень развития психики (имеется в виду высокий по сравнению с другими животными). По способности к инструментальной деятельности - человекообразные обезьяны демонстрируют уровень примерно двухлетнего ребенка. А по уровню социальных взаимодействий - находятся (примерно) на уровне трехлетнего ребенка (что, конечно, очень много). Собственно, как раз у человекообразных обезьян и наблюдается то самое
сознание (правда, не развитое, а на уровне трехлетнего ребенка) - на необходимость наличия которого я обращал внимание в комментариях своего блога. Действительно, если нет самосознания, о "страданиях" говорить, вероятно, бессмысленно. Потому что
субъект страданий в данном случае отсутствует.
Так вот сознание (на уровне трехлетнего ребенка) у человекообразных обезьян - как раз таки (судя по всему) имеется.
Поэтому если Вы до этого имели ферму по разведению шимпанзе, с целью их последующего забоя на мясо - то из этических соображений (в свете современных научных данных) я вам рекомендую такую ферму - закрыть.
А вот уже к мартышке или капуцину - это совершенно не применимо. Не говоря уже о кошке, кролике или рыбе. Ну а у насекомых (скорее всего) нет даже чувства боли. То есть, если стрекоза, которой заботливые исследователи незаметно подсунули (во время трапезы) её же собственное брюшко - может его съесть (не заметив этого)... то я очень сомневаюсь, что Вы, Дмитрий - окажетесь способным незаметно съесть часть Вашего собственного живота на завтрак.
(имеющееся у Вас чувство боли не позволит Вам этого сделать)
3. И наконец, (если мне не показалось) Вы склонны антропоморфизировать поведение животных. Конкретно, меня насторожила вот эта Ваша фраза:
умение делиться с другими особями сознательно
Антропоморфизация животных - это тоже большая ошибка (для профессионального этолога - вообще непростительная).
Чтобы Вы поняли, почему такие вещи - недопустимы, привожу Вам короткое видео:
На этом видео разыгрывается следующая (короткая) сцена из жизни животных:
1. Два глухаря конфликтуют друг с другом.
2. Внезапно вмешивается хищник - орел беркут. Он "нейтрализует" одного из соперников.
3. Второй глухарь при этом НЕ убегает, а начинает нападать на беркута! Нападает точно так же, как он только что нападал на своего соперника.
4. Беркут атакует второго глухаря.
Теперь представим неких двух человек, которые интерпретируют эту сцену
разными способами.
Интерпретация первого человека:
1. Два глухаря конфликтуют друг с другом из-за несчастной любви к той единственной и неповторимой самке, которую они никак не могут поделить.
2. В это время коварный беркут
сознательно решает совершить жестокое убийство одного из глухарей.
3. Второй глухарь, увидев столь подлое и жестокое убийство,
сознательно решает
отомстить беркуту за смерть своего соплеменника.
4. Он отважно и самоотверженно нападает на коварного убийцу, но терпит поражение в неравном бою.
Интерпретация второго человека:
1. Два глухаря, конфликтуя друг с другом, реализуют характерный (для самцов глухарей) паттерн поведения.
2. Внезапно вмешивается хищник - орел беркут. Который добывает себе еду.
3. Второй глухарь при этом НЕ убегает, а начинает нападать на беркута - потому что столь резкая и НЕ характерная (для обычных ситуаций) замена соперника (глухаря) на хищника (беркута) - приводит к
сбою соответствующей программы поведения. В результате, глухарь реагирует на ситуацию
неадекватным образом - он переводит свои атаки на беркута,
как будто беркут является его соперником.
4. Беркут, видя перед собой еще одну добычу, еще раз реализует характерное для него (охотничье) поведение.
А теперь, Дмитрий, внимание, вопрос!
Интерпретация какого человека Вам кажется более реалистичной?