В вопросах веры папа попросту не может ошибаться. Дух Святой Учитель вечной правды не позволит, что бы Его учение доходило в искривленном виде.
Если допустить, что в вопросах веры папа может ошибаться, это ставит под сомнение саму веру, Такое недопустимо.
ОТВЕТЪ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
НА АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНІЕ ПАПЫ ПІЯ IX.
Въ этомъто апостольскомъ посланіи первосвященникъ Пій провозглашаетъ, что онъ созвалъ со всей вселенной всъхъ епископовъ на Вселенскій соборъ, который торжественно откроется въ будущемъ году, въ Римѣ.
Говоря, что имъ созваны всѣ епископы, онъ довольно ясно показываетъ, что тѣ, которые имъ не созваны, по его суду, не епископы. Такое мнѣніе онъ произноситъ о нашихъ епископахъ; но съ какою благосклонностью, съ какою кротостью, съ какою справедливостью, пусть это онъ самъ увидитъ.
Но вы, „еретики и схизматика“. Пусть будетъ такъ. Если онъ по истинѣ апостольскій мужъ, то долженъ былъ отразить ересь истиною и уврачевать схизму любовію. Епископы истинно апостольскіе, Великій Афанасій и Августинъ положили созвать на соборъ, первый — еретическихъ епископовъ аріанскихъ, второй— раскольничьихъ епископовъ—донатистовъ. Прекрасно и мудро сдѣлано. Для чего? Именно для того, чтобы, при помощи Божьей, положить конецъ ихъ ереси и расколу. И Богъ истины в мира споспѣшесвовалъ ихъ желаніямъ.
Но „святѣйшій господинъ нашъ папа Пій ІХ“ (этотъ истинно величественный и почти Божественный титулъ онъ усвояетъ себѣ) вступаетъ на путь совершенно противоположный. Въ своемъ апостольскомъ посланіи, онъ полагалъ, что всѣхъ епископовъ англиканской церкви, въ Англіи, Ирландіи и Шотландіи, и всѣхъ состоящихъ въ общеніи съ англиканскою церковью, епископовъ въ Америкѣ и британскихъ колоніяхъ, разсѣянныхъ по всему свѣту, онъ тогда примиритъ съ собою, когда не признаетъ ихъ епископами.
Перейдемъ къ другому. Пій, первосвященникъ римскій, въ своемъ апостольскомъ посланіи, рисуетъ всюду разсѣянную англиканскую церковь въ такихъ краскахъ: “Пo случаю будущаго собора мы не могли не обратиться съ апостольскими и отеческими нашими словами ко всѣмъ, которые, хотя и признаютъ единаго Христа Іисуса Искупителемъ и носятъ имя христіанъ, однако истинной вѣры Христовой не исповѣдуютъ, и общенію кафолической церкви не слѣдуютъ”.
Истинно апостольскія и отеческія слова, какъ нельзя лучше принаровленныя къ преуспіянію христіанской любви и мира! Такъ въ самомъ дѣлѣ мы „не исповѣдуемъ истинной вѣры Христовой”, но должны быть тотчасъ причислены къ язычникамъ и мытарямъ,—мы, которые, выражаясь словами святаго апостола Іуды, преданную вѣру святыми единою (ст. 3) сохраняемъ и распространяемъ? Такъ мы не исповѣдуемь истинной вѣры Христовой,--мы, которые (выражаясь словами болѣе чѣмъ 70 епископовъ нашихъ, недавно собравшихся въ Лондонѣ) принимаемъ и почитаемъ всѣ каноническія писанія Ветхаго и Новаго Завѣта, какъ твердое слово Божіе, и предаемъ и внушаемъ, съ благоговѣйною молитвою къ Богу, вcѣмъ читать, вхъ? Такъ Действительно не исповѣдуемъ истинной вѣры Христовой мы, читающіе въ своихъ дерквахъ три символа: апостольскій, никейскій, афанасьевъ, и предлагающее ихъ своимъ проповѣдникамь, какъ наилучшую и вѣрнѣйшую норму при истолкованіи писанія, въ дѣлахъ касающихся вѣры? Итакъ не исповѣдуемъ истинной вЬры Христовой мы, возрождающееся и обновляющіеся животворными таинствами Христовыми? И такъ не исповедуемъ истинной вѣри Христовой мы, каждодневно воздвигающіе новыя церковныя зданія, возстановляющіе и расширяющіе древнія, въ которыхъ открыто читается и проповідуегся чистое слово Божье, и правильно совершаются Таинства Христовы, и каждодневно возсылаются къ Богу, во имя Іисуса Христа Господа нашего, молитвы, псалмы и гимны и пісни духовный? Не говоримъ о школахъ, въ ближайшіе предь симъ годы возникшихъ у насъ въ безчисленномъ множествѣ, въ которыхъ наше юношество напаяется ученіемъ Христовымъ. Опускаемъ евангельскія миссіи къ иностраанымъ народамъ вселенной и весьма многія епископскья кафедры, основанныя въ нашихъ колоніяхъ англиканскою церковью. Такъ подлинно не исповѣдуемъ истинной вѣры Христовой мы, всею душею принимающіе и почитающіе все, что соборами всей церкви, истинно вселенскими и всеобщими, въ членахъ христіанскаго ученія, утверждено, обнародовано и принято кафолическою церковію? Если находиться въ общеніи со Христомъ, съ апостолами, съ апостольскими мужами, которые процвѣтали въ древнійшія и чистѣйшія вѣка церкви и во Христѣ мирно почили,—не значить исповѣдывать истинную вѣру Христову, то право мы хотѣли бы спросить: чтожъ это за истинная вѣра Христова, которую познать предлагаетъ намъ папа Пій IX? Не явилась ли послѣ Христа какая нибудь новая вѣра Христова? Не придумалъ ли человѣческій умъ какой- либо вѣры Христовой? Не произвелъ ли первосвященникъ римскій какой-либо вѣры Христовой отъ собственнаго чрева?
Святый Павелъ, въ своемъ истинно апостольскомъ посланіи къ галатамъ (Посл. къ галат. 1, 8. 9) и другимъ вѣрующимь всѣхъ мѣсть и временъ, такъ говоритъ: аще ангель съ небесе благовѣститъ вамъ, паче еже благовѣстихомь вамъ, паче еже пріясте, анафема да будетъ! Итакъ, что, въ дѣлахъ вѣры, не извѣстно было первенствующей церкви, то, хотя бы ангелъ благовѣствоваль намъ, должно быть отвергаемо нами, если не хотимъ быть поражены анафемою апостольскою. Все, что святый Павелъ и прочіе апостолы благовѣстили, мы принимаемъ, а чего, въ дѣлахь вѣры, Павелъ и прочіе апостолы не проповѣдывали и что не принято апостольскими церквами, то мы отвергаемъ. Въ томъ и другомь мы соглашаемся съ Павломъ. Но Пій IX, папа римскій, утверждаетъ, что мы не истинную вѣру Христову исповѣдуемь. Кому вѣрить, Пію папѣ, или Павлу апостолу? Кому вѣрить, Пію папѣ, или Святому Духу, говорившему устами Павла? На римскій соборъ мы не приглашены, но мы призываемъ судъ Божій.
Однакожъ, говоритъ Пій первосвященникъ, „вы не слѣдуете общенію кафолической церкви”. Обвиненіе, по истинѣ, весьма тяжкое. Мы сами собою признаемъ, что расколъ есть самое гнусное преступленіе и даже великое святотатство. Грѣхь раскола, говорили святые епископы Игнатій и Кипріанъ, не омывается и кровью мученичества. Но англиканская церковь не признаетъ себя виновною въ этомъ грѣхѣ. Отъ кафолической церкви мы никогда не отдѣлялись и даже отъ римской церкви добровольно не отлучали себя. Расколъ, возникшій между нами и Римомъ, не отъ насъ произошелъ; онъ вышелъ изъ того источника, что римская церковь не хотѣла имѣтъ общеніе съ нами, если мы не будемъ участвовать въ ея заблужденіяхъ; а это мы могли допустить не иначе, какъ отдѣлившись отъ Христа, Который есть истина, и отъ апостоловъ Его, которые Имъ были поставлены учителями истины и просвѣщенія Святымъ Духомъ. Итакъ дѣло клонилось къ тому, что мы должны были сдѣлать выборъ между римскимъ первосвященникомъ и Христомъ Іисусомъ. Мы предпочли Христа.
Что въ англиканской церкви можно найти пятна,—этого мы не отвергаемъ. Мы искренно признаемъ, что въ нашей церкви есть не мало такого, за что мы умоляемъ Бога отвратить Свой гнѣвъ и, ради заслугъ Христа, смиренно и со слезами просимъ Его милосердія. Мы не скрываемъ заблужденій и расколовъ нѣсколькихъ лицъ, занимающихъ въ англиканской церкви не послѣднее мѣсто. Между апостолами былъ Іуда Самъ Христос показал, что на полѣ Господнем вмѣстѣ съ добрымъ семенемъ сѣются плевелы, что на гумнѣ Его къ зернамъ примѣшивается мякина, что худыя рыбы попадаютъ въ сѣтъ евангельскую вмѣстѣ съ хорошими. Таково условіе церкви, странствующей па землѣ, какъ на чужбинѣ. Со скорбью и воздыханіемъ ей необходимо перенести многое, что укрѣпляетъ ея терпѣніе, надежду и любовь. Итакъ, безпристрастные судьи должны изслѣдовать и справедливые цѣнители взвѣшиватъ не то, что отъ кого нибудь происходить въ англиканской церви, а то, что сама церковь сдѣлала и дѣлаетъ.
Реформаторы англиканской церкви не думали основать какую-либо новую церковь, въ чемъ нѣкоторые по невѣдѣнію и по зложелательству обвиняютъ насъ; но хотѣли только возстановить въ самомъ лучшемъ, т. е. въ первоначальномъ видѣ то, что съ теченіемъ времени было искажено. Итакъ, по какому праву Пій перносвященникъ взводитъ на насъ обвиненье въ расколѣ? На основаніи какихъ свидѣтельствъ и доказательствъ? Вы, говоритъ, отлучаете себя отъ общенія кафолическаго тѣмъ, что въ самомъ Піи, папѣ римскомъ, не видите премника святаго Петра и полнаго наслѣдника преимуществъ этого апостола—и тѣмъ, что первосвященника римскаго не признаете судьей христіанской вѣры, всеобщимъ священныкомъ и верховнымъ владыкою вселенской церкви Христовой на землѣ; Отъ кафолическаго общенія, по суду Пія, мы отдѣляемь себя тѣмъ, что, искренно и вполнѣ признавая Петра апостоломъ и открыто проповѣдуя, что онъ былъ живымъ камнемъ (lapidem) церкви (Іоан. 1, 42) мы однакожъ утверждаемъ, что не Петръ, а Христосъ есть камень (Petra), т. е., твердое и непоколебимое основаніе церкви.
Если мы ошибаемся въ этомъ, то ошибаемся съ апостольскими мужами, съ апостолами и (да простятъ намъ за выраженіе) съ Самимъ Христомъ, Который есть путь, истина и животъ ('Іонн. 14, 6). Христосъ завѣщалъ Своимъ апостоламъ, чтобы никто изъ нихъ не считалъ себя выше прочыхъ (Матф. 20, 25. 26; 23, 8—11). Если кто вникнетъ съ надлежащимъ вниманіемь въ слова Христовы о Петрѣ, ко-торыя римскіе первосвященники постоянно повторяютъ и толкуютъ намъ, — на семъ камени созижду церковь Мою
(Матф. 16, 18),—если кто обратить вниманіе на цѣль, съ какою Христосъ сказалъ эти слова, извлекая изъ устъ апостоловъ отвѣтъ не о Петрѣ, а о Своемъ собстненномъ лицѣ и Своей должности, и если для объяснѣнія этихъ словъ снесетъ ыхъ съ другими мѣстами писанія; то, по нашему мнѣнію, ясно пойметъ, что эти слова относятся не къ Петру, а ко Христу. На семъ камени, т. е. на Лѣцѣ Самомь, Котораго ты, Петръ, исповѣдалъ, созижду церковь Мою. Ибо Христосъ какъ въ иномъ мѣстѣ называетъ Себя симь камнемъ
(Матф. 21, 44), въ иномъ—сею церковью (Iоaн. 2. 19), въ иномъ—симъ хлѣбомъ (loaн. 6, 51 58); такъ и въ настоящемъ именуетъ Себя симъ камнемъ. Поэтому, мы не сомнѣваемся вмѣстѣ съ святымъ Августиномъ сказать:„камень есть Христосъ, Котораго Исповѣдаль Петръ (Рѣчъ 76. 149. Тракт. Ha loaн. 118, 124. Ср. Пер. 1, 21)“.
Но къ чему останавливаться на Августинѣ? Послушаемъ, что Святый Духъ говоритъ устами Павла: основанія инаго никтоже можетъ положитъ, паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ (1. Кор. 3, 11).
И Онъ говоритъ, что не на одномъ какомъ либо апостолѣ зиждется церковь, но на основаніи апостолъ и пророкъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу (ЕФ. 2, 20). Святый Духъ устами апостола Іоанна возвѣщаетъ, что церковь Христова “имѣетъ дванадесять основаній и на этихъ дванадесяти основаніяхъ имена дванадесяти апостоловъ Агнчихъ
(Апок. 21, 14). Чего яенѣе? Что лучше можетъ подтвердить изследываѣмый предметъ?
Если ты выделишь имя апостола Петра изъ именъ прочихъ одинадцати апостоловъ и Петра, одного изъ апостоловъ, возьмешъ за единственное основаніе, то Петръ выпадетъ изъ своего мѣста, число основныхъ камней разстроится и зданіе рушится.
Смотри, какой безпорядокъ вносятъ въ церковь признающіе Петра единымъ оспованіемъ» (ея).
Петру въ лице противосталъ апостолъ Павелъ, яко зазоренъ бѣ, и потому, что іудей присталъ къ его лицемѣрію, и потому, что онъ «не право ходило» (Галат, 2, 2—13). Итакъ, ужели поколебалась вся церковь Христова, когда колебался Петръ? Ужели Павелъ, возставая противъ Петра, противосталъ въ лице церкви Христовой? Ужели вся церковь впадала въ заблужденіе, когда Петръ не прямо поступалъ? Напротивъ,
Самъ Христосъ обѣщалъ церкви, что врата адова не одолѣютъ ей (Матф. 16, 18), потому что она основана на Немъ—истинномъ камнѣ. Итакъ видите, какое оскорбленіе Пій, первосвящанникъ римскій, наносить таинственному тѣлу Христа и даже—Самому Христу и Святому Духу, поставляя всю церковь въ зависимость отъ одного человека, даже отъ апостола, а тѣмъ болѣе отъ папы римскаго. Каждый человѣкь въ церкви, каждая частная церковь можетъ погрѣшать и имѣтъ недостатки. Потому-то въ апокалипсисѣ Христосъ угрожаетъ, что Онъ подвигнетъ съ своихъ мѣстъ свѣтильники даже церквей апостольскихъ, если не покаются
(Апок. 11, 5).
Но вселенская церковь Христова не можетъ погрѣшать и оскудѣвать такъ, чтобы въ ней совершенно изсякла истина Христова, хотя Христосъ и предсказалъ, что, особенно въ послѣднія времена, она будетъ покрыта мракомъ заблужденій такъ, что, когда Онъ опять придетъ, съ трудомъ можно будетъ найти истинную вѣру
(Лук. 18, 8).
Противъ папы Виктора возсталъ святый Ириней, епископъ ліонскій; противъ папъ Зефирина и Каллиста возсталъ святый Ипполитъ, епископъ портунскій; противъ папы Стефана возсталъ святый Кипріанъ; противъ Зосима папы возсталъ святый Августинъ. На нашей памяти, въ 1848 году, всѣ патріархи восточной церкви и почти 30 епископовъ возстали противъ папы Пія IX, какъ покровителя еретическихъ догматовъ, хотѣвшаго ввести въ церковь тираннію. Святый папа Григорій I такъ сказалъ: „я смѣло говорю. что всякій, пазывающій себя или желающій, чтобы другіе называли его вселенскимъ священникомъ, по своей надменности, есть предшественникъ антихриста ( Св. Григ. Письм. 7, 33)“.
Сами первосвященники римскіе гнушались ереси папы Гонорія и ясно подвергали ее анафеме въ торжественной Формуле, подъ которою подписывались, восходя на папскій престолъ. Итакъ, ужели необходимо было для спасенія находиться въ общеніи съ папою Гоноріемь? Не скорее ли находившіеся съ нимъ въ общеніи подвергались опасности погибнуть? Духъ Святый новелѣваетъ народу своему изыти изъ Вавилона, да не причастятся грѣхомь и отъ язвъ его да не вредятся
(Апок. 18, 4). Отцы согласно утверждаютъ, что Вавилонъ есть городъ Римъ.
Сами паписты, кардиналы и епископы—и именно Беллярминъ, Бароній, Бюссюетъ—не осмеливаются отвергать этого и даже открыто въ томъ сознаются. Что Вавилонъ есть церковь падшая, искаженная и любодейная, это довольно ясно для большей части прилежно читающихъ апокалипсисъ. Итакъ известно, что Вавилонъ есть церковь въ городе Риме, и изъ нея-то Святый Духъ повелеваетъ намъ изыти.
Поэтому пусть не попрекаетъ насъ папа Пій IX темъ, что мы „не следуемъ общенію католической церкви"; потому что мы по праву и поделомъ отвергли заблужденія римскаго Вавилона. Пусть онъ не привлекаетъ и не обманываетъ насъ пустыми обещаніями, что мы возвратимся „къ единому овчему двору Христову”, если пойдемъ на вредоносныя пастбища римской церкви, покинувъ сладкіе луга Христовы и источники чистыхъ водъ.
Пусть лучше самъ онъ возвратится ко Христу; пусть самъ сообразуется съ примеромъ апостоловъ Петра и Павла; пусть самъ представить въ своей церкви достойный уваженія образъ церквей апостольскихъ. Тогда со всею готовностью мы соединимся съ нимъ въ вѣрѣ истинно евангельской, въ ученіи истинно апостольскомъ и въ любви истинно кафолической. Итакъ, да позволено намъ будетъ обратиться къ папѣ Пію. Свѣтлійшій первосвященникъ! Ты обвинилъ васъ въ легкомысліи, безразсудствѣ и непостоянствѣ въ дѣлахъ вѣры, и это обвиненіе ты обнародовалъ публично, по всей Εοροпѣ, чтобы оно всѣми было читано. Ты, достопочтеннѣйшій первосвященникъ, открыто обличилъ насъ въ заблужденіи, незнаній и невѣжествѣ, какъ будто бы мы покрыты киммерійскимъ мракомъ, тогда какъ ты ходишь въ полуденномъ свѣтѣ и проливаешь свѣть на всю вселенную. Пусть будетъ позволено выписать твои слова изъ твоего посланія. Церковь римская, по твоему суду, есть та самая „церковь, въ которой истина должна пребывать всегда твердою, не подвергаясь никогда и никакому измѣненію, какъ залогъ, врученный этой церкви для храненія во всей цѣлости, и что въ ней только сохраняется чистое ученіе Христово”.
Слова дѣйствительно блестящія! Но посмотримъ на самое дѣло.
Святый Духъ, сшедшій на апостоловъ въ день пятидесятницы (Дѣян. 2, 3. 4), возсѣлъ на нихъ въ видѣ раздѣлившихся языковъ и сообщилъ имъ даръ говорить на языкахъ различныхъ народовъ, явственно обозначая этимъ, что, когда не будетъ болѣе этого чрезвычайнаго дара, слово Божіе должно быть распространено на всѣхь языкахъ посредствомъ переводовъ на язывъ каждаго народа.
Святый Павелъ, въ своемъ посланіи къ Тимофею, называеть его блаженнымъ за то, что онъ изъ млада зналъ священная писанія (2 Тим. 3, 15); поэтому апостолъ учитъ. чтобы даже дѣти знакомились съ писаніемъ и изучали его. Самъ Христосъ изображаетъ въ Апокалипсисе церкви подъ образомъ светильниковъ, указывая намъ этимъ знакомъ, что главная обязанность христіанской церкви— иметь въ рукахъ светъ слова Божія и открывать его всѣмь.
А что, въ силу этой обязанности, сделала англиканская церковь и каждодневно делаетъ, читая предъ народомъ священное писаніе на родномъ языке и распространяя экземпляры священнаго писанія по всей вселенной, не на англійскомъ только языке (не говоримъ уже объ изданіяхъ подлиннаго текста еврейскаго и греческаго, отпечатанныхъ у насъ), но на языкахъ всехъ почти націй,—предоставляемъ другимъ объ этомъ вспомнить.
Нo такъ какъ первосвященникъ римскій обвиняетъ насъ и восхваляетъ себя и свою церковь, то пусть не оскорбится, если мы несколько посмотримъ на то, что онъ, въ отношеніи къ этой обязанности, сделалъ и делаетъ до настоящаго времени.
Ты, Святѣйшій господинъ нашь, Ты, наместникъ Христовъ, Ты, епископь епископовъ, Ты, верховный судія веры и решитель всехъ споровъ, Ты, верховный глава церкви, Ты, светъ народовъ, можешь ли показать хотя одинъ экземпляръ ветхозаветнаго еврейскаго текста, отпечатанный въ твоемъ городе, Риме, матери и наставнице всехъ церквей. Ни одного! Правда, спустя 400 летъ после изобретения типографскяго искуства, мы, послѣ долгихъ и длительныхъ ожиданій, съ благодарностію привѣтствовали единственную рецензію новаго греческаго завѣта, съ знаменитаго кодекса ватиканскаго. Но изданія или ветхаго или новаго завѣта на языкѣ отечественномъ народъ, ввѣрѣнный твоему пастырскому попеченію, ожидаетъ, кажется, и до настоящая времени, отъ римской типографіи.
Ты хвалишься, что Христосъ ввѣрилъ тебѣ всѣ народы, какіе только находятся по всей землѣ, и что они должны получить отъ тебя благовѣствованіе. Но какой экземпляръ священнаго писанія, какую книгу его они даже и теперь получилъ изь твоихъ рукъ въ переводѣ на свой родной языкъ? Развѣ не скрывается у тебя под з спудомъ Божественный свѣтъ священнаго писанія, который долженъ былъ стоять на свѣщницѣ (Матф. 5, 15. Марк, 4, 21. Лук. 11, 33)? Развѣ не заграждается у тебя, назначенный для питья всѣмъ, источникъ водъ живыхъ, который долженъ былъ течь свободно?
Но мы, имѣющіе въ своихъ рукахъ священное писаніе и всѣми силами сообщающее его другимъ,—мы-то именно, шатаясь, жалко блуждаемъ во мракѣ египетскомъ, тогда какъ ты остаешься въ землѣ Гесемъ, наслаждаешься полуденнымъ свѣтомъ и этотъ свѣтъ подаешъ всей вселенной!
Посмотримъ и на другое преступленье, въ которомъ ты насъ обвиняешь.
Мы, по твоему суду, всегда измѣнчиви, а ты всегда одинъ я тотъ же; мы, въ невѣдѣніи, волнуемся въ ка- комъ то проливѣ перемѣчивыхъ догматовъ, а ты, утвердившись на священномъ якорѣ, непоколебимо стоишь въ тихой пристани вѣры.
Къ чему много говорить? Довольно будетъ и одного примера.
Назначенный тобою соборъ, имѣющій открыться въ Римѣ, въ базилике ватиканской, въ следующемъ году, долженъ начаться, какъ мы узнали изъ твоей буллы, въ 8-й день месяца декабря, посвященный непорочному зачатію Богородицы Девы Маріи.
Напоминаніе о такомъ дне тотчасъ приводить на мысль, съ какимъ постоянствомъ римская церковь защищаетъ веру Христову.
Догматическое опредѣленіе о непорочномъ зачатіи обнародовано тобою въ Риме, въ базилике ватиканской, за 14 почти летъ до настоящаго времени, въ 8-й день месяца декабря, 1854 года.
Если этотъ догматъ истиненъ и необходимъ для спасенія, почему же прежде онъ не объявленъ римскою церковію? Ужели той, которая хвастливо выдаетъ себя за источникъ Божественнаго света, прилично было отказывать вселенной въ этомъ сіяніи истины и впродолженіе 1850 летъ не сообщать народамъ сполна истинной веры?
Но этотъ догматъ, скажешь, и прежде былъ известенъ, но до сихъ поръ еще не былъ определенъ римскимъ первосвященникомъ. Такъ-ли полно? Съ твоего позволенія, далеко не такъ.
Святый Григорій Великій, папа римскій, процвѣтавшій въ конце 6-го века по Рождестве Христовомъ, открыто противоречить этому догмату. Мы просимъ тебя, свѣтлѣйшій первосвященникъ, вспомни на минуту слова ученейшаго твоего предшественника. Онъ ясно учитъ, что Христосъ и только Онъ одинъ свободенъ отъ язвы первороднаго греха. „Никто другой не былъ, (следовательно и Бласловенная и Блаженная Дѣва Марія), пишетъ онъ, который бы явился свободнымъ отъ грѣха, чтобы ходатайствовать предъ Богомъ за грѣшниковъ, потому что на всѣхъ, одинаково происшедшихъ, изъ той же плоти “(слѣдовательно и на Божественной ДѣвѣМаріи)” лежала одинаковая вина”. „Поэтому пришелъ къ намъ Единородный (Сынъ) Отца и принялъ наше естество, но не гріхъ. И еще: „Такъ какъ не было никого, чьи заслуги могли бы умилостивить Господа, то Единородный (Сынъ) Отца, принялъ образъ нашей немощи, Единый праведный явился, чтобы ходатайствовать за грѣшниковъ (’Св. Григ. Вел. на книг. Іов., гл. 33., т. 1. стр. 762, изд. Парижъ. 1702 г.)”,
Кому вѣрить: святому папѣ Григорію І-му или папѣ Пію IX? Кому бы мы ни слѣдовали, довольно ясно, что Римъ противоречить самому себѣ.
Но пойдемъ далѣе. Если этотъ догматѣ, о непорочномъ зачатіи былъ извѣстенъ церкви и принятъ ею даже въ 16 вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ, то почему же спорили о немъ отцы тридентскаго собора? Зачѣмъ между доминиканцами и Францисканцами происходили самые горячіе споры объ этомъ догматѣ? Ученѣйшій мужъ того столѣтія, Мелхіорь Канъ, епископъ и знаменитый у папъ учитель, такъ пишетъ объ этомъ догматѣ:
всѣ святые, которые касались этого предмета, единогласно утверждали, что блаженная Дѣва зачата въ пѣрвородномъ грѣхѣ (Melchior Oanus, Episcopus Canaricnsis, primariae Cathedrae ia Academia Salmatice si Praetectus: Opera p. 318, ed. Colon 1605). Чтобы подтвердить свою мысль, онъ приводитъ свидѣтельства Амвросія, Августина, Златоуста, Ансельма, Бернарда, Бонавентуры, Аквината и другихъ, „съ которыми”, говоритъ онъ, „никто изъ святыхъ не былъ не согласенъ; и въ другомъ мѣстѣ: „что Блаженная Дева была совершенно свободна отъ первороднаго грѣха, объ этомъ никогда не говорится въ священныхъ книгахъ, въ подлинномъ буквальномъ смысле. Да и общій излагается въ нихъ законъ, которому, безъ всякаго исключеиія, подлежать есть дети Адама, т. е., родившіеся посредствомъ плотскаго размноженія. И нельзя сказать, что этотъ догматъ перешолъ въ церковь чрезъ апостольское преданіе. Следовательно онъ и не можетъ относиться къ вѣрѣ (Ibid. р. 356)”.
Это слова Кана. Итакъ довольно ясно, что въ 16 вѣкѣ по Рождестве Христовомъ, этомъ догматъ не былъ принять римскою церковію. Но теперь появляется новый порядокъ делъ. По Твоему определению (употребляемъ твои слова), все должны уже верить, что „Блаженнейшая Дева Марія была предохранена свободною отъ всей заразы первороднкго грѣха” и те, которые помыслятъ въ сердце своемъ что либо несогласное съ Твоимъ определеніемъ, должны знать и впредь пусть знаютъ, что они потерпѣли крушеніе въ вѣрѣ и отъ единства вѣры отпали (Ріі рарае IX. Litterae apostolicae de dogmatics definitione Immaculatae Conceplionis Virginis Deiparae: Romae, vi. id, Decembres Anno MDCCCLIV)”.
Такимъ образомъ, чего не проповедали апостолы, не признали апостольская церкви, не приняла кафолическая церковь Христова въ продолженіе более чемъ 1800 летъ, и что противно вере вселенской церкви, учившей, что Христосъ одинъ свободенъ отъ язвы первороднаго греха, то теперь, по твоему опредѣленію, все должны принять и сохранятъ, какъ необходимое для вѣчнаго спасенія и, если кто иначе будетъ помышлять въ душѣ, тотъ потертълъ крушеніе въ вѣрѣ и отъ единства вѣры отпалъ!
Ужели насъ ты исключилъ этими словами изъ общества вѣрныхъ? Напротивь, исключилъ ты себя самого. Мы, въ этомъ дѣлѣ, имѣемъ на своей сторонѣ Христа, апостоловъ, апостольскую и вселенскую церковь Христову. Ты самого себя отторгъ отъ кафолической церкви: себя удалилъ отъ общенія съ первыми вѣками, себя отлучилъ отъ своихъ предшественниковъ, отъ апостольскихъ церквей, отъ апостоловъ и отъ Іисуса Христа. Итакъ, тебѣ ли обличать насъ въ легкомысліи? Тебѣ ли поносить насъ за непостоянство въ вѣрѣ и отпаденіе отъ церкви? Смотри, чтобы не пришлось отнести старинную пословицу:
„Врачъ другихъ, исцѣлись самъ”.
Да дастъ Всеблагій и Всемогущій Богъ, Отецъ свѣтовъ, у Него же нѣсть премѣненіе или преложенія стѣнъ (Посл. св. Іак. 1, 17),— чтобы всѣ мы, исповѣдующіе имя Христово, прогнавъ и разсѣявъ мракъ заблуждений, оставивъ преданія человѣческія, отвергнувъ нововведенія и ложныя мнѣнія, сохраняли въ цѣлости и неповрежденности преданную вѣру святымъ единою, ходили по пути истины и въ союзѣ мира!
Да дастъ Единородный, совѣчный Сынъ вѣчнаго Отца, Единый, родившійся безъ скверны грѣха въ нашей плоти и пострадавшій въ ней, искупившій насъ непорочною Своею кровію, и Единый Ходатай Бога и человѣковъ (1. Тим. 2, 5),—чтобы въ таинственномъ Его тѣлѣ, которое есть церковь Бога живаго, мы соединились братскою любовію!
Да дасть Святый Духъ, глаголавшій чрезъ пророковь, апостоловъ и евангелистовъ въ священномъ писаніи, силою Котораго мы возраждаемся, ежедневно укрѣпляемся и обновляемся,—чтобы мы, питаясь тѣмъ же Божественнымъ словомъ и обновляясь таинствами, поддерживали другъ друга взаимною любовію, стараясь сохранять единство духа въ союзѣ мира,—чтобы какъ единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе: единъ Богъ и Отецъ всѣхъ, иже надъ всѣми и чрезъ всѣхь и во всѣхъ насъ (Ефес. 4, 4); такъ по истинѣ было и одно стадо, былъ одинъ Пастырь, Святѣйшій нашъ Христосъ Іисусъ, истинный Богъ, истинный человѣкъ Которому со Отцемъ и Святымъ Духомъ да будетъ слава, хвала и владычество, во вѣки. Аминь.
Данъ въ Лондонѣ, въ день праздника святыхъ апостоловъ Симона и Іуды, 1868 года».
Ответ англиканской церкви на апостольское послание папы Пия IX