Здравствуйте! Этот дневник написан на основании кратких высказываний святителя Тихона Задонского. Как и во всех высказываниях святых отцов у святителя Тихона Задонского говорится о том, что должно нам исполнять Божию волю. А она изложена в Евангельских заповедях. Так из высказывания под номером три мы можем узнать, что Бог дух и почитать его должно духом. "Почтим же Бога, как Духа – духом, сотворим волю Его и заповеди Его, принесем дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное за грехи наши. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 19)." В первом высказывании говорится о том, что Бог присутствует везде и должно нам жить с осознанием того, что Бог везде и все наши поступки ему известны, и более того, даже наши мысли и чувства сердечные для него открыты. Осознание этого будет удерживать нас от греха.
-------------------
1) Веруй, знай и думай, что Бог с тобою невидимо есть везде. И что ни делаешь и мыслишь, – все видит, и что ни говоришь, все слышит. Старайся всегда видеть Его верою перед собою. А отсюда последует страх Божий, благоговение и почтение к Нему, и осторожность в словах, делах и мыслях – как и перед отцом своим не смеешь ни говорить, ни делать ничего пустого. Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают.
***
2) Многие из них то, что человек написал, нерушимо хранят, но что Бог запретил или повелел, тем пренебрегают. Слово и заповедь человеческую соблюдают, но слово и заповедь Божии оставляют. Много везде такого заблуждения. Многие считают благочестивым воздерживаться от скоромной пищи в среду, пятницу и другие дни, а иные и совсем ничего не едят в эти дни, но от злобы, зависти, клеветы, злословия и прочего зла и один час не хотят воздержатьсявоздержаться.
***
3) Из познания духовности существа Божия следует, что человек должен почитать Его не вещественно, не золотом или серебром или другими ценностями, не выбором пищи и одеяния или видимыми церемониями только, но духом, то есть страхом, любовью, смирением, терпением, покорением своей воли воле Его и прочими делами, Им заповеданными. Такие жертвы угодны Богу. Дух почитается духом. Богу неприятно все внешнее и вещественное без внутреннего духа. Поэтому Господь говорит: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 23–24). Почтим же Бога, как Духа – духом, сотворим волю Его и заповеди Его, принесем дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное за грехи наши. «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 19). Все усилия должен христианин прилагать, чтобы исправить свою душу. Бог говорит душе нашей, а не телу. Тело – это орудие души, которым она действует. Язык говорит, глаза смотрят, руки делают то, что душа замышляет и хочет. И если душа будет исправна, то и дела внешние будут исправны. Без душевного изволения телесные члены не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу. Тогда и внешние дела наши будут исправны, и так будем почитать Бога нашего духом и истиной.
***
4) Что коню свирепеющему и беснующемуся узда, тое плоти страстной и похотливой воздержание. Конь уздою воздерживается и повинуется хотению всадника правящаго: тако христианину должно плоть похотствующую воздерживать и покорять духу или умууму.
***
5) Христианин должен воздерживаться не только в пище и питии, но и от всякого зла.
***
6) Гнев Божий за грех
Гнев Божий противу греха, чрез козни, на грешников от Бога посылаемыя, показуется. Аще бо Бог и благ есть, так, что «никтоже благ, токмо един Бог», по свидетельству Христову (Мф. 19, 17). Однакож, сколько благ, столько и праведен есть, котораго правда требует того, чтобы грешник, яко святаго и непременяемаго Его закона преступник, казнен был. Что же грешник не тотчас по согрешении, или в самом действии греха казнится, тое благости Божией приписать должно, которая терпит грешнику, и так на покаяние его ожидает.
***
7) Гнев рождается от самолюбия
Как гнев, так и ЗЛОБА «раждается» от безмернаго САМОЛЮБИЯ. Ибо самолюбец во всем ищет своея корысти, славы и чести; а когда видит в чем препятствие своему намерению и желанию, о том смущается, печалится и гневается на того, кто препятствие делает, почему и тщится гнев свой в дело произвести, то есть, отмстить, что свойственно есть злобе.
***
8) Подавлять в себе гнев, чтобы не перешел в злобу
Гнев, когда в начале не укротится, обращается в злобу. Злоба, как в историях читаем и ныне видим, великия беды и напасти, и самым злобствующим и тем, на которых злоба бывает, делает. Ибо таковыми людьми диавол, дух злобы, обладает, и водит их куда хощет, и делает чрез них, что хощет. Почему сказано от Апостола: «гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите места диаволу» (Еф. 4, 26–27). Берегись убо, христианине, гнев держать на ближняго твоего, да не в злобу обратится, и тако себе и ближняго твоего погубишь; но вскоре укрощай гнев твой, и убивай того, яко беззаконнаго младенца, пока мал есть, да не возрастет, и тебе самого убиет.
***
9) Творить ближнему, что себе желаешь
Напротив того, хощешь, чтобы ближний твой в нужде твоей тебе помог, алчнаго напитал, жаждущаго напоил, нагаго одел, страннаго в дом принял и успокоил, и проч.: хощет и он, чтобы и ты помогал ему в нужде его. Твори убо ему тое, что себе хощешь: сего хощет совесть и закон Божий. И сие-то есть, что глаголет Господь: «вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы» (Мф. 7, 12). Не творишь того ближнему твоему, чего себе хощешь: грешишь против совести и закона Божия. Держись убо, христианине, правила сего: «чего хощешь себе, твори и ближнему твоему», и будешь согласно совести и закону Божию делать.
***
10) Болезни укрощают наши страсти и грехи
Здравие тела ко многим прихотям и грехам отворяет человеку двери, но немощь тела затворяет. Конь свирепый и необученный беснуется, и часто стремится на свою пагубу; но уздою воздерживается, и биется, и мучится, и удручается, и тако кротким бывает. Плоть наша без болезни и немощи, как конь, свирепеет и на вся пагубныя страсти стремится; но немощию и болезнию, как уздою, воздерживается и укрощается, и покоряется духу. О коль великое милосердие Бог делает с тем, на кого болезнь посылает! Сокрушает тело его, да душа в здравие свое приидет.
спасибо
не только верить в Бога, но верить Богу