Сталинизм и аборты: к 80-летию запрета абортов в СССР

Сталинизм и аборты: к 80-летию запрета абортов в СССР

Владимир Потиха

27 июня исполняется 80 лет со дня принятия в 1936 г. постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

Это Постановление, результаты его воплощения в жизнь вплоть до отмены 23 ноября 1955 г. обросли негативными мифами, которые безапелляционно транслируются современными сторонниками легальных абортов в качестве якобы незыблемых аргументов против их запрета. В результате руководители акушерско-гинекологических служб, политики, позиционирующие себя в качестве православных патриотов, и даже отдельные представители епископата полагают, что опыт сталинского периода якобы сугубо негативен и наглядно продемонстрировал, «что запретами ничего не решить». Что после запрета абортов не становится меньше, они становятся подпольными, это ведет лишь к сверхсмертности и потери здоровья десятков тысяч женщин.

Успехи сталинской политики. На самом деле Постановление представляет собой довольно качественный пример сочетания запретительной и поощрительной политики повышения рождаемости в целях сохранения человеческого потенциала, необходимого для обеспечения государственной безопасности и поступательного социально-экономического развития общества.

Недаром враги исторической России в обличии СССР обрушились на Постановление 1936 г. со злобной критикой, как это сделал Троцкий в книге «Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?»[1].

А планы нацистской Германии по мягкому геноциду населения оккупированных территорий нашей страны предполагали как раз прямо противоположное — легализацию абортов, пропаганду отказа от деторождения, контрацепцию, стерилизацию, прекращение поддержки многодетных семей и т.п.[2].

Именно с действием этого Постановления, связан феномен «сталинского демографического ренессанса» конца 30-х гг., а затем в послевоенный период. В целом темп прироста населения при Сталине составил 21,2 %, что превышает показатели Российской Империи в начале ХХ в., достигавшие 9,3 %[3]. И это несмотря на чудовищные потери в Великой Отечественной войне, разруху, гонку вооружений, голод и т.п. Это свидетельствует об успешности государственного управления демографическими процессами.

О репрессиях за аборты. Что касается уголовного преследования абортов, сталинский неоклассицизм демонстрировал возврат к классическому римскому праву, по которому наказанию подлежали и те, кто изготовлял абортивные снадобья и женщины, делавшие аборт. Подобный подход свойственен всем демографически и исторически успешным человеческим сообществам не только по отношению к абортам, но и к противозачатию, внебрачной половой жизни и сексуальным извращениям[4]. Ведь массовое уклонение от деторождения несет для общества не менее тяжелые последствия, грозящие гибелью, чем отказ платить налоги или служить в армии. Каждый патриот и добросовестный государственный деятель, просто здравый человек должен понимать это.

Феминистки делают подобные феерические заявление о масштабе репрессий, якобы вызванных Постановлением: «При Сталине в момент запрета абортов за это было расстреляно 500 тысяч женщин и врачей-гинекологов. Я не хочу возвращаться в то же самое время»[5].

На самом деле «ужасные» репрессии состояли в следующем:

«2. За производство абортов вне больниц или в больнице, но с нарушением указанных условий, установить уголовное наказание врачу, производящему аборт, — от 1 года до 2 лет тюремного заключения, а за производство абортов в антисанитарной обстановке или лицами, не имеющими специального медицинского образования, установить уголовное наказание не ниже 3 лет тюремного заключения.

3. За понуждение женщины к производству аборта, установить уголовное наказание — тюремное заключение до 2 лет.

4. В отношении беременных женщин, производящих, аборт, в нарушение указанного запрещения, установить как уголовное наказание, общественное порицание, а при повторном нарушении закона о запрещении абортов — штраф до 300 рублей»[6].

Статус ребенка до рождения. Основная претензия к сталинской политике в области абортов со стороны христианства, традиционной морали и современных научных данных об эмбриональном и фетальном развитии — это лишение пренатального ребенка статуса человека, жизнь которого должна быть законодательно защищена на основе простого факта его принадлежности к человеческому роду. Обоснование запрета исключительно заботой о здоровье женщин и нуждой в человеческом потенциале для страны. Что объясняет сохранение абортов по медицинским показаниям.

Но в этом отношении странно требовать от сталинского руководства быть «святее папы». В данном случае отстаивать позицию, которая не соответствовала консенсусу, сложившемуся в среде широкой научной, медицинской и юридической общественности еще в царской России, не говоря уже о западных прогрессистах.

Если Ф.Энгельс в 1880 г. писал: «…это очень хорошо известно юристам, которые тщетно бились над тем, чтобы найти рациональную границу, за которой умерщвление ребенка в утробе матери нужно считать убийством»[7].

То в 1913 г. участники XII Всероссийского Пироговского съезда врачей пришли уже к следующему консенсусу: «1) Искусственные выкидыши для матери зло, как и всякая операция. 2) Зародыш не может быть признан человеком: важнейшие органы — мозг, легкие, не функционируют, след. плодоизгнание — не убийство. 3) Моральная оценка служит предметом разногласия, но нет сомнения, что женщина, под влиянием неустранимых мотивов прибегающая к выкидышу, не может считаться безнравственной»[8].

И потребовали в резолюции съезда полной легализации абортов от царского правительства.

А такие властители дум как дарвинист Эрнст Геккель шли еще дальше, заявляя, что слух и сознание отсутствуют и у новорожденного ребенка. На этом основании они выступали за уничтожение «ненормальных новорожденных», утверждая, что и это «не может оцениваться с разумных позиций как убийство»[9].

Миф о сверхсмертности женщин от криминальных абортов. Один из основных современных аргументов против защиты права ребенка на жизнь — якобы ужасающая по своим масштабам материнская смертность от криминальных абортов во время их запрета в 1936 — 1955 гг.

Казалось бы, этическая несостоятельность этого аргумента должна быть очевидной, если признавать аборт детоубийством как это публично делают не только Патриарх Кирилл, но и председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко, министр здравоохранения В.И. Скворцова, уполномоченный по правам ребенка П.А.Астахов. Если следовать логике, согласно которой общество должно создать максимально комфортные и безопасные условия женщинам, убивающим собственных детей до рождения, то нужно легализовать и убийства людей после рождения, а так же, например, изнасилования, и прочие преступления, при совершении которых преступники могут лишиться жизни, потерять здоровье и сесть в тюрьму.

Действительно ли сталинский запрет унес жизни сотен тысяч женщин? Единственное легкодоступное в сети интернет научное исследование на эту тему — работа В. И. Сакевич «Что было после запрета аборта в 1936 году» [10]. Его автор открыто отстаивает право женщин на доступные аборты. Но, даже при таком предвзятом подходе согласно приведенным в работе данным во время запрета материнская смертность от всех абортов, криминальных и больничных, составляла порядка 2 тыс. человек в год. Сакевич утверждает, что речь идет только о городском населении, поскольку «по сельской местности такая статистика не велась». Но даже если эту цифру 2 тыс. умножить в 2 раза (сельского населения тогда было больше городского, но и нормативность многодетной семьи там тоже сохранялась в отличие от города), то мы получим 4 тыс. Эта цифра в 5 раз меньше ежегодной смертности от одного только рака груди в современной России, который по данным многочисленных исследований может рассматриваться в качестве одного из отложенных последствий искусственного аборта[11].

Кстати, приведенные Сакевич данные по материнской смертности делают весьма сомнительными сведения, приведенные ею же по количеству абортов в России в 1937-1940 гг. Автор демонстрирует рост количества абортов от 355 тыс. в 1937 г. до 500 тыс. в 1940 г. со ссылкой на исследование «Аборты и контрацепция в России и странах бывшего СССР: история и современность», опубликованное на французском языке[12]. Если принять на веру и данные по количеству абортов и по материнской смертности от них, то выходит, что криминальные аборты были достаточно безопасными.

Но, даже если бы при Сталине действительно умирало очень много женщин, это не является аргументом против запрета абортов в наши дни. Когда речь идет о смертности от абортов в 30 — 50-е гг. и о ее якобы снижении в результате легализации, пропагандисты «безопасных» абортов, в том числе, из числа врачей, напрочь забывают про общий прогресс системы здравоохранения. А он был значительным. Это введение в повседневную медицинскую практику антибиотиков, переливания крови, скорой помощи, реанимации и т.д.

На эту тему доступна статистика по США. Во время обсуждения в 1983 г. в Сенате США поправки Хэтча-Иглтона Бюро по демографической статистике представило ретроспективные данные по женской смертности от абортов. «В отчете было показано, что до внедрения пенициллина ежегодно от законных и криминальных абортов, вместе взятых, умирало более 1000 женщин. Стремительное снижение материнской смертности произошло в 50-х и 60-х годах, когда аборты еще не были узаконены. До того как аборт был впервые узаконен в одном из штатов в 1966 г., общее число смертей снизилось до 120 в год. К 1973 г., когда Верховный Суд США легализовал аборты во всех 50 штатах, это число снизилось до 39 на всей территории страны. После легализации медленное снижение продолжалось с той только разницей, что больше женщин умирает от легальных, а не от криминальных абортов».[13]

В таких странах, как Ирландия, Мальта, Польша, Чили, где аборты запрещены или сильно ограничены в наши дни, никакой сверхсмертности женщин не наблюдается. Это подтверждают и данные Фонда ООН по народонаселению, причем не только по вышеперечисленным благополучным странам. В целях пропаганды средств гормональной контрацепции для стран СНГ и Третьего мира эта организация оперирует следующими цифрами — «ежегодные 52 млн. абортов, в том числе нелегальных и небезопасных, приводят к гибели порядка 47 тыс. женщин во всем мире».[14]

Из этих цифр видно, что ни о какой сверхсмертности женщин, даже при полном запрете искусственных абортов, в современных условиях не может идти речи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современной России просто необходимо форсированное принятие законов подобных Постановлению 1936 г., дополненных последовательной законодательной защитой жизни детей до рождения.

Автор: Владимир Потиха

Источник: Русская народная линия


[1] См. Троцкий Л.Д. Преданная революция: Что такое СССР и куда он идет?http://www.souz.info/library/trotsky/trotl001.htm#st07

[2] План «Ост» Замечания и предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС Э. Ветцеля от 27 апреля 1942 г. // Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки, документы и материалы, — М., 1973, т. 2, с. 38 // https://www.dropbox.com/s/10zxinscfbsbkxa/dashichev_02.djvu

[3] Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. В. И. Якунин, С.С. Сулакшин, В.Э. Багдасарян и др. — М., 2007. -С. 252

[4] Уголовная ответственность за мужеложство была введена в советском уголовном праве в 1934 г.

[5] Телепередача «Право голоса» (на «Третьем канале») от 8 апреля 2011 года, тема передачи: «Аборт: запретить нельзя оставить». https://www.youtube.com/watch?v=Dm4rR-iAO2k

[6] Кодекс законов о браке, семье и опеке. — М., 1947. — С. 38-41.

[7] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. — М., 1961, — С. 21

[8] Стенограмма XII Пироговского съезда // Русский врач, 1913, № 28. -С . 1010-1011

[9] Haeckel, Ernst. The wonders of life. New York: Harper, 1904. p. 21

[10] Сакевич В.И. Что было после запрета аборта в 1936 году. Demoscope Weekly. Институт демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»// http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php

[11] См., например, Противораковое общество России http://www.pror.ru/node/1627

Список зарубежных публикаций Life-Threatening Risks of Abortionhttp://www.theunchoice.com/pdf/FactSheets/PhysicalRisks.pdf

[12] Avdeev A., Blum A., Troitskaya I. L’avortement et la contraception en Russie et dans l’ex-URSS: histoire et présent // Dossiers et Recherches. № 41. Paris, INED: 1993: 69-72.

[13] Уиллке Дж., Уиллке Б. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. — М., 2003. С. 159 // http://www.dar-rogdeniya.ru/2012/06/30/biblioteka/uillke-dzh-i-b-my-mozhem-lyubit-ih-oboih-abort-voprosy-i-otvety

[14] More than one quarter of pregnancies worldwide, about 52 million annually, end in abortion. Many of these procedures are clandestine, performed under unsafe conditions. About 13 per cent of maternal deaths are attributed to unsafe abortions, coupled with lack of skilled follow-up. Some 47,000 women each year die as a result. (Более четверти беременностей в мире, порядка 52 млн. в год, заканчиваются абортами. Многие из этих процедур нелегальны, совершаются в небезопасных условиях. Порядка 13% материнской смертности относятся к небезопасным абортам в паре с недостатком квалифицированной помощи после них. В результате около 47000 умирает ежегодно).

UNFPA. Reducing Risks by Offering Contraceptive Serviceshttp://www.unfpa.org/public/home/mothers/pid/4382

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать