Сила слова: оружие в руках медика

Сила слова: оружие в руках медика

Н.А. Пигалова, Ю.А. Кузнецова

Американский психолог К. Роджерс (1902-1987 г.) открыл в своей терапевтической практике «общения с людьми», что качество отношения между людьми имеет решающее значение для конструктивного изменения личности. Для возникновения климата, способствующего личностному росту человека, должны быть соблюдены три условия. Эти условия одинаково подходят как для отношений между терапевтом и пациентом, так и отношениями между родителями и ребенком, а также руководителем и коллективом, учителем и учениками или управленцем и сотрудниками, т.е. применимы в любой ситуации.

Первым условием является истинность, неподдельность, открытость. К примеру, чем больше медик в отношении с больным будет самим собой, т.е. не выявляет напоказ свой профессиональный опыт и личные амбиции, тем больше вероятность того, что его больной будет свободно высказываться и тем конструктивнее будет общение с ним.

Вторым условием является участие, сочувствие, симпатия и уважение – это, безусловно, положительная направленность на больного, иными словами психологическая «повернутость» к нему.

Третьим условием отношений между терапевтом и больным является сопереживание (эмпатия, т.е. способность проникнуть в сущность ситуации, в которой находится больной, иными словами показать свое понимание проблем больного). Этот вид чуткого активного выслушивания чрезвычайно редко встречается в нашей жизни. Мы думаем, что слушаем другого, но это происходит лишь в редких случаях при истинном понимании и подлинном сопереживании. Тем не менее этот особый вид умения выслушать и понять другого является одной из могущественных сил, способных изменить человека.

врачСамая простая форма психотерапевтической помощи – это выслушать больного. Но выслушать внимательно! В таких беседах больной лечится сам – тем, что его страдания находят словесное выражение. Выговорился, пожаловался вволю, и стало ему легче, и он ощутил возможность дальнейшей борьбы с болезнью.

Маленькие дети переживают стресс своеобразным образом. Они умнее взрослых, так как стоят ближе к Богу. Дети садятся и рисуют. В процессе рисования дети сосредоточенны, молчаливы и в этот момент ребенок «выбрасывает» из себя, удаляет негативные переживания и через полчаса встает веселым. Так сами себя лечат дети. Взрослым необходима помощь извне – в виде собеседника. Но нужен такой собеседник, который будет слушать внимательно. Тяжелая мысль, которая гложет, терзает, угнетает, теряет свою негативную силу, будучи высказанной вслух. Это закон физиологии. Это первая польза от разговора с больным. Вторая польза состоит в том, что рассказывая о своих печалях человек очень скоро обращается к старым впечатлениям и переживаниям и таким образом как бы просматривает свое прошлое, всю свою жизнь. Отрывками, фрагментарно – но просматривает. И сестра милосердия, участвуя в этом просмотре, без труда может подтолкнуть больного к переоценке неприятных факторов прошлого. Это снизит угнетенно-тревожный фон в состоянии пациента, и, безусловно, будет способствовать его выздоровлению. Даже если больной не может полностью выздороветь, он все равно почувствует себя комфортнее, веселее, и вследствие этого станет легче и сестре ухаживать за ним.

Для получения такого результата необходимы:

  • доверие больного к медсестре (больной чувствует, что вы не равнодушны к нему),
  • вера медсестры в собственные слова (искренность).
Сестры милосердия
Фото: pravoslavie.ru

Сестра милосердия должна представлять себе психологию человека, которого прижала болезнь. Довольно часто у больных возникает чувство беспомощности, обреченности, и спасительных действий они ждут в состоянии, близком к отчаянию. Если в такой момент медсестра проявит к пациенту искреннее внимание, отнесется с душой (а это больные улавливают сразу, с первых же фраз), то ее компетентность в их глазах становится безграничной. Это и будет полное доверие.

Вот яркий пример авторитета целителя. Святой Иоанн Кронштадтский. О нем знала и в него верила вся Россия.

С точки зрения медицины его успехи в исцелении больных основывались на Божией благодати и на вере людей. Больная из-за слишком большого расстояния не могла с ним встретится, но телеграммы с коротким текстом «МОЛЮСЬ ЗА ВАСЪ=ИОАНН» оказалось достаточно, чтобы болезнь очень скоро прошла.

Духовная схема лечения такова: искренность, доброта, отзывчивость медика и доверие, вера больного. И тут возникает вопрос о конкретных формах психотерапии. Что, в каких случаях и как говорить больному? Здесь не может быть общих указаний. С одним больным надо быть деликатным, другого — немного держать в страхе, чтобы не возникло легкомысленной оценки своего состояния, третьего надо все время подбадривать, иначе он упадет духом. С одним надо шутить, другой, наоборот, подозрительно относится к улыбкам и усмешкам и в ответ может оскорбиться. Этот больной верит словам, произнесенным серьезно.

Таким образом, в общении, в разговорах с больными сестра милосердия – режиссер. У нее есть очень сильное оружие в борьбе с болезнью: она близкий больному человек. Евангельская заповедь о пожелании ближнему того, чего хотел бы для себя, научает все время задавать себе вопрос: что еще я могу сделать для человека, чтобы ему стало хорошо? Больной человек отличается от здорового прежде всего тем, что он зависит от других людей. Болезнь лишает человека свободы выбора. Он не может делать то, что он хочет. Он не может, например, сам встать, сам умыться, сходить в туалет или съесть то, что он любит. Сестра милосердия должна предусмотреть всякие ситуации, быть наблюдательной и догадливой.

Сестре милосердия важно помнить, что для человека попасть в больницу – это всегда стресс. Переживания, связанные с таким заболеванием (что со мной, опасно ли болен, не умру ли, не стану ли инвалидом, сделают ли мне больно, что будет с детьми, как сказать жене, чтобы не напугать ее?), наслаиваются на переживания резкой смены обстановки. Поэтому необходимо, как можно больше общаться с больным, не оставлять его одного, рассказывать ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивать его, ободрять. Делать это даже тогда, когда кажется, что больной не слышит или не понимает. Делать это всегда. Надо говорить внятно, уверенно и ласково, к примеру: «Ничего, Иван Иванович, не волнуйтесь, мы вам обязательно поможем. Все будет хорошо!» Медсестра должна хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество, но узнать его как личность. И эта личность должна быть сестре милосердия интересна. Любой человек нуждается во внимании к своей персоне. Для многих несчастных внимание – единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите не отнимите ее!

Сестре милосердия следует научиться искусству мелких знаков внимания к пациенту. Называть его по имени и отчеству, это уже первый знак. Хорошо бы знать, на каком боку ему больно спать и какую газету он любит читать, как зовут его любимую внучку или невесту, что радует и печалит его, когда можно расшевелить его, развеселить, порадовать – и тут сестра милосердия уже мастер своего дела.

Профессиональное общение должно быть доброжелательным и приветливым; медсестре следует выражать свою мысль словами, понятными для больного, кем бы он ни был: бездомным дедушкой или профессором. Всегда следует помнить, что люди больше обращают внимание не на слова, а на скрытое за ними отношение к проблеме собеседника. С самого начала лучше объяснить больному, что чудо совершится не сразу, что болезнь сложна, с трудом поддается лечению, что ждать придется в непрестанной борьбе и страданиях. «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками» — гласит народная пословица, и это наиболее оптимальный принцип общения с хроническими больными.

И еще одно общее замечание: когда человек попадает в больницу, его родственники, озабоченные современным положением дел в здравоохранении, представляя все в самых мрачных красках, нередко раздражаются и гневаются на всех и вся. Надо пожалеть их, помочь им разобраться в том, что происходит и будет происходить с их близкими. Уделить им время – и таким образом избавить их от отрицательных эмоций.

ИТАК, доверительность, любовь, искренняя забота, сопереживание, симпатия, уважение к больному сделают чудо: создадут добрую, светлую, несмотря на тяжесть болезни, атмосферу. Психогенный фактор будет нивелирован, устранен, что приведет к существенному терапевтическому изменению.

Авторы: Н.А. Пигалова – заслуженный учитель Р.Ф., директор Нижегородского медицинского колледжа Росздрава
Ю.А. Кузнецова — преподаватель Духовных основ милосердия

Статья из пособия «Диаконическое служение сестры милосердия страждущим. Часть I-я» — 2007 г.

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать