-
1. Кто автор данного церковного песнопения?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Прозвучало песнопение «Достойно есть» П. Динева.
Дѝнев Петр Константинович (1889-1980) – болгарский церковный композитор, музыковед. В Санкт-Петербургской консерватории изучал композицию у Н. А. Соколова, С. Петрова и А. К. Глазунова и восточное пение у проф. Л. А. Сакетти (1911-1915). Преподавал восточную церковную музыку в Казанской консерватории (1919-1922). -
2. Какому святому посвящен этот кондак?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Прозвучал кондак святителю Николаю Мирликийскому чудотворцу на глас 3.
-
3. Назовите автора данного церковного песнопения.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Предначинательный псалом под авторством Д.В. Аллеманова является самым распространенным напевом этого псалма в церковно-певческой среде.
Аллеманов Дмитрий Васильевич (22.10.1867, г. Бузулук Самарской губ., ныне Оренбургской обл.- 13.09.1928, Москва), свящ., композитор, исследователь церковного пения, педагог. Окончил Самарскую ДС. В 1883- 1895 гг. псаломщик Воскресенской ц. в г. Илецке (совр. Соль-Илецк), в 1895-1899 гг. регент архиерейского хора в Орле, в 1898-1901 гг. псаломщик Введенской ц. в бывш. Новинском мон-ре в Москве. В 1900 г. получил аттестат регента 2-го разряда в Придворной певч. капелле. В 1901-1904 гг. жил в г. Мензелинске (Уфимской губ.), где принял священнический сан. С 1904 г. учитель пения в МДС и член причта ц. свт. Николая при семинарии, с 1909 г. член совета Общества любителей церковного пения в Москве (см. Общества церковно-певч.), в 1905-1918 гг. член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще церковного пения, заведовал частными духовно-певч. хорами. В 1910- 1918 гг. преподаватель истории церковного пения в Синодальном уч-ще. В 1908-1918 гг. служил в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове в Москве. В 1925-1928 гг. член Союза драматических и муз. писателей (Драмосоюза). -
4. К какому гласу относится стихира на этот подобен?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Прозвучала стихира 4-го гласа на подобен «Дал еси знамение» напева Оптиной пустыни из службы преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Напев «на подобен» означает пение богослужебного текста по определенному образцу (самоподобну) иного богослужебного текста. Самоподобен «Дал еси знамение» является стихирой Кресту Господню, находится в Октоихе четвертого гласа в среду на стиховне утрени. -
5. К какому типу гласовых напевов относится песнопение?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Прозвучали стихиры на «Господи воззвах» 1-го гласа. Стихиры на «Господи воззвах» всегда распеваются на стихирный напев соответствующего гласа.
-
6. Как называется это церковное песнопение?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,4Верно!Комментарий:Предначинательный или 103 псалом поется в самом начале Всенощного бдения. По Уставу псалом должен исполняться полностью (как он написан в Псалтири). В современной традиции исполняются только избранные стихи псалма.
Не случайно именно этот псалом выбран Церковью для предначинания суточного круга. Псалом этот имеет надписание: «О мирстем бытии», то есть «О сотворении мира» (слово «бытие» в славянском языке имеет значение русского слова «происхождение»; название книги «Бытие» в греческом тексте обозначено «Генесис», т.е. буквально — «Происхождение». Русское же слово «бытие» имеет несколько иной оттенок). И действительно, 103 Псалом лучше, чем какой бы то ни было другой, подходит на роль предначинательного. Здесь воспевается величие Творца. Содержание Псалма можно резюмировать припевами: «Дивны дела Твоя, Господи! Вся премудростию сотворил еси»). -
7. Как по-иному именуется это церковное песнопение?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, «многомилостивое» в древнерусских Уставах) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.
Полиелеем в широком смысле также называется часть утрени, начиная с пения данных псалмов и до канона.
По Уставу полиелей положено петь не на всякой праздничной утрени, а только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. В иные дни должна петься 17-я кафизма («Непорочны»).
Псалмы Полиелея не следует путать с хвалитными псалмами. Последние состоят из стихов псалмов 148-го «Хвалите Господа с небес», 149-го «Воспойте Господеви песнь нову» и 150-го «Хвалите Бога во святых Его» Псалтири. Они читаются либо поются в конце утрени после канона в соединении с пением стихир либо без них (в зависимости от конкретной службы и наличия в ней хвалитных стихир). -
8. Данное песнопение является:
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Прозвучала стихира из службы первоверховным апостолам Петра и Павла, которая является самоподобном 2-го гласа «Киими похвальными венцы».
-
9. На какой службе поется эта стихира самоподобен?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Комментарий:Стихира является самоподобном 5-го гласа «Радуйся Живоносный Кресте». Данный самоподобен поется как на службе Воздвижения Креста Господня, так и на Крестопоклонной Неделе Великого поста.
-
10. Когда поется это песнопение?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Песнопение «О Тебе радуется», составленное в честь Богоматери, текст которого включен в Октоих, поется в составе Евхаристического канона на литургии Василия Великого (вместо песнопения «Достойно есть» на литургии Иоанна Златоуста). В особые праздники (Пасха, двунадесятые и др.) вместо этих песнопений Богородице поются так называемые задостойники.
На литургии Преждеосвященных Даров отсутствуют подобные песнопения, поскольку на ней не совершается Евхаристический канон, так как используются уже ранее освященные Дары. -
11. К какой службе относится данный самоподобен 2-го гласа?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Самоподобен 2-го гласа «Доме Евфрафов» является стихирой службы Недели святых отец, которая совершается в последнее воскресенье перед Рождеством Христовым.
Святыми отцами в данной службе называются люди, принадлежавшие роду, из которого вышел Спаситель. Они ждали Христа-Спасителя, ждали прощения своих грехов и хотя и заблуждались на этом пути, но все-таки главным для них было это ожидание, которое передавалось из рода в род и началось с Авраама. Поэтому Церковь празднует их память перед Рождеством Спасителя.
Евфрафа – древнее название Вифлеема в пророчестве и имя родоначальника жителей этого города, отсюда и «дом Евфратов». «И ты, Вифлиеме, доме Евфрафов, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдёт Мне Тот, который должен быть Владыкою во Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2). Это пророчество читается среди прочих в службу Рождества Христова. -
12. Как называется такое пение стихир?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Пение с канонархом означает, что стихира поется не полностью, а поочередно по строкам, после возглашения каждой строки канонархом. Исторически такое пение было необходимо, поскольку на весь большой хор была только одна книга, у канонарха, и хор пел исключительно по слуху каждую отдельную строку стихиры после ее возглашения канонархом.
В настоящий момент такое пение традиционно используется в некоторых монастырях, например в Троице-Сергиевой Лавре.
На записи прозвучали стихиры на «Господи воззвах» 2-го гласа стихирного напева Троице-Сергиевой Лавры. -
13. Данные ирмосы канона Сретения Господня являются:
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Канон Сретения Господня распет на напев 3-го гласа тропарного греческого распева под ред. А. Львова.
Алексей Феодорович Львов (1799-1870) – композитор.
Написанный им в 1833 г. гимн на текст Жуковского «Боже, царя храни» сделал его имя известным всей России.
Духовно-музыкальные сочинения Львова положили начало новому направлению, выдвинувшему на первый план текст песнопений и подчинившему ритм музыкальный словесному. В своей брошюре «О свободном или несимметричном ритме он говорит: »Вся сила, вся важность в церковном пении заключается в словах молитвы. Здесь цель пения: дать слову молитвы наиболее ясное выражение. Ясно, что такое пение не только должно совершенно сообразоваться со значением молитвы, которую оно сопровождает, и подчиняться смыслу ее, но и самые нотные знаки должны вполне подчиняться ритму слов, отнюдь не искажая их... Кто разумеет важность молитвы и внимательно следит во время пения за словами ее, тот не может не ощущать великого наслаждения, слыша ее в сопровождении простой и приличной гармонии, при исполнении которой все голоса произносят речь в одно время, следовательно, явственно, и в размере тактов сообразуются с естественными ударениями слов. Ни трели, ни рулады, ни другие какие-либо вычуры не должны украшать церковного пения, в простых и чистых звуках которого возносится молитва, вместе с фимиамом, к престолу Всевышнего.
Самые известные сочинения – «Вечери Твоея», «Херувимская» (№1), «Достойно» (№2), «Отче наш», «Взбранной Воеводе». В своих сочинениях Львов старался воплотить свои взгляды: избегал повторений слов, подгонки текста под требования музыки, но имел целью подчинить музыку ритму слов, одновременно выражая их глубокое молитвенное содержание в соответствующей музыкальной форме. -
14. У этого гласа нет самостоятельной мелодии для распева ирмосов.
Правильный ответ: №4Верно! -
15. На какой напев 8-го гласа исполнено песнопение?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:«Бог Господь» и тропарь воскресный спеты на глас 8 тропарный напева Киево-Печерской Лавры.
-
16. Определите вид церковного песнопения.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Песнопение является тропарем святителя Спиридона Тримифунтского 1-го гласа.
-
17. Данное церковное песнопение является:
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Песнопение «О, Всепетая Мати» является кондаком 13-м Акафиста Пресвятой Богородицы. Данный акафист – это единственный уставной акафист, который поется в составе утрени в Великий пост на службе Похвала Пресвятой Богородице (Суббота акафиста). В составе акафиста на этой службе кондак всегда поется один и тот же, поэтому песнопение относится к неизменяемым.
Изменяемыми песнопениями являются те, текст которых может быть разным в зависимости от конкретной службы. К примеру, все виды стихир: на «Господи воззвах», на стиховне, на «Хвалитех». -
18. Укажите автора либо напев данного Великого прокимна Преждеосвященной литургии.
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Композитором данного великого прокимна «Да исправится молитва моя» является М. Гольтисон.
Гольтисо́н Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 – 15.02.1914, С.-Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9-летнего возраста в течение 16 лет пел в с.-петербургской синагоге. В 1894 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию в класс пения проф. С. И. Габеля. В 90-х гг. увлекся правосл. церковным пением. Вместе с другом, воспитанником Придворной певческой капеллы и буд. регентом народного хора при Троицкой ц. в С.-Петербурге И. А. Смолиным, начал знакомиться с певч. лит-рой, затем перешел к серьезному изучению правосл. богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда. Г. принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста. По окончании консерватории в 1901 г. по классу пения (посещал также занятия класса теории композиции проф. Н. Ф. Соловьёва) Г. пел 2 года в одном из частных оперных театров С.-Петербурга, но главным в карьере певца стало участие в вокальных квартетах, смешанном (1901-1910) и мужском (1902-1914), причем последним он сам руководил.
Из церковных песнопений Г. опубликовал с июля 1901 (дата выхода 1-го песнопения «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхода последнего песнопения «Да исправится молитва моя» № 2) Литургию свт. Иоанна Златоуста (заупокойную) и 53 духовно-муз. сочинения. Являясь сотрудником ж. «Музыка и пение», Г. занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII – 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в сев. мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя, С. А. Дегтярёва, Дж. Сарти, прот. Петра Турчанинова, архим. Феофана (Александрова), свящ. Василия Старорусского, А. П. Есаулова, П. Кочановского и нек-рых др. -
19. Назовите автора данного церковного песнопения.
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Прозвучал полиелей, автором которого является иеромонах Нафанаил.
Иеромонах Нафанаил (в миру Никита Яковлевич Бачкало) (1866- ?) – церковный композитор, регент. Свой путь в музыкальном мире начал с того, что был певчим в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга и затем поступил в консерваторию. Помимо пения обладал навыками игры на фортепиано и скрипке. До 28 лет он пел в опере и концертах, был известен в г. Санкт-Петербурге. Потом уходит в Троице-Сергиеву Лавру. В Лавре он несет певческое послушание, становится помощником регента правого клироса Троицкого собора. В 1897 году принимает постриг с именем Нафанаил. Затем он переводится в подведомственную Лавре Смоленскую Зосимову пустынь, где организует хор. В 1898 он рукоположен в сан иеродиакона, в 1900 – в сан иеромонаха.
Известные напевы Зосимовой пустыни являются творением отца Нафанаила. То есть его авторству принадлежат не только ноты, где четко указано, что их автор иер. Нафанаил, а также и те, где указано «напев Зосимовой пустыни», например достаточно популярное в храмах «Величит душа моя Господа».
В 1912 г. иеромонах Нафанаил был назначен регентом первого лаврского хора. 1 июня Лавру посещает император Николай II. К его приезду готовился весь город. Естественно, что монашеский хор не мог не участвовать в этих торжествах. Хор под управлением о. Нафанаила пел перед императором, и Николай II лично наградил регента – иеромонаха Нафанаила – золотым крестом «из Кабинета ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА».
Вопрос об объеме всего музыкального наследия иеромонаха Нафанаила до сих пор остается открытым. Известна только малая часть этого наследия, написанная в период с 1898 по 1914 г., то есть за 16 лет. -
20. Данное песнопение 3-го гласа является?
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Прозвучал кондак Рождества Христова (самоподобен) 3-го гласа в обработке Д. Бортнянского.
-
21. Чем является данное песнопение?
Правильный ответ: №1Верно!Комментарий:Песнопение является воскресным догматиком 5-го гласа.
Догматик – это краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице.
Существуют восемь воскресных догматиков – соответственно восьми гласам с разными текстами, но во всем них отражается догма (учение, принимаемое без доказательства, а только по вере) рождения Господа Иисуса Христа от Пречистой Девы Марии. -
22. Чем является это песнопение по своему гимнографическому типу?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,3Верно!Комментарий:«Царю Небесный» является безусловно молитвой, которую произносят перед началом всех прочих молитв. Однако гимнографическая форма песнопения – это стихира праздника Пятидесятницы (Троицы), третья стихира на стиховне Великой вечерни на глас 6.
Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен. -
23. К какому гласу относится песнопение?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Прозвучал тропарь воскресный 5-го гласа на «Бог Господь».
Тропари на «Бог Господь» – тропари, которые поются на всенощном бдении или на праздничной утрене после песнопения «Бог Господь». При этом «Бог Господь» поется на глас первого тропаря. -
24. Данное песнопение является:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,2Верно!Комментарий:Песнопение «Видехом Свет Истинный» обращено к Святой Троице и впервые в круге богослужебного года поется на великой вечерни праздника Пятидесятницы на «Господи воззвах» на глас 2.
На литургии оно является разъяснением и заключением возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», в котором преподается благословение народу церковному, только что получившему великий дар Тела и Крови Христовых, и потому именуемому достоянием Господа, ибо «увидели Свет истинный, приняли Духа Небесного и обрели веру истинную».
Со дня Пасхи до отдания ее, вместо этого песнопения поется тропарь: «Христос Воскресе» однажды. Со дня Вознесения до отдания его, вместо «Видехом Свет Истинный» поется тропарь «Вознесся еси во славе». В субботу же пред Пятидесятницею поется тропарь субботы Троицкой «Глубиною мудрости». -
25. К какому гласу относится песнопение?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:«Волною морскою» является первым ирмосом канона Великой субботы, который поется на глас 6 ирмологический.
-
26. Кто автор этой Херувимской песни?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Композитором этой Херувимской песни является Е.С. Кустовский. Она написана им для двух голосов по заказу певчих храма свт. Николая в Москве, что находится на Подкопаевском переулке. Поэтому песнь получила название «Подкопаевка».
-
27. Укажите фамилию композитора, который осуществил обработку данного песнопения.Правильный ответ: БортнянскийВерно!Комментарий:
Песнопение «Покаяния отверзи ми двери», называемое так по тесту начальных слов, является стихирами по 50-м псалме, поемых на воскресном всенощном бдении, начиная с подготовительных недель к Великому посту (с Недели о мытаре и фарисее) и до Недели 5-й Великого поста (прп. Марии Египетской).
Устав предписывает петь стихиры на глас 8 и 6.
Прозвучавший напев является самым распространенным в церковной практике. Ошибочно полагают, что композитор Д. Бортнянский является автором данного напева. Но Д. Бортнянский осуществил лишь его обработку. -
28. С ирмологическим напевом какого гласа практически полностью за исключением заключительной мелодии схож данный ирмологический напев?
Правильный ответ: №3Верно!Комментарий:Прозвучал первый ирмос воскресного канона гласа 2-го. В некоторых певческих традициях ирмологическая мелодия 2-го гласа схожа с мелодией 5-го гласа, за исключением заключительного колена.
-
29. Это песнопение помимо воскресных служб также поется:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3Верно!Комментарий:Песнопение «Воскресение Христово видевше» является стихирой Пасхи (Воскресения Христова) и поется также на каждой воскресной службе.
Поскольку Неделя Торжества Православия всегда празднуется в воскресенье и совершается вместе с воскресной службой, то эта стихира входит в ее состав.
Эта стихира поется также в Лазареву субботу, поскольку на данной службе вспоминаются события о воскрешении Христом праведного Лазаря, что является прообразом Воскресения Христова. По своему наполнению эта служба включается в себя и иные воскресные песнопения, например тропари «Ангельский собор».
На Вербное воскресение стихира не поется, поскольку Вход Господень в Иерусалим является Господским праздником также, как и Воскресение Христово. В таком случае служба совершается только одному Господскому празднику – Входу Господню в Иерусалим, на которой воскресные песнопения не поются. -
30. Данный напев является:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,3,5Верно!Комментарий:Напев является самоподобном «Небесных чинов радование» 1-го гласа, Богородичном в Неделю вечера, службы понедельника, посвященной Бесплотным силам. Прозвучал самоподобен напева Оптиной пустыни.
-
31. На какой подобен исполнена данная стихира 1-го гласа?
Правильный ответ: №4Верно!Комментарий:Стихира является самоподобном 1-го гласа «О, дивное чудо». Она поется на праздник Успения Пресвятой Богородицы в блоке стихир на «Господи воззвах».
-
32. Этот напев является:
Правильный ответ: №2Верно!
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать