Соборы Обновленческой церкви
Собор | Год и место проведения | Описание |
---|---|---|
Первый | 1923, Москва, храм Христа Спасителя | Собор провозгласил родственность революционных идеалов с христианскими и объявил о низложении патриарха Тихона. Капитализм признавался смертным грехом. Собор узаконил равнозначность женатого и безбрачного епископата, второбрачие клириков, перевод богослужения на русский язык и переход на григорианский календарь. |
Второй | 1925, Москва, храм Христа Спасителя | Собор подтвердил равнозначность черного и женатого епископата. Принят новый устав и новое положение об управлении Церковью. Признал автокефалию Украинской Церкви. Было вынесено «соборное» постановление о невозможности преодоления раскола в Церкви по вине «тихоновцев». Собор подтвердил решения лжесобора 1923 г. о законности низложения Патриарха Тихона и об отмене Патриаршества. |
Наиболее известные обновленческие реформаторские группы*
Название | Годы существования | Наиболее известные представители | Чем запомнилась |
---|---|---|---|
«Живая Церковь» (живоцерковники, живцы) | 1922-1936 | Владимир (Красницкий) | Целями ЖЦ провозглашались: пересмотр действующих законов о церковном управлении с целью выяснения, какие из них аннулированы самой жизнью и даже вредны для церкви; пересмотр церковной догматики с целью выделения тех особенностей, которые были внесены в нее бывшим в России строем; пересмотр церковной литургики с целью выяснения и устранения тех наслоений, которые внесены в православное богослужение пережитым периодом союза Церкви и государства, и обеспечение свободы пастырского творчества в области богослужения, без нарушения совершительных обрядов таинств; пересмотр положения о приходе в связи с современными условиями церковной жизни; пересмотр церковной этики и разработка учения о христианской общественной жизни применительно к социальным задачам, выдвигаемым переживаемым временем; вообще — пересмотр и изменение всех сторон жизни церковной, какие повелительно требуются современной жизнью. |
«Союз церковного возрождения» (возрожденцы) | 1922-1928 | Антонин (Грановский) | Служебная реформа, воплощенная в жизнь в собственных храмах: алтарь был перенесен в центр храма, иконостас был убран, службы совершались на современном русском языке. Отсутствовали певчие – служащему отвечали все верующие в храме. Были произведены изменения в чинопоследованиях таинств – крещения, брака и исповеди, изменен способ преподания Причастия. |
«Союз общин Древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ) | 1922-1923 | Иоанн (Альбинский), Александр (Введенский) | СОДАЦ признавала необходимость существования женатого епископата. Общины СОДАЦ проводили духовные беседы, внедряли пение акафиста нараспев, вводили фисгармонию, привлекали к богослужению женщин в качестве чтецов, организовывали религиозные братства и сестричества. |
* В конце 1923 г. было принято решение о роспуске обновленческих групп и объединении их членов в Обновленческую церковь
Иерархи Обновленческой церкви
Орган управления | Иерарх |
---|---|
Председатель ВЦУ | Антонин (Грановский) (18 мая 1922 — май 1923) Владимир Красницкий (конец 1922 — ) сопредседатель Александр Введенский (конец 1922 — ) сопредседатель |
Председатель ВСЦ, митрополит | Антонин (Грановский) (май — июль 1923) Евдоким (Мещерский) (июль-август 1923) Митрополит, Председатель Синода: Евдоким (Мещерский) (август 1923 — 1925) Вениамин (Муратовский) (1925 — 6 мая 1930) Виталий (Введенский) (10 мая 1930 — октябрь 1941) |
Первоиерарх | Александр (Введенский) (10 октября 1941 — 26 июля 1946) (апрель 1940 — октябрь 1941 — заместитель первоиерарха) |
Группы священнослужителей-обновленцев*
Характеристика группы |
---|
1. «Первая — самая многочисленная группа — <…> серые батюшки требоисправители». |
2. «Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин (Грановский) сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ». |
3. «Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях». |
4. «Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие <…>, хотя и не все, также были связаны с ГПУ». |
*Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925-1941: Воспоминания. — Paris: YMCA-Press, 1977.
Наиболее известные лидеры обновленческого движения
Как звали | Кем являлся | Принес ли покаяние |
---|---|---|
Антонин (Грановский) | «Митрополит» (позже «епископ») Московский и всея Руси, глава «Союза Церковного возрождения» | По некоторым сведениям, перед смертью (1927) искал примирения с Патриаршей Церковью, чему помешал арест митрополита Сергия. Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью. |
Белоликов, Василий Захариевич | Член обновленческого Синода от мирян, в 1934 году покаялся | Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью (расстрелян в 1937). |
Боярский, Александр Иванович | «Митрополит» Ивановский и Кинешемский | Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). |
Блинов, Пётр Фёдорович | «Митрополит» Минский | Данных о том, что скончался, примирившись с Церковью, нет (расстрелян в 1938). |
Введенский, Александр Иванович | «Первоиерарх Православных Церквей в СССР», один из основных идеологов и фактический лидер обновленчества во все годы его существования | Скончался, не примирившись с Церковью (1946). |
Введенский, Александр Петрович | «Митрополит» Западно-Сибирский | Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). |
Вениамин (Муратовский) | «Митрополит» Московский и Коломенский | Скончался, не примирившись с Церковью (1930). |
Виталий (Введенский) | «Первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР» | Принес покаяние (1944) и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество. |
Зарин, Сергей Михайлович | Богослов, член обновленческого Учебного комитета, профессор и проректор обновленческой Московской богословской академии, членом президиума, секретарь и заведующим юридическим отделом обновленческого Священного Синода | Скончался, не примирившись с Церковью (1935). |
Платонов, Николай Фёдорович | «Митрополит» Ленинградский | Снял сан и ушел из Обновленческой церкви (1938), чтобы заняться антирелигиозной деятельностью. Перед смертью принес покаяние, вернувшись в лоно Православной церкви как мирянин (1942). |
Соловей, Николай Григорьевич | «Архиепископ всея Южныя Америки» | Обращался с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, прося принять его «залётного соловья» в свою юрисдикцию, но ответа не последовало. Данных о том, что скончался (1953), примирившись с Церковью, нет. |
Смирнов, Константин Александрович | «Митрополит» Ярославский | Скончался, не примирившись с Церковью (умер в лагере в 1941). |
Титлинов, Борис Васильевич | Видный идеолог обновленчества, профессор и ректор обновленческого Высшего богословского института в Ленинграде | Данных о том, что скончался (после 1944), примирившись с Церковью, нет. |
Красницкий, Владимир Дмитриевич | «Первый протопресвитер всея Руси», идеолог и лидер «Живой церкви» | Скончался, не примирившись с Церковью (1936). |
Евдоким (Мещерский) | «Митрополит» Одесский | Скончался, не примирившись с Церковью (1935). |
Попов, Михаил Степанович | «Архиепископ» Лужский, викарий Ленинградской епархии | Данных о том, что скончался (после 1935), примирившись с Церковью, нет. |
Попов, Николай Григорьевич | «Протопресвитер» | Скончался, не примирившись с Церковью (1932). |
Серафим (Мещеряков) | «Митрополит» Белоруссии | Принес покаяние (1924) и был принят в церковное общение в сане архиепископа (расстрелян в 1933). |
Серафим (Руженцов) | «Митрополит» Ленинградский | Скончался, не примирившись с Церковью (1935). |
Филарет (Яценко) | «Митрополит» Крутицкий, последний обновленческий иерарх (ум. 1951) | Получив отказ на переход в Московскую Патриархию, обратил свой взор на старообрядчество (умер в 1951). |
Филевский, Иоанн Иоаннович | «Протопресвитер», доктор богословия | Скончался, не примирившись с Церковью (1925). |
Причины распада обновленческого движения
Причины | Описание |
---|---|
Отсутствие поддержки народа | Резкие, непродуманные изменения привычного церковного уклада, которые отталкивали народ от обновленцев. |
Отсутствие материальной поддержки священнослужителей, вследствие малочисленности прихожан. | |
Отсутствие поддержи властей | Массовые аресты с середины 1930-х гг. епископата, духовенства, активных мирян Обновленческой церкви, включая и тех, кто давно сотрудничал с органами ОГПУ-НКВД. |
Массовое закрытие Советской властью храмов, в том числе обновленческих. | |
С первой половины 1943 г. государственные органы стали постепенно отвергать обновленцев, что было связано с изменением политики по отношению к Патриаршей Церкви. | |
С конца 1943 года под нажимом властей происходил массовый переход епископата, духовенства и приходов в Московский патриархат. | |
Окончательным и главным ударом по движению стала решительная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 г. | |
В 1944 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов обратился к Сталину, Молотову и Берии с предложением «ускорить процесс распада обновленчества». В итоге к концу войны у обновленцев остался только два прихода. | |
Смерть лидера движения | Смерть лидера обновленческого движения Александра Введенского в 1946 г. считается концом обновленческого раскола. |
Комментировать