Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)
Храм Воздви́жения Креста́ Госпо́дня на (Помётном) Чи́стом Вра́жке — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.
История[править | править код]
Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки.
На месте деревянного храма было начато строительство каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Он строился 18 лет.
В 1658 году был освящен главный престол.
В 1701 году каменный храм был перестроен стольником Василием Шереметевым. В объёме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооружённого в 1658, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому. Первоначальная композиция церкви, состоявшая из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой и трапезной с одним приделом (иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), продолжала традиции посадского строительства XVII в.
В 1708 году с северной стороны появилась новопоставленная придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
С годами менялся архитектурный облик храма. Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. Увеличен алтарь, трапезная, придел во имя иконы Божией Матери. В 1798 здание, очевидно, получило новое декоративное оформление, а четверик храма был надстроен крупным восьмигранным световым барабаном (не сохранился). После нашествия французской армии и пожара храм был снова освящен в 1813 году.
В 1846 году на средства, завещанные купцом Г.И.Блохиным и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось 8 сентября 1852 года. В XIX в. церковная территория была обнесена белокаменной оградой с воротами. Ее гранитный цоколь, служащий подпорной стенкой высокого, круто обрывающегося склона оврага, воспринимается как внушительное крепостное сооружение.
В 1887 году ктитор храма, купец 2-й гильдии Иван Иванович Виноградов построил упорную каменную стенку для поддержания насыпи, на которой находится храм.
Окончательное формирование архитектурной композиции завершилось в 1894 — 1895 гг., когда к приделам были пристроены помещения с полукруглыми в плане апсидами: в 1894 году по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены вновь по обе стороны от главного алтаря. Их освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Название храма тесно связано с нашей историей. Середина ХVII века — это время, когда по душам православных прошел зловещей трещиной раскол. Наши предки испытывали глубокое чувство горечи от смуты в Церкви, памятуя о недавней смуте в государстве, вследствие которой Россия чуть было не потеряла своей независимости. Крест являлся государственным символом Византийской империи, а оттуда перешел в качестве такового в Москву, «Третий Рим». Именно в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября по новому стилю) православные просили в своих молитвах о даровании побед в битвах с иноверными и сохранении в сени Креста своего государства и народа.
Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких, верно служивших России на военном и государственном поприщах. Так в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» — антиправославным, гибельным режимом — лишили чинов и графского достоинства, вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь. Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».
Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина. Несмотря на распространявшееся в российском дворянстве вольнодумство вольтерианского толка, он оставался православным человеком, начинавшим каждый день молитвой и чтением Священного Писания. Не случайно именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михайловича Пожарского…
История храма связана с именем такого духовного светоча как митрополит Московский Филарет (Дроздов). Наконец, в начале ХХ столетия, 25 мая 1901 года, здесь венчался великий русский писатель А.П.Чехов, мучительно искавший пути воссоединения российского интеллигента с Богом. Ослабление веры, отступление от Православия привели нашу страну к катастрофам революции и гражданской войны, духовному обнищанию. По рассказам прихожан тех лет, уже в 1918 году произошло первое ограбление храма, ставшего к тому времени стараниями купечества одним из богатейших в Москве. Безбожные власти вывезли из древнего храма более 400 пудов серебряной утвари. Но, несмотря на усилия властей, церковь продолжала свое служение.
Святитель и исповедник Тихон, Патриарх Московский и всея России, в нелёгкий период своего первосвятительского служения в июле 13/26 числа 1921 года служил Литургию в этом святом храме, а также 13/26 января 1924 года совершил здесь Всенощное бдение, а на утро следующего дня (14/27 января) — Божественную Литургию (См.: Михаил Вострышев. «Патриарх Тихон». / Серия «Жизнь замечательных людей». — Москва: Изд-во «Молодая гвардия», 2009. С.334, 362). Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для прославления преподобного Серафима Саровского. Владыка Серафим был расстрелян в декабре 1937 года на Бутовском полигоне.
В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70 процентов росписи уцелело.
Храм не действовал с 1931 по 1992 г. И все-таки храм ожил. По проекту архитектора О. Н. Кольбе его восстановили. 8-го апреля 1992 года у ограды храма был отслужен первый за последние шестьдесят с лишним лет молебен, организованный вновь созданной православной общиной. С 5-го ноября того же года в южном приделе храма всенощные бдения стали совершаться регулярно. А 7 сентября 1993 года был освящен престол в честь архангела Гавриила и была отслужена Божественная Литургия. Стараниями членов общины и прихожан началось восстановление поруганной святыни. К концу 2000 года храм вновь принял прежний архитектурный облик.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время храм благоустроен. При храме действует Воскресная школа, ведется социальное и молодежное служение.
Богослужения совершаются ежедневно.
Храмы[править | править код]
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность прихода[править | править код]
- Катехизаторская деятельность
- Воскресная школа
- Социальное служение ближним
- Молодежное служение
Святыни[править | править код]
Главной святыней храма является мощевик с частицами мощей следующих святых угодников Божиих:
- Преподобный Кукша Одесский
- Благоверный князь Феодор Муромский
- Преподобный Зосима Владимирский, чудотворец
- Преподобный Кирилл Радонежский
- Благоверный князь Андрей Боголюбский
- Преподобный Нектарий Оптинский
- Преподобный Поликарп, игумен Печерский
- Святитель Лука Крымский
- Святитель Феодор Суздальский
- Святитель Филарет, митрополит Московский
- Святитель Иоанн Новгородский, чудотворец
- Святитель Иннокентий Иркутский
- Святитель Афанасий (Сахаров)
- Преподобный Паисий Печерский
- Преподобный Лонгин, вратарь Печерский
- Святитель Гурий, архиепископ Таврический
- Преподобный Нил Столобенский
- Благоверный князь Константин Муромский
- Преподобный Иов, игумен Почаевский
Особо чтимыми являются следующие иконы храма:
- Тихвинская икона Божией Матери
- Образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
- Образ святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей
Престольные праздники[править | править код]
- Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября
- Гавриил, Архангел - 21 ноября
- Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» - 6 ноября
Контакты[править | править код]
Адрес: 119121, Россия, Москва, пер. 1-й Тружеников, 8.
Телефон храма: +7 (499) 248-44-36.
Электронная почта: hramkresta@yandex.ru
Сайт: https://www.hramkresta.ru
Паломнику[править | править код]
Храм открыт ежедневно с 08:00 до 20:00.
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются регулярно.
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Храм открыт с 8 часов до 19 часов.
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы:
- м. «Киевская, «Смоленская» или «Фрунзенская», «Парк культуры», автобус 64, 132, остановка «ул. Бурденко».
Добираться удобнее от м. Киевская по пешеходному мосту на другую сторону реки, храм по правую руку.
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке.
- Интернет страница храма.
- ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ЧТО НА ПОМЕТНОМ ВРАЖКЕ.
- Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке, храм.
- Хамовники. Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке.
- Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке в Москве.