Риза Господня

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин. 19:24).
См. также: Титло с Креста Господня
История
История Обретение ризы Господней, вопрос о ее идентификации.
Риза Господня, вместе с другими христианскими святынями, полученными персами в ходе разграбления Восточной Грузии во втором десятилетии семнадцатого века, была подарена русскому царю Михаилу Фёдоровичу и его отцу, патриарху Московскому Филарету (Романову), персидским шахом Аббасом Первым. Документы, относящиеся к обстоятельствам этого дела, собрал и опубликовал в 1891 году Сергей Александрович Белокуров. На основании этих материалов становится известно, что царь восточногрузинского царства Кахети Теймураз Первый (правил в 1606–1616 и 1634–1648 годах; также был царём Картли и Кахети в 1623–1632 годах), покинувший родину в результате персидских набегов, в 1619 году отправил с игуменом Харитоном письмо Михаилу Фёдоровичу с просьбой «принять его под свою царскую высокую руку и от недруга его, от шаха, учинить его в обороне».
Отправив 5 мая 1621 года ответ Теймуразу Первому, Михаил Фёдорович направил в Иран посольство во главе с Василием Гавриловичем Коробьиным и дьяком Остафием Кувшиновым (в письме указывалось, что русский царь не велит персидскому шаху «на Иверскую землю наступать и войны и тесноты никакие чинить»). 21 января 1622 года они встретились с Аббасом Первым, и тот заверил их в своём намерении передать в дар русскому царю и патриарху «срачицу, в которой Христос был распят», которую он привёз из Грузии (там же).
2 июня 1623 года Коробьин и Кувшинов, сопровождаемые персидскими послами, везущими ризу Господню, выехали на родину; 30 декабря из крепости Терек они отправили донесение Михаилу Фёдоровичу (текст документа см.: Дело о присылке. 1891. Страницы 37–43). Хотя русский царь уже ранее получал от шаха подобные дары, сразу после получения донесения (27 июня 1624 года) он распорядился узнать о святыне (в черновике донесения уточнено: «про Христов хитон и срачицу») у посла Теймураза Первого — «Голгофского архиепископа» грузина Феодосия (он дал показания 29 июня), а также у прибывшего в Москву вместе с Иерусалимским патриархом Феофаном Четвёртым келаря Новоспасского Московского в честь Преображения Господня ставропигиального мужского монастыря — грека Иоанникия (он дал показания 7 июля). Эти люди должны были знать о святынях, связанных со Святой землёй. Коробьину и Кувшинову было велено собрать дополнительные сведения у сопровождавших их персидских послов.
Все полученные свидетельства содержали противоречия, однако большинство опрошенных различали срачицу (ризу) и хитон Господень. Архиепископ Феодосий утверждал, что хитон Христа и Его срачица, в которой Он был распят, хранились в церкви Воскресения Христова на Голгофе, которой в то время владели грузины. После кончины царя Картли Свимона (Симеона) Первого (1556–1569, 1578–1599/1600 годы) царь Картли Давид Одиннадцатый (Дауд-хан; 1569–1578 годы), опасаясь в связи с неоднократными персидскими нападениями на Восточную Грузию ослабления грузинского влияния на Святой земле и утраты контроля над святынями, перенёс хитон и срачицу, а также другие реликвии (в том числе Нерукотворный образ Спасителя на убрусе и гвозди Распятия) в Грузию и поместил их в церковь, выстроенную «близ Кумыцкой земли» (Белокуров полагал, что речь идёт о кахетинском городе-крепости Загеми (Базари)). Теймураз Первый обнаружил сундук со святынями у своего подданного и выкупил их у него, «а у шаха-де никаких святынь нет».
Грек Иоанникий и архиепископ Вологодский и Великопермский Нектарий Грек (который ранее был архидиаконом Константинопольского патриарха и собирал в Грузии пожертвования для него) изложили историю обретения грузинами хитона Господня сразу после Распятия (хитон описан как нешвённая широкая одежда лазоревого цвета с короткими рукавами), его упокоения под спудом в древнегрузинской столице Мцхете и воздвижения над ним кафедрального патриаршего собора Светицховели. В черновых записях имеется уточнение, что «про срачицу Христову — где она — слышать не случалось».
В своём отчёте от 16 ноября 1624 года Коробьин и Кувшинов привели слова Аббаса Первого о том, что это именно та срачица, в которой был распят Христос, поскольку на ней сохранились следы Его крови от удара копьём, и что шах давно слышал о святыне и специально искал её в Грузии. Они также опросили послов Аббаса Первого — грузина Русам-бека (Урусамбека) и купца Мамеселея, которые показали, что срачицу шах нашёл у некоего грузинского митрополита, спрятанной в кресте.
25 февраля 1625 года риза Господня была доставлена в Москву в запечатанном Аббасом Первым золотом ковчеге, украшенном рубинами и бирюзой; 11 марта Русам-бек преподнёс святыню (в одном документе уточнено, что это была «часть от срачицы Господа нашего Иисуса Христа») царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету. На событии присутствовали митрополит Сарский и Подонский Киприан (Старорусенков, Старорусенников; впоследствии митрополит Новгородский; †1634), архиепископ Нектарий Грек, архимандриты, игумены и протоиереи. В источниках сохранилось описание ризы, из которого ясно, что речь идёт не о полном одеянии, а о его фрагменте: «часть некая полотняна, как бы красновата, походила на мелю или будет от давних лет лицо изменило, а такана во лну». Важным для русской стороны было и то, что «под ней» (на дне ковчега) находились написанные «латинским письмом» сцены Распятия Господня и другие сцены Страстей Господних.
Несмотря на то что подлинность ризы Господней была установлена патриархом Филаретом опытным путём, вопрос о том, какой именно элемент одежды Христа прислал шах Аббас Первый, поднимался и позже. Так, Михаил Фёдорович спрашивал об этом у Теймураза Первого, и грузинский царь в ответном письме (доставлено в Москву посольством митрополита Никифора, 20 декабря 1635 — не позднее 21 июня 1637 года) приглашал русских послов осмотреть Иверскую землю и её святыни, в том числе Мцхету, «где есть положена риза Христова (нешвённый хитон.) и доныне пребывает». Русский царь направил в Грузию посольство князя Фёдора Фёдоровича Волконского и дьяка Афанасия Ивановича Хватова (1 мая 1637 — 22 января 1640 года) с задачей, в числе прочего, собрать сведения о ризе и осмотреть мцхетскую церковь.
Царь Теймураз Первый сообщил послам, что московская святыня — «из Рузбельской церкви, и то есть от пояса Пречистой Богородицы», а по мнению его подданных, которых он опрашивал, это вообще «сударь Господа нашего Иисуса Христа, иже бе на лице его, а не риза», и именно эту святыню захватил Аббас Первый, тогда как «подлинная риза» (нешвённый хитон Господень) по-прежнему покоится в мцхетской церкви Светицховели, и «недостоин никто вынять её оттуда».
Посетивший Грузию с дипломатической миссией в 1653 году иеромонах Арсений (Суханов) в «Проскинитарии» также указывал, что под столпом в Светицховели «положена риза Христа Бога нашего, цела вся, нерушена».
Путешествовавший по Грузии в 1664 году архидиакон Павел Алеппский (1627–1669) также писал о Господских святынях, различая их: о хитоне Христовом, почивающем под спудом в Светицховели, и о сударе Христовом, который находился в Алавердской митрополии в Кахети и который вместе с «иными честными вещами» захватил шах Аббас Первый. То же отмечали и католические миссионеры, путешествовавшие в тот же период по Грузии.
Таким образом, источники ясно показывают, что московская святыня — это не хитон Господень, покоящийся под спудом в Светицховели, а иная часть одежды Спасителя. Сведения некоторых исследователей (основанные на Житии святой Нины, изданном в Сан-Франциско, без года), о том, что во время нашествия войск Чингисхана (1221 год) хитон был поднят из-под спуда, перенесён в ризницу католикосов-патриархов всей Грузии и скрыт в кресте, не подтверждаются ни одним известным нарративным источником (сборник грузинских летописей «Картлис Цховреба», сочинения Парсадана Горгиджанидзе, царевича Вахушти Багратиони и другие), ни документальными материалами по истории Грузии.
Испытание подлинности ризы Господней и её положение в Успенском соборе.
Сомневаясь в подлинности ризы Господней, патриарх Филарет распорядился испытать святыню подобно тому, как святая царица Елена испытывала Крест Господень. Патриарх, царь, архиереи, игумены и старцы монастырей должны были строго поститься в течение недели. Затем архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф и крестовые дьяки Иван Семёнов и Михаил Устинов должны были обходить с молебным пением дома и прикладывать к болящим ризу, запечатанную в серебряном ковчеге, а также давать больным пить воду, освящённую от ризы.
Двадцать второго марта Иван Семёнов и Михаил Устинов доложили царю о случаях исцеления. Все случаи были проверены и подтверждены митрополитом Сарским и Подонским Киприаном, архимандритом московского Симонова монастыря Левкием, игуменом московского Богоявленского мужского монастыря Илиёй и игуменом Новинского Введенского монастыря Евфимием. В донесениях содержатся сведения о четырнадцати случаях исцеления, произошедших в период с девятнадцатого по двадцать шестое марта.
Риза Господня была признана подлинной. Двадцать шестого марта на Соборе, состоявшемся в царских палатах, было определено установить в её честь празднование двадцать седьмого марта. После всенощного бдения ризу поместили в Успенском соборе на так называемом Гробе Господнем — месте, на которое полагали плащаницу, выносимую из алтаря в Страстную седмицу. Это место находилось в юго-западном углу собора, в приделе святых апостолов Петра и Павла. Над приделом был устроен литой медный (бронзовый) шатёр, расписанный изнутри по сводам сценами Страстного цикла.
Двадцать шестого мая 1625 года персидские послы покинули Москву. Князь Степан Иванович Шаховской от имени патриарха составил письмо, в котором благодарил шаха Аббаса Первого за дарованную ризу Господню и убеждал его принять христианство. Помимо этого, князь написал обширное сочинение под названием «Повесть преславна сказуема о принесении многочудесной ризы Спаса Христа от персиян в царствующий град Москву»
Деление ризы и наиболее известные её части.
Согласно описи Успенского собора за 1627 год, риза была разделена на три фрагмента: большой, меньший и предназначенный для ношения по домам. Фрагменты хранились в двух помещённых друг в друга золочёных ковчегах (на одном был изображён Крест Господень), опечатанных царём Михаилом Фёдоровичем и патриархом Филаретом, а также в двух отдельных серебряных ковчегах, опечатанных патриархом Филаретом. Голландский путешественник Николас Витсен описал церковное торжество выноса ризы Господней в Великий Пяток 3 апреля 1665 года с участием русского царя Алексея Михайловича.
Части ризы неоднократно делили, и в 1681 году патриарх Иоаким Савёлов издал указ больше не дробить ризу. Были устроены два ковчега с её фрагментами: один — для постоянного хранения в соборе и выноса верующим в Великий Пяток (в нём хранилась также часть Креста Господня), другой — для ношения по домам (впоследствии его привёз в Санкт-Петербург российский император Павел Первый Петрович). В то время фрагмент святыни в первом ковчеге был почти квадратным, со стороной чуть более вершка (4,4 сантиметра). Ковчег был украшен крупными алмазами и сопровождён ктиторской надписью русского царя Фёдора Алексеевича от 4 апреля 1682 года.
В царствующем доме Романовых существовал обычай: каждому новорождённому члену семьи от ризы отделяли частицу для ношения на груди. В 1690 году на месте встречи посольства шаха Аббаса Первого в Москве был построен деревянный храм Ризоположения (ныне на Донской улице), а в 1701–1716 годах был сооружён каменный храм.
Судя по описям, в 1701 году в Успенском соборе хранилось пять ковчегов с восемью частями ризы Господней: три ковчега на так называемом Гробе Господнем, один — в алтаре в жертвеннике и один — в ризнице. Со временем отделённые от московской святыни фрагменты были отправлены в Санкт-Петербург: в Придворный собор во имя Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце (привезён по распоряжению императора Павла Первого; святыня была нашита на шёлковую подушку и помещалась в золотом ковчеге в виде книги) и в Петропавловский собор во имя апостолов Петра и Павла (существовала традиция во время поминовения августейшей особы класть ковчежец со святыней на её гробницу).
Части ризы также находились:
- в Софийском соборе в Киеве;
- в Ипатьевском мужском монастыре во имя Святой Троицы (прислано патриархом Филаретом в 1626 году);
- в церкви пророка Илии в Ярославле (подарено в 1650 году царём Алексеем Михайловичем братьям Скрипиным за заслуги в поддержке ополчения 1612 года);
- в других местах.
10 апреля 1703 года святыни Москвы с разрешения российского императора Петра Первого Алексеевича осматривал голландский путешественник Корнелис де Бруин. Его сопровождал глава Монастырского приказа Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Де Бруин в своём дневнике воспроизвёл рассказанную ему в Москве версию, согласно которой риза и хитон Господни отождествлялись (якобы шах Аббас Первый нашёл святыню в Светицховели и увёз в Иран). Очевидно, к этому времени история о происхождении святыни была частично забыта, и ризу начали путать с нешвенным хитоном Господним.
Однако сведения де Бруина были важны для западного мира, где с 1196 года существовала альтернативная история происхождения ризы Господней: найденная царицей святой Еленой в Палестине, она якобы была принесена в город Тревер (ныне город Трир в Германии) в 328 году и помещена в соборе.
В январе 1722 года московскую святыню упоминает герцог Гольштейнский Фридрих Вильгельм фон Берхгольц, а 14 мая 1787 года — венесуэльский путешественник Франсиско де Миранда.
Во время наполеоновского нашествия ризу Господню вместе с другими московскими святынями вывозили в Вологду. В августе 1837 года Александр Николаевич Муравьёв, исполнявший должность секретаря за обер-прокурорским столом в Синоде, сопровождал великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра Второго) и митрополита Московского Филарета Дроздова при осмотре святынь Московского Кремля, в том числе ризы Господней, которая в то время хранилась в алтаре под медной сенью на плащанице, а также гвоздя Креста Господня.
17 декабря 1837 года во время пожара в Зимнем дворце среди спасённых святынь была и частица ризы Господней. В 1899 году ризу («лоскут») и гвоздь видел в Успенском соборе норвежский писатель Кнут Гамсун.
Сохранились сведения о частицах ризы Господней, находившихся в отдельных семействах (например, в роде Салтыковых). Наиболее интересно свидетельство Анны Петровны Араповой, дочери Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской, о том, что в роде бояр Пушкиных из поколения в поколение передавалась ладанка с грубо гравированным Всевидящим Оком и заключённой в ней частицей ризы Господней. Старший сын семейства был обязан 10 июля служить перед этой святыней молебен. Александр Сергеевич Пушкин стремился выполнять это правило и то же, находясь на смертном одре, завещал своей жене. По мнению исследователя Елены Николаевны Монаховой, Пушкин мог получить святыню в конце лета 1830 года от своего дяди, Василия Львовича Пушкина, который не имел детей.
В 1922 году святыни как Санкт-Петербурга, так и Московского Кремля были национализированы, часть из них утрачена. В настоящее время ковчег из Успенского собора хранится в храме Христа Спасителя в Москве.
В 1951 году фрагмент ризы Господней (переданный в дар Александрийским патриархом) патриарх Московский и всея Руси Алексий Первый Симанский передал в Ризоположенскую церковь в Москве. Ярославская святыня была обнаружена в 2003 году в фондах музея-заповедника «Спасский монастырь». Риза хранилась в серебряном позолоченном ковчеге в виде Гроба Господня. С целью уберечь святыню от большевистских властей сведения о её происхождении в музейной описи были намеренно искажены.
9 апреля 2004 года святыню передали Русской Православной Церкви. Сейчас она находится в Толгском Ярославском женском монастыре во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Местонахождение. Доступность для паломников
Фрагмент Ризы Господней находится в Москве, в Храме Христа Спасителя. Доступ к святыне — в субботние и воскресные дни. Адрес храма: ул. Волхонка, дом 15 (метро «Кропоткинская»).
Телефон для справок: +7 (495) 637-12-76.
Храм Христа Спасителя открыт с 10:00 до 17:00 (в понедельник с 13:00), в воскресные дни и Великие праздники.
Фото
-
Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля
Видео
Ссылки
- ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА В МОСКВЕ.
- Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625).
- О Ризе Господней
- Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
- Сайт о Ризе Господней
- Президент России передал Святейшему Патриарху Алексию фрагмент Ризы Господней, находившийся в собрании музеев Кремля
- Риза передана в Храм Христа Спасителя навсегда
- Сайт Храма Христа Спасителя
- Положение Ризы Господней.