Cвятой источник святителя Алексия, митрополита Московского (Нижний Новгород)
Краткая аннотация 28 сентября 2005 года святой источник святителя Алексия, митрополита Московского был освящен и был установлен поклонный крест. Крестный ход верующие совершили с молитвой о сохранении святого источника. С этого события началась новейшая история святого источника. На месте источника до революции 1917 года стояла часовня во имя святого Алексия, Митрополита Московского.
Возраст родника у древнего Благовещенского монастыря исчисляется многими столетиями. Приобрел архитектурное оформление и стал почитаться в народе целительным в XIV веке.
Алексий, Митрополит Московский и всея Руси, сыграл заметную роль в судьбах страны. Он был не только воспитателем-наставником сначала княжича, а затем и великого полководца Древней Руси Дмитрия Донского, но и видным общественно-политическим деятелем, приложившим немалые усилия для консолидации сил униженной рабством ордынского ига и разбитой на враждующие между собой лагеря Русской земли.
Замысел был велик и дерзновенен, выполнение же его встречало почти непреодолимые трудности: утверждение национального самосознания и взращивания ростков идей освобождения Руси от ордынского ига наталкивались на укоренившуюся у великих князей разных земель в постоянных междоусобных распрях сепаратистскую политику.
Поэтому митрополит Алексий всячески старался заронить в сознание еще юного Дмитрия Ивановича Московского идею необходимости единения Руси. Митрополит вел и активную дипломатическую деятельность, причем не только в столицах великих княжеств, в том числе в Нижнем Новгороде, но и в Золотой Орде.
В 1357 году Алексий побывал в Орде, возвращался же на Русь через Нижний Новгород. С 1341 года город был столицей самостоятельного великого Нижегородско-Суздальского княжества. Создавалось оно по инициативе Золотой Орды в противовес поднимавшей свое значение Москве, чтобы в распрях и войнах между ними обескровить Русь.
Замысел же Алексия был противоположным - объединить силы двух великих княжеств для отпора Орде.
Поэтому митрополит Алексий возобновил разрушенный Благовещенский монастырь со слободой и назвал своей домовой обителью. Он возвел в нем новый белокаменный собор, а заодно и часовню над бьющим возле родником.
С тех пор, освященные воды родника стали почитаться не только целительными, но и животворными. Можно с уверенностью считать, что воду здесь пили и создатель древнейшей в России пергаментной "Лаврентьевской летописи" нижегородец Лаврентий-"мних", и неоднократно бывавший в Нижнем Новгороде у своего тестя Дмитрий Донской, и его двоюродный брат, герой битвы на поле Куликовом, Владимир Андреевич Серпуховской (Хоробрый), и работавший в Нижегородском кремле над росписью собора изограф Феофан Грек, и "зело мудр филозоф" из Печер Павел Высокий и многие другие.
Слава о живительной силе родника передавалась среди нижегородцев из поколения в поколение. В 1725 году вместо деревянной над ним подняли каменную шатровую часовню. Это еще один важный исторический факт, ибо возведение шатровых храмовых зданий было запрещено патриархом Никоном еще в середине XVII столетия.
Но убить любовь русского человека к стройным высотным шатрам указным порядком оказалось не так-то просто. Наглядным примером тому служит и возведение шатровой Алексеевской часовни, получившей свое поименование в честь воспитателя и наставника Дмитрия Донского Алексия Митрополита.
Вопреки официальным запретам нижегородские каменщики обратились к древним формам национальной архитектуры, возведя над родником небольшую восьмистопную от основания часовню со стройным шатром, украшенным по традициям рядом окон-слухов с пояском из килевидных кокошников в основании, что и зафиксировано спустя более столетия Г. И. Кизеветтером на обмерном чертеже.
Часовня стояла вплоть до 1830-х годов, когда в процессе коренной реорганизации внутригородской транспортной связи, огибая террасу, над которой возвышался Благовещенский монастырь, по дну глубокого оврага было проложено полотно Похвалинского съезда.
Новая мощенная булыжником магистраль пересекала сбегавший от родника ручей. Чтобы его воды не нарушали впредь полотно съезда, для токов воды по проекту видного инженера-гидротехника А. И. Дельвига в 1846 году проложили под дорогой желоб-коллектор, а по проекту первого городового архитектора Г. И. Кизеветтера на выходах вод подняли в старых формах кирпичную часовню.
В центре новой часовни была установлена медная с чеканным рисунком по бортам чаша, из которой вода изливалась в более значительный по размерам, расположенный в нижнем сводчатом помещении белокаменный бассейн. Из него окрестное население особыми черпаками и брало питьевую воду.