Далматовский Успенский мужской монастырь

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…
Далматовский Успенский мужской монастырь

Мужской монастырь, основанный в 1644 старцем Далматом, к 1-й пол. XVIII в. на левом берегу р. Исети. При монастыре действует гостиница. Один из крупнейших монастырей Зауралья, большинство построек отстроено в камне, сооружена крепостная стена с башнями и кельи. С XVIII в. при монастыре существовала "славяно-российская школа", с 1816 - духовное училище. В 1922 преобразован в музей-монастырь, в 1930 окончательно закрыт. С 1945 занят заводом молочного машиностроения "Старт", часть построек сломана. Вновь открыт в 1992. Ансамбль Далматовского монастыря и входящие в него строения — Успенский собор, церковь Всех Скорбящих Радость, крепостные стены, монастырские кельи — являются объектами культурного наследия Российской Федерации федерального значения.

История[править | править код]

Прп. Далмат широко почитается на Урале и в Сибири. Его иконы, частицы его мощей находятся во многих храмах Курганской, Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Новосибирской и других епархий. С 1871 года в монастыре велись записи чудес по молитвам преподобного, в монастырском архиве сохранилось около 30 таких свидетельств начала ХIX века.

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь Курганской епархии Русской Православной Церкви, был основан в XVII веке, на землях татарского мурзы Илигея, и стал первой территорией русских в чужеземном крае. Монастырь 3-го класса основан в 1644 году на берегу реки Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом, в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697). А началось всё когда старец Далмат ископал себе пещеру в овраге, на берегу Исети, при впадении реки Течи, тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери. Сначала эта обитель называлась Успенской Исецкой пустынью, иногда Далматовскою пустынью.

Ведя миссионерскую деятельность, монастырь мирным путем осваивал пустынные безлюдные места, расселяя прибывающих христиан в создаваемых поселениях и деревнях.

Далматовский Успенский мужской монастырь, снимок в журнале
Далматовский Успенский мужской монастырь, снимок в журнале

Становление и развитие монастыря было не легким и часто сталкивались монахи с ожесточенной борьбой, нередко стены монастыря подвергались атакам со стороны недругов его, в течение долгих лет монастырь жил в страхе в ожидании нападения. С помощью Божией и с помощью людей добрых, монастырь выстоял в лишениях и тяготах, не один раз приходилось отстраиваться чуть ли не заново.

В монастыре было три церкви: Успенская главная, Дмитриевская придельная, и над восточными святыми вратами - во имя Иоанна Богослова. Внутри ограды стояли: деревянная игуменская келья, келья старца Далмата, четыре деревянные братские кельи, между кельями - сараец малый, где помещался гроб старца Далмата, келарня с сеньми и погребом, келья хлебенная, поварня квасная, солодовня, келья кожевенная, погреб, десять амбаров.

В октябре 1666 года в монастыре учреждается настоятельство и из среды иноков, первым священнодействователем назначается игумен Исаак. В этом же году пострижен в монашество Алексей Артемьев (наречен Афанасием). В 1669 году игуменом стал старец Никон, а через год - Иосиф, а потом игуменом стал Афанасий.

Далматовский Успенский мужской монастырь, вид сверху
Далматовский Успенский мужской монастырь, вид сверху

Далматовский монастырь, возникший из одинокой пустыни отшельника и превратившийся в общину монахов, имел огромное значение в христианизация края. Во многих селениях началось возведение храмов и часовень. Монастырские земли - богатые природные угодья, привлекают пришлых людей и они оседали здесь. Начинают образовываются деревни и поселья, а уже в них строятся церкви. Преодолевая многодневный путь, крестьяне-переселенцы, добравшись сюда получали возможность жить и трудиться на привольных и благодатных приисетстких землях. Обширные леса были для многих и кормильцем и кровом, расчистив поляну или вырубив деляну в лесу, устраивали здесь для себя и своих семей прибежища земные.

Привлекая на свои земли пришлых людей, монастырь предоставлял им "льготы" и всячески старался помогать. Со временем монастырь обзавелся постройками - конюшенными и скотными дворами, амбарами, овинами, мельницами, кузницами, помещениями для выделки кож, шитья обуви, платья.

Трудами монастырской братии и крестьян, а также вкладами доброохотных христолюбивцев, святая обитель становилась сильной и все более продвигаясь к благоденствию и процветанию. Но были у монастыря и трудные времена.

После примирения с Илигеем, для Далмата явились другие враги – также из инородцев. Бродившие по степям калмыки приблизились к южным границам земель сибирских и совершили внезапный набег на берега Исети и Течи, близ Белого Городища. Они, подобно диким зверям, напали на жилище Далмата с братиею, сожгли часовни, потом подвергли пыткам самих пустынников, некоторых убили, а других увезли в неволю. Немногие смогли сохранить свою жизнь. Среди них – старец Далмат, захвативший с собой икону Успения Божией Матери. Икона почти не пострадала в огне, на ней был опален один только угол, к которому прикасалась дерзкая рука врага иноверца.

Далматовский Успенский мужской монастырь, так выглядела обитель
Далматовский Успенский мужской монастырь, так выглядела обитель

После восстановления обитель, еще три раза была осаждаема врагами калмыками. Первый раз в 1662 году, когда бунт, произведенный, по заговору Сеита - «Сеитский бунт», князьями Давлет-Гиреем и Кучуком, происшедшими из фамилии Кучума, последнего Сибирского Хана. Второй раз в 1704 году, во время бунта Адларь-Бая Исекеева. Третий раз монастырь был осаждаем в 1736 году, во время бунта, зачавшийся под влиянием Пепени, Майдора и Тулчусура.

Но после калмыцких набегов монастырь был осаждаем и другими вражинами - двумя бандами разбойников, известных под именем Дубинщины и Пугачевщины. Первая шайка образовалась в 1762 году из монастырской Исетской волости по случаю учреждения штатов, под предводительством ссыльных сюда крамольников. Спустя 10 лет после Дубинщины, монастырь был осажден во время бунта, произведенного самозванцем Пугачевым. В середине феврале 1774 года к Далматовскому монастырю подошло трехтысячное войско пугачевцев. За стенами крепости укрылось всего четыре сотни защитников. Началась двадцатидневная осада монастыря. Бунтовщики пытались взять монастырь штурмом, однако получили ожесточенный отпор. Не раз пугачевцы под прикрытием артиллерийского и ружейного огня пытались подобраться к стенам, спрятавшись за возами сена, но защитники монастыря поджигали сено горящей паклей и буквально засыпали противника пулями и камнями. К восставшим подходило подкрепление, и их число превысило пять тысяч. Ситуация складывалась критическая, но монастырь спасло стремительное наступление правительственных войск под командованием генерала Деколонга. В продолжение 15-дневной осады (с 15 февраля по 1 марта), пугачевцы не смогли проникнуть внутрь монастырского укрепления. Лишившись под монастырскими стенами 4-х пушек и 200 человек, утром 1 марта бунтовщики отступили.

Внутренний двор, вид на юго-западную башню
Внутренний двор, вид на юго-западную башню

Опустошительные пожары деревянных строений после набегов кочевников и по людской неосторожности с 1651-1852 г.г. подвигли монахов на строительство каменного монастыря. В 1704 году было «принято благословение Архиерейское строить на Белом городище церковь каменную во имя Пресвятые Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, в отстранение от огненного запаления». Каждый камень великолепного ансамбля был вынянчен руками крестьян Далматовской волости. Монастырская стена, построенная почти 300 лет назад – главная достопримечательность города Далматово.

В истории монастыря сотни имен, известных и неизвестных, вносивших богатые и скудные дары, в надежде на Божие покровительство, множество исторических лиц связанных судьбой с монастырем. Это настоятели и строители монастыря, это ссыльные, отбывавшие здесь срок, это искусные мастера и иконописцы, чьё мастерство пронеслось через годы пренебрежения.

После революции в начале 20-х гг. монастырь превращен в музей, в конце 20-х гг. службы прекращены. В 1930 г. единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, в этом же году со Скорбященской церкви снесли купола. Главная святыня — чудотворная Далматская икона Божией Матери исчезла, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Стараниями местного краеведа и ученого В.П.Бирюкова удалось спасти и вывезти в Шадринск большую часть монастырского архива. В годы советской власти на территории монастыря располагались различные учреждения в т.ч. театр, основные разрушения приходятся на послевоенные годы с 1945 г., когда монастырский комплекс отдан заводу «Молмашстрой» - завод «Старт». Главный храм обители — Успенский собор был обезглавлен, переоборудован под цех, колокольня снесена. Частично разрушена монастырская стена, разобрана северо-западная башня — «Красный бастион». На территории монастыря построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Постановлениями Совета Министров РСФСР от 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения.

Братия монастыря
Братия монастыря

В сентябре 1989 г. в г. Далматово была зарегистрирована православная община и ей передан Скорбященский храм, а 6 мая 1992 г. решением Священного Синода РПЦ возрожден монастырь и возобновлена монашеская жизнь. Завод «Старт» покинул территорию монастыря. 23 февраля 1993 г. в связи с выделением самостоятельной Курганской епархии из Свердловской монастырь сменил епархиальное подчинение. В 1994 г. обретены мощи прп. Далмата Исетского - местночтимый святой, с 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11 — в лике Собора Сибирских святых, к 300-летию преставления святого в 1997 г. были составлены ему служба и акафист. В том же 1994 г. в монастыре произошел сильный пожар, выгорели юго-западные корпуса. В настоящее время в братии монастыря 9 человек, в т.ч. 4 монашествующих, наместник — игумен Варнава (Аверьянов). Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Действует воскресная школа и православная библиотека. Имеется гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время монастырь является действующим, активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням. Многие постройки монастыря находятся в неудовлетворительном состоянии. Ведутся восстановительные и реставрационные работы.

В братии Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря состоит 19 человек, в том числе 14 монашествующих (из них 5 священнослужителей – все штатные), 5 послушников. Игумен Варнава (Аверьянов) - наместник монастыря. Есть в обители свое тепличное хозяйство, столярная мастерская, монастырская кузница и пр.

Храмы[править | править код]

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"

Церковь Иоанна Богослова

Часовня

Святыни[править | править код]

Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы

Мощи прп. Далмата Исетского

Кроме мощей преподобного Далмата Исетского, в монастыре имеется ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и разных святых, то есть более ста частиц мощей угодников Божиих.

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская)

Святой источник в честь преподобного Далмата Исетского.

Престольные праздники[править | править код]

и памятные дни

28 февраля н.ст. — Далматской иконы Божией Матери,

8 июля н.ст. — преставление прп. Далмата Исетского,

6 августа н.ст. — обретение мощей прп. Далмата Исетского, 28 августа н.ст. — Успение Божией Матери,

6 ноября н.ст. — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». На праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» совершается крестный ход вокруг храма, в остальные монастырские праздники — крестный ход вокруг обители. Водосвятные молебны в праздничные дни совершаются, как правило, в часовне на источнике прп. Далмата.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Далматовский монастырь начало Зауралья
Свято - Успенский Далматовский мужской монастырь.mp4
Свято -- Успенский Далматовский мужской Монастырь

Как добраться[править | править код]

Город Далматово расположен примерно на одинаковом расстоянии от Екатеринбурга -180 км, Кургана -190 км, Тюмени - 256 км и Челябинска - 209 км, поэтому добраться на автомобиле из всех этих городов не составит большого труда.

Из г.Челябинска от дворца спорта «Юность» в понедельник, пятницу и воскресенье 15.30ч. отправляется автобус на Далматово. Номер маршрута 538/1. В дороге 4.38ч.

Между городами Курганом и Екатеринбургом осуществляется ежедневное автобусное сообщение От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч. От Кургана 3.20 ч.

Возле автобусной остановки всегда стоят такси. От Екатеринбурга или от Кургана точные маршруты – на сайте обители. По железной дороге до Далматово можно доехать пригородными электропоездами и поездами дальнего следования. Примерное расстояние от вокзала 700 метром в южном направлении можно пройти пешком.

Адрес

Индекс 641730, Курганская обл. г. Далматово, ул. Советская 194,

Паломнику[править | править код]

Желающим потрудиться и узнать о доме паломника есть информация на сайте обители. Получивших помощь по молитвам прп. Далмата Исетского тут просят оставить письменное свидетельство об этом, оформленное надлежащим образом – с указанием своей фамилии и инициалов, места проживания, даты, подписи. Прислать его можно по почте. В монастыре можно передать через иконную лавку или оставить в храме у дежурного алтарника.

В марте 2012 года "Дом паломника" монастыря принял первых своих гостей. Разместиться в нем могут 80 паломников. Две большие келии по 15 мест для небольших групп. Одна келия для паломников остальные 6-ти местные. Монастырь может принять и разместить немного скромнее гораздо больше паломников. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший к прп.Далмату.

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону.8-922-67-86-913 8-352-52-3-17-06.

Одежда паломников должна соответствовать православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде соответствующей святости места.

Богослужебная деятельность монастыря

Богослужения совершаются в дни воскресные, праздничные (бдение, полиелей), поминовения усопших (родительские субботы), а также по усмотрению наместника и иные дни, но, как правило, не менее двух-трех Божественных Литургий в неделю. В воскресенье вечером (кроме периода Великого поста, тогда в течение четырех воскресных дней вечером совершается чин Пассии), если не служится на следующий день Божественная Литургия, неопустительно служится вечерня с пением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время Великого поста ежедневно совершаются богослужения в первую и Страстную седмицы, все субботние и воскресные дни, во все дни, когда полагается совершать Божественную Литургию Преждеосвященных Даров. Ежедневно совершаются богослужения также во всю Светлую седмицу. В престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в дни памяти преп. Далмата Исетского (8 июля, 6 августа н.ст.) праздники Успения Божией Матери (28 августа н.ст.) Далматской иконы Успения Божией Матери (28 февраля н.ст.) по обычаю служится водосвятный молебен на источнике преп. Далмата и совершается крестный ход вокруг стен обители (в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - вокруг храма), служится акафист празднику

Вечернее богослужение начинается в 17.00 ч. Как правило, совершаются вместе 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Начало исповеди – 7.30 ч. После окончания исповеди (но не позднее 10 ч.) – начало Божественной Литургии. В монастыре ежедневно совершается братское правило: утреннее – с 5.30 ч. (полунощница, утренние молитвы, молебен с пением акафиста преп. Далмату Исетскому перед его мощами); вечернее – после окончания вечерней трапезы (с 19.30 ч., если не было вечерней службы, - малое повечерие с тремя канонами и вечерние молитвы; с 21.00 ч., если была вечерняя служба, - вечерние молитвы). В воскресные дни по окончании Божественной Литургии служатся заказные молебны, панихида (и заочное отпевание). В 14.00 ч. в воскресенье (в остальные дни – по договоренности) совершается таинство Святого Крещения (а накануне, по воскресным дням в 14.00 ч. проводятся огласительные беседы в храме). Поскольку в г. Далматово и Далматовском районе помимо монастырского храма иных действующих нет, в монастыре совершается также в установленные по церковному уставу дни таинство Венчания. Таинство Елеосвящения совершается, как правило, еженедельно в дни многодневных постов, а в частных случаях – по мере необходимости.

Все богослужения обычно совершаются в Скорбященском храме, таинство Св. Крещения – в крестильной церкви во имя собора свв. седмидесяти апостолов (южная галерея Скорбященского храма); Божественная Литургия в крестильной и надвратной церквях совершаются в исключительных случаях.

Телефон

+7 (352-52) 3 15 92, 3 17 71

E-mail

gorodische@dalmatovo.ru

Сайт

http://dalmat.su/