Подворье Свято-Успенского мужского монастыря – Флорищева пустынь.
|мини|справа|Флорищева пустынь|alt=Подворье Свято-Успенского мужского монастыря – Флорищева пустынь]] Подворье Свято-Успенского мужского монастыря – Флорищева пустынь – это
История[править | править код]
Основание.
Церковь святителя Николая Чудотворца построена приблизительно в 1664 году (эта дата значится на напрестольном кресте). В январе 1697 года из Патриаршего казенного приказа был выдан антиминс в село Спасское к освящению «новопостроенной» церкви Спаса Всемилостивого.
К 1797 году Спасская церковь с. Нучи требовала ремонта: «В церкви чистоты мало потому, что со стен валится всегда известка... в храме с полуденной стороны на стене имеется щель и снаружи, и по всей Церкви и на колокольне штукатурка вся отпала». В 1822-1827 годах был сделан капитальный ремонт: «Церковь ... перестроена тщанием прихожан и помещика В.Я. Левашева... Зданием каменная с таковою же колокольнею и ограда таковая же ... Престолов в ней три…».
![](/palomnik/images/thumb/2/29/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F_%E2%80%93_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C1.jpg/250px-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F_%E2%80%93_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C1.jpg)
«Церковь сия отличается иконостасом, прекрасно вызолоченным и весьма хорошей живописью, также и по стенам благолепно украшена ... Священно-церковнослужители живут между собою и прихожанами мирно. По приходо-расходным книгам и всем вообще церковным документам замечается тщание и порядок священника с причтом». «Церковь первоначально построена когда и кем неизвестно. В 1827 г. перестроена тщанием прихожан, а в 1868 г. распространена также тщанием прихожан. Зданием каменная, крепкая, вокруг коей ограда каменная же, колокольня, за уничтожением старой, по случаю перестройки церкви, создана с 1869 г. новая каменная же, в 1884 г. устроена между церковью и колокольнею каменная паперть, но окончательно еще не отстроена; в 1881 г. к двум сторонам колокольни сделана каменная прикладка ограды, взамен разломанного места… Престолов в ней три... Утварью достаточна… Причта состоит налицо: священник и диакон».
«В 1881 году пристроена каменная паперть; в 1895 г. деревянныя, обшитыя железом крыша и пять глав на настоящей холодной церкви по ветхости заменены новыми. Иконостас в настоящей церкви добавлен в 1899 г. резьбой и резьба позолочена в 1902 г. … Престолов в ней четыре... Четвертый в первом ярусе колокольни над папертью (1897 г. 21 сентября освящен) престол во имя Казанской Божией Матери».
Церковь окружала красивая кованая ограда на кирпичном основании с чугунными столбиками, на каждом из которых сидел голубь (литье Кулебакского металлургического завода). При храме была церковно-приходская трехклассная школа, и все дети поголовно должны были ее закончить. Перед первой мировой войной предводитель ардатовского уездного дворянства князь И.Д. Звенигородский докладывал на заседании Земского собрания, что в уезде покончено с неграмотностью.
В начале XIX века часть села по наследству досталась молодым сиротам-помещикам Михаилу и Елене Мантуровым. Встреча с преподобным Серафимом радикально меняет их жизнь. Михаил Васильевич, чудесно исцеленный старцем, принимает на себя подвиг самопроизвольной нищеты и по благословению преподобного Серафима продает имение в Нуче и переезжает на жительство в село Дивеево.
![](/palomnik/images/thumb/c/c5/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F_%E2%80%93_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C2.jpg/250px-%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8F_%E2%80%93_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C2.jpg)
Позже на вырученные от продажи имения средства он пристраивает к паперти Казанского храма в Дивееве две церкви (во имя Рождества Христова и во имя Рождества Богородицы), а также покупает земельный участок под Троицкий собор будущего монастыря (необходимые документы ездила оформлять его сестра Елена), где ныне почивают мощи преподобного Серафима. Михаил Мантуров становится самым близким и любимым учеником старца Серафима – Мишенькой – как величал его преподобный. Елена Мантурова (причислена к лику святых в 2001 г. как преподобная Елена Дивеевская) добровольно умерла вместо своего смертельно заболевшего брата «за святое послушание старцу».
В Нуче долгое время сохранялись могилы Василия и Екатерины Мантуровых – родителей преподобной Елены и Михаила Мантуровых, однако в годы горбачевского развала и беспредела они были разрушены, как и родовые захоронения Левашовых. Если возрождение православия на Руси связывают с Дивеевом, с его знаменитым монастырем, то становление монастыря финансово в своей основе восходит к селу Нуча, Ардатовского района (уезда в XIX веке), Нижегородской (области) губернии.
В 80-е гг. 18 столетия на средства первоначальницы Дивеевской общины – преподобной матери Александры (Мельгуновой) возобновляется нучинская церковь. Саровский краевед В. Степашкин убедительно доказывает, что преподобный Серафим Саровский был в Нуче в июне 1787 года на освящении Никольского придела местного Спасского храма. Таким образом, церковь Всемилостивого Спаса в селе Нуча – это единственный, насколько нам известно, храм, освященный при участии преподобного батюшки Серафима Саровского.
«В первый год по отделении Церкви от Государства отношения некоторой части населения к православной церкви были враждебные и недобрые, но зато общая опасность угрожаемая церкви со стороны атеизма и неверия тесно сблизила верных вокруг своей Матери церкви... Святые Тайны принимаются». «О настроении духовенства надо сказать, что оно не всегда благоприятствовало успешной пастырской работе. Постоянное опасение ложных доносов и всяких неприятностей, служба в разных учреждениях ради пайка, или безопасности, постоянные заботы о куске хлеба, тяжелый физический труд, иногда недоедание, все это вместе взятое часто создавало какое-то подавленное настроение. Лишь пастыри твердые духом, не взирая на внешние условия, могли исполнить с должным воодушевлением и непреклонностью свои обязанности...»
Возрождение обители.
В 2011 году село Нуча вошло в объединенный Стексовский сельский Совет. Особенно большое значение село Нуча имеет в православном мире и связано это со святым преподобным Серафимом Саровским, Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским женским монастырем и нучинскими помещиками братом и сестрой Мантуровыми.
Современное состояние[править | править код]
![Свято-Успенская Флорищева мужская пустынь](/palomnik/images/thumb/f/fd/%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C4.jpg/300px-%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%BD%D1%8C4.jpg)
Сейчас в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются паломники и трудники, людям оказывается молитвенная помощь (читаются братские синодики, совершается ежедневное поминовение за Божественной Литургией). Художники, архитекторы и строители делают все возможное, чтобы воссоздать облик Флорищевой пустыни.
Далеко в округе слышен колокольный звон. Как и прежде, монастырь осуществляет свою миссию среди тех, кому нужна духовная помощь. Братия духовно поддерживает воинов, выезжая в воинские части, в монастыре действует Детская воскресная школа. Работает монастырская библиотека, регулярно проводятся экскурсии желающим узнать о богатой событиями истории монастыря.
Храмы[править | править код]
- Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. При святителе Иларионе в 1681 году был выстроен главный собор в честь Успения Божией Матери. Храм имет одноименный престол.
- Храм в честь Святой Троицы. С 1681 по 1707 годы была построена теплая каменная церковь во имя Святой Троицы, которая имеет одноименный престол.
- Надвратный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. С 1681 по 1707 годы была построена каменная надвратная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которая имеет одноименный престол.
- Монастырская колокольня. При святителе Иларионе в 1681 году была построена монастырская колокольня высотою около 50 метров.
Деятельность монастыря[править | править код]
- Духовно-просветительская деятельность
- Паломническо-экскурсионная деятельность
Святыни[править | править код]
Престольные праздники[править | править код]
Контакты[править | править код]
Адрес: 607132, Россия, Нижегородская обл., Ардатовский район, с. Нуча, ул. Луговая, 9
Телефон: +7 (987) 086-2292
Электронная почта: ny4aa@mail.ru
Сайт: www.nucha.ru
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
В монастыре ежедневно совершаются богослужения.
Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма
Монастырь открыт для посещения ежедневно.
Экскурсии[править | править код]
МУЗЕЙ преподобной Елены Дивеевской и древняя Спасская церковь, где молился батюшка Серафим Саровский.
В 40 км. от Дивеево есть село Нуча, имеющее тесную связь с Серафимо-Дивеевским женским монастырем. В 19 веке там проживали дворяне-помещики брат и сестра Мантуровы – Михаил и Елена, ближайшие послушники и верные ученики преподобного Серафима Саровского, много послужившие духовному и материальному устроению Дивеевской обители.
В обители готовы встретить паломников в родовом имении Мантуровых, провести экскурсии, видеоэкскурсии, духовные беседы.
Желающие могут принять участие в богослужениях и приобщиться церковных Таинств.
Телефон для записи на экскурсии: +7 (987) 086-2292 настоятель – иеромонах Николай (Чеботарев)
Как добраться[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Социальная сеть ВКонтакте храма.
- Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.
- []
- []
- []
- []
- []