Часовня Тихвинской иконы Божией Матери (Хвалинская)
Часовня Тихвинской иконы Божией Матери — православный храм 1790 года в деревне Хвалинской Каргопольского районе на западном берегу Лекшмозера.
История
Деревня Хвалинская (Орлово) расположена на западном берегу Лекшмозера, в двенадцати километрах от приходского центра в деревне Морщихинская. В середине XIX века в приозёрном селении проживало в двенадцати дворах сто сорок пять человек. В 1790 году хвалинские крестьяне построили часовню. Поставили её на берегу озера, в центре деревни, «иконами украсив изрядно».
Исторический облик часовни сильно искажён перестройками XIX и ХХ веков. В тридцатых – сороковых годах ХХ века её приспособили под магазин. Сейчас здание представляет собой прямоугольный в плане объём, завершённый двухскатной крышей. Его фасады обшиты горизонтальным тёсом «в рустик», углы и внутренняя перегородка акцентированы вертикальной тесовой обшивкой. Свесы кровли над фасадами также подшиты досками. Подобное оформление фасадов характерно для кенозерских часовен последней трети XIX века. По два окна на продольных стенах и двери значительно увеличены в размерах и переделаны. Вход в часовню напоминает створчатые ворота хозяйственных построек. Над воротами, на фронтоне, прибит деревянный крест. Фасады окрашены в голубой цвет, вертикальные элементы обшивки, подшивка свесов кровли, наличники окон выкрашены охрой.
Внутри здание разделено поперечной перегородкой на два помещения, стены которых скрыты обоями и древесноволокнистой плитой. Низкие потолки набраны из досок.
Можно только догадываться о первоначальной архитектуре здания. Но, скорее всего, это была традиционная клетская часовня с каркасной папертью с западной стороны, крытая общей двухскатной крышей. Несомненно существовавшие подклет и крыльцо часовни на сегодняшний день утрачены, равно как и глава с крестом, венчавшая крышу здания. Рассказы жителей о существовании звонницы пока не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Сведений о времени устройства «неба» в Тихвинской часовне не обнаружено.
В советское время верх часовни был разобран, а «небеса» забелены. В 1960–1970-е годы, когда Кенозерье впервые вызвало интерес у художников и архитекторов, побелку отмыли. Непрофессиональная реставрация привела к значительным потерям красочного слоя. Утраты составляли около 70%, от головок херувимов остались только призрачные силуэты. Потери особенно ощущались на контрасте с сохранившимися фрагментами живописи. Промежутки между досками граней когда-то заклеивались бумагой для утепления, которая и сберегла остатки прежней живописи. По этим фрагментам можно судить, насколько она была энергичной, даже пастозной, в отличие от тех «акварельных тонов», которые имеются теперь.
Деревянную основу сильно повредил жук-точильщик, причем морозостойкий, ведь часовня промерзала зимой. За помощью пришлось обращаться к биологам. Реставраторы частично удалили истлевшую и изъеденную древесину, но большей частью укрепили. Совместно с коллегами из отдела реставрации мебели разработали многослойные вставки из той же породы — сосны, которые позволили целиком восстановить полотно каждой грани. А благодаря технологам из Италии при реставрации впервые в российской практике использовался совершенно новый синтетический материал для восполнения утрат деревянной основы. Безусадочный обратимый материал обрабатывается как дерево и выдерживает большие перепады температуры.
Современное состояние
Хвалинские «небеса» созданы в конце XVIII столетия; они — самые ранние из имеющихся сейчас в национальном парке. Их иконография для Кенозерья уникальна: почти все пространство восьми граней занимают кучевые облака с херувимами, а в центральном медальоне — благословляющий Саваоф. Живая компоновка, разнообразие поворотов и ракурсов, цветосветовая моделировка и колорит — эти особенности напоминают о плафонной живописи каменных храмов и дворцов того времени. Что за художник приезжал на север, неизвестно, но, очевидно, он имел академическое художественное образование и был знаком с западноевропейским искусством.
Однако сохранность комплекса оставляла желать лучшего. Восстановлением хвалинских «небес» занималась целая бригада в течение двух лет.
Живопись была выполнена краской на эмульсионном связующем — масле и яичном желтке — и нанесена прямо на выровненную древесину без подложки и грунта. Но из-за утраты связующего в красочном слое живопись стала ближе к пастели, она превратилась в порошащую красочную массу, которая красится от прикосновения. Реставраторы из отдела графики предложили методику для укрепления графики и тонирование с применением тех пигментов, которые обычно используются для мелков пастели.
Престольные праздники
Икона Пресвятой Богородицы "Тихвинская" - 9 июля
Как добраться
Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Хвалинская, Центральная ул., 40
Проезд: Деревня Хвалинская расположена на западном берегу Лекшмозера, на территории национального парка "Онежское Поморье".
Фото
-
-
«Саваоф с херувимами и символами евангелистов». Восьмигранное расписное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери на выставке «Век ради вечного», посвящённой 100-летию реставрационного центра им. И.Э. Грабаря
Ссылки
- Национальный парк "Онежское Поморье". Часовня во имя иконы Тихвинской Божией Матери, 1790 г.
- 25 марта 2021 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря. Фото