Свято-Симеоновский кафедральный собор (Челябинск)
В здании Свято-Симеоновского собора соединились особенности «национального стиля» эклектики конца ХIХ века с декором приделов, построенных во второй половине XX века, которые усилили черты «русскости» в архитектурном облике.
История
История Свято-Симеоновского кафедрального собора ведет начало от 40-х гг. XIX века. В 1837 г. в заречной части Челябинска было разбито второе в городе православное кладбище, где поставили деревянную часовню, приписанную к расположенному неподалеку Свято-Троицкому храму. К концу 1860-х гг. часовня обветшала, и прихожане Троицкой церкви испросили благословения на постройку нового храма. По решению консистории от 24 января 1873 г. с утверждения Преосвященнейшего Митрофания, епископа Оренбургского и Уральского, было разрешено строительство на месте часовни каменной церкви.
В 1883 г. благодаря пожертвованиям «разных лиц» на уже упраздненном кладбище построили церковь с престолом во имя св. Симеона Верхотурского. Это был первый в Челябинске храм, посвященный российскому святому. К восьмидесятым годам XIX века уже существовали Христорождественский собор, Свято-Троицкая и Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Свято-Николаевская, а также Покровская при духовном училище. Новый чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре г. Верхотурья, пользовался большим почитанием на Урале и в Сибири.
Симеоновский храм строился как кладбищенский, для отпевания усопших, служения панихид и заупокойных литургий. Церковь не отапливалась, была «в достатке обеспечена утварью и ризницей». До начала 20-х гг. прошлого века своего причта не имела – была приписана к Свято-Троицкому храму, священники которого по очереди совершали необходимые требы. Ограда храма была выполнена из природного камня. До нашего времени сохранились фрагменты ажурной кованой решетки и отдельные камни.
Первоначальный облик церкви значительно отличался от современного. Это был небольшой, прямоугольный в плане, белокаменный однопрестольный храм с крупной главой и высокой шатровой колокольней. Летом 1889 г. колокольня рухнула во время бури, повредив обломками крышу. Восстановление было поручено мещанину П.М. Кутыреву, жертвователем выступил П.И. Ильиных, известный в Челябинске благодетель, могила которого находится в ограде храма (†1896). Работы были полностью завершены к 14 мая 1890 г.
Во второй половине XX века Симеоновская церковь несколько раз реконструировалась. В 1947–1960 гг. появились небольшой Казанский придел, хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976–977-м расширили притвор, алтарную часть и за счет боковых пристроев – площадь храма. В 1986–1990 гг. произвели капитальную реконструкцию (авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев), в результате чего единственная действующая в городе небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального храм получил в 1989 г., когда была воссоздана самостоятельная Челябинская епархия и появился правящий архиерей.
В 1988 г. были построены два придела: северный в честь всех святых, в земле Российской просиявших, и южный в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм обрел форму трехнефной четырёхстолпной церкви (роль «столпов» взяли на себя стены старой церкви). Композиционным ядром является сохраненное здание старой церкви с продольно-осевым построением. Основной объем четырехстолпного собственно храма (наоса) с полуциркульной апсидой и двумя небольшими, прямоугольными в плане приделами продолжен на западе прямоугольными трапезной и притвором.
Прямоугольный в плане, пониженный объем трапезной связывает храм с двухъярусной шатровой колокольней. Колокольня – восьмерик на четверике, увенчанный шатром с маковичной главкой. Старое здание храма оказалось встроенным в новое. В первозданном виде сохранились центральный купол на световом барабане и 36-метровая колокольня. На месте старой апсиды была построена новая, более просторная.
В результате сформировалась уникальная структура храма, в которой пространство, ведущее от входа к наосу, сужается до «тесного пути… ведущего в жизнь (вечную)» (Мф. 7, 14), а трапезная и притвор старого храма оказались включенными в обширный новопостроенный притвор. Храм и приделы завершаются трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. Первоначальные входные группы с порталами располагаются в настоящее время внутри храма.
В плане храм приобрел форму креста. Двускатную кровлю его «ветвей» также венчают небольшие главки. Символично число глав над храмом – их семь, как семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских Соборов. На всех главах и куполе установлены ажурные кресты, изготовленные уральскими мастерами.
Фасад украсили порталы, филенчатые, с изразцовыми вставками лопатки, декорирующие углы здания, арочные окна с наличниками и изразцовый фриз. Изразцы с цветным орнаментом расположены в нишах по сторонам фасадов и в прикарнизной зоне. Прикарнизный пояс оформлен декоративными лепными модульонами. Над входом и в нишах размещены иконы с ликами святых.
В 1988–1989 гг. в технике мозаики были выполнены изображения прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Стефана, еп. Великопермского. В 1995–1996 гг. были написаны образы преподобных Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского, св. прав. Симеона Верхотурского и других особо чтимых российских святых. Работы выполнялись челябинскими художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной. В последние годы фасадная живопись полностью обновлена, иконы написали художники иконописной мастерской собора. Западный входной портал обрамляют барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери во граде Казани в 1579 г.» (автор – скульптор В.С. Шимбф).
В современном здании церкви органично соединились особенности «национального стиля», существовавшего в рамках архитектуры эклектики (историзма) конца ХIХ века, с декором вновь построенных приделов, усилившим черты «русскости» в архитектурном облике. Особенно ярко это проявилось в изразцовых вставках с изображением крылатых зверей, восходящих к фольклорным мотивам, характерным для древнерусского искусства. В то же время классические пальметты изразцового фриза напоминают об античном наследии. Появившиеся в декоре нового объема здания лепные наличники с арочным и килевидным завершением, характерные для русского зодчества, органично «рифмуются» с кокошниками, опоясывающими шатер колокольни, и полуциркульными арками входных порталов. Современные порталы, размещенные по рукавам креста, увенчаны треугольными фронтонами, завершающими двускатные кровли приделов, что придает некоторые классические черты архитектуре собора. Сходным образом оформлен главный входной портал в западной части здания.
В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников в академической манере. Сюжетный строй образуют монументальные композиции евангельских, исторических и праздничных сцен, изображения чудотворных икон Божией Матери, почитаемых русских святых и элементы растительного декора. Росписи северного придела посвящены теме прославления всех святых, в земле Российской просиявших, южного – теме прославления Богоматери.
Современное состояние
В 2002–2005 гг. были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Иконы для них написали художники иконописной мастерской Свято-Симеоновского храма А.М. Савельев, И.А. Власова, Д. Воробьев. В декоре иконостаса использованы орнаментальные мотивы, характерные для барокко. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, более века сохранял свой первоначальный вид: при реконструкции 1986–1989 гг. был заменен только каркас. В сентябре 2009 года установили новый фаянсовый иконостас, изготовленный мастерами Сысертского фарфорового завода.
В 2008 году стены центрального нефа и подкупольного пространства были заново расписаны группой московских художников. Роспись посвящена покровителям Урала и Сибири, в том числе и вновь прославленным святым. Изображения выполнены в академических традициях, некоторые имеют своими прототипами эскизы к росписям храма Христа Спасителя в Москве. Как и во множестве других российских православных храмов послепетровского времени, в Свято-Симеоновском соборе представлены два живописных направления: академическое письмо и собственно иконописная, русско-византийская традиция (в образах северного и южного иконостасов).
В последние годы проведено большое количество ремонтно-строительных работ, преобразивших внутренний и внешний вид собора. Гидроизолирован фундамент, заменены кровля крыши и куполов, полностью обновлено асфальтовое покрытие. Храм заново оштукатурен и покрашен, установлены евроокна, «тёплый пол» и кондиционеры. Произведен капитальный ремонт административного здания. На прилегающей к храму территории появилась зона отдыха для прихожан, включающая цветники, сады камней, беседки и искусственный водопад.
Святыни
- Распятие Господа Иисуса Христа с частицей Животворящего Креста
- Икона Божией Матери «Скоропослушница»
- Икона Божией Матери «Почаевская»
- Икона Божией Матери «Достойно есть»
- Икона Святой Троицы с частицей мамврийского дуба
- Ковчег (список частиц мощей) с 56 частичками мощей святых угодников Божиих
- Иконы с частицами мощей (смотреть подробнее...)
Престольные праздники
Симеон Верхотурский, праведный – 25 мая (второе обре́тение мощей), 25 сентября (перенесение мощей), 31 декабря (прославление)
Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" – 21 июля, 4 ноября
Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших – 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы
Как добраться
Адрес: 454084, г. Челябинск, ул. Кыштымская, 32.
Телефон: +7 (351)790-55-51
Электронная почта: prihod_chel@mail.ru
Паломнику
Актуальное расписание богослужений
Фото
Видео
Ссылки