Полтава
Полта́ва — город на территории Украины, административный центр Полтавской области. Расположен в северо-восточной части страны, на Приднепровской низменности. Находится на реке Ворскла. Первое упоминание о крае датируется XII веком, но, судя по археологическим раскопкам, на месте Полтавы ещё в VIII веке существовало поселение.
Население города по состоянию на 1 марта 2015 года насчитывает 287 674 постоянных жителей.
Православие в Полтаве
История Полтавской епархии начинается с 1054 года, когда, при святительстве Константинопольского патриарха Михаила Керулария, при Киевском Митрополите Иларионе, была создана Переяславская кафедра. Первым епископом Переяславским был Преосвященный Николай (1054 – 1072).
Переяславская кафедра просуществовала до 1279 года. После упразднения самостоятельной кафедры территория современной Полтавщины была, вероятно, под непосредственным управлением Киевского Первосвятителя.
В 1700 году возобновлена Переяславская кафедра – как викариатство Киевской Митрополии. С 1733 по 1785 год существовала самостоятельная Малороссийско-Бориспольская епархия, которая в 1785 году снова стала викариатством Киевской Митрополии. В 1799 году ее переименовано в Малороссийскую и Переяславскую.
В 1775 году была создана Словено-Херсонская епархия (с 1786 года – Екатеринославско-Херсонская), в состав которой вошла часть территории нынешней Полтавщины. До 1799 года Преосвященные Словено-Херсонские и Екатеринославские имели резиденцию в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
Первым архиепископом Славянским и Херсонским был уроженец греческого острова Корфу, выдающийся церковный деятель, ученый-энциклопедист и первый педагог эпохи Греческого Возрождения Евгений Булгарис (в миру Елевферий, 1716 – 1806 гг.), который прибыл в Полтаву в 1776 году. Через три года архиепископ Евгений ушел на покой, а по его рекомендации архиепископом Славянским и Херсонским был назначен тоже грек по происхождению и тоже уроженец острова Корфу Никифор Феотоки (в миру Николай, 1731 – 1800 гг.),тоже выдающийся церковный деятель, ученый и педагог эпохи Греческого Возрождения.
С 1786 года архиепископом Славянским и Херсонским был Амвросий Серебренников. А с 1793 года архиерейскую кафедру в Полтаве возглавлял архиепископ Гавриил Бонулеско (Бодони).
После ликвидации полкового строя на Левобережной Украине с начала 1782 года территория современной Полтавщины входила в состав Киевского и Черниговского наместничеств и Новороссийской губернии, а после расформирования последней, с 1783 года, – в Екатеринославское наместничество. В 1796 году наместничества на Левобережье были упразднены, а вместо них создана Малороссийская губерния с центром в г. Чернигове. В ее состав вошли районы, которые составили впоследствии Черниговскую и Полтавскую губернии.
В 1799 году была создана Малороссийско-Переяславская епархия с центром в Переяславе, которой подчинялись церкви и монастыри Малороссийской губернии. Правящий архиерей начал носить титул Малороссийский и Переяславский.
В начале 1802 года Императорским Указом Малороссийская губерния была ликвидирована, а вместо нее созданы две – Полтавская и Черниговская. Вскоре, Указом Святейшего Синода от 17 декабря 1803 года Малороссийско-Переяславская епархия была реорганизована и переименована в Полтавско-Переяславскую. Однако резиденция иерархов осталась в г. Переяславе, на пригородной даче Андруши, – из-за отсутствия в Полтаве подходящего помещения для епархиального управления.
Только в 1847 году центр епархии (резиденция епархиальных Преосвященных) переносится в Полтаву, а сама епархия получает название Полтавской. Ее архиереи начали носить титул "Полтавские и Переяславские", и так именовались до 1937 года.
Для помощи в управлении епархией в 1884 году было открыто (и просуществовало до 1937 года) Прилукское викариатство, а Преосвященные Прилукские находились при Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1920–1928 годах также существовало Лубенское викариатство.
При епархиальном архиерее действовала Полтавская духовная консистория – коллегиальная организация, которая выполняла церковно-административную и судебную функции; она была высшим епархиальным органом управления Православной Церкви. Консистория была ликвидирована в 1919 году – согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора о реорганизации консисторий в епархиальные советы.
С 1863 года епархия имела свой печатный орган – журнал "Полтавские епархиальные ведомости". Кроме официальной информации, он имел и неофициальную часть, где публиковалось много статей по истории епархии, монастырей, храмов, церковно-приходских школ, биографические очерки о выдающихся церковнослужителях и т. п. В 1919 году, после установления советской власти, журнал был закрыт.
С 1890 по 1918 год действовало Полтавское епархиальное Братство имени святого преподобномученика Макария. Братство оказывало материальную помощь церковно-приходским школам (ремонт, приобретение литературы, помощь бедным ученикам), способствовало открытию новых школ, курсов по подготовке учителей грамоты и т. п. На 1896 год в Братстве состояло 1388 членов, среди которых – 35 почетных, 16 пожизненных и 844 действительных. В подчинении Братства находилось 1388 школ, в том числе 476 церковно-приходских и 547 школ грамот. Всего в братских школах обучалось 29428 учеников. Руководство курсами и школами осуществлял Совет, который возглавлял ректор Полтавской Духовной семинарии.
Благодаря активной деятельности преосвященного Иоанна (Смирнова) и ряда известных полтавских ученых, при Епархиальном управлении по указу Синода в 1906 году был создан Полтавский археологический комитет и Полтавское древлехранилище (уникальный музей редкой церковной старины, где хранилось, например, Пересопницкое Евангелие). Музей действовал до 1919 года.
С установлением советской власти церковное имущество, в том числе и священные предметы, было разграблено или отобрано по постановлениям органов власти. Тогда же были переданы в государственные музеи и сокровища Полтавского древлехранилища. После закрытия в 1923 году Полтавского Крестовоздвиженского монастыря бесследно исчезли нетленные останки архиепископа Амвросия (Серебренникова), а также епископа Афанасия (Вольховского) – епископа Старорусского, впоследствии Могилевского (уроженца Полтавы, выпускника Киево-Могилянской Академии), который с 1798 года пребывал на покое в Лубенском Мгарском монастыре и умер в 1801 году в Полтаве.
После октябрьских событий 1917 года храмы и монастыри на Полтавщине начали массово закрываться; в 1937 году весь правящий епархиальный епископат вместе с духовенством был репрессирован, приходы ликвидированы. В 1939 году, после смерти временно управляющего епархией Преосвященного Митрофана (Русинова, +1938) и уничтожения всего духовенства, кафедра в Полтаве практически прекратила свое существование.
В период немецко-фашистской оккупации, в 1942–1943 годах, Полтавская епархия на некоторое время возобновила свою деятельность, часть церквей была открыта. Руководил епархией протоиерей Владимир Биневский, а затем позже – епископ Вениамин (Новицкий), с титулом «Полтавский и Лубенский».
После окончательного возобновления церковной жизни на Полтавщине (с 1944 до 2007 год) Преосвященные Полтавские называются "Полтавскими и Кременчугскими".
В послевоенные годы Полтавская епархия пострадала так же, как и вся Церковь. "Борьба с религией" дала о себе знать. Как следует из архивных данных, в 1945 году в епархии было 346 церквей и 376 священнослужителей (в том числе 5 монахов). В 1948 году храмов стало 340, а священнослужителей – 325. До 1961 года сохранилась такая же ситуация. К 1970 году количество храмов сократилось до 52, а священнослужителей осталось только 65. На начало 1988-го эти цифры почти не изменились, лишь незначительно возросло число священнослужителей. До этого года в Полтавской епархии было всего 52 действующих прихода, разделенных по 5-ти благочинным округам, и ни одного монастыря.
В 1999 году Полтавская епархия отметила свой 200-летний юбилей.
К 2007 году в Полтавской епархии, совпадавшей границами с Полтавской областью, существовало 400 приходов, объединенных в 20 благочиний, 4 монастыря, духовная семинария.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 14 ноября 2007 года, из состава Полтавско-Кременчугской выделена самостоятельная Кременчугская епархия.
Святые
СОБОР ПОЛТАВСКИХ СВЯТЫХ
I. Имена святых из планировавшегося до революции 1917 г. «Синодика Полтавско-Переяславского»
АФАНАСИЙ III (Пателларий), Патриарх ЦАРЕГРАДСКИЙ, ЛУБЕНСКИЙ чудотворец, святитель (+ 1654), –– почил в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре Полтавской епархити, где в течение почти 300 лет пребывали его святые мощи;
БОРИС, благоверный князь и страстотерпец (+ 1015), –– уроженец земли, ранее относившейся к Полтавской епархии и губернии; первый из угодников Божиих Переяславско-Полтавских;
ДАНИИЛ (Делия) АЧИНСКИЙ, Сибирский, преподобный (+1843). Уроженец хутора Солонцовых Кобелякского уезда Полтавской губернии;
ДИМИТРИЙ (Туптало), митрополит РОСТОВСКИЙ, святитель (+ 1709), –– уроженец села Макарова на Переяславщине, ранее относившегося к Полтавской губернии; поостриженик Свято-Троицкого Густинского монастыря, пренадлежащего ранее к Полтавской епархии.
ДОМНА (Слепченко или Слипченко), юродивая ТОМСКАЯ, блаженная (+ 1872), –– уроженка Полтавской епархии; начала нести подвиг юродства на Полтавской земле.
ЕФРЕМ ПЕЧЕРСКИЙ, епископ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, преподобный (+ около 1098) — третий епископ на Переяславской кафедре, впоследствии преобразованной в Полтавскую;
НИКОЛАЙ, ЕВФИМИЙ и СИМОН, епископы Переяславские, святители – управляли Переяславской епархией, впоследствии преобразованной в Полтавскую. Первые святители на Переяславско-Полтавской кафедре;
ИОАСАФ (Горленко), епископ БЕЛГОРОДСКИЙ, святитель (+ 1754), –– уроженец села Чернявщина Прилукского уезда Полтавской губернии; игумен Мгарского Спасо-Преображенского монастыря близ Лубен Полтавской епархии (1737-1745) и его первый архимандрит;
ИОНА (Мирошниченко) КИЕВСКИЙ, преподобный (+ 1903), –– уроженец посада Крюкова (ныне район г. Кременчуга) Полтавской губернии;
МАКАРИЙ (Токаревский или Токарский), ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ, архимандрит КАНЕВСКИЙ и Овручский, преподобномученик (+ 1678) — святые мощи подвижника длительное время почивали в Полтавской епархии; в его честь сооружен Макариевский кафедральный собор града Полтавы.
МЕЛЕТИЙ (Леонтович), архиепископ ХАРЬКОВСКИЙ и Ахтырский, святитель (+ 1840), –– уроженец села Решетняки Полтавского уезда (нынешние Старые Санжары Новосанжарского района);
ПАИСИЙ (Величковский), архимандрит НЯМЕЦКИЙ, преподобный (+ 1794), –– уроженец г. Полтава;
ПАИСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, преподобный, Христа ради юродивый (+ 1893), –– уроженец г. Лубны Полтавской губернии;
СИНЕСИЙ (Иванов), преподобный (+1787 или 1777), сподвижник святителя Софрония Иркутского, уроженец с. Прилуки Полтавской губернии.
СОФРОНИЙ (Кристалевский), епископ Иркутский, святитель (+ 1771), –– уроженец посада Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, настоятель Красногорского Преображенского монастыря, относившегося к Полтавской епархии
Святыни
Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь:
- икона Божией Матери «Упование всех концов земли»
- мощи свт. Афанасия (Вольховского)
Свято-Макариевский кафедральный собор:
- Каплуновская икона Пресвятой Богородицы
- Горбаневская икона Пресвятой Богородицы
- Владимирская икона Пресвятой Богородицы
Монастыри
Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь
Монастырь основан в 1650 г. по благословению Киевского митрополита Сильвестра (Косова) игуменом Мгарского монастыря Каллистратом, на средства 1-го Полтавского полковника Мартына Пушкаря, а также других представителей казацкой старшины и горожан. В 1695 г. обитель сожгли крымчаки, в 1709 г. – разорили шведы, которые, втащив сюда свои пушки, обстреливали из них город. По преданию, знаменитое пулевое ранение в ногу (25 июня 1709 г.), – из-за которого Карл XII был скован в движениях в день Полтавской битвы, – получено королем близ монастыря (при объезде аванпостов) от казаков (верных Петру).
Праздники:
День Святой Троицы (Пятидесятница) — 50-й день после Светлого Христова Воскресения (Пасхи)
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Упование всех концев земли» 6 (19) ноября
Память св. прав. Симеона Богоприимца 3 (16) ноября
Память прп. Серафима Саровского 2 (15) января, 19 июля (1 августа)
Память свт. Афанасия (Вольховского) 1 (14) января, 27 сентября (10 октября)
Адрес: 36017, Украина, г. Полтава, ул. Свердлова, 2-а
Телефон: (0532) 56-14-68
Храмы
Свято-Макариевский кафедральный собор
Храм построили в 1903 году.
В 1904 году храм освятил Преосвященный Иларион, епископ Полтавский и Переяславский, в честь преподобномученика Макария, Переяславского, Овручского и Каневского чудотворца. В 1907 году в храме освящен придел в честь пророка Божия Илии.
В 30-х годах Макариевский храм не закрывался.
Волна храмовых разрушений во времена так называемой хрущевской оттепели обошла Макариевский храм, — наоборот, после сноса в 1962 году Преображенского собора он получает статус кафедрального храма.
Расписание богослужений:
В соборе ежедневно совершаются богослужения: вечернее начинается в 17.00, утром, с 8.00, служится Божественная Литургия.
В дни больших праздников и в воскресенья совершается две Литургии: ранняя — с 7.00, поздняя — с 10.00.
Адрес: Полтава, ул. Ляли Убийвовк, 2-А
Телефоны: (0532) 592-576
Свято-Сампсониевский храм
Церковь построена согласно указу Петра I. Автор проекта — Иосиф Иванович Шарлемань. Церковь заложена в годовщину Полтавского сражения 27 июня 1852 года. Строилась на средства черниговского помещика И. С. Судиенко, завещавшего 100 тысяч рублей на увековечивание Полтавской битвы. Освящена 15 июля 1856 года в честь святого Сампсония Странноприимца. Реконструирована в 1895 году архитектором Н. Никоновым, повторно освящена епископом полтавским Илларионом 1 октября 1895 года. К 200-летию Полтавской битвы была проведена ещё одна реконструкция архитектором С. В. Носовым (в 1909 году).
Адрес: Полтава, ул. Шведская Могила
Транспорт: ехать автобусом №4 или №5 до остановки «Музей истории Полтавской битвы».
Спасский храм
К памятникам Петровской эпохи в Полтаве принадлежит церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа.
Время постройки Спасской церкви в точности неизвестно. Известно только, что она была придельной некогда бывшей здесь деревянной церкви во имя Преображения Господня, построенной в конце XVII века, по всей вероятности, после бывшего набега татар на Полтаву в 1695 году. Церковь эта, как записано в оставшемся от нее Трифологе, сгорела в 1705 году, 6 сентября, и вскоре затем была возобновлена усердием известного в истории Малороссии священника Иоанна Светайла, а в 1810 или 1811 г.г., по ветхости, разобрана, и вся утварь и иконы перенесены из нее в сохранившийся придел, составляющий теперь саму церковь Спаса, в которой служение продолжалось до 1830 годов.
Расписание богослужений:
В храме богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни вечернее начинается в 16.00, утром, с 7.30, служится Божественная Литургия.
Праздники: 29 августа — день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (944 г.)
Адрес: Полтава, ул. Октябрьская, 10
Телефоны: (05322) 286-29
Спасо-Вознесенский храм
Церковь Вознесения Господня на территории нынешнего жилмассива Половки в Полтаве (быв. с. Пушкаревка) построена в 1762 г. на средства полтавского полковника И. Черняка как соборная церковь Пушкаревского Вознесенского монастыря, основанного здесь в 1721 г. По некоторым данным, последние годы жизни здесь провела в монашестве М. Кочубей, дочь казненного гетманом И. Мазепой генерального судьи В. Кочубея (до 30-х гг. XX в. на монастырском кладбище была могила Мотри). В нач. XIX в. монастырь упразднили, а Вознесенская церковь получила статус приходской. Все монастырские здания пришли в упадок и были разобраны. В настоящее время Вознесенская церковь - действующий хам УАПЦ МП.
Адрес: г. Полтава, ул. Зоряная, 2-а
Телефон: +38 (0532) 66-16-23
Фото
-
Горбаневская икона Пресвятой Богородицы
-
Икона Божией Матери «Упование всех концов земли»
-
Каплуновская икона Пресвятой Богородицы
Видео
Ссылки