Идёт загрузка карты…
59.859059; 38.374942
Россия, Вологодская область, Кириллов
Кириллов,Вологодская область
Россия



Общее описание

Объективно

Районный центр Вологодской обл. в 120 км к северо-западу от Вологды. На берегу Сиверского озера. Население – 9 тыс. человек.

Субъективно

Говорят, что Кириллов – один из самых сохранившихся городов. Может, и так, но сохраняться в нём было особенно нечему, потому что это не исконный город, а недавняя слобода монастыря. Зато Кирилло-Белозерский монастырь , вокруг которого возник Кириллов, – крупнейший в России. Люди в Кириллове удивительной простоты и доброты. А если включить в поездку посещение соседних Ферапонтова и Горицкого монастырей, получится один из самых насыщенных впечатлениями маршрутов.

Потребуется два-три дня.

Особенности городского быта

Городского в Кириллове мало. Зимой и летом женщины полощут бельё в озере.

Попутку поймать легко: суровый север научил людей помогать друг другу.

История города

В чине города

Слобода Кирилло-Белозерского монастыря росла вместе с монастырём, в 1776 г. была провозглашена городом Кирилловым, центром уезда. Спустя год был утверждён план застройки города. В 1847 г. литературовед С. П. Шевырёв, побывав в Кириллове, написал: «По плану 1777 года в этом городе предполагалось четыре площади и сорок улиц. Прошёл с тех пор семьдесят один год; предположение не сбылось; нет ни одной порядочной площади, а улицы – и одной видной».

В 1828 г. через Сиверское озеро прошёл канал герцога Виртембергского, который открыл путь из Волги (через Шексну, Сухону и Северную Двину) в Архангельск. (Герцог был в то время главноуправляющим Ведомства путей сообщений и публичных зданий.) После строительства канала (ныне – Северо-Двинского) уровень воды в Сиверском озере так повысился, что исчез остров, на котором, по преданию, прп. Кириллом был установлен крест. Его значение упало после постройки в 1920-х гг. Беломорканала.

В 1897 г. население города составляло 4306 человек, из домов было лишь 20 каменных и полукаменных.

Кириллов побывал в составе Новгородской и Череповецкой губерний, Ленинградской области и наконец утвердился в составе области Вологодской. Наиболее богатые двухэтажные каменные дома стоят на улице Комсомольской (напротив монастыря), которая, под именем Гостинодворской, была главной улицей города. Здесь выделяется гостиный двор – кирпичное здание, построенное в 1914 г. по завещанию купца Петра Симонова; теперь в нём Дом культуры. На месте бывшей Торговой площади разбит сквер с памятниками советской эпохи.

Вокруг Комсомольской улицы – районы деревянной застройки. Современные здания сосредоточены на северной окраине.

Большевики в городе

В 1917 г. принадлежавшие кирилловским купцам суда были национализированы и частично переведены в Вологду и Череповец. Из 4 оставшихся пароход «Надежда» был переименован в «Коммунист», «Любовь» в «Социалист», а «Шотланд» и «Сотозер» остались под своими именами. Несмотря на переименование, пароход «Любовь» летом 1918 г. помог спасению от смерти многих кирилловцев, доставив хлеб в голодающий город.

В сентябре 1918 г. в д. Сасуново был убит местный коммунист. В день его похорон карательный отряд из Череповца расстрелял у горы Золотухи самых чуждых для новой власти людей – епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову), бывшего земского начальника Михаила Трубникова, офицера Николая Бурлакова, купцов Филиппа Марышева и Анатолия Барашкова.

Здешний старожил дядя Саша так передал поэту Юрию Кублановскому народное предание о последних минутах мучеников: «Епископ всё молитву читал, а матушка-игуменья вдруг тушеваться начала. И вот тушуется и тушуется. А епископ и говорит ей: «Не тушуйся, мать-игуменья, молись!» Привели к яме и стали стрелять. Матушку убили, мужиков убили, а епископ всё молитву читает, хоть стреляют в него чуть не в упор. Кончил молиться и говорит: «Вот теперь убивайте!»».

Празднование мучеников Варсонофия, Серафимы, Николая, Филиппа, Анатолия, Михаила совершается в день их смерти – 2 (15) сентября. На месте расстрела, на склоне горы Золотухи, установлена деревянная часовня.

Святые

Преподобный Нил Сорский (1433–1508)

О его жизни до принятия монашества известно только то, что происходил он из крестьянской семьи, но был грамотен. Постригся в Кирилло-Белозерском монастыре, а потом предпринял путешествие в Святую Землю, был в Константинополе и на Афоне. Там он остановился надолго, где научился уединенной жизни в молитве и созерцании.

Вернувшись на родину, основывает скит, получивший потом его имя, и собирает тех, кто стремится к отшельничеству, чтению и переписыванию книг. Последнее было поставлено на достаточно научной основе, сам Нил внимательно изучал переписываемые тексты, искал более точные списки.

Нил Сорский оказался в центре споров стяжателей и нестяжателей о монастырской собственности. Он выступал против обширных земельных владений, считая, что инок должен жить, довольствуясь только самым необходимым, добывая то собственным трудом. Считал он так же, что с еретиками (в частности с известными в то время новгородскими «жидовствующими») следует поступать мягко.

Участвовал в Соборах 1490 и 1503 годов, написал ряд посланий ученикам и составил устав монашеской жизни. Незадолго перед кончиной в 1508 году написал духовное завещание.

День памяти: 7(20) мая

Преподобный Кирилл Белоезерский

В миру Косма. Родился в Москве от благочестивых родителей. Принял иночество в Симоновом монастыре, своими подвигами снискал уважение всей братии и был отличаем отцом иноков – Преподобным Сергием. В 1390 г. братия Симоновской обители упросили преподобного Кирилла быть их игуменом. Многочисленные и знатные посетители, приходившие к игумену за наставлениями и благословением, сильно смущали преподобного Кирилла, избегавшего славы человеческой, и он скоро сложил с себя сан игумена и стал подвизаться как простой инок. Ища совершенного уединения и безмолвия, преподобный Кирилл по чудесному указанию Богоматери удалился на берег Белого озера (Вологодская область) и в глухой лесной чаще начал вести жизнь отшельника. К нему стали стекаться ревнители безмолвия, и св. старец понял, что время его безмолвия кончилось.

В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда число братии умножилось, преподобный дал для обители устав общежития, который освящал примером своей жизни. В церкви никто не смел беседовать, никто не должен был выходить из нее прежде окончания службы, ко Святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились каждый на своем месте, и в трапезной была тишина. Из трапезной каждый молча шел в свою келлию. Деньги хранились в монастырской казне, ни у кого не было никакой собственности. Келлии не запирались, и в них, кроме икон и книг, ничего не держали.

Господь наградил Своего угодника даром прозорливости и исцелений. Однажды не хватило вина для Божественной литургии, преподобный Кирилл велел принести к нему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода преподобный Кирилл раздавал хлеб всем нуждавшимся, и он не кончался, несмотря на то, что обычно запасов едва хватало для братии. Однажды преподобный укротил бурю на озере.

Свое последнее богослужение преподобный совершил в день Святой Троицы. Завещав братии хранить любовь между собой, преподобный Кирилл блаженно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 г.

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение и привил эту любовь своим ученикам. По описи 1635 г., в монастыре числилось более двух тысяч книг, среди них 16 «чудотворца Кирилла». Замечательными образцами духовного наставничества и руководства, любви, миролюбия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям.

Монастыри

Кирилло-Белозерский монастырь

Становление монастыря как духовного центра

Основан в конце XIV века, когда преподобный Кирилл Белозерский, инок Московского Симонова монастыря и ученик преподобного Сергия Радонежского, вместе со своим сподвижником преподобным Ферапонтом Можайским, обосновались в этом месте. Ранее Сама Пречистая Дева указала Кириллу уйти на Белоозеро. Вначале Кирилл и Ферапонт водрузили деревянный крест и выкопали келью-пещеру на небольшом пригорке в лесу, на берегу Сиверского озера. В 1397 году был построен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что обычно считается датой основания обители. Ферапонт вскоре покинул зарождающийся монастырь, но к Кириллу вскоре стали прибывать ученики и ко времени его кончины в 1427 году их уже было 53. В первый же год по смерти преподобного из них скончались 30, а оставшимся преподобный часто являлся во сне с поддержкой и наставлением.

Уже при втором игумене Трифоне монастырь получил известность по всей Руси и продолжал быстро разростаться. Здесь закладывается традиция иконописания, которую начал инок обители преподобный Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 году прижизненный образ Кирилла Белозерского а также образ святого Димитрия Прилуцкого, хранившийся затем в Спасо-Прилуцком монастыре. Монастырю была оказана всяческая поддержка со стороны Московских князей. На эти средства игумен Трифон возвел новую деревянную Успенскую церковь, украсив ее «иконами и другими красотами». В 1447 году в Кирилло-Белозерский монастырь приехал со своими противниками Василий Темный. Ослепленный своими врагами, сосланный в Вологду, он был вынужден дать Дмитрию Шемяке крестное целование в том, что не станет искать вновь Московского стола. Игумен Трифон то крестное целование с Василия Темного снял, и была восстановлена справедливость. В 1497 году соборная церковь сгорела и на ее месте был сооружен каменный собор.

Монастырь был одним из оплотов нестяжательства – духовно-нравственного течения, опасавшегося чрезмерного обогащения монастырей. В Кирилло-Белозерском монастыре жили духовные вожди нестяжателей – преподобный Нил Сорский, инок Вассиан (Патрикеев), летописец и книжник Гурий Тушин, отсюда духовная проповедь нестяжателей звучала по всей Руси. Влияние нестяжателей обусловило то, что с 1482 по 1515 год монастырь не приобретал земельных владений. Здесь также создаётся богатейшая монастырская библиотека на Руси: в её основу легли 17 рукописных книг принадлежавших основателю монастыря, а главным составителем библиотеки стал старец Евфросин в XV веке. В монастыре трудился и известный духовный писатель и агиограф Пахомий Серб.

Расцвет "Северной Лавры" в XVI-XVII веках

С первой половины XVI века в Кириллов монастырь стали регулярно ездить на богомолье Московские великие князья и цари. На их средства обитель начала быстро застраиваться каменными зданиями. В 1528 году в Кирилло-Белозерский монастырь приезжал великий князь Василий III с молодой женой Еленой Глинской – вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника, которым стал будущий царь Иоанн Грозный. В память об этом в монастыре была построена церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, а впоследствии Иоанн Грозный пожертвовал обители огромную сумму в 28 тысяч рублей [1]. Трижды побывав в Кирилловом монастыре, Иван Васильевич высказал желание постричься в нем в монахи, и перед смертью принял постриг от монаха Кирилло-Белозерского монастыря на подворье в Москве.

В годы опричнины монастырь служил местом ссылки многих известных деятелей того времени, таких как воевода князь Воротынский – герой Казанского похода, митрополит Московский Иоасаф, касимовский царевич Симеон Бекбулатович, ученый монах Сильвестр, бояре Шереметьевы, князья Воротынские и представители многих других знатных боярских семей. Ссыльные бояре делали значительные вклады в монастырь, на эти средства была, в частности, возведена церковь во имя равноапостольного князя Владимира над могилой князя В. И. Воротынского.

В XVI века в монастыре было возведено много новых церквей и зданий, так что к концу века разросшийся монастырь разделили на две части – территория, вокруг той самой горки, где жил преподобный Кирилл, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем. В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был мощной по тем временам крепостью с каменной стеной протяженностью около километра, с восемью башнями и тремя подъездными воротами. В монастырской библиотеке к XVII веку уже насчитывалось 2092 рукописи, среди которых – древнейший список «Задонщины», летописные своды XV-XVI веков. В монастыре складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов; к нему приписывались захиревшие окрестный обители, как Нило-Сорская. В годы расцвета монастырь был богатым землевладельцем, имевшим также соляные и рыбные промыслы. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

Несмотря на многие слабые места, крепость позволила монахам в 1612-1614 годах трижды отбить попытки интервентов во главе с паном Песоцким и «воровских людей» захватить монастырь. И, хотя обширное монастырское хозяйство было разорено дотла, сама обитель уцелела. К 1630-годам монастырь восстановил разрушенное хозяйство, стали возводиться новые храмы. В 1640-е годы также были построены и каменные корпуса настоятельских и братских келий. В июне 1648 года в стенах Кирилло-Белозерского монастыря укрывался от московского восстания боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель и родственник царя Алексея Михайловича. Царь писал монахам: «Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели». За спасение Морозова настоятели монастыря получили сан архимандрита, а обитель – средства на возведение новых крепостных стен: царь пожертвовал 45 000 рублей, а еще 5 000 дал боярин Морозов. Сооружение стен началось в 1654 году.

В 1676-1681 годах в монастыре жил под строгим надзором патриарх Никон.

К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. При нем образовалась даже целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов.

Синодальный период

По инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архимандрита Иринарха в 1715 году царь Пётр издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1720 [2] год Валаамская обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

Продолжается практика заточения в монастырь высоких особ - так, в 1730-1740 годах здесь пребывал лишенный сана оболганный архиепископ Варлаам (Вонатович), около 1735 года - Феофилакт (Лопатинский).

Закат "Северной Лавры" начался со второй половины XVIII века, после мероприятий правительства Екатерины II по секуляризации монастырских владений в 1764 году. Монастырь в одночасье стал беден, и его многочисленные здания, для поддержания которых не хватало средств, начали приходить в упадок. 1350 наиболее ценных рукописей, хранившихся в библиотеке монастыря, в начале XX века были переданы в библиотеку Санкт-Петербургской духовной академии.

Закрытие в советское время

В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества, и в первую очередь, земельных угодий храмов и монастырей. Попытка священноархимандрита епископа Варсонофия уберечь монастырь от разграбления и резкие высказывания по поводу декрета об отделении Церкви от государства привели к его мученической смерти в том же году. После его расстрела монастырь продолжал жизнь еще пять лет, его немногочисленные насельники жили под страхом репрессий. Кирилло-Белозерский монастырь был закрыт в 1924 году, а его последний настоятель архимандрит Анастасий был также расстрелян коммунистами. В советское время монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

Возрождение монастыря

Юбилейный для монастыря 1997 год ознаменовался подписанием договора между музеем и Вологодским епархиальным управлением о передаче территории Малого Иоанновского монастыря для возобновления монашеской жизни, и 28 августа, после более чем 70-летнего перерыва, совершилась Божественная литургия в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского. 29 декабря 1998 года Малый Иоанновский монастырь был наконец передан Церкви. В 1998 году президентским указом ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей и музей-заповедник были включены в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Монастырь ныне сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела в 1918 году епископа Варсонофия Кирилловского и игумении Серафимы Ферапонтовской, где сейчас установлен памятный крест и заложена часовня.

Храмы Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь делится на три части – Успенский монастырь (древнейшая и основная часть монастыря), Ивановский монастырь (в котором жили больные и престарелые иноки) и Новый город (пристроенный в XVII в.)

Успенский монастырь:

1. Успенский собор, построенный в 1497 г. за 5 месяцев, стал первым каменным зданием обители. Собор не раз перестраивался, в 1641 г. был расписан мастерами, позднее работавшими в Успенском соборе Московского Кремля. Собор и придельные храмы являются усыпальницами князей Воротынских, Телятевских, Шереметевых.

2. Церковь благоверного князя Владимира (1554). Придельная к собору. Поставлена над могилой В. И. Воротынского на пожертвования его родственников. Иоанн Грозный возмущался этим строительством: «А вы се над Воротыньским церковь есте поставили! Оно над Воротыньским церковь, а над чюдотворцом нет». В числе похороненных здесь – Михаил Воротынский, бывший воеводой при взятии Казани, позднее разбивший Девлет-Гирея под Москвой, а вскоре за тем заживо сожжённый Грозным.

3. Церковь св. Епифания Кипрского (1645). Придельная к собору. Возведена над могилой князя Ф. Телятевского, который постригся в монастыре с именем Епифания.

4. Церковь Кирилла Белоезерского (1794). Придельная к собору. Построена над могилой прп. Кирилла.

5. Святые Ворота (1523) с церковью Иоанна Лествичника (1572). Церковь построена на вклад сыновей Иоанна IV Иоанна и Феодора. (Поэтому престолы церкви и были посвящены Иоанну Лествичнику и Феодору Стратилату.) На воротах сохранилась роспись 1585 г.

6. Церковь Введения Марии во храм с трапезной (1519).

7. Церковь Архангела Гавриила (1534). Возведена на вклад Василия III.

8. Церковь Преображения Господня (1595). Построена над Водяными воротами.

9. Церковь Евфимия (1653). В этом храме бывал на службах патриарх Никон.

10. Колокольня (1761).

Адрес монастыря: 161100 Вологодская обл., г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь.

Сайт: kirillov-monastyr.ru

Тел.: +7(81757) 3-16-37

Горицкий Воскресенский женский монастырь

Андрей Иоаннович, князь Старицкий, в 1537 г., когда Иоанн IV ещё не стал фактическим правителем, пал жертвой боярской борьбы за власть, в которой сам не участвовал. Его жена Евфросиния Андреевна и сын Владимир, схваченные вместе с ним, были освобождены лишь 4 года спустя. Но угроза их свободе и жизни сохранялась. Это было одной из причин того, что вдова занялась делами благотворительности, в том числе – устроением женского монастыря в своей белозерской вотчине – на гористом левом берегу Шексны в 8 км от Кириллова, где уже существовали деревянные церкви – Воскресенская и Введенская. В 1544 г. княгиня Евфросиния отстроила в камне церковь Воскресения Христова, с приделом Кирилла Белоезерского. Тогда же к ней пристроили церковь во имя иконы Божией Матери Одигитрии, принесённой прп. Кириллом из Москвы в Белозерье. Так началась история Воскресенского Горицкого монастыря.

Иоанн Грозный настолько доверял сыну Евфросинии Владимиру Андреевичу, своему двоюродному брату, что в завещании объявил его в случае своей смерти опекуном сына, а в случае смерти сына – наследником царского стола. Но после навета одного дьяка мать и сын попали в опалу. В 1563 г. княгиня постриглась с именем Евдокии и поселилась в Горицком монастыре. Княгиня-инокиня продолжила украшение монастыря, а царь наделил обитель имениями. Монастырь был особножитным. Если знатные инокини питались от своих средств, то простые зарабатывали пропитание тем, что пряли нити, ткали, а также работали в поле.

1 октября 1569 г. Иоанн Грозный в Александровской слободе неожиданно казнил по вздорному обвинению князя Владимира Андреевича Старицкого с женой и детьми. А два дня спустя были утоплены в Шексне сёстры Горицкого монастыря – княгиня-инокиня Евдокия, инокиня Александра (в миру Иулиания Дмитриевна, урождённая княжна Полоцкая), инокиня Мария и первая игумения обители Анна (из рода Щенятевых). Тела утопленниц погребли в обители. Над их могилами построили деревянную часовню. В 1821 г. часовню сменил Троицкий собор, могила мучениц оказалась в его левой части. По мученицам служились панихиды, известны исцеления верующих.

Но приток в монастырь знатных пострижениц продолжился. История каждой из этих узниц заслуживает отдельной книги. Более 40 славных родов, включая Рюриковичей и Романовых, связаны с Горицкой обителью. Здесь временно или постоянно жили инокиня Дарья (в миру царица Анна Алексеевна, четвёртая жена Иоанна Грозного), инокиня Параскева (в миру Пелагия Михайловна, вторая супруга Иоанна, сына Грозного), инокиня Марфа (царица Мария Нагая, последняя жена царя Иоанна IV), инокиня Ольга (царевна Ксения, дочь Бориса Годунова). Старицами стали здесь княгини Мария Воротынская, Анна Трубецкая, Елена Черкасская, Ирина Мстиславская, Анна Голицына и другие.

Большие средства монастырю выделил царь Феодор Иоаннович. Вкладами знатных сестёр и узниц монастырь обогащался и обстраивался. Так, в 1611 г. были освящены колокольня и придельная к Воскресенскому храму церковь великомученицы Екатерины, построенные по завещанию и на вклад царицы-инокини Марфы, скончавшейся в 1608 г. Один из приделов церкви был посвящён её святому сыну Димитрию, царевичу Угличскому. В 1832 г. освящена церковь Покрова Богородицы, построенная на вклад княжны Хованской, ставшей схимницей Параскевой по своему желанию.

В 1612 г. польско-литовские захватчики устроили в Вознесенской церкви обители конюшню, а некоторых сестёр забили до смерти. После Смутного времени монастырь долго испытывал материальные затруднения, беззащитные сёстры страдали от бесчинств пьяных хулиганов. По просьбе сестёр царь Алексей Михайлович учредил опеку над ними Кирилло-Белозерского монастыря.

После преобразований Екатерины II монастырь оскудел и средствами, и старицами. В начале XIX в. игумения Маврикия, за 45 лет управления монастырём снискавшая уважение царей, преобразовала монастырь в общежительный. Маврикия говорила о первой совместной трапезе сестёр, состоявшейся 21 апреля 1812 г.: «Какая была у нас тогда радость – я и высказать не могу. Все мы от радости плакали. Сестры благодарили меня и уверяли, что никогда оне так сладко не кушали, хотя стол был самый простой».

В том и начале следующего века среди сестёр обители было несколько подвижниц и стариц. С возрастанием духовной жизни возрастал приток знатных пострижениц и пожертвований. Посвятив последние годы жизни исключительно посту и молитве, игумения Маврикия, в схиме Мария, скончалась 18 июля 1858 г. и была похоронена в южной части построенного ею Троицкого собора.

В 1914 г. в обители проживало более 550 сестёр.

В 1932 г. монастырь был закрыт, причём остававшихся в нём сестёр утопили в Шексне. В 1973 г. здания монастыря были переданы музею.

Современное состояние

Кириллов, Горицкий Воскресенский женский монастырь
Горицкий Воскресенский женский монастырь

Монастырь возобновлён в 2000 г. В нём менее 10 сестёр, которые управляются по хозяйству (скот, теплицы), восстанавливают храмы и порушенное коммунистами кладбище с могилами подвижниц. В стадии восстановления Воскресенская церковь (1544), Троицкий собор (1821), церковь Покрова Богородицы (1832), колокольня. Основным действующим храмом является церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм (1812), стоящая у входа в обитель со стороны р. Шексны, в прошлом приходская. В ней несколько мироточивых икон.

В 1 км от обители находится святой источник, вода из которого поступает в монастырь по деревянному водопроводу, устроенному в конце XIX в. Говорят, что вода по трубам течёт в гору.

Река Шексна, став частью Волго-Балтийского канала, сделалась значительно тише. На берегу реки у монастыря с 1905 г. находится пристань. Летом здесь останавливаются туристические теплоходы, курсирующие между двумя столицами, а также «Ракеты», соединяющие Череповец с Белозерском и Вытегрой. Сходящих на берег встречает часовня Иоанна Предтечи.

Богослужения. Утреннее в 8, вечернее в 16 ч.

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Горицы

Музеи

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Самое важное в музее – церковное имущество: иконы, рукописные и старопечатные книги, шитьё и другая утварь. Музей икон находится в Архимандричьих кельях. В музее выставлены 33 из 60 икон иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (остальные – в музеях Москвы и Санкт-Петербурга). Первым иконописцем обители, вероятно, был прп. Дионисий Глушицкий, написавший в 1424 г., ещё при жизни Кирилла, его образ (хранится в Третьяковской галерее).

В музее находятся фелонь, посох, шуба, вериги, которые считаются принадлежавшими прп. Кириллу. Также сюда перенесён из часовни деревянный крест Кирилла, объеденный верующими, которые таким образом надеялись исцелиться. Футляр для креста изготовили монахи в XVII в.

Любопытно собрание народного искусства Белозерья, включающее крестьянскую расписную мебель и «чернолощённую» керамику.

Открыта для посещения также часть крепостных стен.

Тел.: (81757) 3-17-35, 3-14-79

Адрес: Соборная пл., 1

Время работы: Открыт с 9 до 17 ч, кроме Пн.

Сайт: kirmuseum.ru

Проезд из Москвы

До Вологды ночным поездом (№148 или 220). С автовокзала Вологды до Кириллова – 5 автобусов в день (с 7 до 19 ч), время в пути – 2-3 ч.

На машине по М8 до Вологды, затем 120 км по Р5 до Кириллова. Всего 600 км, около 8 ч. Шоссе на Кириллов начинается у Вологодского кремля.

Прочая информация

Куда дальше из г. Кириллова

Автовокзал г. Кириллова

Находится на ул. Гагарина, у стен Кипилло-Белозерского монастыря. Адрес: Тел.: (81757) 3-13-33, 3-13-22.

Белозерск

Расстояние до Белозерска небольшое (33 км), но города разделяет р. Шексна при отсутствии моста. Два раза в день, кроме Вт. и Чт., у переправы через реку встречаются автобусы из Белозерска и Кириллова (рейсы «на переправу»).

Пассажиры переправляются через Шексну летом на пароме, зимой по льду.

Карта г. Кириллова