Келья святителя Николая Чудотворца (Буразери) (Афон)

Идёт загрузка карты…
Келья свт. Николая Чудотворца (Афон)

Келья святителя Николая Чудотворца (Буразери) по сути является не кельей, а маленьким монастырем; основана русскими монахами, относится к монастырю Хиландар. Другие названия — Келия «Белозёрка».

История

Стремительный расцвет русского монашества на Святой Горе Афон во второй половине XIX — начале XX веков привел не только к возрождению Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, но и образованию других русских святогорских обителей. Помимо Свято-Ильинского и Андреевского скитов, на Афоне возникают многочисленные русские келейные обители, некоторые из которых по своей численности превышали греческие монастыри.

Так, русская келья свт. Иоанна Златоуста насчитывала около 100 человек братии. Русская келья свт. Николая («Белозерка») — 85 человек, келья Иоанна Богослова — более 80 человек, Благовещенская келья – более 70 человек, келья Игнатия Богоносца — 50 человек, келья Святой Троицы — около 50 человек.

Всего на Святой Горе к началу ХХ века насчитывалось более 80 крупных, средних и малых русских келейных обителей, а также 187 калив. Общее число русских монахов на Афоне в этот период составляло около 5000 человек, что превышало общее число греческих, болгарских, сербских и румынских иноков Святой Горы.

Одной из самых известных на Афоне была русская келейная обитель, посвященная в честь святителя Николая Чудотворца.

Глубокое почитание святителя Николая Чудотворца всегда на Руси имело широкое распространение. Перенесли эту благочестивую традицию русские святогорские иноки и на Афон.

Проявлением такого благоговейного почитания памяти Святителя Николая стало основание на Святой Горе русской келейной обители, посвященной святому чудотворцу. Ныне ее все знают как келья «Буразери». Однако еще в 50-е годы ХХ столетия на Афоне все называли ее на русский манер — «Белозёрка». Собственно, нынешнее название «Буразери» — это и есть забытое и искаженное на греческий манер прежнее русское наименование «Белозёрка».

По преданию, устроителем кельи был святитель Савва Сербский. Долгое время в ней подвизались иноки сербской национальности. Однако к концу XVIII в. она пришла в упадок.

Известно, что в середине XIX в. в обители подвизались русский старец о. Паисий и ученик его о. Серафим.

Но настоящим возобновителем и устроителем кельи стал русский иеросхимонах Антоний, ученик известного афонского старца Хаджи-Георгия. По благословению и при материальной поддержке старцев Русского Свято-Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в 1882 году он выкупил и принялся ее восстанавливать и обустраивать заброшенную древнюю обитель. Вместе с о. Антонием в келлию переселилось 12 человек русской братии.

Вскоре после этого о. Антоний отошел ко Господу, после чего обитель возглавил его ученик иеросхимонах Неофит. После него во главе обители стал деятельный старец иеросхимонах Петр, рукоположенный в сан священника в 1893 г. по благословению старца Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова) Вселенским Патриархом Иоакимом III.

При о. Петре в кельи подвизалось уже 85 человек русской братии, из них 17 священнослужителей (13 иеромонахов и 4 иеродиакона). Были отстроены два храма: верхний в честь святителя Николая Чудотворца и нижний во имя Покрова Божией Матери, новые корпуса и кельи. Поскольку обитель всё увеличивалась, перед началом Первой мировой войны настоятель имел намерение заложить новый соборный храм.

В обители имелось несколько братских корпусов, один из которых — трехэтажный. В них располагались трапезная, архондарик, братские кельи, иконописные и другие мастерские. Также русские «белозерцы» построили подворье для паломников в Константинополе и гостиницу для паломников в Дафни. На средства «белозерцев» частично содержалась и русская школа в Константинополе.

На повестке дня стоял вопрос о преобразовании русского келейного братства «Белозёрки» в отдельный русский скит, однако этому начинанию воспротивились представители греческих монастырей в Протате.

Когда на Лондонской мирной конференции 1913 г. обсуждалась судьба Афона как автономного всеправославного центра, «Братство русских келлий Афона» выступило с инициативой, чтобы Святая Гора оставалась автономной монашеской республикой под покровительством православных государств, издревле имеющих свои обители на Афоне: России, Греции, Сербии, Болгарии и Румынии. Тогда же Братство пыталось поднять вопрос о предоставлении Пантелеимонову монастырю статуса Лавры, Андреевскому и Ильинскому скитам — статуса монастырей, а крупным русским келейным обителям — статуса скитов.

К сожалению, против этой инициативы категорически выступили 17 греческих монастырей Афона, обратившиеся с протестом к участникам Лондонской конференции.

В своем меморандуме греки писали: «Свобода есть создание эллинизма и, если в настоящее время варварские и дикие народы пользуются этим благом под греческим знаменем, то неужели мы, афонские монахи, будем порабощены властью народа менее либерального, менее прогрессивного и менее цивилизованного? Никогда!».

В результате, предложения Братства так и не были реализованы, а многочисленные русские обители, в т.ч. и «Белозёрка», так и не смогли получить статус скитов.

После трагических событий 1917 г., когда всякая связь с Афоном в пределах большевистской России была утрачена, многие русские обители на Афоне запустели и пришли в упадок. Не имея более поддержки из родного Отечества, такая печальная участь к середине ХХ века постигла и русскую келлию «Белозёрка».

В 1962 г. от 85 человек русского братства здесь оставалось всего 4: один иеромонах 84 лет, другой иеромонах уже не служил по болезни и старости, 1 старенький иеродиакон, полуслепой и тоже не служащий по болезни, и один старенький монах.

Уже через шесть лет умер последний насельник «Белозёрки» — иеродиакон Иоаникий, и келья со всеми постройками перестала быть русской.

Современное состояние

Сегодня это самая известная келья на Афоне.

Ныне большая часть братии этой кельи — греки. Как и при русском братстве, главным занятием насельников обители является иконописание. Однако о былом русском величии обители напоминают ныне лишь отдельные строения, да и в тех, после недавней греческой реставрации, все менее угадывается русский стиль.

Другим традиционным ремеслом является производство ладана, который при каждении дает фантастический аромат и в полной мере являет миру, за пределами Святой Горы Афон, труд и каждодневную молитву монахов этой кельи.

Паломнику

Телефон: +30 23770 23202

Проезд: Это одна из немногих келлий, которую сегодня легко найти: она находится всего в 25 минутах ходьбы от Кареи, административного центра святогорской монашеской республики.

Фото


Видео

Ссылки