— столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Административный центр Киевской области.Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси.
В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских».
История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.).
Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские.
Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой.
Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания.
Картина "Крещение киевлян" К.Лебедев
С 1299 года, в результате запустения Киева после его разгрома татаро-монголами (1240 г.), митрополиты Киевские и всея Руси избирали своей резиденцией Владимир-на-Клязьме (а с 1325 года Москву). С конца XIII—начала XIV века отдельные митрополии существовали с перерывами в Великом княжестве Литовском и в Галицко-Волынском княжестве (с 1303).
В 1352—1362 годах к области литовских митрополитов (в том числе в 1355—1362 году утверждённого в Константинополе) относился и Киев. В 1370-е годы вновь было три митрополита, но к концу века области были вновь объединены.
К началу XV века земли Руси в основном относились к трём государствам: северо-западные к Новгородской республике, юго-западные земли, включая Киев, оказались в составе Великого княжества Литовского, а северо-восточные — в составе Великого княжества Московского. Правители великих княжеств не только желали иметь «своего» митрополита, но и были заинтересованы в том, чтобы его влияние распространялось на все земли, где были православные епархии.
В 1441 году в Великом княжестве Московском был схвачен в Москве и затем бежал признавший Флорентийскую унию митрополит Киевский и всея Руси Исидор. В 1448 году собором русских епископов был избран в Москве новый митрополит Киевский и всея Руси Иона (возможно наречённый ещё в 1436 году патриархом при посвящении Исидора). Поставление Ионы считается началом фактической самостоятельности (автокефалии) северо-восточных русских епархий, хотя и не вызвало возражений со стороны Константинополя и было признано великим князем Литовским Казимиром IV (1451), санкционировавшим подчинение литовско-русских епархий митрополиту Ионе[2]. Исидор только в 1458 году отказался от титула митрополита Киевского и всея Руси в пользу своего ученика Григория (Болгарина), которого бывший константинопольский патриарх Григорий III Мамма назначил на западные русские земли с кафедрой в Киеве. Он и его преемники стали носить титул митрополитов Киевских, Галицких и всея Руси. По смерти Ионы (1461) избранный в Москве митрополит Феодосий и его преемники стали носить титул митрополитов Московских и всея Руси, сохранив лишь формальное подчинение Константинополю.
В 1470 году сан Григория был подтвержден новым Константинопольским патриархом Дионисием I (греч.)русск., и в том же году новгородцы сочли нужным отправить кандидата на место умершего архиепископа Ионы на поставление в сан не к московскому митрополиту, а к киевскому, что стало главной причиной первого похода Ивана III на Новгород (1471). Софийский собор в Киеве Кафедральный собор Киевской митрополии
В 1569 году Великое княжество Литовское, в результате Люблинской унии, вошло в состав Речи Посполитой, утратив при этом часть государственности. Южные земли княжества, включая Волынь и Киев, отошли к польской короне.
В 1596 году была заключена Брестская уния иерархов киевской митрополии с римской католической церковью.
В 1595 году большая часть епископата и клира Киевской (западнорусской) митрополии приняли Брестскую унию с римско-католической церковью, сохранив богослужение византийской литургической традиции на церковнославянском языке.
До восстановления православной Киевской митрополии в 1620 году, когда православные киевские митрополиты вновь стали носить титул митрополита Киевского и всея Руси.
Гравюра мастера Тимофея Петровича. Пещера Антония, Успенский собор, пещера Феодосия. 1623 г.
В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры).
В XVII веке с продолжением расширения Русского государства на запад и юг, в его состав на правах автономии вошли территории левoбережных епархий Киевской митрополии (Киевская и Черниговская епархии), что привело к естественному конфликту, осложнявшемуся борьбой грекокатоликов и православных в большинстве епархий: Луцкой, Львовской, Перемышльской и Могилёвско-Мстиславской. В 1668 году Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над Киевской митрополией. 27 января 1688 года титул Киевского митрополита был изменён на «Киевский, Галицкий и Малыя России», что отражало фактический переход Киевской митрополии Константинопольского патриархата в состав Московского Патриархата.
В синодальный период Киевские митрополиты превратились в епархиальных архиереев Российской Церкви с сохранением митрополичьего титула.
С 1918 года решением Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов Киевские архиереи становятся главами не только своей епархии, но и автономной Церковной области в пределах Украины. После её ликвидации по указу патриарха Тихона был установлен Украинский экзархат.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 года учредил самоуправляющуюся Украинскую Православную Церковь, в составе которой Киевская епархия является предстоятельской и управляется непосредственно митрополитом всея Украины.
13 августа 2014 года новым предстоятелем был избран митрополит Онуфрий (Березовский), бывший с 24 февраля 2014 года Местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры.
Святые Киева
10 февраля 2011 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви, состоявшемся в Синодальном зале Киевской Митрополии под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, было установлено празднование Собора Киевских святых, которое Священный Синод постановил совершать 15/28 июля, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Вот некоторые имена из списка Собора Киевских Святых:
св. равноап. князь Владимир (†1015)
св. равноап. княгиня Ольга (†969)
св. мч. варяг Феодор (†983)
св. мч. варяг Иоанн (†983)
св. сщмч. Макарий, митрополит Киевский (†1497)
св. сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский (†1918)
свт. Петр (Могила), митрополит Киевский (†1647)
свт. Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (†1857)
свт. Петр, митрополит Киевский и Московский (†1326)
свт. Иона, митрополит Киевский и Московский (†1464)
свт. Герман, епископ Новгородский (†1096)
свт. Стефан, епископ Владимир-Волынский (†1094)
свт. Симон, епископ Владимирский и Суздальский (†1226)
свт. Феодосий (Углицкий), архиепископ Черниговский (†1696)
свт. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (†1715)
свт. Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (†1754)
свт. Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (†1840)
свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, затворник Вышенский (†1894)
точный список иконы Божией Матери «Скоропослушница» в окладе (дар монастыря Дохиар, Св. Гора Афон), икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Киево-Зверинецкий храмовый образ, 1918 г.), мощи преподобних отцев Зверинецких (XI-XIII век) (Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь)
Икона Божией Матери «Всецарица», источник Божией Матери, источник прп. Антония Печерского, частички мощей всех прп. Печерских, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины, мч. Трифона (Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в урочище «Церковщина»)
чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Почаевская», мощи основательницы обители — преподобной Великой Княгини Анастасии (Киевской), часть Хитона Господня, икона прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, икона свт. Николая Чудотворца с частицей мощей (выносится для поклонения в дни его памяти), часть от камня Гроба Господня — в Распятии (Свято-Покровский Киевский женский монастырь)
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Казанская» (выносится на поклонение в дни ее празднования),частицы мощей прп. мч. Елисаветы и ин. Варвары (выносятся на поклонение в день их памяти), целебные источники свт. вмч. и Целителя Пантелеимона, Архистратига Михаила, и «Слезы Божией Матери» (Пантелеимоновский монастырь в Феофании)
Мощи прп. Елены Киево-Флоровской, источник в честь св. мчч. Флора и Лавра, часовня, в которой была захоронена прп. Елена Киево-Флоровская, чтимые списки икон Божьей Матери: Казанской; Скоропослушницы; Тихвинской; Почаевской (Вознесенский (Флоровский) монастырь)
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия.
На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются Ближние и Дальние пещеры, где покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Адрес: 01015 ул. Лаврская, 15
Телефон: (044) 255-11-05.
Проезд:
От ст. м «Арсенальная» — трол. 38, авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»;
От ст. м «Днепр» 800 м пешком в сторону моста Патона
Введенский монастырь в городе Киеве — мужской православный монастырь Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Введенская община возникла в 1877 году по ходатайству Матроны Александровны Егоровой. В 1901 году община была преобразована в общежительный женский монастырь и открыта церковно-приходская школа для девочек. 23 ноября / 6 декабря 1996 года. приходской храм преобразован во Введенский мужской монастырь.
Адрес: 01011 ул. Московская, 42.
Телефон: (044) 254-20-10.
Проезд:
От ст. метро «Арсенальная» автобусом или маршрутками до ост. «Кинотеатр «Зоряный», пешком 2–3 мин.
От ст. метро «Печерская» автобусом или маршрутками до ост. «Кинотеатр «Зоряный».
В XVIII в. «на голой земле» был заложен (т.е. «посеян») лесопарк, отчего вся местность получила название Голосеево. Свт. Петр Могила (†1647) построил здесь храм во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского и основал загородный скит Лавры. Пустынь стала летней резиденцией Киевских Митрополитов – священноархимандритов Лавры. В 1845 г. свт. Филарет (Амфитеатров), особо любивший эту пустынь, построил каменный храм с двумя приделами: Трех Святителей и Иоанна Сочавского. В 1910 – 1912 гг. был построен каменный храм (ему предшествовал деревянный) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Кроме храмов, в Голосеево находились: летний дом Митрополитов с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница, главный хоз. двор Лавры и др. постройки – числом до 10 корпусов.
Пустынь упразднили в 1926 г. Были разрушены все храмы и здания, кроме летнего дома Митрополитов. В 1993 г. обитель открыли как скит Лавры. В том же году были обретены мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского. Открыт храм прп. Иоанна Многострадального. В 1996 г. обитель стала самостоятельной. В 1999 г. в храме обновились 2 иконы: Богородица «Плачущая» и образ Господа с Богородицей, и Архангелом Михаилом, и вмч. Георгием Победоносцем.
Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.
Телефон: (044) 527-82-19.
Проезд:
От ст. метро «Лыбедская» на маршрутке № 212 до остановки «I-й корпус Национального Аграрного Университета»
Документированная история обители начинается с 1716 года, и ещё в XIX веке Китаев стал популярным местом паломничества. Наиболее известными из китаевских старцев были Досифей и Феофил. Стефан Демьянович Ковнир в 1763—1768 годы построил в монастыре один из последних памятников украинского барокко — церковь Троицы.
Пустынь была известна своими садами, которыми занимались опытные садоводы из монашествующей братии. В соседстве с Китаевской пустынью (между Голосеевом и Китаевом) в 1860-е годы был основан Болгарский хутор, где бывший униатский архиепископ Иосиф Сокольский, с разрешения митрополита заложил виноградник.
К концу XIX века окончательно сложился архитектурный ансамбль монастырского подворья шестиугольной формы. В него вошли кирпичная Троицкая церковь, 45-метровая колокольня, трапезная с церквями Двенадцати апостолов и Трёх русских святителей — Петра, Алексия и Ионы, дом настоятеля, братский корпус, двухэтажный дом для престарелых священнослужителей, келейные корпуса и кирпичная ограда с экономическими воротами. С 1898 г. на территории хоз. двора действовал лаврский свечной завод. К новому корпусу богадельни в 1904 г. пристроена церковь св. Серафима Саровского.
В 1920-е годы храмы продолжали действовать, но сама пустынь уже не принадлежала монахам: в кельях разместили детскую колонию, часть сооружений использовались сельскохозяйственными учреждениями. В 1930 г. пустынь была окончательно ликвидирована, территория и сооружения переданы Всесоюзному исследовательскому институту плодового и ягодного хозяйства (с 1954 г. — Украинский НИИ садоводства). Колокольня разобрана в 1932 г., другие сооружения сильно пострадали во время Второй мировой войны. После войны на территории пустыни располагались Республиканский учебно-производственный комбинат пчеловодства и Украинский научно-исследовательский институт защиты растений.
После реставрации в начале 1990-х годов Троицкая церковь была передана УПЦ (1992). После археологических исследований 1993—94 гг. были обустроены пещеры и в них освящён храм св. Досифея. С 1996 г. обитель имеет статус самостоятельного монастыря.
Адрес: 03083 ул. Китаевская, 15.
Телефон: (044) 527-97-79.
Проезд:
От ст. метро «Арсенальная», «Печерская», «Дружбы народов», от Киево-Печерской Лавры на маршрутке № 470.
От ст. метро «Лыбедская» автобусом № 52 до ост. «Школа». Автобусом № 20, 27 до ост. «Китаевская улица».
От ст. метро «Выдубичи» автобусом № 45 до ост. 1-й Корчеватский массив, также любые марш. такси до этой же остановки.
Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора.
К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР.
В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря.
В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь.
Адрес: 01014 ул. Тимирязевская, 1.
Телефон: (044) 284-95-93.
Проезд:
Автобус 62, тролл. 14 до конечной остановки «Ботанический сад».
Арха́нгело-Миха́йловский Зверине́цкий пещерный монастырь — пещерный монастырь в Киеве, в исторической местности Зверинец. Пещеры монастыря являются памятником археологии национального значения.
Адрес: 01014 ул. Мичурина 20-22
Телефон: (044) 285-24-40
Проезд:
От железнодорожного вокзала: троллейбус №14, маршрутное такси №534, до ост. «Ул. С. Струтинского»
От ст.м. «Контрактовая площадь», «Арсенальная», «Печерская»: автобус №62, до ост. «Ул. С. Струтинского»
На метро: до ст.м. «Дружбы народов» и пешком 15 минут (возле Печерского моста пересечь ул.Киквидзе, спуститься по ул.Бастионной, на перекрёстке повернуть налево на ул.Струтинского, пройдя 100 м повернуть направо, на ул.Мичурина)
Решение об открытии мужского Десятинного монастыря при Десятинном храме было принято 9 июля 2009 на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви.
Адрес: 01025, г. Киев, Владимирская 2.
Телефон: 361-78-56
Проезд:
от метро «Майдан Незалежності» и метро «Лук’янівська» — тролл. 16, 18 до ост. Ул. Владимирская.
от Киево-Печерской Лавры — 527 маршруткой до перекрестка улиц Большая Житомирская и Владимирская.
Первая служба состоялась 5 февраля 2000 г. Храм расположен в приспособленном помещении. В 2004 году рядом с храмом построена колокольня, выкопан колодец и освящен в честь прмц. Параскевы. Планируется строительство «типового» храма.
Приходской храм был преобразован в мужской монастырь 10 ноября 2005 г.
Престольные праздники:
Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля);
Прп. Пелагии Тиносской (5 августа)
Прпмц. Параскевы Очес Целительницы (8 августа);
Свт. Спиридона Тримифунтского (25 декабря);
Св. блгв. Князя Александра Невского (12 сентября);
Мчч. Младенцев Вифлиемских, от Ирода за Христа убиенных (11 января);
Мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы - уединенная обитель в урочище Церковщина (Хутор Вольный) на выезде из Киева по Новообуховской трассе. Возникновение в XI в. связывают с именем одного из основателей Киево-Печерской лавры прп. Феодосия Печерского, который во время Великого поста тайно уединялся здесь, в Гнилецких пещерах. Со временем в пещерах был основан Пречистенский Гнилецкий монастырь с подземной церковью, разоренный в XIII-XV вв. В топонимике сохранились названия: урочище Церковщина и село Ходосовка - искаженное Феодосиевка. Вновь открыл пещеры Св. Иннокентий только в XIX в., а в 1902 г. при пещерах основан монастырь Рождества Богородицы, получивший название "Скита Пречистой". В советские времена здесь разместили колонию для малолетних, лагерь для военнопленных, затем больницу, санаторий МВД (действует до сих пор). Один из храмов был разрушен, в помещении другого устроили актовый зал. Богослужения в Церковщине возобновлены в 1999 г. под опекой Голосеевской пустыни, восстанавливается Николаевская церковь. Монахи проводят экскурсии в пещеры.
Адрес: 03026, г. Киев, Днепропетровское шоссе, Хутор «Вольный», монастырь.
Киевская Кирилловская церковь была основана в ХІІ ст. на далекой живописной околице Киева — Дорогожичах. Урочище (в летописи “Дорожиче” или “Дорогожиче”) получило такое название не только потому, что там сходились множественные дороги в Киев, а и еще потому, что оно находилось на болоте (жичи). Во времена междусобиц на этом плацдарме решалась судьба многих князей, которые претендовали на киевський престол, с одной стороны, и судьба самого Киева, — с другой. Такое стратегическое значение данной местности и стало одной из причин основания здесь монументальной церкви-крепости.
Первые послемонгольские известия о Кирилловском монастыре датируются 1539 г.
В конце ХVІІІ ст. по указу императрицы Екатерины ІІ о секуляризации (конфискации церковных земель в пользу государства) Киево-Кирилловский мужской монастырь, как и большое количество других монастырей, был ликвидирован. Свое существование, как упорядоченной обители, монастырь прекратил в 1786 году, а все строения, которые находились на территории монастыря с храмом Св. Троицы, во имя которой в ХVІІ ст. переосвятили Кирилловскую церковь, перешли во владения Киевского “Приказа Общественного Призрения” для устроения в них благотворительных и богоугодных учреждений. Впоследствии, на территории монастыря было организовано городскую больницу, а Кирилловский храм превратили на больничную церковь.
В мае 1929 года, учитывая исключительную историческую и художественную ценность Кирилловской церкви, памятку объявили Государственным историко-культурным заповедником. С 1965 г. памятка приобретает статус филиала Софиевского заповедника. С 1995 г. в храме возобновлены богослужения.
Покровский женский монастырь был основан Великой Княгиней Александрой Петровной Романовой (в иночестве — Анастасия), супругой Великого Князя Николая Николаевича, третьего сына Императора Николая I.
24 января 1889 года состоялось освящение места постройки будущей обители, возникновение которой было предсказано прп. Феофилом Киевским ещё в 30-х годах ХIХ века; и уже в июле Великая Княгиня перешла сюда на жительство с первыми сестрами из Липок. Она принимала деятельное участие в созидании и налаживании жизни в обители, вложив в это все свои средства.
Революционное лихолетье не минуло обитель. С 1923 года по 1941 год здесь проживали рабочие-металлисты; в обезглавленных храмах расположились детские ясли, типография, книгохранилище.
В октябре 1941 года вновь возродилась монашеская жизнь в обители. Здесь была организована амбулатория, которая в период оккупации Киева оказывала помощь оставшимся в городе жителям.
Монастырю была возвращена лишь третья часть его бывшей территории.
На протяжении десяти лет по чертежам, находившимся в городском архиве, Покровский храм был перестроен из деревянного на каменный, восстановлены его купола, расписаны внутренние стены и своды. В мае 1999 года состоялось освящение этой церкви.
Адрес: 04053, г. Киев, переулок Бехтеревский, 15.
Телефон: 486-71-68.
Проезд:
От ст. метро «Лукьяновская», «Майдан Незалежности» — трол. 16,18 до ост. «Улица Полтавская». От ст. метро «Вокзальная» — трам. 15,18 до ост. «Улица Полтавская».
Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины — княгиня Шаховская, княжна Екатерина Милославская, графиня Апраксина и Александра Мельгунова, позже основавшая Серафимо-Дивеевский монастырь.
Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем. Так, в официальной росписи Киева, составленной в 1682 г., говорится о существовании девичьего монастыря на Подоле с двумя деревянными церквями. Одна — во имя святого мученика Флора.
Вскоре после передачи монастыря в ведение Гулькевича, он пришел в жалкое состояние и наследники, отказался от своих прав на Флоровскую обитель при условии, что монастырь будет принадлежать Православной Церкви.
Со временем обитель стала значимым центром не только религиозной жизни Киева, но и центром просвещения и культуры. Так, в 1870 г. на территории монастыря была открыта школа для девочек из малоимущих семей, а до конца 19 века — организована богадельня.
Обитель до сих пор живет по уставу Василия Великого, что подтверждается в дарственной грамоте Иакова Гулькевича, и в ней чтутся старые традиции: чин пострига проходит ночью, сохраняется старинная монашеская форма.
Адрес: 04070, Украина, г. Киев, ул. Фроловская, 6/8.
Телефоны: 425-01-81; 425-54-62; 463-76-18
Проезд:
до станции метро «Контрактова площа» и далее пешком;
на автобусах № 51, 62 до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком;
на маршрутном такси № 238, № 417 и других до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком;
на трамвае № 14 до конечной остановки «Контрактова площа» и далее пешком.
В 1802—1803 годах был построен и освящён первый храм в честь Чуда Архангела Михаила. Феофанией эту местность благословил называть митрополит Киевский Гавриил.
Святитель Иннокентий (Борисов), настоятель Михайловского Златоверхого монастыря в 1836—1841 годах, много потрудился здесь и ввёл в Феофании библейские названия. Епископ Серафим (Аретинский), настоятель Михайловского монастыря в 1859—1865 годах, в 1861 году благословил открыть в Феофании скит.
6 июля 1905 по проекту Евгения Ермакова был заложен большой собор. 1 июля 1914 состоялось торжественное освящение нового киевского Пантелеимоновского храма.
До революции в Феофании было построено 4 храма: Чуда Архангела Михаила (деревянный), Всех Святых, Владимирской иконы Божией Матери и собор великомученика Пантелеимона.
Закрыли скит до войны. Все было либо разрушено, либо изуродовано до неузнаваемости. Свято-Пантелеимновский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. После войны Институт механики АН УССР проводил в соборе эксперименты со взрывами направленного действия.
7 мая 1990 года Свято-Пантелеймоновский собор был возвращён Церкви и в нём начались восстановительные работы. С 1993 года при соборе был открыт скит киевского Свято-Покровского женского монастыря.
В 1998 году Свято-Пантелеймоновский собор был освящён Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, а с 2002 года решением Священного Синода Свято-Пантелеймоновский скит становится самостоятельным общежительным монастырём.
В 2005 года был построен монашеский корпус с домовым храмом в честь чуда Архистратига Михаила с колокольней.
Адрес: 03143, г. Киев, ул. Академика Лебедева, 19
Телефоны: (044) 522-50-73 — общий
Проезд:
От ст. м. Лыбидская до ост.: «Музей народной архитектуры и быта» — троллейбус № 11, маршрутное такси № № 156,172 (3), идти пешком направо по улице до Святых Врат монастыря. А также другая ветка в сторону пос. Хотов, на маршрутном такси № 548
от ст. м. Лыбидская до ост.: «Почта» идти пешком налево по проезжей дороге через лес до Святых Врат монастыря.
19 декабря 2005 года положено начало еще одному киевскому монастырю – Свято-Николо-Тихвинской женской обители. Недалеко от Голосеевской пустыни, на месте явления Тихвинской иконы Богоматери в городе Киеве, Архимандритом Исаакием с братией монастыря отслужена первая Божественная литургия в храме-палатке. С этого времени Богослужения совершаются здесь постоянно, с мая 2009 года – ежедневно. 24 января 2007 года Священный Синод УПЦ благословил открытие в Киеве Свято-Николо-Тихвинского женского монастыря, утвердив настоятельницей монахиню Татиану (Алатарцеву) с возведением в сан игумении. Духовником и строителем женской обители назначен Архимандрит Исаакий.
Адрес: 03028, г. Киев, Тихвинский пер., 1.
Проезд:
От ст. метро «Лыбедская», далее — маршрутка № 212 до ост. «Лысогорская» или ост. «Добрый путь».
Софийский собор - Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.
В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.
Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24 (ст. метро "Золотые ворота")
Телефон: +38 (044) 278-62-62, 278-61-52
Как добраться до Софийского собора в Киеве:
1) Доехать на метро до станции «Золотые ворота», спуститься до Софиевской площади по ул. Владимирской.
2) Доехать до станции метро «Майдан Незалежности», пройти вниз 2 квартала по ул. Софиевской до Софиевской площади.
Время работы собора: 10:00 - 17.30 (Ср. - до 16:30)
Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ― находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни лавры всегда хранились в Великой Церкви.
Адрес: 01015 ул. Лаврская, 15
Телефон: (044) 255-11-05.
Проезд:
От ст. м «Арсенальная» — трол. 38, авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»;
От ст. м «Днепр» 800 м пешком в сторону моста Патона
Кирилловская церковь (церковь Святых Кирилла и Афанасия Александрийских) — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.
Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов.
С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена. Сама же Кирилловская церковь в 1929 году объявлена историко-культурным музеем, позже вошедшим в состав заповедника «София Киевская».
В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.
Адрес: 04080, Украина, Киев, ул. Кирилловская (Фрунзе), 103
В ХІ – ХІІІ вв. между Троещиной и Вигуровщиной был загородный дворец князей Киевских. В XVI – XVII вв. эти села были подарены монастырям. Грамота Петра І от 16 октября 1720 г. подтверждает, что село Троещина принадлежит Свято-Троицкому больничному монастырю при Лавре. Опись 1781 г. говорит о существовании храма в Троещине.
Приходской деревянный храм вмч. Георгия Победоносца был разрушен в 1962 г. (на его месте построен клуб). И за 3 недели в том же году был устроен Свято-Троицкий храм (в молитвенном доме). 1991 – 1997 гг.: построен Свято-Троицкий собор.
Престольные праздники: День Святой Троицы (основной престол), дни памяти прп. Серафима Саровского (2/15 января и 19 июля/1 августа; северный придел), вмч. Георгия Победоносца (23 апреля/6 мая; южный придел), вмч. Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября; нижний храм).
Адрес: 02230 Украина, г. Киев, ул. Кирова, 2В.
Телефон: (+38)-044-545-24-10.
Проезд: от ст. м. «Петровка» – авт. 21, 113, 118 до ост. «Блок услуг»;
от Ленинградской пл. – авт. 6 до ост. «Свято-Троицкий храм».
В первой половине 1990-х годов по проекту Валентина Исака и Игоря Авдеева на Оболони началось сооружение большого храма Покрова Богородицы, однако вскоре строительные работы были приостановлены, поскольку первоначальный проект не соответствовал традиционной форме православного храма.
Первая Литургия была отслужена на Покров (1/14 октября) 1993 г. В 1995 г. храм был освящен архиерейским чином.
В 1994—96 гг. силами прихожан под руководством настоятеля Покровского прихода протоиерея Николая Терещука, без участия профессионального архитектора, рядом с недостроенной церковью соорудили так называемый Малый Покровский храм. Он был освящен осенью 1996 г. Блаженнейшим Митрополитом Владимиром (Сабоданом). 17 икон для храма предоставила Киевская таможня.
В августе 1997 г. архиерейским чином освящено место под строительство Покровского собора и начаты строительные работы.
На набережной, возле Покровского храма, ежегодно в день Богоявления проводится освящение вод Днепра.
Престольный праздник: Покров Божией Матери (1/14 октября).
Храм открыт ежедневно, с 9.00 до 19.00.
Адрес: 04216 Украина, Киев, ул. Приречная, 5‑А.
Телефон: 411‑00‑25, 411‑20‑00.
Проезд: от М «Минская», М «Героев Днепра» — м. такси 559 до церкви; от М «Минская» — трол. 24, 24к до ост. «Ул. Приречная»; от М «Петровка» — трол. 34 до ост. «Торговый центр»; с Рыбальского острова — авт. 88 до ост. «Ул. Приречная».
Храм святого великомученика Георгия Победоносца имеет статус Собора железнодорожников Украины. Расположен на Привокзальной площади Киевского железнодорожного вокзала (Южный терминал). Храм был построен при сооружении Южного вокзала в рекордно короткие сроки (за 72 дня), за что был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Еще 40 дней понадобилось, чтобы совершить внутреннюю отделку храма. Храм высотой 42 м выполнен в византийском стиле. Автором проекта стал выдающийся украинский арх. Р. Сывенький. Дополнением к храму явилась колокольня в стиле модерн, в виде двух пересекающихся арок. Настенные росписи, выполненные мастерами Художественной академии Украины под руководством известного украинского академика М. Титова, удачно сочетают в себе живописные библейские сюжеты и красочные узорчатые орнаменты. Интерьер украшает деревянный иконостас с резным куполом над алтарем и позолоченными фигурами ангелов. Здесь хранится частица мощей Св. Георгия Победоносца.
Храм открыт ежедневно, с 8.00 до 20.00.
Престольный праздник - вмч. Георгия (пам. 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря).
+38(044)379-34-05, +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус №58
+38(044)379-34-80, +38(093)381-01-87 - Дом "Лаврский паломник" корпус №54
+38(093)345-01-21 - Дом "Лаврский паломник" корпус №56
Бронирование мест для паломнических групп производится не ранее, чем за месяц.
На территории монастыря есть паломническая трапезная (бесплатная) и паломническое кафе (платное).
При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).
Приют на три ночи дают всем паломникам, как женщинам, так и мужчинам. Т.к. монастырь женский, мужчину могут не заселить, если он один, без супруги или не с паломнической группой.
Если очень много паломников, а они обычно приезжают большими группами, то располагают на матрасах на полу. Мужчины и женщины размещаются в разных комнатах. Туалет общий, душа – нет, документы и деньги надо постоянно держать при себе.
Подъём в 4-30. В 5-00 служба, после службы можно покушать в трапезной, и, если не несете послушания, на территории монастыря находится не рекомендуется.
Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.
Недалеко от храма расположено четырёхэтажное здание гостиницы с необходимым для проживания комплексом гостиничных услуг.
При поселении необходимо иметь при себе паспорт(оригинал).
При монастыре есть монастырская трапезная где можно покушать с 8:00 до 20:00, также можно заказать: обед для группы паломников, поминальный обед, отметить: дни ангела-хранителя, венчание и крещение.
Контакты:
Гостиница: +38 (067) 910-61-48
Чайная монастырская: (096) 052-83-87
Церковная лавка: (098) 900-22-47
Адрес: Адрес: 03041 ул. Полковника Затевахина, 14.