Областной центр. Расстояние от Москвы до Костромы 370 км к северо-востоку. На реках Волга, Кострома. Население – около 300 тыс. человек.
Субъективно
Уютный, тёплый город. Если вечером с площади Сусанина, окружённой дореволюционными зданиями, проехаться в конном экипаже мимо такой достопримечательности Костромы, как Богоявленско-Анастасиин монастырь, о XXI веке почти ничто не напомнит.
Для знакомства с Костромой достаточно двух дней.
Особенности городского быта
Когда тепло, на наклонном бетонном обрамлении Волги множество костромичей, не имеющих пылесосов, моют ковры. Хозяйки из домов, не имеющих водопровода, стирают белье в специальных купальнях.
История города
По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. суздальский князь Юрий Долгорукий. До нас же дошло упоминание о Костроме, относящееся лишь к 1213 г., когда её сожгли в княжеских междоусобицах.
В 1238 г. город разорили монголы. В наибольшей силе Костромское княжество пребывало с 1272 по 1276 г., когда её князь Василий Ярославич, брат св. Александра Невского, владел великим княжением Владимирским, оставаясь в Костроме. При этом князе были построены храм Воскресения на Дебре и Успенский собор.
Убежище московских князей
Окончательно в состав Московского княжества Кострома вошла в 1364 г. В этот северный город московские князья убегали, когда грозила опасность с юга: в 1382 г. Димитрий Донской с семьей ушел сюда от Тохтамыша, а в 1408 г. его сын Василий прятался здесь от Едигея.
Город был важным портом, используемым восточными и русскими купцами. Поэтому его два или три раза разоряли ушкуйники – речные разбойники из Великого Новгорода, – не щадя ни русских, ни заграничных купцов. В 1386 г. Димитрий Донской ходил на Новгород с большой ратью, чтобы наказать вольный город за очередное разграбление Костромы; новгородцы сожгли посады с 24 монастырями, готовясь к осаде, но потом откупились деньгами и обещанием поймать виновных.
О развитии Костромы говорит то, что во время пожара 1413 г. сгорело 30 церквей. После пожара 1416 г. городскую крепость вновь отстроили из дуба ниже по течению Волги – там, где сейчас расположен парк культуры и отдыха.
Смутное время. Первый Романов
В 1608 г. поляки заняли Кострому. В результате народного восстания, которое поднялось в Галиче, осенью того же года галичане и костромичи освободили Кострому. Не прошло и месяца, как отряд Лисовского с помощью изменников-бояр подавил восстание в Костроме и пошёл дальше – на Галич.
В феврале 1609 г. народное ополчение снова подступило к Костроме. 4 марта выбитые из Костромы поляки засели за крепкими стенами Ипатьевского монастыря, который тогда был загородным. Несколько тысяч крестьян и ремесленников из Галича, Вологды, Кологрива, Парфеньева, Устюга, Костромы и Ярославля под руководством воеводы Давыда Жеребцова осадили монастырь. Двойное кольцо рвов прервало связь осаждённых с основными силами. Отряд Лисовского пришёл на помощь полякам, стал напротив «Ипатия» на правом берегу Волги, но не смог переправиться: тогда на Волге не было электростанций, и её течение было значительно быстрее. И Лисовский пошёл на Троице-Сергиев монастырь.
После 6,5 месяцев осады костромские «служилые человеки» Константин Мезенцев и Николай Косыгин сумели заложить бочку с порохом под стену и ценой собственных жизней взорвали стену монастыря. Полякам удалось прорвать кольцо осаждающих и бежать к Святому озеру, где в 1272 г. князь Василий Ярославич разбил монголов. Там их догнали и рассеяли, причём много поляков потонуло. В честь победы на озере поставили часовню Происхождения честных древ Животворящего Креста, существующую поныне (постройка ок. 1700 г.)
В 1613 г., когда ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков из столицы, представители русских городов собрались в Москве и выбрали нового царя – Михаила Феодоровича Романова, который находился в то время в своём имении Домнино под Костромой. О том, что Романовым подобает место на царском столе, думал ещё Борис Годунов, поэтому дядю будущего царя, Михаила Никитича, уморили в земляной яме, а отца и мать постригли в монастырях. С восходом новой династии должна была прекратиться смута на Русской земле, народ должен был сплотиться вокруг нового самодержца.
Великое посольство из Москвы, во главе которого находился архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит, отправилось в Кострому, куда, в Ипатьевский монастырь, на время Великого поста переселился Михаил Романов с матерью. 13 марта к воротам Ипатьевского монастыря под колокольный звон всех уцелевших церквей Костромы одновременно подошли Великое посольство из Москвы и костромичи с духовенством и Феодоровской иконой Божией Матери.
Перед литургией в Троицком соборе Михаилу объявили волю земского собора. Шестнадцатилетний Михаил не хотел быть царем, и мать, инокиня Марфа, не желала ему тяжкого царского креста. Плача, мать просила: «Мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху, а инии и чуждую землю познаша… Молю вас: не лишите мене единородного чада». Уговоры длились шесть часов. «Московские люди измалодушествовались, а государство от польских и литовских людей и от непостоянства русских разорено до конца. Царская казна расхищена. Дворцовые села и черные волости розданы в поместья. Служилые люди бедны, чем их жаловать? Как стоять против недругов?» – говорили Марфа и Михаил.
Послы убеждали, что прежние властители пострадали, так как получили власть незаконно. Михаила же выбрала вся Русская земля. Архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону, а келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий – образ московских святителей Петра, Алексея и Ионы – и обратились к инокине Марфе и её сыну уже не от человеческого имени: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога». Инокиня Марфа стала на колени пред иконой, долго молилась, потом подвела сына к иконе, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним».
В следующий день – 14 (27) марта – установлен второй праздник Феодоровской иконы.
Подвиг Ивана Сусанина
В то время, когда новый царь ещё находился в своём имении Домнино под Костромой, поляки узнали об избрании самодержца и послали отряд, чтобы захватить Михаила Романова. Отряд поляков (возможно – казаков), пробираясь лесной тропой, заблудился и пришёл в д. Деревнище. Там они встретили крестьянина из д. Домнино Ивана Осиповича Сусанина, который отказался сказать врагам, где находится Михаил Романов, и был замучен ими до смерти.
Некоторые исследователи полагают, что герой похоронен в Домнине близ Успенской церкви. Эта церковь является центром подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря.
Устроенный в 1851 г. в Костроме памятник, изображавший героя, склонившегося перед бюстом царя Михаила, не соответствовал коммунистической идеологии. Новый памятник Сусанину был в 1967 г. поставлен в сквере на Молочной горе.
Не понравилось коммунистам и название оперы М. И. Глинки – «Жизнь за царя». Без разрешения автора, скончавшегося в 1857 г., они переименовали её в «Ивана Сусанина».
Богоявленский мужской монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.
Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г.
Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.
Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.
Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.
С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.
В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)
В 1628-30 гг. в Костроме было 2 собора, 4 монастыря, 84 приходских храма, но почти всё это было построено из дерева. С ростом достатка, во второй половине XVII в., костромичи начали строить каменные храмы. Костромская епархия была учреждена лишь в 1744 г. Перед 1917 г. в городе было 36 храмов. Сейчас действует 33 храма (Кострома вместе с Волгореченском).
Двенадцатиглавая (над четвериком – 5 глав), богато украшенная резьбой по белому камню снаружи и росписями внутри – красивейшая приходская церковь Костромы. Она была построена в 1645-1652 гг. на средства купца Кирилла Исакова, торговавшего красками. Согласно легенде, однажды он обнаружил, что один из бочонков с красками, прибывшими из Англии, полон золота, и вернул эти деньги Богу. Храм построен на месте деревянного храма XIII в., когда, судя по названию, здесь рос дремучий лес.
В Екатерининском приделе находится икона Божией Матери «Знамение», написанная на кирпичах и почитаемая с давних времен.
В Трёхсвятительском приделе интересен иконостас XVII в. с царскими вратами, сплошь покрытыми кружевным узором.
Рядом с храмом в стиле XVII в. к 2001 г. восстановили, а точнее, построили заново высокую колокольню в стиле классицизма. Такое разночтение стилей объясняется тем, что колокольня принадлежала другой, Знаменской церкви, которая с 1937 г. пребывает в полуразрушенном состоянии.
Существующий как деревянный еще в XVII в., каменный пятиглавый храм построен был в 1751 г на деньги купца Ивана Аравина., расширен в 1791 г. на деньги купцов Дурыгиных. С 1929 по 1964 г. собор был кафедральным. В этом храме до 1964 г. находилась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери; была перенесена отсюда в церковь Воскресения на Дебре в связи с планами властей уничтожить храм.
Собор был последним местом служения священномученика Никодима (Кроткова). Ранее архиерей служил в Киеве, который в тот период (1917-1919) то и дело переходил из рук в руки, и в «белом» Крыму (1920-1922). Отказавшись выехать за границу, владыка добровольно обрёк себя на десятилетие арестов и ссылок. По освобождении в 1932 г. архиепископа Никодима назначили на кафедру Костромскую и Галичскую. Жил в убогом домике на окраине Костромы, служил в соборе Иоанна Златоуста, помогал людям. 3 декабря 1936 г. после всенощной в соборе был арестован; в 1938 г. погиб в ярославской тюрьме в Коровниках. Память священномученика празднуется в день смерти – 8 (21) августа.
По Сказанию, построена деревянной в XIII в первым костромским князем Василием Ярославичем. В 1754 г.перестроена в камне, а в 1806 г. расширена на средства купца В. Стригалева. Замечательна тем, что находится на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери.
Находится на правом берегу Волги. Раньше здесь была слобода Новоселки (ныне – с. Селище), в котором останавливалось на ночлег посольство Земского собора, прибывшее из Москвы для призвания Михаила Романова на царство.
Храм в честь мучеников Александра и Антонины Римских отстроен в камне в 1786 г. С 1917 г. настоятелем храма служил протоиерей Павел Острогский, который был верным помощником священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского. По благословению владыки Никодима отец Павел создал нелегальную кассу помощи ссыльным священникам и их семьям. Несколько раз отец Павел подвергался арестам. Последний раз он был арестован в 1934 г. почти одновременно со священномучеником Макарием, епископом Уманским, проживавшим тогда в Селище. Отец Павел держался на допросах мужественно, прямо сказал, что считает советскую власть «властью антихристовой – безбожной, посланной нам за грехи наши, как испытание». Он был расстрелян в 1937 г. в Алма-Ате.
В храме сохраняется образ святителя Николая Мирликийского, местно почитаемый как чудотворный.
Адрес: ул. Верхне-Селищенская, 35а. Тел.: (4942) 53-43-91.
Святыни
Феодоровская икона Божией Матери
В 1239 г., охотясь, князь Василий Квашня увидел на сосне икону Богоматери. Призванные князем священники отслужили молебен, взяли икону и поставили в храме великомученика Феодора Стратилата. Обнаружилось, что на обратной стороне иконы изображена мученица Параскева Пятница. Купцы из Городца Волжского, увидев икону, узнали в ней образ, который находился в их городе до того, как его разорили монголы.
В 1262 г. во многих русских городах прошли восстания против ханских сборщиков дани. Костромичи под предводительством князя Василия Ярославича одержали победу над монголами, разбив отряд, направлявшийся к городу для сбора дани. Во время боя чудотворную икону вынесли вперед, и, по свидетельству сказания, исшедшие от неё лучи ослепительного света обратили врага в бегство. С тех пор озеро, возле которого находилась икона, называется Святым. На озере была поставлена часовня в честь Феодоровской иконы, разрушенная в 1930 г. Из-за междоусобиц в самой Орде и благодаря заступничеству св. Александра Невского эти восстания остались безнаказанными для русских городов.
Множество людей исцелилось после молитв возле иконы. Собор Феодора Стратилата несколько раз горел. Но икону Богоматери, названную в честь храма Феодоровской, каждый раз обнаруживали на пепелище неповреждённой. Сказание рассказывает, что после второго пожара был построен собор во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери с приделом Феодора Стратилата; икона была помещена в этот храм. Ежегодно в день её обретения совершался крестный ход от собора до церкви Спаса Нерукотворного на Запрудне, построенном в месте обретения.
Успенский собор коммунисты разрушили в 1934 г. Теперь икона, одна из главных достопримечательностей Костромы, находится в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Не иссякает поток желающих с верой и надеждой припасть к ней. Возобновлена традиция крестных ходов с главной святыней костромской земли в день её обретения – 16 (29) августа. В 2000 г. перед крестным ходом самолёт с иконой облетел вокруг города.
Проезд из Москвы
По железной дороге.
С Ярославского вокзала – 2 ночных поезда. Время в пути около 7 часов.
На машине.
По M8 до Ярославля, далее по А113. 340 км, 4,5 часа пути.
Ж/д вокзал «Кострома новая». Адрес: пл. В. Широкова. Тел.: (0942) 54-22-64. (До автовокзала – 1-2 остановки на автобусе.)
Речной вокзал. Адрес: ул. Нижняя Дебря, 24. Тел.: (0942) 57-20-00.
Ярославль
Кроме поездов, следующих на Москву через Ярославль, есть 2 поезда Кострома-Ярославль (в пути – 2 часа 40 мин), а также 3 электропоезда в день. По А113 76 км, 1 час пути. Автобус до Ярославля идёт 2 ч, более 10 рейсов в день. «Метеор» от причала идёт 1,5 часа, 2 рейса в день.
Суздаль
По А113 через Иваново. 178 км, 2,5 часа пути.
Нижний Новгород
Летом можно доехать по Волге. Полпути ярославским «Метеором», полпути нижегородским, весь путь – около 8 часов.