Александров
Общее описание
Районный центр Владимирской области в 120 км к северо-востоку от Москва и на таком же расстоянии от Владимира. На р. Серая. Население – 68 тыс. человек.
Город является крупным поставщиком радиотехники. Радиозавод (ЗАО «Стандарт») известен по телевизорам марки «Рекорд», ЗАО «Элекс» также выпускает бытовые радиоприборы. Работают комбинат искусственных кож и другие предприятия.
Субъективно
Ходить где-либо, кроме окрестностей Свято-Успенского монастыря в городе Александров, оснований, вроде бы, нет. А в его окрестностях картина деревенская, включающая большой заросший пруд с утками.
История города
Версаль Иоанна Грозного
«Слобода» – это принадлежащее великому князю и освобождённое от податей село. Великая Александровская слобода была известна ещё в XII в. Теперь это с. Старая Слобода. А интересующая нас Новая Александровская слобода, появившаяся в 5 км от Великой, впервые упоминается в завещании Димитрия Донского в 1389 г.
У Василия III Иоанновича Новая Александровская слобода была любимым местом охоты и загородных пиров, для чего в 1508-1513 гг. русские и итальянские зодчие построили роскошный дворцовый ансамбль с Троицким собором. А его сын Иоанн IV Грозный здесь не только охотился, но и подолгу жил, ввиду чего слобода приобрела некоторые черты стольного города.
То, что Иоанн Грозный совершил в 1564 г., русские историки XVIII-XIX вв. изображают комедией, коварным спектаклем тирана. Но, не зная, что творилось в душе властителя, можно допустить, что Иоанн верил в то, что говорил и делал. В конце 1564 г., когда Русь находилась под угрозой от Польши и её союзника, крымского хана, царь собрал высших духовных лиц и бояр и объявил о своём намерении отказаться от власти, объяснив это тем, что заговорщики угрожают его жизни. Через несколько дней с драгоценностями Кремля, боярами, дворянами и войском выехал неизвестно куда. Москва была в удивлении. Царь между тем прибыл в Александрову слободу.
Отсюда царь направил в Москву грамоты, в которых обвинял знатных и духовных людей в различных злоупотреблениях. Безвластие оказалось для столицы страшнее тиранства. Народ был поставлен на грань бунта: «Пусть царь укажет нам своих изменников – мы сами истребим их». Наконец, отвечая на мольбы народа и духовенства, царь соизволил вернуться на престол, но не без условий. Через два месяца после отъезда неузнаваемый – мрачный, с погасшим взором – царь явился в Москву и объявил о введении опричнины. Начались казни «изменников». На Руси стало две правды, две свободы – одна для царских опричников, другая – для всех остальных.
Царь подолгу жил в Александровой слободе. Здесь принимал послов. Здесь выбирал невесту. Здесь пытал невинных и виноватых. Здесь собиралась опричная Дума, судил царский суд. Здесь, согласно легенде, Никитка Холоп пытался летать перед царём на деревянных крыльях. Отсюда Грозный ходил войной на мирный Новгород; сюда привозил «трофеи» – новгородский 500-пудовый вечевой колокол «Благовестник», ворота из храмов Новгорода и Твери.
«В этой берлоге царь устроил дикую пародию монастыря, подобрал три сотни самых отъявленных опричников-головорезов, которые составили братию, сам же царь принял звание игумена. Этих штатных разбойников царь обрядил в скуфейки и рясы, сочинил для них монастырский устав, сам с царевичами лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе и клал такие земные поклоны, что со лба его не сходили кровоподтеки. После обедни братия обжиралась и опивалась, а царь одиноко обедал сам и принимался за чтение поучений отцов церкви о посте и воздержании, дремал или шёл в застенок присутствовать при пытках подозреваемых» – так представлял жизнь слободы историк Н. М. Карамзин.
Загородный двор государя обстраивали и украшали лучшие мастера. Саксонец Ерлезунда восхищённо описывал Успенский собор: «Камни его расписаны разными красками так, что один чёрный, другой белый и посеребрённый, третий жёлтый и позолоченный; на каждом нарисован крест». Здесь были собраны лучшие певцы и музыканты. Здесь открылась одна из первых типографий; ученик Ивана Фёдорова Андроник Невежа выпустил в 1577 г. «Псалтырь Слободскую». Возможно, что именно здесь затерялись следы богатейшей библиотеки Иоанна Грозного.
Причиной того, что Иоанн в 1582 г. покинул слободу навсегда, стала смерть старшего сына царя, Иоанна. По одним сведениям, Иоанн умер от болезни, по более известной версии – погиб от удара отцовского посоха.
Слобода запустела, в Смутное время её разграбили враги.
Городом слобода стала лишь в 1778 г. В Александрове было 190 лавок, 8 кожевенных и солодовых заводов, 43 кузницы. Около 200 из 430 домов принадлежали купцам. В 1788 г. был утверждён план регулярной застройки города. Главной его улицей стала московская дорога.
В 1846 г. была построена крупнейшая Троице-Александровская бумаготкацкая мануфактура. Строительство железной дороги, связавшей Александров с Москвой, способствовало возникновению множества кожевенных, красильных, ткацких фабрик.
Монастыри
Свято-Успенский женский монастырь
B 1651 г. царь Алексей Михайлович по просьбе прп. Лукиана пожаловал то, что осталось от государева двора, для устройства женского монастыря. Первыми монахинями стали вдовы, постриженные Лукианом. Вымыли заброшенный Успенский собор, почистили иконы. Лукиан опекал монастырь в Александрове до своей смерти в 1654 г.
Следующий настоятель Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни Корнилий продолжил дело своего предшественника. Став духовником Успенского монастыря в Александрове, он деликатно, сохраняя мир, преобразовал его в общежительный. По указанию Алексея Михайловича обветшавшие царские хоромы разобрали, из материала построили кухню и трапезную. При Корнилии с помощью царских слуг была обновлена Успенская церковь, заново построена Сретенская, началось строительство каменной ограды и надвратной церкви Феодора Стратилата. Нередко работали в две смены – днём государевы мастера, а ночью – Корнилий с сёстрами. Царский «прораб» Иван Васильевич Герасимов поражался усердию монахинь, говоря настоятелю: «Отче святый, у меня днём сто человек столько не сделают, сколько ты нощию со старицами».
Но более всего старец заботился о благоговейной красоте богослужений. Вынужденный руководить сразу двумя монастырями, Корнилий подолгу жил в Успенской обители, имел в ней отдельную келью у ворот. Корнилий отошёл к Богу в 1681 г., исполнив пророчество прп. Лукиана о будущей силе обители. В монастыре жило уже около 200 сестёр. Память прп. Корнилия празднуется 11 (24) августа.
В 1689 г. Пётр Алексеевич укрывался в монастыре Александрова от стрелецкого бунта, охватившего Москву. В 1698 г., раскрыв новый стрелецкий заговор, целью которого было возвести на престол царевну Софью, Пётр I сослал в монастырь царевну Марфу, дочь царя Алексея Михайловича от брака с Марией Милославской. Постриженная с именем Маргариты, бывшая царевна прожила в обители восемь лет в болезни и молитвах. Она умерла в 1707 г. и была похоронена под Сретенской церковью. Рядом с ней по собственному желанию была похоронена её младшая сестра Феодосия Алексеевна.
В 1727 г. число насельниц обители приблизилось к 400. Царевна Елизавета Петровна любила посещать Успенский монастырь. В 1730 г. по совету Бирона царица Анна Иоанновна запретила Елизавете Петровне покидать монастырь; царевна ежедневно присутствовала на службах и часто пела на клиросе. В период царствия Елизаветы Петровны (1741-1761) монастырь не оставался без её заботы.
Перед революцией в монастыре было 218 сестёр. Действовали церковно-приходская школа, странноприимный дом.
С 1918 г. началось постепенное вытеснение монахинь из помещений. В 1923 г. монастырь был ликвидирован. В келье прп. Корнилия устроили общественный туалет. Останки сестёр Петра I были украдены из гробов, их судьба неизвестна.
Современное состояние
Монастырь Александрова возобновлён в 1991 г. В нём около 35 сестёр. Но в части зданий по прежнему располагается музей Александрова , где церковная утварь и иконы составляют основу экспозиций.
Обители вернули Троицкий собор (1513), надвратную церковь Феодора Стратилата (1682), церковь Сретения Господня (XVII в.), часть келейного корпуса и дом настоятельницы.
Троицкий собор в Александрове радует полнотой и целостностью своего внутреннего убранства; здесь нет значительных новшеств, которые могли бы исказить картину, сложившуюся в XVI в. Храм богато украшен каменной резьбой, росписями.
Внутри установлены двое врат XIV в., вывезенных Иоанном Грозным из Твери и Новгорода (тверские врата, украшенные гравировкой, – в западном портале, врата новгородского Софийского собора, украшенные золотой наводкой, – в южном портале). В соборе находятся мощи прп. Корнилия Александровского. Со времени положения их здесь записано много исцелений. Восстановлена келья преподобного, которую могут посетить паломники.
Возобновлена учреждённая прп. Лукианом традиция крестных ходов из Лукиановой пустыни в Успенский монастырь с иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Ход совершается в шестую неделю по Пасхе.
Монастырь Александрова трудников принимает, но необходимо заранее позвонить.
Адрес: 601600, Владимирская обл., г. Александров, ул. Советская, 15. Тел.: (49244) 2-34-80. Время работы: Богослужения. Утреннее в 8 ч, вечернее – в 16 ч (5 дней в неделю)
Богородице-Рождественская Лукианова мужская пустынь
Обитель находится в 15 км к северу от Александрова, в очень тихом месте.
Монастырь Александрова основал прп. Лукиан. До пострижения его звали Илларионом. Первыми учителями благочестия для Иллариона были его родители. Долгое время они были бесплодны; дали Богу обет пойти в монастырь, если Тот дарует им дитя. Когда Иллариону исполнилось 8 лет, обет был исполнен. Отец Иллариона сделал сына свидетелем собственного пострижения и начала своих монашеских подвигов.
Покинув отцовский монастырь, Илларион около 4 лет прожил в двух других монастырях под Угличем. После чего в поисках пустынного места нашёл заброшенный храм Рождества Богородицы и основал здесь обитель. В храме сохранилась чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, которая ранее послужила причиной построения храма на этом месте. Вскоре, около 1640 г., к Иллариону присоединился иеромонах Феодосий, который постриг его с именем Лукиана.
Лукиан не раз был гоним, но смиренно принимал всё, и после смерти преподобного гонители каялись у его могилы. Лукиан преставился в 1654 г. Память преподобного празднуется 9 (22) сентября.
С 1658 по 1681 г. настоятелем обители Александрова был прп. Корнилий. Родом он был из купцов. В 23 года постригся в одном из московских монастырей, прожил там 5 лет, затем – некоторое время во Флорищевой пустыни. В Богородице-Рождественскую пустынь он пришёл вскоре после смерти прп. Лукиана. Монахи и миряне, окормлявшиеся Лукианом, нашли в Корнилии нового духовного отца. При нём монастырь Алексанрова ещё более вырос, начал строиться каменный храм Богоявления Господня.
Перед революцией в обители было 37 братьев. Монастырь был закрыт в 1920 г. Несмотря на закрытие храмов, они не остались просто «архитектурой». Одна женщина в 1939 г. слышала ангельское пение в Рождественском храме, другая видела во сне монаха, который зажигал лампады в этом же храме.
Современное состояние
Монастырь Александрова возобновлён в 1991 г. – первым во Владимирско-Суздальской епархии. В монастыре более 10 братьев.
Главный действующий храм – Богоявленский. В нём находятся мощи прп. Лукиана Александровского. Только начинает восстанавливаться пятиглавый собор Рождества Пресвятой Богородицы (1712).
В Богородице-Рождественском монастыре Александрова трудников принимают.
Проезд. От автовокзала Александрова 4 автобуса в день до Лукьянцева. На машине - выезд из города – по улице Радио.
Адрес: 601611, Владимирская обл., Александровский район, п/о Бакшеево. Тел.: (49244) 2-66-89. Время работы: Богослужения. Утреннее (полунощница, утреня, часы, литургия) в будни в 5.30, в Вс и праздники – в 7.30. Вечернее – в 16 ч.
Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь
Монастырь находится в 15 км к югу от Александрова, у берегов р. Молокчи.
Основал его прп. Стефан Махрищский. Постриженный в Киево-Печерской лавре, он покинул Киев вместе со многими печерскими братьями после 1339 г., когда усилились гонения поляков на православных. Отказавшись от предложения московского князя Иоанна II поселиться в любом московском монастыре, Стефан в поисках пустынного места выбрал урочище Махрище. Срубил келью, начал обрабатывать землю, молился в уединении. Стефан долго не соглашался принимать на жительство иноков и желающих ими стать. Но со временем согласился. Не позднее 1358 г. по благословению святителя Алексия был освящён первый храм – в честь Святой Живоначальной Троицы. Устав обители Александрова был общежительным.
Стефан Махрищский и Сергий Радонежский не раз посещали друг друга в своих обителях. Когда прп. Сергий, убегая от зависти родного брата, покинул Троицкий монастырь и отправился на р. Киржач, по пути он пришёл в обитель Стефана. Стефан со всей братией вышел навстречу Сергию. Святые поклонились друг другу до земли, прося друг у друга молитв и благословения; никто не хотел признать своего первенства, и лишь как гостя удалось упросить прп. Сергия благословить обитателей Махрищ.
Около 1370 г. из-за споров о земле местные землевладельцы пригрозили Стефану смертью, если он не покинет пустынь. Преподобный с учеником ушёл на север и на р. Сухоне основал Троицкую Авнежскую пустынь. Позднее Стефан вернулся в свою Махрищскую обитель и преставился здесь в 1406 г. В 1550 г. его мощи были обретены нетленными, но чудеса по молитвам святому начались ещё раньше. Память преподобного празднуется 14 (27) июля.
В 1557 г. игуменом обители стал Варлаам; его прадед был монахом Махрищского монастыря, помнил прп. Стефана и Сергия и рассказывал о них правнуку. В первый год игуменства Варлаама на праздник Пятидесятницы в обитель собралось около 2000 богомольцев. Такого количества хлеба в обители не было, но Варлаам у гроба Стефана взмолился к нему – и хлеба хватило, да ещё обители осталось на 3 месяца. При Варлааме обитель достигла своего расцвета. Он же собрал все доступные сведения о жизни Стефана и о его чудесах после смерти, чем способствовал прославлению преподобного.
Варлаам возобновил устроенную Стефаном Троицкую Авнежскую пустынь. В 1570 г. игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского. В 1583 г. он вернулся на покой в Махрищский монастырь в Александрове, где вскоре скончался.
При Иоанне Грозном и отчасти на его пожертвования в монастыре в Александрове был построен каменный Троицкий собор с приделом в честь прп. Стефана. В Смутное время монастырь разорили. Попечением митрополита Московского Платона, который отдыхал здесь почти каждое лето, его отстроили вновь в 1791-1808 гг. Закрыв обитель, коммунисты уничтожили Троицкий собор и церковь прп. Стефана.
Современное состояние
В 1993 г. монастырь был возобновлён как женский. Это благоустроенная, процветающая обитель. В ней около 40 сестёр.
Заново построен храм преподобного Стефана, во многом напоминающий прежний. В нём почивают мощи прп. Стефана Махрищского и прп. Варлаама. В новом медном иконостасе – новописаные иконы. Действует также надвратный храм Петра и Павла (1806), сохранилась надвратная церковь Сергия Радонежского (1792).
Монастырь в Александрове трудниц принимает.
Адрес: 601700, Владимирская обл., Александровский р-н, с. Махра. Тел.: (49244) 5-53-54, 5-10-96. Проезд: От автовокзала Александрова 7 рейсов в день до Махры. Время работы: Богослужения. Утреннее богослужение по будням в 6.00, по воскресным дням – в 7.00 (литургия – в 8.30). Вечернее – в 17.00 или 18.00.
Храмы
Богоявленский собор Богородице-Рождественской Лукиановой мужской пустыни
В городе Александров Богоявленский собор находится в мужском монастыре Борородице-Рождественская Лукианова пустынь . Каменный собор начал строиться во время расширения монастыря в XVII веке, когда настоятелем монастыря был прп. Корнилий.
Сейчас в соборе находятся мощи прп. Лукиана Александровского.
Проезд. От автовокзала Александрова 4 автобуса в день до Лукьянцева. На машине - выезд из города – по улице Радио.
Адрес: 601611, Владимирская обл., Александровский район, п/о Бакшеево. Тел.: (49244) 2-66-89.
Троицкий собор Свято-Успенского женского монастыря
Троицкий собор Свято-Успенского женского монастыря Александрова радует полнотой и целостностью своего внутреннего убранства; здесь нет значительных новшеств, которые могли бы исказить картину, сложившуюся в XVI в. Храм богато украшен каменной резьбой, росписями.
Внутри установлены двое врат XIV в., вывезенных Иоанном Грозным из Твери и Новгорода (тверские врата, украшенные гравировкой, – в западном портале, врата новгородского Софийского собора, украшенные золотой наводкой, – в южном портале). В соборе находятся мощи прп. Корнилия Александровского. Со времени положения их здесь записано много исцелений. Восстановлена келья преподобного, которую могут посетить паломники.
Адрес: 601600, Владимирская обл., г. Александров, ул. Советская, 15. Тел.: (49244) 2-34-80. Время работы: Богослужения. Утреннее в 8 ч, вечернее – в 16 ч (5 дней в неделю).
Музеи
Историко-архитектурный музей «Александрова слобода»
В ведении музея Александровская слобода находятся Покровская церковь (XVI в.), церковь Успения Божией Матери (ок. 1575), Распятская церковь-колокольня (1570), исполнявшая также роль дозорной башни. Пристройка к Распятской церкви-колокольне до сих пор носит имя Марфиных палат, так как здесь жила инокиня Маргарита, бывшая царевна Марфа.
Музей в помещениях Успенского монастыря был основан в 1921 г. Сюда передали имущество из 12 окрестных монастырей. Позднее самые ценные «экспонаты» были вывезены в музеи Владимира и Москвы. Но по-прежнему церковная утварь и иконы составляют основу экспозиций. Среди них встречаются редкости, например иконные оклады из серебряной скани.
В храмах, а также жилых строениях размещены экспозиции музея. В Успенской церкви – предметы быта, одежда дворянской семьи; почти все эти предметы подарены музею представителями древнего рода Зубовых-Лавровских. Из «нецерковных» экспозиций интересна деревенская изба с подлинными предметами крестьянского быта; там «разыгрывают» обряд сватовства, обряжая участников-горожан в старинные крестьянские наряды.
Одна из экспозиций воспроизводит интерьер трапезной: примерно в таких условиях Иоанн IV обедал и принимал послов.
Адрес: Музейный пр., 10. Тел.: (49244) 2-03-97.
Время работы: Открыт с 9 до 17 ч, кроме Пн. и посл. Пт. месяца.
Гостиницы
Проезд из Москвы
С Ярославского вокзала курсирует более 10 электропоездов в день по маршруту Москва Александров (до Александрова или Балакирева). Время в пути 2 ч 20 мин. Ярославский экспресс – 1 раз в сутки (утром).
На машине по М8, в Двориках повернуть направо. Весь путь от Москвы до города Александров, старое название Александровская Слобода – 130 км, около 2 ч пути.
Прочая информация
Куда дальше из Александрова
Вокзалы Александрова
Автовокзал города Александрова: (49244) 2-40-55
Ж/д вокзал города Александрова: (49244) 9-43-10. К слову сказать, железнодорожный вокзал города Александров является одной из достопримечательностей города.
Дмитров
4 электропоезда в день, 2 ч в пути.
Киржач
10 электропоездов в день (на Орехово-Зуево). 40 мин в пути.
Сергиев Посад
Более 10 электропоездов в день, 45 мин в пути.
Ростов Великий
4 электропоезда в день, 2 ч в пути (экспресс – 1 ч 25 мин).
Юрьев-Польский
1 электропоезд в день, 2 ч в пути.
2 автобуса в день, 1 ч 50 мин. в пути.
Ярославль
4 электропоезда в день, 4 ч в пути (экспресс – 2 ч 15 мин).
Карта г. Александрова
{{#yandexmap:Александров|400|300|cdzMP}}