Свято-Данилов мужской монастырь (Москва)
Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России.
История
Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы
Основание
Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника.
Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению.
Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского. (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.)
Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский.
В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте.
При Иване Калите
В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.
На старом месте остался лишь храм, превращенный в обычную приходскую церковь. Здесь духовно окормлялись жители «сельца Даниловского», как оно именовалось в документах того времени. Однако благоверный князь Даниил не покинул своей обители, с конца XV века известны свидетельства о его явлениях и чудесах. Так, святой явился одному молодому боярину и наказал передать свои слова великому князю Ивану III Васильевичу (1440—1505): «Если ты меня забыл, то Бог меня не забывал никогда».
При Иване Грозном
При царе Иване Грозном монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.
Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.
18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством.
Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.
Монастырь при династии Романовых
К наступившим наконец мирным временам относятся первые сведения о числе насельников обители. Согласно писцовым книгам 1626—28 годов, в монастыре имелись келья игумена и четыре кельи иноков. В конце XVII века в нем подвизались «два попа», иеродиакон и «шесть старцев», то есть простых монахов.
Середина XVII века отмечена важнейшим событием в истории обители: 30 августа 1652 года были обретены мощи св. князя Даниила. По указанию светского и духовного владык — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона — мощи торжественно перенесли в храм Семи Соборов.
Во времена Российской Империи
При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.
Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое "социальное" - служение: в ней была устроена богадельня.
К этому же времени (1792—1800 го¬ды) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.
В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила.
В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859).
В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.
Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь.
В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский). А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский), будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.
Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского). При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом.
Монастырь в ХХ веке
Послереволюционные годы
В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек.
«Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона, который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили.
Во времена СССР
К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов). Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев).
Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий».
Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.
На рубеже 1920—30-х годов был уничтожен монастырский некрополь. В июле 1931 года власти распорядились перенести останки Н.В. Гоголя, Н.Г. Рубинштейна, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова. Остальные могилы запахали, а надгробия распродали в качестве стройматериала. Была организована продажа восемнадцати колоколов американскому бизнесмену Крейну. Лишь несколько лет назад Гарвардский университет вернул колокола их законному владельцу.
Осень 1937 года венчала историю "старого" Данилова. 9 сентября были расстреляны архимандрит Симеон (в схиме Даниил) (Холмогоров), игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренев), иеродиакон Анания (Алексеев); 23 октября — архиепископ Феодор (Поздеевский); 27 октября — архимандрит Поликарп (Соловьев).
Возвращение монастыря Русской Православной Церкви
Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. Верующие москвичи хорошо помнят то время, поскольку во всех храмах Москвы тогда было введено пение тропаря св. князю Даниилу.
Символично, что руководству колонии не удалось эвакуировать из обители установленный в ней памятник Ленину. Когда его стали поднимать с помощью крана, трос лопнул и памятник разлетелся на куски...
Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ставший спустя семь лет Первоиерархом Русской Православной Церкви, возглавил Комиссию по восстановлению Даниловой обители. Наместником-восстановителем Данилова назначили архимандрита Евлогия (Смирнова), ныне архиепископа Владимирского и Суздальского.
3 сентября 1983 года в обители впервые за полвека прошли богослужения. В празднество Тысячелетия Крещения Руси, 26 марта 1988 года, был освящен восстановленный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Современное состояние
Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов).
Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви.
Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство "Даниловский благовестник", экскурсионная служба, разные мастерские. Организован "Телефон доверия".
Храмы
Архитектурный ансамбль Даниловой обители почти беспрерывно менялся на протяжении семи веков: обветшавшие постройки сносились или реставрировались, появлялись пристройки и приделы, возводились новые здания, устраивались часовни. Здесь был сооружен первый памятник в честь 1000-летия Крещения Руси. Сегодняшний Данилов монастырь — это духовно-административный центр Русской Православной Церкви. В его архитектуре, как на каменных скрижалях, прочитывается вся история русского Православия.
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — самая древняя монастырская каменная постройка. Этот храм в его первоначальном виде возводился в 1555—1560 годах (освящен 18 мая 1561 года митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Иоанна Грозного). Рядом спустя столетие была построена Покровская церковь с приделом во имя пророка Даниила. В 1730 году, когда храм Святых Отцов обветшал, его разобрали, а стены нового, сохранившегося доныне, воздвигли на сводах Покровской церкви, которая стала цокольным, нижним этажом единого храмового комплекса. В 1806 году в верхнем храме были устроены два придела — во имя благоверного князя Даниила Московского (северный) и святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба (южный).
Иконостас храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов — также древнейший в монастыре. Нижний (или местный) его ряд составлен из икон разного времени и происхождения. Здесь находится одна из особо почитаемых монастырских икон — Владимирский образ Божией Матери с акафистом на полях (XVI в.). Монастырское предание гласит, что Владимирская икона Божией Матери является вкладом царя Ивана Грозного. Несомненно, что она была уже в иконостасе первого каменного храма. На одном из клейм акафиста изображена Святая София Премудрость Божия.
Вместе с древними образами в нижнем ряду иконостаса помещены иконы современного письма, в том числе храмовая икона «Семь Вселенских Соборов», расположенная справа от Царских врат. В центре иконы изображен стоящий Спаситель, окруженный клеймами с циклом Вселенских Соборов. На клеймах — византийские императоры, при которых созывался тот или иной Собор, а также участники Собора, разделенные на группы православных и еретиков (последние — без нимбов). Надпись на каждом клейме содержит сведения о Соборе.
Верхние ряды иконостаса храма Святых Отцов представляют собой единый ансамбль из 67 икон костромского письма, датируемых концом XVII века. Их передали в Данилов монастырь из Троице-Сергиевой Лавры.
Северный придел храма посвящен основателю обители — благоверному князю Даниилу. Он был устроен в 1806 году и вновь освящен 10 сентября 2000 года. На фресках придела — эпизоды из жития св. Даниила.
Храм преподобного Даниила Столпника
Преподобный Даниил Столпник являлся небесным покровителем святого князя Даниила. Деревянный храм во имя прп. Даниила Столпника просуществовал до XVIII века, а затем был перенесен в третий ярус храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (над его притвором).
Иконостас церкви — четырехъярусный. Царские врата были переданы из музея Московского Кремля и представляют собой великолепный образец древнерусского искусства XVII века. Праздничный чин составлен из икон XVIII—XIX веков. В деисисный чин входят пять икон северного письма начала XVII столетия. Весь пророческий ряд, четыре иконы деисиса и образы Господа Вседержителя и Божией Матери из местного ряда написаны священником Вячеславом Савиных в 1986—1988 годах.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Покровская церковь с северным приделом во имя святого пророка Даниила находится в цокольном этаже храма Святых Отцов, с которым она имеет общий вход. Эта церковь была сооружена в 70-е годы XVII века и первоначально стояла отдельно от главного храма.
Иконостасы Покровской церкви выполнены в 1984 году мастерами под началом самого, пожалуй, известного современного иконописца — игумена Зинона (Теодора). Отец Зинон строжайшим образом следовал традициям древнерусского искусства, используя в качестве образцов лучшие иконы московской, новгородской и других школ XV — начала XVI веков.
Иконостас придела во имя пророка Даниила замечателен подбором редких икон в нижнем ряду. Справа от Царских врат помещена икона Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа, слева — образ Божией Матери с Богомладенцем «Гора Нерукосечная». На южных вратах иконостаса изображен святой пророк Даниил во рву львином.
Троицкий собор
Троицкий собор Данилова монастыря строился в 1833—1838 годах по проекту знаменитого архитектора О. И. Бове. Главный престол храма освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет 13 сентября 1838 года. В том же году были освящены и два придела — в честь Зачатия праведной Анны (северный) и во имя преподобного Алексия, человека Божия (южный).
Архитектура храма выполнена в стиле классицизма. Иконостасы собора расписаны мастерами под руководством архимандрита Николая (Самсонова). Находящаяся в соборе икона Божией Матери «Троеручица» (конец XVII — начало XVIII вв.) относится к особо чтимым образам. С ней в XIX веке дважды в год совершался крестный ход из Даниловой обители в монастырскую часовню на Большой Тульской улице. При огромном стечении народа там, прямо на улице, перед убранной цветами «Троеручицей», совершалось всенощное бдение.
В ряду особо чтимых находится и образ преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (вторая половина XVIII века).
Оказавшись в Троицком соборе, большая часть верующих людей идет приложиться к образу великомученика и целителя Пантелеймона. Эта икона была создана в конце XIX — начале XX веков в иконописных мастерских русского Пантелеймонова монастыря на Святой Горе Афон.
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского
Церковь во имя преподобного Серафима Саровского была устроена в 1980-е годы — в часовне, существовавшей с конца XIX века в западном проеме Святых врат, в подклете больничного корпуса. В течение двенадцати лет в церкви хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, †1935).
Храм преподобного Симеона Столпника
Храм преподобного Симеона Столпника был сооружен в 1731 году над Святыми вратами монастыря. Над храмом возвышается 45-метровая колокольня.
Иконостас в надвратной церкви — трехъярусный; составлен из близких по стилю письма икон XVII—XX веков, пожертвованных Псково-Печерским монастырем. Его проект подготовил в 1986 году московский иконописец Сергей Николаевич Добрынин. Иконостас состоит из двенадцати икон, включая храмовый образ преподобного Симеона Столпника. Опорные брусья расписаны растительным орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.
Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи
Святые
Благоверный князь Даниил (Московский)
Благоверный князь Даниил — это московский святой по преимуществу. Московский князь, строитель Москвы, московский подвижник, основатель первого монастыря в столице и небесный ее покровитель — все это о князе Данииле.
Князь Даниил родился в 1261 году в городе Владимире-на-Клязьме. Он был последним, четвертым, сыном князя Александра Невского, и поэтому получил в наследство самое малое и захудалое княжество, каким была тогда земля Московская.
В двухлетнем возрасте Даниил осиротел, и ему пришлось уже без наставления святого своего отца управлять княжеством и стяжать духовное богатство.
Поразительно, что здесь, в основании московской истории, мы встречаем бедность, нестяжание и миролюбие. Каков контраст с последующим богатством, хозяйственностью и властностью! Это была другая Москва, которая послужила, однако, прочным фундаментом для будущей царственной столицы.
В числе деяний святого князя Даниила особняком стоит факт основания им Данилова монастыря в 1282 году. По традиции князь посвятил обитель своему небесному заступнику — преподобному Даниилу Столпнику. К княжению святого Даниила относится и постройка целого ряда храмов в Москве.
Но князь Даниил прославился не только мирными подвигами. Против свой воли он был втянут в княжеские междоусобицы. Однако и здесь он не был ни утонченным дипломатом, ни хитроумным интриганом, а показал себя миротворцем в евангельском духе, радея о мире между русскими князьями.
Когда же была крайняя нужда, святому князю Даниилу доводилось и возглавлять московские войска. Владея малым уделом и слабым войском, он, тем не менее, не потерпел ни одного поражения на поле боя. Но татарам во главе с Дюденем удалось в 1293 году опустошить Москву, в том числе и основанный князем Даниилом монастырь. Привел же врагов... старший брат святого Даниила — князь Андрей Александрович.
Восстановив разрушенную Москву и Данилов монастырь, князь Даниил простил брату вероломство. В 1301 году на собрании князей в Дмитрове Даниил окончательно разрешил все споры с братом Андреем.
Известен успешный поход святого Даниила против князя Константина Рязанского, который с помощью татарских войск собирался вторгнуться в пределы Московского княжества. Святой князь опередил противника и разгромил татар у Переяславля. Он пленил рязанского князя, но держал его в Москве, воздавая ему княжеские почести, что особо отмечается летописцами.
Князь-бессребреник, князь-хозяин, святой Даниил расширил свои владения не силой и хитростью, а мудростью и милостью. Так, скончавшийся в 1302 году князь Иоанн Переяславский завещал свое обширное княжество Даниилу именно ради его святого устроения. Этот надел положил начало возрастанию Москвы.
В 1303 году князь Даниил принял схиму в основанном им Даниловом монастыре. Здесь после болезни он нашел свое последнее земное пристанище — причем на кладбище монастыря, а не в стенах храма. Так диктовало ему смирение и упование на милость Бога по слову царя Давида: «Господь призрит на уничижение мое».
После кончины князя обитель на два века пришла в запустение, и постепенно истончилась память о могиле святого благоверного князя Даниила. Лишь чудесами и явлениями своими святой Даниил стал напоминать царственным потомкам о себе и о том, что прожил богоугодную жизнь.
Царь Иван IV Грозный восстановил Данилов монастырь, а при царе Алексее Михайловиче были обретены нетленные мощи святого князя Даниила.
Священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский)
Будущий архипастырь родился в 1876 году в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в многодетной семье протоиерея Василия Поздеевского. В 1896 году Александр (так звали его в миру) поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы он принял монашество с именем Феодор.
Научный и организаторский талант отца Феодора сразу заметили: вскоре он стал магистром богословия и инспектором академии, одновременно читая в ней курс пастырского богословия. Тогдашняя церковно-научная жизнь была весьма бурной. Слышались в ней и отголоски революционных настроений, не говоря уже о модных культурных влияниях — декадентстве, символизме и пр. Все это было чуждо и враждебно о. Феодору, монаху, исповеднику строгого Православия.
Чуть позже его назначили ректором Тамбовской, затем Московской семинарии, Московской духовной академии. Все предвещало, что о. Феодор вот-вот станет архиереем. И действительно, 14 сентября 1909 года он был рукоположен в сан епископа будущим священномучеником Владимиром (Богоявленским).
В это время владыка опубликовал пророческую статью «К вопросу о страданиях». В ней он утверждал, что христианство не оставляет человека наедине с его страданиями: «Божественное откровение, объясняя причину страданий жизни, не оставляет человека только в сознании неизбежности зла, а дает ему и надежду на спасение, указывает на отраду и радость бытия в Боге и с Ним. Это и есть по преимуществу тайна креста Христова».
И собственный путь архиепископа был путем страдания и сопротивления злу. К этому его готовила подвижническая жизнь, в которой он, помимо монашеской молитвы, исполнял множество административных обязанностей. Владыка Феодор ни с кем не сближался, подчеркнуто держал дистанцию с подчиненными и семинаристами. Воздвигнутый им невидимый барьер служил на пользу возложенному на него Церковью делу. Но после Февральской революции часть недовольных студентов и преподавателей добилась отстранения «слишком строгого» иерарха.
Для Академии это событие стало несомненным «проигрышем», зато явно выиграл московский Данилов монастырь, куда епископа Феодора назначили настоятелем. Произошло это 1 мая 1917 года. Здесь начинает собираться община «даниловцев», духовных лиц и мирян, единомышленных с владыкой. Летом того года собрался Поместный Собор Русской Православной Церкви, в котором в качестве делегата от монашествующих участвовал и епископ Феодор.
При большевиках Данилов монастырь под руководством епископа становится мощным центром притяжения для ревнителей Православия. В 1918 году в нем открылась Высшая богословская школа. Однако самому епископу Феодору уже не довелось руководить жизнью обители.
Он был арестован и с июля 1920 по март 1922 года содержался в Бутырской и Таганской тюрьмах. В 1923 году последовал второй арест и четырехмесячное тюремное заключение. По-своему отметила заслуги архиерея Церковь: Патриарх Тихон возвел его в августе 1923 года в сан архиепископа.
Но гонения на владыку не прекращались: в 1924 году он дважды оказывается в большевистских застенках, а в июне 1925 года приговаривается к ссылке в Казахстан. По окончании трехлетней ссылки архиепископ Феодор жил в Тургае, Орске и Владимире. Во Владимире он был опять арестован как контрреволюционер и отправлен в Свирлаг. Амнистировали владыку в 1932 году, но по сфабрикованному делу «Партии возрождения России» вновь подвергли аресту.
В 1935 году престарелый узник был осужден и отправлен в ссылку, сначала в Архангельск, затем в Сыктывкар. 4 марта 1937 года архиепископа Феодора арестовали в последний раз. Состоявшаяся 23 октября в Ивановской тюрьме НКВД казнь увенчала его путь страдания, явившись началом его славы.
В 1981 году архиепископ Феодор был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Русской Зарубежной Церковью.
Преподобноисповедник Георгий (Лавров)
В годы гонений на веру преподобноисповедник Георгий (Лавров), исполняя послушание духовника Даниловой обители, стяжал глубокое почитание среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения монахом.
Святой Георгий (в миру Герасим Дмитриевич Лавров) родился в 1868 году в деревне Касимовке Дамской волости Елецкого уезда Орловской губернии в благочестивой крестьянской семье. Еще в детстве его посетило видение: преподобный Сергий Радонежский наставлял идти отрока в знаменитую на всю Россию Оптину Пустынь, славную своими старцами. Герасим выполнил это указание. Сначала послушник, а с 1898 года монах, будущий святой стремился стать подвижником в самом высоком смысле этого слова. Вскоре его рукоположили в сан иеродиакона и перевели в Мещовский Георгиевский монастырь Калужской епархии. В эту обитель по традиции назначались настоятелями монахи из Оптиной. Настоятелем Мещовского монастыря отец Георгий был в тяжелейшую пору Первой мировой войны, с 1915 года и до революции 1917 года.
Уже через год после большевистского переворота монастырь был закрыт, а его настоятель попал в застенки ВЧК. В июне 1919 года отец Георгий был приговорен «революционным трибуналом» к расстрелу. Накануне казни он горячо молился в переполненной камере. Во время молитвы ему было видение, удостоверяющее его в том, что он останется жив, как и его шестеро сокамерников. Привести приговор в исполнение предполагалось в Калужской тюрьме. Однако на утро вагон со смертниками по ошибке прицепили к поезду, направлявшемуся в Москву. В начавшейся неразберихе прошло время, оказавшееся спасительным: большевики объявили амнистию.
Но амнистия не принесла свободы отцу Георгию: расстрел заменили ему пятилетним сроком заключения. Тюрьма стала местом близкого знакомства отца Георгия с крупнейшими церковными иерархами и будущими мучениками: митрополитом Кириллом (Смирновым) и настоятелем Данилова монастыря архиепископом Феодором (Поздеевским). Они взяли бывшего мещовского настоятеля под свое духовное покровительство. После освобождения в 1922 году отец Георгий был принят в число старцев Данилова монастыря.
Здесь он занял должность братского духовника. Кроме того, отец Георгий принимал исповедь и у многочисленных даниловских мирян. Исполняя такое послушание, он стяжал большое уважение среди духовенства и мирян. Его считали прозорливым и обладающим редким духовным даром утешения.
Особенно следует отметить внимание подвижника к молодежи, подвергавшейся в советской системе тотальной идеологической обработке. Сохранились его слова: «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить». Руководствуясь этим, отец Георгий подвиг многих молодых людей на исповедание веры, на хранение ее в годы господства атеизма. Нетрудно представить, какое громадное влияние имел на молодых людей этот монах, переживший расстрельный приговор.
Но исповеднический путь для отца Георгия только начинался. В мае 1928 года он был вновь арестован. А уже в июне было сфабриковано ложное обвинение, и неправедный суд отправил прозорливого старца в ссылку на три года в казахские степи. Чудесным образом отец Георгий не остался одиноким: и в этом захолустье с ним оставались его духовные чада. Здесь же был создан домовый храм, где служили во все праздники, а Великим Постом — ежедневно.
В ссылке старец тяжело заболел, и это стало основанием для ходатайства о переводе его в Россию. 15 мая 1932 года отец Георгий был освобожден, ему разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Исповедник счел это знаком свыше и говорил: «Спасение из Нижнего». Действительно, в этом переезде был перст Божий. Перед близящейся кончиной старца к нему смогли приехать и получить последний совет его многочисленные ученики, священнослужители и миряне.
4 июля 1932 года старец, причастившись, скончался на руках своей духовной дочери Татьяны Мельниковой. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил архимандрита Георгия (Лаврова) к Собору новомучеников и исповедников Российских. 11 октября того же года были обретены его мощи. В настоящее время они пребывают в Москве, в Покровском храме Данилова монастыря.
Святыни
- Мощи святого благоверного князя Даниила (Московского)
Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. После этого их перенесли в церковь Воскресения Словущего, поблизости от Данилова монастыря; но в 1932 году, когда и этот храм закрыли, мощи святого князя бесследно исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.
Помещенные в раку частицы мощей благоверного князя Даниила передал обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий И. Произошло это 17 марта 1995 года. В 20—30-х годах прошлого столетия мощи в ковчежце принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. Находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И.Е. Аничкову, хранившему святыню в течение многих лет. Незадолго до своей кончины профессор отдал мощи академику Д. С. Лихачеву, завещав вернуть в Данилову обитель, когда это представится возможным. Лихачев вверил ковчежец, похожий на пенал, с безыскусным изображением святого князя Даниила зарубежному православному клирику протоиерею Иоанну Мейендорфу. Из США, объехав, таким образом, полмира, ковчежец в 1995 году вернулся на родину. Сейчас рака с мощами святого благоверного князя Даниила находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.
Другая святыня — ковчег с частицами мощей святого князя Даниила — принадлежала последнему настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, †1937). Этот ковчег также вернулся в Россию из США: предстоятель Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополит Феодосий передал его Данилову монастырю 30 мая 1986 года. Ковчег пребывает в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.
- Мощи святого преподобноисповедника Георгия Даниловского (Лаврова)
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия Даниловского находится в Покровском храме. Воспитанник знаменитой Оптиной Пустыни, исповедник Георгий (+ 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Честные мощи преподобноисповедника Георгия были обретены вскоре после его прославления, осенью 2000 года.
- Мощи преподобного Саввы Сторожевского
Святые мощи преподобного Саввы Сторожевского хранились более пятидесяти лет в семье православного архитектора Михаила Михайловича Успенского (1893—1984). 25 марта 1985 года они были переданы в Данилов монастырь. Тринадцать лет мощи пребывали в алтаре храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. 22 августа 1998 года их торжественно перенесли в Саввино-Сторожевский монастырь в связи с празднованием его 600-летия. Святой — ученик и сподвижник преподобного Сергия Радонежского — был основателем Саввино-Сторожевского монастыря. Ныне в Даниловом монастыре хранится ковчег с частицей мощей преподобного Саввы Сторожевского, который выносится для поклонения в дни памяти святого — 19 января и 3 декабря.
- Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского *
Башмачок святителя находится в Покровском храме, в отдельном киоте. Бархатный башмачок с частицей мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, когда в Россию для поклонения была доставлена десница святителя Спиридона. Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу).
- Частица мощей святителя Николая Чудотворца
Частица мощей святителя Николая Мирликийского подарена монастырю в 1991 году. Ковчег с частицей мощей поставлен в северном приделе храма Святых Отцов, рядом с ракой с мощами святого князя Даниила.
- Владимирская икона Божией Матери с акафистом *
Эта икона самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
- Икона Божией Матери "Троеручица" *
Написана в Москве в XVII веке, издревле принадлежала Даниловому монастырю. В настоящее время образ находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе.
- Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина
Написанна маслом в середине XVIII века, пожертвована Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным. Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычного монастыря игуменией Митрофанией (Розен), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона пребывала в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне она находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.
- Иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила (Московского)
В Покровском храме есть две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), помещен на столпе между иконостасами; мощи были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей — аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма.
- Икона Святой Троицы
Икона Святой Троицы помещена на центральном юго-восточном столпе Троицкого собора. Принесенная в дар обители незадолго до освящения собора 27 апреля 1986 года, она стала храмовой иконой. Обстоятельства ее дарения поистине драматичны. У дарителя погиб в автокатастрофе младший брат. Смерть настигла его по дороге в храм, когда тот готовился принять Таинство Крещения. После этого безутешная семья решила преподнести монастырю большой старинный образ Святой Троицы, написанный во второй половине XVI века.
- Икона преподобного Серафима Саровского
Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей происходит из Серафимо-Знаменского женского скита под Москвой. Она написана ярославскими мастерами в 1912 году, ко дню освящения скита, по заказу его настоятельницы схиигумении Фамари (+ 1935). В 1924 году, когда скит был закрыт, схиигумении Фамари удалось спасти икону преподобного Серафима, и Господь, по предстательству Саровского чудотворца, сохранил и укрепил ее силы, что позволило старице вынести арест, заключение в Бутырскую тюрьму и пятилетнюю ссылку в Иркутскую область.
Умерла схиигумения Фамарь под Москвой, в окружении своих духовных сподвижниц. Самой близкой из них, инокине Фамари (Протасьевой, †1987), старица завещала принять свое монашеское имя и передала образ преподобного Серафима. Монахиня Фамарь (Протасьева) по благословению жила в миру и работала в Государственном Историческом музее. После ее кончины икону преподобного Серафима пожертвовала в Данилов монастырь в марте 1988 года ее родная сестра, монахиня Евпраксия (Киселева). 11 февраля того же года в обители была освящена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, куда и поместили образ из Серафимо-Знаменского скита, пред которым молились два поколения российских инокинь.
Икона близка портретным изображениям преподобного Серафима, появившимся задолго до его прославления в лике святых. Мы видим святого старца погруженным в глубокую молитву, с четками в руке, похожими на те четки Саровского чудотворца, которые вместе с частью его мантии хранятся в Даниловом монастыре.
Престольные праздники
Преподобного Даниила Столпника - 24 декабря
Памяти обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского,
Памяти пророка Даниила,
Памяти прп.Симеона Столпника,
Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа
Памяти св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,
Памяти прп. Георгия исповедника.
Местонахождение
Адрес: Россия, 115191, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22
Телефоны:
Для справок - +7(495)958-11-07; +7(495)952-34-08
Офис и экскурсионное бюро - +7(495)958-05-02
Проезд:
Метро "Тульская" (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря
Метро "Павелецкая", далее на любом трамвае до остановки "Свято-Данилов монастырь"
Паломнику
Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.
Фото
Видео
Ссылки