Идёт загрузка карты…

Дани́лов монасты́рь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России.

История

Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы

Основание

Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника.

Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению.

Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского. (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.)

Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский.

В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте.

При Иване Калите

В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

На старом месте остался лишь храм, превращенный в обычную приходскую церковь. Здесь духовно окормлялись жители «сельца Даниловского», как оно именовалось в документах того времени. Однако благоверный князь Даниил не покинул своей обители, с конца XV века известны свидетельства о его явлениях и чудесах. Так, святой явился одному молодому боярину и наказал передать свои слова великому князю Ивану III Васильевичу (1440—1505): «Если ты меня забыл, то Бог меня не забывал никогда».

При Иване Грозном

При царе Иване Грозном монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.

Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.

18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством.

Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.

Монастырь при династии Романовых

К наступившим наконец мирным временам относятся первые сведения о числе насельников обители. Согласно писцовым книгам 1626—28 годов, в монастыре имелись келья игумена и четыре кельи иноков. В конце XVII века в нем подвизались «два попа», иеродиакон и «шесть старцев», то есть простых монахов.

Середина XVII века отмечена важнейшим событием в истории обители: 30 августа 1652 года были обретены мощи св. князя Даниила. По указанию светского и духовного владык — царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона — мощи торжественно перенесли в храм Семи Соборов.

Во времена Российской Империи

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.

Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое "социальное" - служение: в ней была устроена богадельня.

К этому же времени (1792—1800 го¬ды) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.

В 1812 году наполеоновские солдаты разграбили и осквернили Данилов монастырь. В частности, они ободрали золото с раки, где пребывали мощи святого князя Даниила.

В XIX веке Данилов монастырь прославился своими подвижниками. Среди них выделялся иеросхимонах Фома (Шаховцов) (ум. 1859).

В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.

Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов, как впоследствии и в Первую мировую войну, в обители действовал госпиталь.

В августе 1892 года при монастыре была организована бесплатная церковно-приходская школа, где обучались дети местных жителей. Значение обители в предреволюционные годы значительно выросло. В самом начале XX века в составе ее братии числились девять иеромонахов, шесть иеродиаконов, восемь монахов и два послушника. Теперь монастырем управлял епископ — викарий Московской епархии. На этом посту Данилов видел крупных духовных лиц и замечательных церковных деятелей. В 1904—1906 годах здесь настоятельствовал известный церковный писатель и администратор епископ Никон (Рождественский). А в предвоенные годы монастырь возглавлял епископ Анастасий (Грибановский), будущий митрополит, глава Русской Зарубежной Церкви.

Наконец, в революционном 1917 году настоятелем Данилова монастыря назначили епископа Феодора (Поздеевского). При епископе Феодоре Данилов пережил свою самую трудную пору — пору гонений и духовной победы над атеистическим режимом.

Монастырь в ХХ веке

Послереволюционные годы

В 1919 году большевики закрыли обитель. Некоторое время в ней была зарегистрирована Даниловская приходская община, которой даже удалось подписать договор с Моссоветом об использовании для богослужений храма Святых Отцов Семи Соборов, Троицкого соборного храма, колокольни с храмом прп. Симеона и часовни. На этот момент собственно в монастыре подвизались шестнадцать монахов, но членов Даниловской общины насчитывалось гораздо больше тысячи человек.

«Даниловцы» сыграли значительную роль в истории Русской Церкви. Их община стала центром притяжения для всех «тихоновцев» — последователей Святейшего Патриарха Тихона, который подвергался в то время гонениям как со стороны большевиков, так и со стороны обновленцев, стремившихся «вписать» Православную Церковь к идеологические реалии «нового мира». Так, «даниловцы» отказывались молиться за советскую власть. И большевики этого им не простили.

Во времена СССР

К началу 1930-х годов «Покровская община» (так теперь официально име-новался Данилов монастырь) была самой многочисленной группой духовенства в столице. После архиепископа Феодора (Поздеевского), который почти все время пребывал в ссылках, обитель возглавляли архимандрит Герасим (Садковский) (ум. в 1920 г.), архимандриты Поликарп (Соловьев), Стефан (Сафонов). Последним настоятелем в 1929—1930 годах был архимандрит Тихон (Беляев).

Как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий».

Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

На рубеже 1920—30-х годов был уничтожен монастырский некрополь. В июле 1931 года власти распорядились перенести останки Н.В. Гоголя, Н.Г. Рубинштейна, А. С. Хомякова, Н. М. Языкова. Остальные могилы запахали, а надгробия распродали в качестве стройматериала. Была организована продажа восемнадцати колоколов американскому бизнесмену Крейну. Лишь несколько лет назад Гарвардский университет вернул колокола их законному владельцу.

Осень 1937 года венчала историю "старого" Данилова. 9 сентября были расстреляны архимандрит Симеон (в схиме Даниил) (Холмогоров), игумен Алексий (Селифонов), иеромонах Игнатий (Бекренев), иеродиакон Анания (Алексеев); 23 октября — архиепископ Феодор (Поздеевский); 27 октября — архимандрит Поликарп (Соловьев).

Возвращение монастыря Русской Православной Церкви

Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. Верующие москвичи хорошо помнят то время, поскольку во всех храмах Москвы тогда было введено пение тропаря св. князю Даниилу.

Символично, что руководству колонии не удалось эвакуировать из обители установленный в ней памятник Ленину. Когда его стали поднимать с помощью крана, трос лопнул и памятник разлетелся на куски...

Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, ставший спустя семь лет Первоиерархом Русской Православной Церкви, возглавил Комиссию по восстановлению Даниловой обители. Наместником-восстановителем Данилова назначили архимандрита Евлогия (Смирнова), ныне архиепископа Владимирского и Суздальского.

3 сентября 1983 года в обители впервые за полвека прошли богослужения. В празднество Тысячелетия Крещения Руси, 26 марта 1988 года, был освящен восстановленный храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Современное состояние

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. С 10 мая 1992 года и по сей день повседневной жизнью монастыря управляет архимандрит Алексий (Поликарпов).

Так Москва вновь обрела свой семипрестольный собор. Сегодня Данилов не просто один из московских монастырей. Как и задумывали его восстановители пять веков тому назад, обитель стала центром Православия. При ней возведена резиденция Патриарха и Священного Синода с домовой церковью Всех Святых. В бывшем братском корпусе монастыря расположен Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви.

Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство "Даниловский благовестник", экскурсионная служба, разные мастерские. Организован "Телефон доверия".

Святые

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святыни

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Престольные праздники

Преподобного Даниила Столпника - 24 декабря

Памяти обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского,

Памяти пророка Даниила,

Памяти прп.Симеона Столпника,

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Памяти св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна,

Памяти прп. Георгия исповедника.

Местонахождение

Адрес: Россия, 115191, г. Москва, ул. Даниловский вал, 22

Телефоны:

Для справок - +7(495)958-11-07; +7(495)952-34-08

Офис и экскурсионное бюро - +7(495)958-05-02

Проезд:

Метро "Тульская" (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря

Метро "Павелецкая", далее на любом трамвае до остановки "Свято-Данилов монастырь"

Паломнику

Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.

Расписание богослужений

Фото


Видео

Московский Данилов мужской монастырь
Миротворец. Святой Даниил Московский
Возвращение даниловских колоколов Как это было
Святыни Москвы. Выпуск от 22 сентября. Данилов монастырь

Ссылки

Данилов монастырь