Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь

Крым  

Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь расположен в Крыму, на окраине Бахчисарая, в ущелье, названном именем Пресвятой Богородицы. Уже не первый век постройки обители, поднимаясь ярусами со дна ущелья, врезаются в отвесные скалы, а в пещерных храмах возносится к небу горячая иноческая молитва. Рядом с монастырём находится кладбище воинов, павших в Крымскую войну в 1853-1856 годах.

История

Монастырь в начале XX века
Монастырь в начале XX века

Основание монастыря можно отнести ко времени между XI и XV веками. Не исключено, что монашеская жизнь зародилась в ущелье Марии еще раньше, около VIII столетия, когда в Крым, как и на другие окраины Византийской империи, бежали от преследования иконоборцев сторон¬ники почитания икон. Но говорить о возникновении именно Успенского монастыря в этот период вряд ли приходится. Скорее всего, первоначально на склоне ущелья был вырублен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уже позднее вокруг пещерной церкви сложился монастырь. Поводом к созданию храма послужило чудесное обретение иконы Божией Матери, впоследствии получившей название Бахчисарайской. «Монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» — именно так именуется Успенская обитель под Бахчисараем в грамоте царя Феодора Иоанновича от 27 мая 1596 года. Из текста грамоты следует, что ранее государь всея Руси послал братии 15 рублей милостыни.

Итак, к концу XVI столетия Бахчисарайский монастырь уже точно существовал и даже был удостоен царского вспомоществования. Постоянная милостыня православным обителям за пределами России являлась неотъемлемой частью политики русских правителей с рубежа XV—XVI веков. Цари в качестве христианских государей считали своей непосредственной обязанностью помогать единоверцам других стран. Такие взгляды возникли во многом потому, что с XVI века Русское государство являлось единственным независимым православным государством мира. На Крым, некогда христианский полуостров, где проповедь Евангелия началась еще в апостольские времена, постепенно распространилась власть ислама, ставшего здесь государственной религией. Христиане оказались в положении религиозного меньшинства, и именно Бахчисарайский Успенский монастырь выступил оплотом всего православного Крыма. Любопытно, что эта обитель, сделавшаяся центром христианства на полу-острове, находилась в непосредствен¬ной близости от столицы Крымского ханства Бахчисарая.

С XVII века Успенская обитель была избрана митрополитами Готфскими (Готфейскими, Готско-Кафскими) в качестве своей резиденции. Владыки этой митрополии (из древнейших в составе Константинопольского Патриархата) окормляли главным образом греков и потомков многочис¬ленных племен и народов (в частности, готов), некогда живших на Крымском полуострове и принявших Православие. Вот, собственно, практически все из того немногого, что можно засвидетельствовать о ранней истории обители. Более или менее подробные известия о монастыре имеются только с конца XVIII века.

В 1774 году подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора победоносно завершилась шестилетняя русско-турецкая война. Для восстановления имперского протектората и претворения в жизнь условий Кючук-Кайнарджийского д¬говора на Крымский полуостров был отправлен князь А. А. Прозоровский с вверенными ему войсками. В пись¬ме от 31 мая 1777 года он сообщал, что близ Бахчисарая с давних времен существует небольшая греческая церковь, высеченная в горе и что местный архиерей хочет построить здесь новый, более обширный, храм. Этим архиереем являлся знаменитый в истории северно-при-черноморского и приазовского христианства святитель Игнатий (Газадини), митрополит Готфский.

На ханский престол был посажен лояльный по отношению к власти Рос¬сийской империи хан, но, тем не менее, местные христиане не чувствовали себя спокойно, опасаясь преследований, — слишком открыто они поддерживали русских. Вместо обновления и расширения Успенский Бахчисарайский монастырь ждало совсем другое — запустение...


В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь сятителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).

Настоятелем монастыря с 13.06.1993 является архимандрит Силуан.

В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.

Описание

Успенский монастырь Бахчисарай

Успенский монастырь - один их старейших в Крыму.

Предполагается, что он был основан в конце VIII -начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.

Успенский Бахчисарайский монастырь понемногу отстраивался, и к началу XX в. представлял собой уже значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921 г. монастырь большевиками был закрыт, вновь постепенно пришел в полное запустение, стал разрушаться. В последние годы главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы была частично реставрирована, а в 1993 г. здесь открыт мужской монастырь. К настоящему времени сохранились немногие монастырские постройки.

Святыни

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

Богослужения

Распорядок дня в обители следующий:

  • Утреннее восстание от сна в будние дни в 4-30, в остальные в 5-00.
  • Утренние правило (утренние молитвы, полунощница, канон молебный ко Пресвятой Владычице нашей Богородице) в 5-00 и 6-00 соответственно.
  • Третий и шестой час в 6-30 и 7-30
  • С 7-30 и 8-00 начало божественной литургии.
  • Обед с 13-30 до 14-00, в воскресные и праздничные дни с 12-30 до 13-00.
  • Вечерняя служба в 15-00.
  • Ужин 19-30-20-00.
  • Вечернее правило (малое повечерие с акафистом Богородице пред иконой ее «Пантанасса», вечерние молитвы) в 19-30. По окончании – крестный ход по территории монастыря.
  • Отход ко сну в 22-00.

После 22-00 хождение по монастырю запрещено.

Воскресная, праздничная служба и утреннее правило в эти дни служится в Свято-Успенском храме. В остальные дни утреннее и вечернее правило, служба служатся в храме апостола и евангелиста Марка. После окончание воскресной литургии служится панихида и водосвятный молебен.

Местонахождение

Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Телефон: +380-6554-47474

Проезд: проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)

Где остановиться

Паломнику

Поселение на проживание в монастыре производится по благословению наместника, благочинного или его помощника.

Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники обязаны:

1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.

2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.

3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.

5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.

Останавливающиеся на проживание на срок более одних суток, со вторых суток, по окончанию литургии, выполняют посильные работы с благословения отца наместника.

Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.

Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.

В монастыре необходимо вести себя скромно, иметь пристойный вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.

По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).

Труднику

Для желающих приехать в Бахчисарайский Успенский монастырь потрудится:

при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).

Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.

До посещения монастыря ознакомление с [lavra.crimea.ua/ustav0.php Уставом] обители - обязательно.

Фото


Видео

Ссылки

Православные святыни Крыма
Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь