Идёт загрузка карты…
57.626559; 39.893813
Россия, Ярославль
Ярославль,Ярославская область
Россия



Общее описание

Объективно

Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.

Субъективно

Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.

Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».

Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.

История города

Недолгий расцвет

Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов.

В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя.

Переход под власть Москвы

Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.

В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве.

Смутное время

После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона.

В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.

Ярославль восстал. Для подавления восстания 12 декабря 1608 г. в город вошёл новый большой отряд поляков. Ночью, когда поляки напились и уснули, многих из них ярославцы поубивали. Однако уцелевшие сумели подавить стихийные выступления русских.

Терпение народа истощалось, восстания вспыхивали повсюду. 7 апреля 1609 г. польский гарнизон Ярославля был разбит вологодским ополчением под командованием воеводы Никиты Вышеславцева. Освободив город, восставшие принялись укреплять его стены. Подходили всё новые отряды русских – из Ярославской земли, из Великого Устюга и других мест.

Покорять Ярославль пришёл Ян Сапега с большим войском. 30 апреля началась осада города. Сначала враги сожгли слободу Спасского монастыря, затем овладели и Земляным городом. Но центральную часть – Рубленый город – тушинцы безуспешно штурмовали до 22 мая. После чего с большими потерями ушли.

В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.

Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.

Димитрий Пожарский разослал по всем русским городам грамоты с призывом прислать в Ярославль «изо всяких чинов по два» представителя. Из этих представителей был образован Совет всея земли. Ярославль стал фактической столицей России. Совет всея земли назначал в освобождённые города воевод, вёл межгосударственные переговоры. Ярославский денежный двор, используя в качестве сырья иностранные талеры, чеканил серебряную монету, которая была необходима для выдачи жалованья ополчению. Значительную долю средств для содержания ополчения дали ярославские купцы.

Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова

Расцвет торговли

После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т.

Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.

Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей.

Развитие в XVIII-XIX веках

В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий.

Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.

В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.

В XIX в. город не снизил темпов развития. В 1835 г. обороты ярославских купцов, торговавших хлебом, тканями и железом, составляли около 2 млн. рублей. А о ярославских заводчиках путеводитель 1859 г. утверждал, что они «не знают себе соперников, имея собственные заводы в Перми». Наиболее развитым производством оставалось текстильное.

В 1870 г. открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Перед началом Первой мировой войны объём промышленного производства в Ярославле каждые 10 лет удваивался. В 1910 г. 45 ведущих предприятий города выпускали продукции на 42 млн. руб. Как крупный промышленный центр, Ярославль пострадал от рабочих волнений 1905 г.

Центр нынешнего Ярославля преимущественно занят 2-3-этажными зданиями, построенными в XIX в. Одно из характерных зданий – Гостиный двор (1813-1818), в котором торговля идёт так же бойко, как и прежде.

Служение святителя Тихона

В 1907 г. с Алеуто-Аляскинской кафедры на Ярославо-Ростовскую был переведён святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. Кафедральный Успенский собор, где он часто служил, уничтожен большевиками. Но память о служениях святого архиерея хранят множество храмов по всей Ярославской области, так как святитель то верхом, то пешком, то на лодке отправлялся служить в отдалённые города и сёла. Паства, зная добродетели своего архиепископа не понаслышке, тепло проводила его в 1914 г., когда его перевели на Литовскую кафедру, и избрала почётным гражданином города.

Восстание 1918 года

В ночь с 5 на 6 июля 1918 г. боевой отряд Союза защиты Родины и свободы, возглавляемый Борисом Савинковым, сверг большевистскую диктатуру в Ярославле. В этом отряде было лишь сто человек, но эти люди были боевыми офицерами. Руководил ими полковник А. П. Перхуров. Большевистские начальники – Нахимсон, Закгейм и Зелинченко – были расстреляны. Восставшие объявили о своей принадлежности к Северной добровольческой армии, создали Ярославское городское самоуправление, восстановили городскую управу.

Город был окружён «красными». 8 июля 1918 г. красногвардейцы хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы на Туговой горе орудие для обстрела города. Священник этой церкви Николай Иванович Брянцев воспротивился этому, его расстреляли на месте. Тело бросили в яму, а сверху – дохлую собаку. В чине священномученика отец Николай был канонизирован в 2000 г.

О том, много ли горожан поддержало восстание, можно судить по тому, что большевики так обстреливали Ярославль, что уничтожили 20 заводов и оставили без крова 28 тыс. человек. 21 июля город был взят, 41 белогвардеец расстрелян.

Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.

Святые

Священноисповедник Агафангел (Преображенский)

Преподаватель Ранненбургского духовного училища Александр Преображеский постригся в монахи с именем Агафангела в 1885 г., спустя два года после того, как потерял в одночасье (после 11 месяцев семейной жизни) жену и сына. Архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангел стал в 1914 г.

В 1922 г. митрополит Агафангел отказался сотрудничать с обновленцами и готовился выехать в Москву, чтобы принять от патриарха Тихона пост местоблюстителя патриаршего престола. Но власть не позволила ему этого сделать: 68-летний архиерей был посажен под домашний арест. Находясь под арестом, святитель делал всё возможное, чтобы опровергнуть распускаемые большевиками слухи об отречении патриарха Тихона и передаче им своих полномочий обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). Сознавая, чем ему это грозит, митрополит Агафангел обратился к Церкви с посланием, в котором дал оценку полномочности ВЦУ и призывал отстаивать православие. В том же году святитель был переведён в тюрьму. Его скитания по тюрьмам и ссылкам продолжались до 1926 г.

29 декабря митрополит Агафангел вновь возглавил Ярославскую кафедру. Однако силы были уже на исходе. 30 января 1928 г. владыка слёг от сердечной болезни и не поднимался до смерти, которая наступила 16 октября. Находясь на одре болезни, святитель продолжал бороться за единство гонимой Церкви своими посланиями. Владыка знал о днях предстоящей кончины и вовремя причастился, отчего почувствовал себя намного лучше. Хоронили митрополита на седьмой день после смерти, но от гроба веяло благоуханием. Память священноисповедника Агафангела празднуется 3 (16) октября.

Мощи священноисповедника Агафангела находятся в Казанском монастыре Ярославля.

Ярославские князья и ордынские цари

После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.

В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)

Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный.

Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным.

В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.

Монастыри

Афанасьевский мужской монастырь

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

Подробнее...

Афанасьевский мужской монастырь

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17

Подробнее...

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Основан ростовским князем Константином Всеволодовичем, в XIV-XV вв. княжеская усыпальница. Самый крупный и известный из городских монастырей, в кон. XVII в. третий в стране по численности крепостных. Управлявшие монастырем архимандриты играли важную роль в церковной жизни страны. В 1788 закрыт, постройки заняты ярославским архиерейским домом. Сохранились Святые ворота (1516) с часозвонней над ними, стены и башни (XVII-XIX вв.), келейные корпуса (XVII-XIX вв.). В 1918 сильно поврежден в ходе боев, закрыт. Был занят под жилье, затем использовался военкоматом, сельскохозяйственной школой. С 1950-х реставрировался, в 1959 полностью передан ярославскому музею. В настоящее время в монастыре размещены основные помещения ярославского музея-заповедника.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская пл., 25

Подробнее...

Храмы

Основные храмы

В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.

Адрес: Советская пл., 7, Ярославль, Ярославская обл., Россия

Храм Архангела Михаила (Ярославль)

Храм Михаила Архангела

Построен на месте, где первую церковь ещё в 1216 г. поставил князь Ростовский Константин Всеволодович. Возобновила храм жена князя Феодора Анна, ордынская царевна. Современный облик был сформирован в XVII в. Адрес: Которосльная наб., 14.

Храм иконы Божией Матери "Феодоровская" (Ярославль)

Подробнее...

Церковь Богоявления (Ярославль)

Подробнее...

Успенский кафедральный собор (Ярославль)

Подробнее...

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Построена в ремесленной слободе Толчково в 1687 г. на средства владельцев кожевенных заводов Ереминых. Украшена изразцами, красивый резной иконостас. Храм изображён на современных 1000-рублёвых купюрах.

Адрес: Закоторосльная наб., 69.

Яковлевско-Благовещенский храм (Ярославль)

Подробнее...

Церковь Николы Надеина

Построена на деньги купца Светешникова и освящена около 1622 г. Сохранились росписи на стенах, иконостас 1751 г. в стиле барокко. Утверждают, что иконостас выполнен по эскизам Ф. Г. Волкова, прихожанина этого храма и основателя русского национального театра.

Адрес: Народный пер., д. 4 (во дворе).

Церкви Иоанна Златоуста и Владимирская «в Коровниках»

Церковь Иоанна Златоуста освящена около 1654 г., а церковь Владимирской иконы Божией Матери – около 1669 г. Два храма и колокольня на берегу Которосли образуют единый ансамбль, который сейчас передан старообрядцам. Храм Иоанна Златоуста украшен изразцами. Бывшая слобода Коровники знаменита также своей тюрьмой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Освящена около 1686 г. Украшена изразцами.

Адрес: ул. Чайковского, 1.

Церковь Спаса «на Городу»

Освящена около 1672 г.

Адрес: Которосльная наб., 10.

Церковь Николы «Мокрого»

Освящена около 1672 г. Говорят, что в храме сохранились резные «стулья» царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Адрес: ул. Чайковского, 1.

Церковь Илии Пророка (Ярославль)

Храм освящён около 1685 г. Внешне храм не выделяется на фоне других церквей Ярославля, но внутри впечатляют старинные росписи и пышный резной иконостас начала XVIII в. Храм не действует, в нём музей.

Недалеко от Советской площади располагаются гостиницы Ярославля , от которых примерно 15-20 минут ходьбы до храма Ильи пророка и до главных достопримечательностей города.

Адрес: Ильинская пл., ныне Советская пл., д. 7

Церковь Рождества Христова

Построена на деньги купцов Назарьевых и Гурьевых и освящена около 1647 г. Купцы запечатлели свои имена в изразцовой надписи на стене храма. Уникальна надвратная колокольня.

Адрес: ул. Кедрова, 1.

Музеи

Историко-архитектурный музей-заповедник

То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Монастырь был поставлен на Которосли, близ её впадения в Волгу. Первую каменную церковь Преображения Господня начали строить ещё в 1216 г.; монастырь тогда стал княжеским. Князь Константин Всеволодович собрал здесь богатую библиотеку русских и греческих рукописей, создал первое на северо-востоке Руси духовное училище. Сохранились свидетельства, что и князь Феодор Чёрный часто посещал монастырь и благотворил ему. Внук Феодора Василий Давидович определил, согласно с волею своего деда, жалованье каждому иноку в 2 рубля. Иоанн Грозный даровал освобождение от части податей и судебный иммунитет.

Не удивительно, что монастырь широко отстраивался в камне. В 1506-1516 гг. возвели заново рухнувший во время пожара собор Спаса Преображения с библиотекой в приделе. Тогда же построили Святые ворота (перестроены в 1620-х гг.). После пожара 1536 г., когда Ярославль выгорел полностью, монастырь обнесли каменными стенами.

В XVI-XVIII вв. обитель была не только духовным центром Ярославля, но и одной из мощнейших крепостей Поволжья. Сторонники второго Лжедимитрия взять его не смогли. Ополчение Минина и Пожарского, которое выгнало их из Москвы в 1612 г., собиралось с силами в Ярославле. В 1613 г. в Спасском монастыре жил только что избранный царь Михаил Романов. В конце XVIII в. в обители была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».

Сегодня бывший монастырь – главная достопримечательность Ярославля. Гость может осмотреть с высокой колокольни весь центр Ярославля, а также посетить выставку церковной утвари и экспозицию «Слово о полку Игореве».

Адрес: пл. Богоявления, 25. Тел.: (4852) 30-38-69

Время работы: Открыт с 10.00 до 17.30, кроме Пн. и первой Ср. чётного месяца

Музей «Митрополичьи палаты»

Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.

В музее – богатая коллекция икон из ярославских храмов и монастырей.

Адрес: Волжская наб., 1. Тел.: (4852) 72-92-87.

Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пт.

Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга

Проезд из Москвы

С Ярославского вокзала по маршруту Москва Ярославль идут – 27 поездов, в том числе утренний электропоезд-экспресс. Время в пути – 3-4 ч.

С Центрального автовокзала 7 рейсов в день, время в пути – 6 ч.

На машине по М8 270 км, 3 ч 40 мин пути.

Проезд из Санкт-Петербурга

Из Санкт-Петербурга до Ярославля идет около 5 поездов в день. В пути 12-14 ч.

Прочая информация

Куда дальше из Ярославля

Вокзалы Ярославля

Ж/д вокзал. Адрес: ул. Вокзальная, 20. (Сообщение с Москвой – с Ярославля-Главного. Есть также станции Ярославль-Депо и Ярославль Московский, но здесь все расписания приводятся по Ярославлю-Главному.)

Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: (4852) 79-21-11.

Московский автовокзал. Адрес: Московский пр-т, 20. Тел.: (4852) 44-18-37.

Речной вокзал. Адрес: Волжская наб., 2а. Тел.: (4852) 25-43-25.

Кострома

Кроме поездов, следующих из Москвы через Ярославль, есть 2 поезда Ярославль-Кострома (в пути – 2 ч 40 мин), а также 3 электропоезда.

На машине по А113 76 км, 1 ч пути.

Автобус до Костромы с Московского автовокзала идёт 2 ч, более 10 рейсов в день.

По воде. «Метеор» от речного вокзала идёт 1,5 ч, 2 рейса в день.

Ростов Великий

Автобусом до Ростова 8 прямых рейсов в день с Московского автовокзала, 1 ч 40 мин в пути. На Борисоглеб – 8 рейсов, в пути 2 ч.

На машине по М8 57 км, 40 мин пути.

3 электропоезда в день.

Тутаев

С Московского автовокзала 13 рейсов (на Иваново), в пути около 1 ч.

На машине 40 км, 35 мин пути.

Углич

Автобусом, кроме 1 рейса через Ростов (4,5 ч в пути), есть 4 рейса через Большое Село (3 ч в пути).

На машине, через Большое Село и Новое. 109 км, 2 ч пути.

Карта Ярославля