Богоявленская церковь (Соликамск)
Богоявленская церковь — памятник церковной архитектуры конца XVII века, находящийся в Соликамске. Один из памятников ансамбля Соликамских церквей, созданного в XVII—XVIII веках в период экономического процветания города. Памятник федеративного значения. Храм был передан музею в 1962 году. Неоднократно поднимается вопрос о передаче церкви верующим. Пока он остается открытым.
История
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь во имя папы Римского Климента. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков.
В каком именно году это случилось, неизвестно. К 1688 году были возведены стены, работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Украшали храм с большим искусством и любовью, в чем-то подражая мастерам Троицкого собора, но привнося и много своего. Артели каменщиков соревновались друг с другом, чей храм окажется лучше украшенным. И получилось два архитектурных шедевра, вставших недалеко друг от друга.
В 1695 году «генваря 18 освящена бысть церковь Богоявления Господня каменная… Освещал же оную Иона архиепископ Вятский и Великопермский». Еще ранее – 9 ноября 1691 года – был освящен придел в особом пристрое во имя Владимирской Божией Матери. А значительно позднее – в 1770 году – освящен придел во имя чудотворцев Печерских, устроенный в углу теплой церкви.
Когда строительство храма было завершено, его деревянная кровля и главы, крытые лемехом, вновь пострадали от пожара. И в следующем 18 столетии храм горел и ремонтировался после пожаров около десяти раз. Все восстанавливалось довольно быстро – приход Богоявленской церкви был очень богат.
В числе ее прихожан были гости Шорины, солепромышленники Ануфриевы, Суровцевы, Ростовщиковы, Турчаниновы. Они делали значительные вклады, заказывали образа, серебряные оклады к ним, благоустраивали свой приход.
На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов, самые большие из которых были «прикладами» купцов-солепромышленников, о чем говорят записи в книгах храма. Колокольня в середине 18 века была возвышена на три яруса для устройства на ней башенных часов. Но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, стена треснула, и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться. Надстройка просуществовала до 1938 года, была разобрана. В 1944 году восстановлен небольшой шатер с главкой. В таком виде колокольня дожила до нашего времени.
Идея надстройки ошибочно приписывается Максиму Суровцеву. Но в то время он в Соликамске не жил, наезжал сюда изредка и не стремился благоустраивать что-либо. Башенные часы решил установить один из братьев Ростовщиковых, живших возле церкви.
В начале 19 века некогда богатый приход теряет свою значительность. Вклады становятся мельче. Церковь приписывают к Троицкому собору. На тот период прихожан в ней около шестисот человек. В храме бережно сохраняется былое великолепие. В 1939 году Мельников-Печерский отметил: «Оклады икон в этой церкви очень богаты». Но на стекло денег нет: «На верхней паперти сделаны с двух сторон во всю стену окна, в которые вместо стекол вставлена слюда – признак глубокой старины». В течение 19 века постепенно все окна храма застеклили, а крышу и главы покрыли листами жести.
Богоявленская церковь была действующей до 1933 года. Ее, как и все другие, должны были закрыть и разорить. 6 декабря 1933 года директор музея, находившегося рядом в Троицком соборе и Доме воеводы, обратился в Комитет по охране памятников старины: «В ближайшее время Соликамским горсоветом Уральской области будет закрыта Богоявленская церковь, памятник зодчества 17 века, находящийся на учете Главнауки. Основные наружные детали памятника сохранились довольно хорошо. Кроме того, в нем, в числе имущества, имеется 60% предметов, одновременных с эпохой постройки памятника. По этим соображениям, мы считаем совершенно целесообразным и необходимым поставить вопрос об объявлении этого памятника музеем, на предмет сохранения его в полной неприкосновенности со всем имуществом, включая и колокола. И сдать его на хранение в Соликамский музей».
Комитет поддержал обращение музейщиков, и в 1934 году Богоявленская церковь была передана музею. Но накануне передачи все-таки сбросили колокола. Внутреннее убранство осталось целым. Так был спасен иконостас, единственный сохранившийся в нашем городе.
Подчиняясь веяниям времени, в храме предполагали разместить антирелигиозный отдел музея. Планировалось показать историю всех существующих религий и воссоздать обстановку православного богослужения с манекенами, имитирующими обряд венчания. Ездили за экспонатами в другие музеи. Срочно развернули работы по ремонту здания Богоявленской церкви: разобрали надстройку колокольни, восстановили разрушавшийся свод, расчистили и промыли живопись стен и сводов в летней части храма. Антирелигиозный музей планировалось открыть в 1941 году.
С началом войны работы прекратились. В связи с «крайней нуждой», в церкви разместили склад Заготзерна, превратив тем самым храм в элеватор. Оказалось – временно.
В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов. В Соликамске вновь начали службу в Богоявленской церкви. Храм действовал до 1962 года. Многие соликамцы помнят службу в этой церкви. Кто-то в ней венчался, кто-то крестился, кто-то приходил на исповедь и причащался.
В 1962 году церковь опять закрыли и передали музею. Тогда в ней разместился отдел природы и планетарий, в котором проводились сеансы по астрономии и освоению космоса.
Одновременно с церковной службой, а позднее – с работой отдела природы шла реставрация иконостаса. Началась она в 1956 году и продолжалась до 1985 года. За этот период проведена полная реставрация икон и настенной росписи. В 1985 году здание церкви было отремонтировано снаружи и побелено, в соответствии с первоначальными замыслами строителей храма: стены белые, декор цвета кирпича.
В 1989 году в Богоявленской церкви был устроен отдел древнерусского искусства, открыт доступ к иконостасу, оформлена экспозиция «Художественная культура Прикамья конца 17 – начала 18 веков».
Часто поднимается вопрос: будет ли передана церковь верующим и когда? Пока речь идет только о совместном использовании храма и музеем, и церковью. Ведь его содержание – отопление, освещение, охрану - вряд ли «потянет» даже небедный приход.
Описание
Храм — летний. Высокая центральная бесстолпная часть завершается пятью луковичными главами с глухими барабанами. Алтарь трехчастный, невысокий — по всей ширине храма. Трапезная — двухстолпная, северный столп совпадает с главной осью храма, а южный столп трапезной, расположен на одной линии с южной стеной основного объёма храма и отделяет единственный южный придел, который имеет одну главу. Над входом в храм расположена невысокая колокольня с шатровой кровлей, которая, как было сказано выше, является результатом современной интерполяции. Центральное помещение освещается через двуярусные окна. В северной стене храма устроен арочный портал.
Храм богато декорирован. Особенно гармонично декоративное оформление основного объёма храма. Плоскости стен расчленяются на три равные части широкими полулопатками, которые на уровне окон переходят в пучки декоративных полуколонок. В верхней части стены завершаются тремя широкими профилированными полуокружьями, под которыми расположен уступчатый карниз фигурной кладки, между карнизом и окнами расположены ещё декоративные пояса из поливных изразцов и ажурной кирпичной кладки. Особенно богато оформлены наличник и второго яруса окон.
Главы храма в старину видимо были покрыты глазурованной черепицей, остатки которой нашли на чердаке, однако она была утрачена уже в XIX веке. Кресты храма — прекрасная работа местных кузнецов.
Престольные праздники
Как добраться
Адрес: Пермский край, г. Соликамск, ул. Набережная, 93
Паломнику
Соликамский краеведческий музей
Фото
Видео
Ссылки