Россия  

Карта

{{#yandexmap:Смоленская область|400|300|cdzMP}}

Православие в Смоленской области

История

Христианство стало распространяться на Смоленской земле вскоре после крещения Киева. Как сообщает летопись, «в лето 6498 иде Владимир в Смоленскую землю и тамо крести все те земли». Первым городом княжества, принявшим крещение, стал Смоленск.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Смоленск стал столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сыну Ярослава — Вячеславу, потом внуку, Владимиру Мономаху.

Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии до тех пор пока внук Мономаха, князь Ростислав Мстиславич Набожный (1128—1158) не исходатайствовал для Смоленска самостоятельного епископа. Соглашение между ним и первым епископом вошло в историю как «Уставные грамоты Ростислава». Смоленская епископия получила от князя значительные доходы, земельные владения. На Смоленской земле в XII—XIII веках разворачивалась деятельность многих выдающихся проповедников и церковных писателей. Ярким именем в их плеяде является, имя святого преподобного Авраамия Смоленского.

В 1415—1419 и 1458—1514 годах находилась в канонической юрисдикции Киево-Литовских митрополитов.

С 26 января 1539 года — архиепископия; с 1681 по 1728 годы — митрополия.

В советское период известность получил процесс «Смоленское дело» 1922 года, в результате которого, за попытку остановить изъятие церковных ценностей из Успенского собора Смоленска, не подвергшегося разграблению даже при нашествии Наполеона, привлечено было 45 человек, 25 из которых попали в заключение, 5 — расстреляны. К 2008 году были известны 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших в гонениях.

В 1941—1943 Смоленская епархия включала в себя Смоленщину и Брянщину и входила в состав Белорусской Православной Церкви. Правящим архиереем был епископ Смоленский и Брянский Стефан (Севбо). После освобождения Смоленской области от немцев, в 1943—1944 гг., Смоленская епархия возглавлялась архиепископом Калининским (Тверским) Василием (Ратмировым), носившим титул «Калининский и Смоленский».

С 1984 по 2008 год, в период управления митрополита Кирилла (Гундяева) (ныне Патриарх Кирилл) в Смоленской и Калининградской епархии было построено 143 храма, 65 восстановлено.

Настоящее время

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года на территории Калининградской области образована епархия Русской Православной Церкви. Правящий архиерей вновь образованной епархии получил титул «Калининградский и Балтийский», правящий архиерей Смоленской епархии именуется «Смоленский и Вяземский».

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. из состава епархии выделена Вяземская епархия. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Смоленский и Рославльский». Смоленская епархия включена в состав Смоленской митрополии.

Населённые пункты

Святые

С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской. Вот только некоторые имена:

  • св. блгв. кн. Ростислав — Михаил Набожный (+1167): из всех многочисленных заслуг его можно выделить устроение монастыря на Смядыни, на месте обретения тела св. кн. Глеба; устроение также четырех каменных церквей в Смоленске: в честь свв. Бориса и Глеба, свв. апп. Петра и Павла, св. пророка Илии и св.бессребр. Косьмы и Дамиана
  • прп. Авраамий Смоленский (+1224): с его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. Праведник, философ, иконописец, литератор, он переписывал книги, составлял новые сборники для чтения, проповедовал, ежедневно, став иеромонахом, служил литургия и проповедовал, создал иконописную мастерскую и библиотеку рукописных книг
  • мч. Меркурий воин (+1239): Божия Матерь избрала этого благочестивого воина для того, чтобы он спас Смоленск от нашествия хана Батыя. Мученик бесстрашно сражался,ценой своей жизни сумев остановить продвижение врага к городу. В Успенском Соборе до сих пор хранятся его сандалии
  • прп. Андрей Смоленский (+после 1390): будучи князем, роздал имение и тайно вышел из города, «изменив княжеские одежды на рубища, яко один из сирот». В Переславле-Залесском стал служить пономарем. В подвигах непрестанной молитвы, ношения вериг на одном месте провел тридцать лет. Только по его смерти в руке святого нашли хартию о его княжеском происхождении
  • мц. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность
  • св. равноап. Николай, архиепископ Японский (+1912): окончил Смоленскую духовную семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и, приняв постриг, попросился быть настоятелем консульского храма г.Хакомата. В 1868 году его паства включала 20 японцев. В 1911 году в Японии было уже 266 общин, 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников
  • новомученики: сщмч. Макарий (Гнеушев, +1918); прп. Рахиль Бородинская (+1928); сщмч. Серафим (Остроумов, +1937) и многие другие

Святыни

Икона Божией Матери Одигитрия, по преданию написанная евангелистом Лукой

В 1046 г. греческий император Константин Мономах выдал дочь за князя Всеволода и благословил ее этой иконой. Анна Константиновна, в свою очередь, благословила потом ею своего сына — Владимира Мономаха, который стал князем Смоленским в 1097 г. и привез икону Одигитрии в Смоленск. В 1103 г. Владимир Мономах построил Успенский собор и поставил туда икону. С тех пор она именуется Смоленской. Два раза святыню спасала Москва, укрывая ее от неприятелей: когда Смоленск взят был Литвой в XV в. и при осаде города Сигизмундом в XVII в. Во время французского нашествия икона вновь побывала в Москве, потом в Ярославле, и только по изгнании врагов из Смоленска, святыню принесли в Успенский собор на прежнее место. Там икона пребывала до 40-х гг. XX в., когда она бесследно исчезла.

Икона Божией Матери Одигитрия из Надвратной церкви

Сейчас находится на месте утерянной первописанной иконы в Успенском соборе. Прислана в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными Фроловскими воротами у Днепровского моста по окончании строительства крепостной стены. Во время французского нашествия находилась среди войско 3-й гренадерской дивизии с августа по ноябрь 1812 года. С 16 марта 1813 года по 1941 год находилась в Надвратной церкви.

Выдающимися памятниками духовной истории Руси являются многие храмы Смоленской епархии, но прежде всего Свято-Успенский кафедральный собор г. Смоленска, Свято-Троицкий собор города Вязьмы, смоленские храмы XII века (св. апостолов Петра и Павла, Михаило-Архангельский и Иоанно-Богословский), архитектурные комплексы Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского (Болдино), Авраамиевского, Троицкого и Вознесенского монастырей (Смоленск).

Монастыри

Храмы

Фото

Видео

Ссылки

[]