Россия 

Карта

{{#yandexmap:Курганская область|400|300|cdzMP}}

Православие в Курганской области

Распространение христианства в Сибири и, в частности, на территории современной Курганской области началось одновременно с присоединением ее к России, с походов Ермака, который имел в своих отрядах подвижную часовню с иконами и священнослужителей. С постепенным освоением Сибири увеличивалось количество русских поселенцев.

Заселение Сибири одновременно совершалось и в христианском отношении через сооружение часовен, церквей и монастырей. Там, где русские ставили острог или укрепление, - они строили церковь, а там, где основывали город, - возводили еще и монастырь. Одними из первых на территории Зауралья были основаны Успенский Далматовский монастырь (1644 г.), Рафаиловский монастырь (1651г.) и заимка Устюжского монастыря (1668 г.) на р. Исеть; Богоявленская церковь г. Катайска (1660-1670-е гг.), храм Святой Троицы в селе Маслянское (1700г.), Флоро-Лавровская церковь в крепости Белоярской (1711 г.), Кирилловская церковь в селе Кислянском (1721 г.), Богоявленский храм с. Усть-Миасское (1728 г.), церкви в селах Черемуховском и Усть-Суерском (1733 г.).

С 1620 г. в Сибири была учреждена особая епархия с кафедрой в г. Тобольске, который с 1590 г. был назначен вместо Тюмени главным городом Сибири. Здешние иерархи сначала именовались Сибирскими и Тобольскими, а с 1721г. (после учреждения в Иркутске отдельной епархии) Тобольскими и Сибирскими. В 1782 г. после реформы местного управления Тобольская губерния была разделена на уезды, среди которых был и Курганский. Курган получил статус уездного города. В соответствии с этим была преобразована и церковно-административная система; появляется Курганский духовный заказ.

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины.

В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года.

За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов.

Населённые пункты

Курган

Святыни Курганской области

Кафедральный Александро-Невский собор (Курган): икона Божией Матери «Целительница». Богоявленский храм: «Иверская» икона Божией Матери.

С. ЧИМЕЕВО, Белозерского района. Свято-Казанский Чимеевский монастырь: «Чимеевская-Казанская» икона Божией Матери.

ДАЛМАТОВО. Далматовский Свято-Успенский монастырь: преп. Далмат Исетский (Пермский) (XVII в.).

С. БОРОВСКОЕ, Катайского района. Похвалы Богородицы женский монастырь: сщмч. Аркадий Боровский (ХХ в.).

П. МИШКИНО. Троицкий храм: «Порт-Артурская» икона Божией Матери.

П. КУРТАМЫШ. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Знамение-Абалацкая».

С. УТЯТСКОЕ, Притобольского района. Богоявленский храм: икона свт. Николая.

Монастыри Курганской области

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь был образован 17 июля 2002 года. На проходившем в этот день заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, было принято решение удовлетворить прошение Епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) о преобразовании Казанского прихода села Чимеево, в Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

Наместник — иеромонах Серафим (Дмитриев).

Адрес: 641354, Курганская область, Белозерский р-он, с. Чимеево.

Телефон: 8 (35232) 2-84-46

Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь

Далматовский Успенский мужской 3-го класса монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского монастыря иноком Далматом (в миру — тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)). В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи. Тогда же принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери, впоследствии чудесным образом сохранившаяся на пепелище во время одного из набегов кочевников, неоднократно разорявших обитель. В то время это место принадлежало тюменскому татарину Илигею, который, узнав, что в находящейся в его владениях пещере поселился инок и опасаясь появления там монастыря, решился напасть на пришельца и погубить его. Явившаяся Илигею в сонном видении Богоматерь запретила причинять обиду отшельнику, так что тот, устрашенный этим чудесным явлением, смиренно пришел к Далмату и даровал во владение для будущего монастыря всю Приисетскую вотчину, став первым благотворителем вновь устрояемой обители. Тогда же, по монастырскому преданию, Илигей подарил Далмату в знак уважения свои шишак и кольчугу, хранившиеся в монастыре как святыня до закрытия обители в начале ХХ в.

Священноархимандрит — архиепископ Курганский и Шадринский Константин.

Наместник — игумен Варнава (Аверьянов).

Адрес: 641730, Курганская область, г. Далматово, ул.Советская, 194.

Телефон: 8 (35252) 3-15-92, т. 3-17-71

Е-mail: gorodische@mail.dalmatovo.ru

Свято-Введенский женский монастырь (Верх-Теча)

В XVII веке, когда в Зауралье был устроен Далматовский мужской монастырь, то его строитель Далмат, захотел невдалеке устроить также женскую обитель. В 1680 году над рекой Исетью, близ Далматова монастыря, были воздвигнуты первые постройки для монахинь.

Настоятельница — схимонахиня Серафима (Альховская).

Адрес: 641724, Курганская область, Катайский р-он, с. Верх-Теча.

Телефон: 8 (35251) 2-91-42

Храмы Алтая

Где остановиться

Фото

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.