Московская духовная академия и семинария

(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Идёт загрузка карты…
Православные духовные школы, МДА

Московская духовная академия и семинария (МДАиС) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви.

Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году.

В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы.

История

Троицкая лаврская семинария

В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания.

Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.

Ученики набирались из духовного сословия, из дворян и разночинцев, иногда посредством принудительных мер; в числе учеников бывали священники, диаконы, церковнослужители и монахи. Самые одаренные проходили академический курс в 12-13 лет; другие же в течение 15-ти лет едва достигали философского класса; бывали случаи, когда ученики учились по 20 лет и в одном классе оставались по 10 лет.

В этой академии получили образование многие из известнейших деятелей XVIII в.: митр. Гавриил, Феофилакт (Горский), Бантыш-Каменский Н. Н., князь Кантемир, А. Д., Костров, М. В. Ломоносов. Цветущий период академии — 1775—1814 гг., под протекторатом митрополита Платона (Левшина). Историк академии так характеризует это время: «Круг наук при митр. Платоне значительно распространился, введены новые предметы учения (церковная и гражданская история, русская церк. история, церк. право, пасхалия, физика в новой постановке, история философии, медицина, церков. устав и пение, новые языки), появились новые учебные руководства, дух схоластики потерял силу и уступил место светлому воззрению на предмет. Зная по собственному опыту всю тяжесть систем, которым время и привычка усвоили права первенства, Платон признал нужным ввести великорусский элемент в науку и оставить заимствование света учения от инуду. Имея много учёных людей вокруг себя, он положил конец вызову умных из Киева, отстранил их системы, дотоле бывшие образцами для московских богословов и философов, и образовал по своей мысли академию, сообщив ей все средства к приобретению новых знаний». Материальные средства академии были усилены, содержание наставников улучшено, для учеников устроена бурса, увеличена библиотека. Побеги и укрывательства учеников прекратились. Целый ряд проповедников и учёных, вышедших из этой академии, свидетельствует о её благоустройстве во времена митрополита Платона.

Московская Духовная академия (синодальный период)

В 1814 году академия была открыта в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в специально для неё исправленных и подготовленных помещениях Троицкой Лаврской Семинарии. Для преподавания в неё были переведены 3 преподавателя из Славяно-греко-латинской академии. Новая академия немало потрудилась в разработке богословских, церковно-исторических и философских наук; также в переводе творений отцов Церкви на русский язык. Труды эти напечатаны в академическом журнале: «Творения св. отцов. Прибавления к творениям Св. отцов». В Троице-Сергиевой лавре академия оставалась до 1919 года: вскоре после октябрьского переворота 1917 года и лавра как монастырь была закрыта, и академия выселена из занимаемых помещений, с экспроприацией всего имущества. Формально академия была переведена в Москву, где занятия со студентами «частным порядком» проходили до конца 1920-х годов.

Московская Духовная академия (советский период)

В 1944 году открылся Православный богословский институт и Богословско-пастырские курсы в Москве. В 1946 году Московский православный богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию с четырёхлетним курсом обучения, которая размещалась первоначально в помещениях Новодевичьего монастыря. В 1947 году Московской патриархии была передана часть зданий Троице-Сергиевой Лавры, а в 1949 году туда были возвращены духовная академия и семинария. 21 мая 1955 года Патриарх Алексий I освятил восстановленный Покровский академический храм, и с 1955/1956 учебного года возобновилась традиция проводить годичный акт академии в день престольного праздника её храма, 14 (1) октября.

Огромное значение приобрёл Заочный сектор при МДА, открытый в 1964 году (вместо ликвидированного несколькими годами ранее подобного сектора при Ленинградской духовной академии и семинарии), через который прошла едва ли не основная часть духовенства.

Современность

Покровский академический храм

За последние полвека в Московской духовной академии сложились свои традиции. В воскресные и праздничные дни все преподаватели и студенты совершают богослужение в Покровском храме. Вся академическая семья каждую среду по окончании вечернего богослужения возносит Покровительнице храма благодарственное и хвалебное пение – акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Как правило, это богослужение возглавляет ректор в сослужении академического духовенства. Акафист исполняется нараспев тремя большими студенческими хорами, которые антифонно (попеременно) пропевают стихи песнопения. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы вскоре стал излюбленным богослужением для преподавателей и студентов Академии, а также для многих прихожан и паломников, приезжающих в Лавру на богомолье.

В Академии существует обычай совершать общую молитву еще в один из дней седмицы. Для поминовения почивших наставников, начальствовавших, учивших и учившихся, всех сродников и всех православных христиан, каждую пятницу вечером установлено пение панихиды. Когда заупокойное богослужение не предусмотрено Церковным Уставом, то служится молебен (обычно Малое освящение воды).

Еще одна важная традиция, введенная архимандритом Леонидом, – произнесение проповедей студентами во время богослужения. В первую очередь, были обязаны произносить проповеди преподаватели, даже если они не были в священном сане. Облачившись в стихарь, они так же, как и студенты, выходили из алтаря на амвон. На всенощном бдении, на акафисте и за ежедневной вечерней молитвой проповеди произносили только студенты, а на Божественной Литургии, после запричастного стиха на проповедь выходил кто-нибудь из преподавателей. Проповеди произносили все преподаватели, начиная с отца ректора. Первую проповедь на вечерней молитве произнес сам ректор протоиерей Константин Ружицкий.

Все эти традиции Московской духовной академии направлены на поддержание молитвенного духа и на приобретение навыков необходимых для студентов в их будущем пастырском служении.

Структура

Академия – образовательный, научно-богословский и исследовательский центр, осуществляющий подготовку священнослужителей, преподавателей церковных учебных заведений, церковных ученых и других специалистов высшей научной квалификации в области православного богословия.

Академия включает в себя 6 структурных подразделений: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, докторантуру, регентскую и иконописную школы.

Аудитория МДАиС

Бакалавриат

К вступительным экзаменам на бакалавриат допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие общее полное среднее образование. Абитуриенты, удовлетворительно сдавшие вступительные экзамены на бакалавриат, могут быть зачислены на Подготовительное отделение с целью подготовки к зачислению на бакалавриат в следующем учебном году.

Обучение на бакалавриате заканчивается написанием и защитой дипломной работы. Студенту предоставляется самостоятельный выбор темы работы и научного руководителя. После защиты дипломной работы выпускник получает квалификацию специалиста в области православного богословия.

Период обучения на бакалавриате – 4 года.

Успешное окончание бакалавриата дает право на поступление в магистратуру Академии.

Магистратура

К вступительным экзаменам в магистратуру допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие бакалаврское образование.

В магистратуре читаются лекции и спецкурсы, проводятся семинары и практические занятия. Самостоятельная работа студентов имеет своей основной целью приобретение не только знаний, но и навыков, умений, компетенций, опыта в области освоения и применения богословских знаний в церковном служении и церковной жизни выпускника магистратуры.

Обучение в магистратуре заканчивается написанием и защитой магистерской диссертации.

Период обучения в магистратуре – 2 года.

Аспирантура

Аспирантура является подразделением МДА, осуществляющим подготовку научно-педагогических и научно-богословских кадров в системе послевузовского профессионального духовного образования Русской Православной Церкви по специальностям в соответствии с действующей в МДА номенклатурой специальностей. Основными целями подготовки в Аспирантуре являются: проведение научно-богословских исследований; сдача кандидатских экзаменов; написание диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия.

Срок обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной - 4 года.

Регентская школа

Регентская школа – специальное православное учебное заведение, готовящее руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. В Регентскую школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.

Иконопиская школа

Иконописная школа – специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев и вышивальщиц для Русской Православной Церкви. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование.

Центр дополнительного образования

Также при академии действует Центр дополнительного образования, который является продолжением Высших богословских курсов, образованных в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для предоставления мирянам дополнительного образования по направлению «Теология».

Другое

При Академии существует сектор заочного обучения, миссионерский отдел, библейский кабинет, греко-латинский кабинет, церковно-археологический кабинет, издательство; издается научно-богословский журнал «Богословский вестник», студенчески журнал «Встреча». Академия имеет свой информационный сайт и научно-богословский портал «Богослов.ru».

Абитуриенту

Абитуриенту бакалавриата

Бакалавриат Московской духовной академии – первая ступень высшего духовного образования, цель которой – подготовка священнослужителей.

На бакалавриат МДА принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Срок обучения на бакалавриате – 4 года. Непрошедшие вступительные испытания могут быть рекомендованы к зачислению на подготовительный курс бакалавриата МДА. Срок обучения на подготовительном курсе – 1 год.

По вопросам оформления и подачи документов обращаться в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-011);

e-mail приёмной комиссии: abiturientmda@yandex.ru;

почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, канцелярия Академии.

Также при Академии работает «Школа абитуриента» – воскресные подготовительные курсы для учащихся 10-11 классов средней школы и всех желающих поступать на бакалавриат МДА жителей г. Сергиева Посада, а также ближайших к нему населённых пунктов Московской области.

Поступающие на бакалавриат Московской духовной академии проходят следующие вступительные испытания:

1. Профильный экзамен (Библейская история, Основы веры и Православное богослужение) – проводится устно;

2. Собеседование – проводится устно;

Если отсутствуют результаты ЕГЭ2):

3. Русский язык – проводится письменно;

4. История России – проводится письменно.

Минимальное количество баллов по каждому вступительному испытанию:

Профильный экзамен – 45 баллов;

Собеседование – 45 баллов;

Русский язык – 37 баллов;

История – 33 балла.

В процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты будут проходить медицинский осмотр и прослушивание по Церковному пению.

Абитуриентам на время прохождения вступительных испытаний предоставляется общежитие.

1)Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.

2)Статья 70, пункт 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": «Результаты единого государственного экзамена при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов».

Документы подаются строго в указанные сроки, согласно всем требованиям «Правил приёма». Более подробную информацию о поступлении на бакалавриат МДАиС, в частности о необходимых для этого документах, можно найти на сайте академии.

Абитуриенту магистратуры

На обучение в магистратуру принимаются лица в возрасте до 35-ти лет, успешно закончившие семинарию (бакалавриат). Срок обучения – 2 года.

Поступающие в магистратуру Академии проходят собеседования и сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

Общие экзамены:

- сочинение-экспромт;

Экзамены по специальности:

  • Кафедра Библеистики

- священное Писание Ветхого и Нового Завета;

- древнегреческий язык или латинский язык;

  • Кафедра Богословия

- догматическое богословие;

- древнегреческий язык;

  • Кафедра Церковной истории

- история Церкви;

- древнегреческий язык или латинский язык;

  • Кафедра Церковно-практических дисциплин

- каноническое право или литургика (по выбору);

- древнегреческий язык или латинский язык;

  • Кафедра Филологии

Отделение Греческой христианской литературы

- древнегреческий язык;

- византология;

Отделение Русской духовной словесности

- русская патрология;

- церковнославянский язык;

  • Кафедра Истории и теории церковного искусства

- мировая художественная культура;

- иностранный язык.

Абитуриентам на время прохождения вступительных испытаний предоставляется общежитие.

В процессе сдачи вступительных экзаменов абитуриенты будут проходить медицинский осмотр и прослушивание по Церковному пению. Более подробную информацию о поступлении и необходимых для этого документах можно получить на сайте академии.

Абитуриенту регентской школы

Регентская школа при Московской духовной академии – специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее регентов церковных хоров.

В Регентскую школу принимаются лица женского и мужского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование, желательно с опытом клиросного послушания не менее одного года.

Обучение в Регентской школе – очное. Срок обучения – 3 года.

От поступающих в Регентскую школу требуется на приёмных испытаниях твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:

- Начальных – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице... », «Отче наш...», «Приидите, поклонимся...»;

- Утренних – «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу Хранителю;

- Вечерних – «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее... », «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу Хранителю;

- Божией Матери – «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;

- Символ веры;

- Молитва святого Ефрема Сирина;

- Молитва перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую...»;

- Десять заповедей;

- Заповеди блаженств;

- Тропари двунадесятым праздникам;

- Тропарь своему святому;

- Псалмы 50-й и 90-й.

Во время проведения собеседования с абитуриентами Регентской школы будет проводиться проверка их знаний вероучения Церкви, православного богослужения и библейской истории в объёме, предлагаемом учебником протоиерея Серафима Слободского "Закон Божий".

Поступающие в Регентскую школу должны обладать вокальными данными, уметь исполнять церковные песнопения, иметь музыкально-теоретическую подготовку и навык игры на фортепиано, читать ноты с листа. Желательны также навыки управления церковным хором. Экзамены по музыкальным дисциплинам проводятся раздельно.

  • К экзамену по дирижированию абитуриент должен подготовить одно внегласовое произведение (дирижёрская и певческая формы показа). На экзамене необходимо ответить на вопросы о церковной хоровой литературе, по истории церковной хоровой культуры (исполнительский аспект, хоровые коллективы, певческая манера). Возможны дополнительные вопросы соответственно уровню профессиональной подготовки абитуриента (музыкальная школа, училище, ВУЗ).
  • На приёмном экзамене по сольфеджио и теории музыки абитуриент должен показать знания по теории музыки и сольфеджио. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса: пение с листа одноголосной мелодии в форме периода; пение гаммы определённого ладового наклонения, тритонов и характерных интервалов; определение на слух гармонических оборотов и анализ гармонической структуры церковных песнопений.
  • На экзамене по постановке голоса поступающие должны исполнить песнопение, специально подготовленное для демонстрации вокальных данных: произведения для солиста с хором, либо партии из хорового песнопения, достаточно показательные и выразительные (динамика, диапазон, напевность).
  • На экзамене по фортепиано необходимо показать навыки игры на фортепиано, подготовив для исполнения два разнохарактерных произведения из классического репертуара (полифония, крупная форма, кантиленная пьеса, этюд), читать с листа хоровые партитуры церковно-певческого репертуара.

Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости.

Поступающие, по прибытии в Регентскую школу, должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства, лица мужского пола должны предъявить также военный билет (приписное свидетельство) с отметкой о постановке на воинский учёт.

По вопросам оформления и подачи документов обращаться в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-01;

e-mail приёмной комиссии: abiturientmda@yandex.ru;

почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Канцелярия Академии.

Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.

Более подробную информацию о поступлении в регентскую школу, и в частности о необходимых для этого документах, можно найти на сайте академии.

Абитуриенту иконописной школы

Иконописная школа при Московской духовной академии – специальное духовное учебное заведение Московского Патриархата, готовящее иконописцев.

Система образования Иконописной школы двухступенчатая. Первую ступень составляют три года обучения, по окончании которых учащиеся получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения включает два года обучения и не является обязательной для всех. На вторую ступень обучения могут быть зачислены учащиеся, окончившие обучение на первой ступени с наилучшими результатами.

В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола в возрасте до 35-ти лет, имеющие полное среднее или высшее образование (желательно также наличие художественного образования).

От поступающих в Иконописную школу на приёмных экзаменах требуется твёрдое и осмысленное знание следующих молитв:

- Начальных – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите, поклонимся...»;

- Утренних – «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу Хранителю;

- Вечерних – «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу Хранителю;

- Божией Матери – «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;

- Символ веры;

- Молитва святого Ефрема Сирина;

- Молитва перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую...»;

- Десять заповедей;

- Заповеди Блаженств;

- Тропари двунадесятым праздникам;

- Тропарь своему святому;

- Псалмы 50-й и 90-й.

Поступающие должны иметь навык чтения богослужебных книг на церковнославянском языке.

Поступающие в Иконописную школу сдают также специальный экзамен по профилю Иконописной школы, который состоит в следующем:

За шесть часов надо выполнить в цвете на бумаге (30×20 см) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. В задачу входит: грамотное расположение на листе бумаги; передача характера и пропорций изображения; соблюдение цветовых и тональных отношений. Поступающие необходимым на экзамен материалом не обеспечиваются.

На экзамены поступающие в Школу представляют живописные и графические творческие работы: натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (при наличии по 2-3 работы). Работы должны быть оформлены в паспарту. При наличии представляются несколько иконописных работ: иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии (допустимо часть из них предоставить в фотографиях). Во время подачи документов свои работы предоставлять не надо.

Всем учащимся предоставляется общежитие и питание. Стипендия выплачивается в зависимости от успеваемости.

Поступающие, по прибытии в Иконописную школу, должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства, медицинский полис (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии), лица мужского пола должны предъявить военный билет (приписное свидетельство) с отметкой о постановке на воинский учёт.

Адрес: 141312, Московская обл., г. Сергиев Посад, Лавра, Академия, Иконописная школа;

Телефон: +7 (496) 541-56-01 - канцелярия, +7 (496) 541-56-07 - Иконописная школа.

По вопросам оформления и подачи документов обращайтесь в канцелярию по телефону: +7 (496) 541-56-01;

e-mail приёмной комиссии: abiturientmda@yandex.ru;

почтовый адрес приёмной комиссии: 141312, Московская область, г. Сергиев Посад, Лавра, Канцелярия Академии.

Согласно правилам приёма в МДА, желающие подать документы в электронном виде должны предварительно позвонить в канцелярию МДА и получить соответствующее разрешение.

Более подробную информацию о поступлении и необходимых для этого документах можно найти на сайте академии.

Храмы

Покровский Академический храм

В синодальный период

В первые полвека своего пребывания в Лавре у Академии не было собственного храма. Молебны, всенощные бдения и другие последования, которые можно совершать вне освященного храма, обычно проходили в академической зале.

Покровский академический храм, внутреннее убранство, современное состояние

Свой храм Академия получила лишь в 19 в. К 1 апреля 1869 года в правление Академии была подана записка потомственного почетного гражданина Алексея Толоконникова, в которой он выразил желание на свои средства, с благословения московского архипастыря, устроить Академический храм.

Устроенный при профессоре протоиерее Александре Горском академический храм в первоначальном виде просуществовал 22 года. Затем его решили перестроить, ввиду тесноты. Работы начались 4 июня 1892 года. Широкая аллея вела к расписному каменному крыльцу старинных Царских чертогов.

Перестроенный при митрополите Леонтии и ректоре архимандрите Антонии храм просуществовал 21 год. К столетию существования Академии в Лавре было решено перестроить его в третий раз.

Летом 1913 года по благословению митрополита Макария (Невского) и при его щедрой материальной поддержке Академия смогла приступить к преобразованию храма. Прежде всего были разобраны потолок и крыша и возведен полукруглый свод. Был сделан новый купол – над центром храма, и большое окно в восточной стене, отчего стало гораздо светлее. Работы закончились в начале ноября 1913 года.

Перестройка 1913 года придала Академическому храму несравненно более величественный вид. В 1914 году он был расписан художниками С. С. Макаровым и Н. А. Протопоповым по образцу фресок В. М. Васнецова в Киевском Владимирском соборе.

В советский период

Пожар в Покровском академическом храме в 1986 году

В 1919 году, после закрытия Троице-Сергиевой Лавры и Академии, при Академическом храме был образован приход, который вскоре перевели в церковь Иоанна Крестителя над Святыми вратами, а затем в Пятницкую и Введенскую церкви около Лавры. В помещении разоренного храма разместился городской клуб.

В 1948 году возрожденная Академия из Москвы переехала в Лавру, а в 1954 году Академии было возвращено и помещение Покровского храма, которое требовало капитального ремонта. Восстановительные работы начались 30 декабря 1954 года.

После восстановления храм был расписан в период с 1955 по 1965 годы. В ночь с 27 на 28 сентября 1986 года Академию постигло страшное бедствие – пожар. От огня пострадал и храм. Иконостас удалось спасти - его вынесли. Так же во время пожала вынесли и иконы. А вот росписи пострадали, их решили не восстанавливать, а расписать храм заново. Купол заменили на новый.

Храм прп. Иоанна Лествичника

Храм в честь преп. Иоанна Лествичника

В синодальный период

Строительство больницы-богадельни по проекту архитектора А. А. Лоткова было осуществлено в 1893-1896 годах. В августе 1894 года было принято решение об устройстве также каменной ограды вокруг строящегося комплекса.

Иконостас храма, сооруженный так же по проекту А. Лоткова, и некоторая церковная утварь были устроены на стредства благотворителей.

В мае 1895 года были закончены работы по отоплению и вентиляции.

Освящение храма состоялось 10 ноября 1896 года.

Новоустроенное здание находилось с западной стороны монастыря на правом, противоположном от Лавры, высоком берегу речки Кончуры.

Громадное по тем временам по своим размерам здание, в длину оно достигало около 77 метров (36 саженей), в ширину – 17 метров (8 саженей). На северном и южном концах здание имело выступы почти в 26 метров (12 саженей). Весь комплекс и храм были выстроены в русском стиле и имеют четыре этажа, которые полностью просматривались только с восточной стороны, так как размещалась она на склоне горы.

В южной части нововыстроенного здания размещалась, собственно, больница на 50 коек-мест, в северной – богадельня на 50 престарелых иноков и мирян-«трудников», долго послуживших при Лавре и от старости и болезни не имевших возможности существовать своим трудом. К 1909 году число мест в больнице было увеличено до 100 и более кроватей.

В центральной части в верхних двух этажах (во 2-ом и 3-ем, считая с западной) располагался храм во имя прп. Иоанна Лествичника. Своей трапезною частью он вдавался в самый корпус, разделяя его тем самым на две равные части.

Под храмом прп. Иоанна на первом этаже (также считая с западной стороны) помещалась аптека. Под аптекой на нижнем полуэтаже с восточной стороны здания была устроена церковь свв. великомучениц Варвары, Анастасии и Акилины. Эта церковь была перенесена сюда из Варваринского, или Певческого, корпуса Лавры. Сразу после освящения храма преподобного Иоанна Лествичника, Учрежденный собор испросил благословения митрополита Московского Сергия на перенос иконостаса бывшей Варваринской церкви в новое здание, где в нижнем этаже устраивается церковь-усыпальница. Окончательное ее устройство относится к июлю 1901 года. Освящение ее совершилось в 1901 году казначеем Лавры архимандритом Никоном. Здесь стали поставлять усопших, умерших в Лаврской больнице, для чтения над ними Евангелия или Псалтири и для отпевания.

Внутренне убранство храма было весьма благолепно. Пол был мозаичный с цветными узорчатыми украшениями. Он достаточно хорошо сохранился и до наших дней. Особого внимания заслуживает паникадило. Оно имело форму креста из виноградных лоз с 33 лампадами по числу лет земной жизни Спасителя. Паникадило было утрачено.

Стены храма были расписаны иконописью на темы Священного Писания в 1901 году Палеховским иконописцем Н. М. Сафоновым. Проекты стенной живописи были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским). Все росписи утрачены.

В советский период

15 января 1919 года в здании больницы-богадельни был открыт сыпнотифозный госпиталь на 50 коек. Позже он был расширен до 250 мест. В 1921 году в здании организуется районная Лечебница.

В 1923 году здесь организуется хирургическое отделение. Храм закрывается. Иконостас, церковная утварь и большая часть икон бесследно исчезает. Алтарь главного храма переоборудуют под операционную. Предположительно это случилось 20 апреля 1923 года. В последующие послевоенные годы храм и весь прежний больнично-богаделенный комплекс функционировал как 3-я районная больница.

Современность

Современное убранство храма в честь преп. Иоанна Лествичника

В 1986 году Совет Министров СССР распоряжением № 2310-рс от 23.10.86 года передал Московской Патриархии для нужд Московской духовной академии весь больничный комплекс.

Московская духовная академия на выделенные Патриархией средства провела наружные ремонтно-восстановительные работы по всему зданию, а внутри здания и храма восстановила первоначальную планировку.

Учебный процесс Московской духовной семинарии в здании бывшей больницы-богадельни (называемом теперь Семинарским корпусом) был начат с 1 сентября 1989 года на третьем этаже корпуса. А со следующего года учебный процесс проходил уже во всем здании. С 1992 года в здание теперь уже Семинарского корпуса была переведена Регентская школа МДА.

Малое освящение храма прп. Иоанна Лествичника после реставрации совершил сам ректор Академии архиепископ Александр (Тимофеев) 5 декабря 1991 года в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского.

18 февраля 1994 года, в день празднования иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и памяти свт. Феодосия Черниговского, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было совершено великое освящение храма.

По окончании литургии Святейший Патриарх Алексий II произнес слово приветствия по случаю освящения семинарского храма. В ответном слове ректор Академии епископ Дмитровский Филарет поблагодарил Его Святейшество и сослуживших архипастырей за участие в богослужении по случаю освящения храма прп. Иоанна Лествичника. В знак памятного события и всеобщей благодарности Святейшему Патриарху была преподнесена икона преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского, выполненная учащимися Иконописной школы.

В 1996 году в храме прп. Иоанна Лествичника проходили торжества по случаю исполнения 100 лет со дня постройки и освящения первого храма. 24 ноября ректором Академии епископом Верейским Евгением (Решетниковым) было отслужено Всенощное бдение. На Божественную литургию по случаю торжеств в Академию прибыл Управляющий делами Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин). По окончании Божественной литургии архиепископ Сергий огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия II.

Фото


Видео

Как добраться

Адрес: Россия 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра

Телефон:

приемная ректора: (496) 541-55-50;

канцелярия: (496) 541-56-01

e-mail:

ректор: rektor.pr@gmail.com;

канцелярия: mpda@yandex.ru

web: https://www.mpda.ru/

Ссылки