Со времени Крещения Руси Житомирский край, расположенный на востоке Волыни, преимущественно входил в пределы Киевской епархии. В гражданском отношении с 1199 года Волынь оформилась в Галицко-Волынское княжество, управлявшееся православными князьями. Находясь как и прочие русские земли под омофором Константинопольской Православной Церкви, в XIV веке Волынь периодически входила в ведение как Галицкой митрополии так и Киево-Литовской митрополии.
После пресечения рода Галицко-Волынских князей в 1336-1337 годах Волынь перешла под власть князей литовских. Первый литовский князь правивший Волынью, Любарт, был православным, но его наследники со временем приняли римо-католицизм, вошли с тесный союз с Польшей, и начали утеснять православных, способствовали распространению среди них римо-католической проповеди. После изобретения Ватиканом новой формы пропаганды - т.н. униатства - давление на православных усилиось. В 1596 году епископы Луцкий Кирилл (Терлецкий) и Владимиро-Волынский Ипатий (Потей) подписали Брестскую унию, временно лишив оставшуюся верной Православию паству иерархической организации и той меры государственного признания которой она еще пользовалась. Однако, Луцкая кафедра продолжила свое существование на землях Речи Посполитой в нелегких условиях - многие православные дворяне учреждали монастыри, школы, типографии, где издавалась церковно-полемическая литература. Притеснения и насилие со стороны униатов привели к ряду казацких войн. Луцкие православные архипастыри продолжали свое служение в Польше вплоть до 1712 года, когда Кирилл (Шумлянский) был изгнан униатами.
Только после второго раздела Польши в 1793 году, под покровительством Российской Империи, епархиальная организация Волыни стала возрождаться. Для Западной Украины и Белоруси была учреждена Минская епархия, в которой в 1795 году было образовано Житомирское викариатство, обращенное в 1799 году в самостоятельную Волынскую епархию. В ее составе Житомирский край встретил и начало революционной смуты в 1917 году.
К ранним годам гонений на Церковь относится перовое сообщение об Овручском викарном епископе - Максиме (Жижиленко), который упоминается в 1924-1925 годах как временно управляющий Волынской епархией.
После выделения в 1940 году из состава Волынской независимой Житомирской епархии, Овручские земли вошли в ее ведение. Фашистская оккупация после июня 1941 года привела к прекращению связей с Московской Патриархией и способствовала расколу и образованию т.н. «Украинской Автокефальной Православной Церкви» возглавленной архиепископом Поликарпом (Сикорским). Оставшиеся верными Русской Церкви подверглись преследованиям, террору и убийствам со стороны украинских националистов. Но в 1943-1944 годах епископы-автокефалисты бежали с отступлением немецких войск, а связь с Московской Патриархией восстановилась.
Со второй половины 1950-х годов послевоенная "оттепель" государства по отношению к Церкви окончилась и в 1960-1980-х годах шло постепенное закрытие приходов под давлением властей. Вплоть до 1988 года реставрационные работы в храмах Житомирской епархии не разрешались, о строительстве не могло быть и речи.
После распада СССР Украина обрела независимость, стали вновь восстанавливаться храмы. На смену атеистическим гонениям пришли притеснения от раскольников-автокефалистов и униатов, на сторону которых зачастую становилась и гражданская власть.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 июня 1993 года из Житомирской епархии была выделена Овручская.
В настоящее время на территории Житомирской области расположены Житомирская и Новоград-Волынская епархия и Овручская и Коростенская епархия.
Неподалеку от Житомира, на развалинах бывшей графской усадьбы сегодня развивается ставропигиальный женский монастырь святой преподобномученицы Анастасии Римляныни. Огонек живой веры зажегся здесь еще весной 1999 года.
Трудами насельниц обители сооружения приобретают черты церковной архитектуры, возводятся новые корпуса. Так в монастыре действует храм в честь преподобного Сергия Радонежского, колокольня, идет строительство собора в честь преподобномученицы Анастасии Римляныни с храмом преподобного Серафима Саровского.
Высота собора составляет 53 метра. Это трёхнефный, пятикупольный с шатрообразными завершениями храм крестовой формы. К западному фасаду примыкает четырёхярусная колокольня. Вес главного колокола составляет 500 пудов. Интерьер храма богат, в его оформлении использованы граниты и лабрадориты Житомирщины и Волыни. В целом в архитектуре прослеживается традиционный для древнерусских церквей XI-XII веков русско-византийский стиль.
Признан памятником архитектуры XIX века и находится под охраной государства.
Адрес: Житомир, ул. Победы, 14
Телефон: (0412) 37-22-31
Где остановиться
Фото
Видео
В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".