Венев-Никольский женский монастырь
Ве́нев-Никольский монастырь (также Свято-Никольский или Ве́нев монастырь) — женский (ранее — мужской) монастырь в селе Ве́нев Монастырь Тульской области. Является старейшим монастырем на Тульской земле.
История
Основание
Многие источники утверждают, что Венев монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства в жестокой борьбе с язычеством. Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными славянским племенем вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Точно не установлено, было это поселение монахов отшельников или воинов, защищающих рубежи Родины. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых в земле тульской просиявших.
Выписка из новоизданных Святцев о древности: «Монастырь древний в Тульской губернии Веневский в нем церковь Соборная. Сей монастырь построен еще в тринадцатом столетии. Август 9 дня 1827г.» По легенде, записанной в середине 19 в. Д. Г. Гедеоновым монастырь был основан в тринадцатом веке (см. Православная энциклопедия, том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом Свт. Николаем Архиепископом Мир Ликийских. Православный священник Евстафий служил в г. Корсуни (Херсонес) в храме во имя апостола Иакова, в котором принял крещение равноапостольный князь киевский Владимир. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал. Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителе и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.
Возрождение
В 1998 году по благословению Тульского митрополита Серапиона (Фадеева) Успенский храм села Венев-монастырь был передан Щегловскому тульскому монастырю для организации подворья, а 1 ноября того же года он был обращен в сестричество. Год спустя указом Священного Синода от 19 июля 1999 года сестричество было преобразовано в женский монастырь, настоятельницей которого была назначена монахиня Алексия (Бажина).
За сравнительно короткий срок с 1999 года в Веневе монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения.
Современное состояние
В настоящее время в Веневе монастыре проживает 10 насельниц.
Монастырское хозяйство – скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстанавливаемый фруктовый сад — все это на хрупких плечах небольшой женской монашеской общины.
Небольшими группами и поодиночке приходят в это святое место паломники, которым всегда покажут и расскажут историю Венева монастыря поистине являющегося жемчужиной земли Тульской.
Архитектура
Архитектурный ансамбль Свято-Никольского Венева монастыря занимает видное место среди немногих в Тульской области памятников церковного искусства, созданных до XVIII-го века. Каменный храм, построенный в конце XVII века вместо обветшавшей деревянной церкви, сохранился с внешней стороны почти нетронутым. Как свидетельствует издание «Приходы и церкви Тульской Епархии» 1895 года (с.672) нижний храм во имя свт. Николая был освящен в 1696, верхний Успенский — в 1701 году. С северо-западной стороны к храму была пристроена шатровая колокольня, на 3-м этаже которой располагалась настоятельская келья.
Как и большинство памятников этого периода, Венев монастырь является творением неизвестного архитектора, потрудившегося с весьма талантливым коллективом. Усилием многих был создан исключительно цельный архитектурный памятник, в котором удачно сочетались гармония, красота и простота.
Хорошо сохранившаяся, избежавшая каких-либо существенных позднейших перестроек и наслоений, Николо-Успенская церковь Венева монастыря внесена в список архитектурных памятников государственного значения.
Из-за поворота дороги паломнику открывается белое здание церкви. Небольшой купол, завершающий приземистый восьмерик и такая же главка на невысокой колокольне, решетки окон в ажурных каменных наличниках – все это невольно приковывает взгляд. Ансамбль дополняют въездные ворота в церковную ограду – кирпичная кладка арочного построения с двумя входными проемами по сторонам. Лаконичность линий здания, простота архитектурных форм храма свидетельствуют о его седой старине. Наличники окон и пояса из кирпичей, положенных елкой или ребром, по своему характеру могли бы принадлежать и несколько более ранней эпохе, тогда как восьмигранный барабан главки весьма типичен для конца XVII века, эпохи Московского барокко. Таков же барабан и на восьмигранной главке колокольни, соединенной с храмом папертью. Уже издалека видна широкая полоса богатого, но по-детски простого кирпичного рисунка, как кружевная лента, опоясывающая верхнюю часть могучего четверика. Выше расположены килевидные полукружия кокошников, создающих единую целостную, ритмичную картину. Кокошники, по четыре с каждой стороны, подходят под четырехскатную кровлю и были раньше расписаны изображениями на библейские темы (в ХХ веке замазаны известью) с западной стороны едва просматриваются изображения Николая Чудотворца, Крещения Господня, Успения Божией Матери; какие-то изображения были на барабане купола.
Стены храма обильно украшены каменными наличниками окон, расположенных в два ряда на различной высоте – они образуют новый, двойной ряд ажурного пояса, представленного крупным планом. Наличники окон составлены из полуколонок с перехватами, пилястр, завершаемых изящным треугольником.
Красив верхний ряд окон с коваными решетками, придающий всему зданию ажурность. Каждая из наружных стен храма отличается от других – имеет «свое лицо». Так для северного фасада церкви характерны: неодинаковая высота смежных окон, ассиметричное размещение «ширинок» (квадратных углублений в стене). На восточной стороне храма из основного объема церкви выступают двумя ступенями апсиды верхней и нижней церкви, создавая впечатление ниспадающего каскада мощных архитектурных объемов.
Благодаря наличию двух рядов окон и высоким сводам верхняя Успенская церковь наполнена воздухом и светом. Красивы двери храма, выходящие на паперти, они отделаны пилястрами с бусинами и завершаются кокошниками. Двери, как и оконные наличники, свидетельствуют о некоторой запоздалости архитектурных деталей Венева монастыря.
Фотографии, сделанные на рубеже ХХ века, сохранили многие детали наружного вида и интерьера храма, которые позже были утрачены. Так большинство поверхности стен и потолка было расписано «травами» — растительным орнаментом. В 1956 – 57 гг. ХХ столетия большинство росписей были покрыты белой масляной краской и к настоящему времени остатки росписей сохранились только в ризнице и на стенах лестничного проема, ведущего к ней. Былая роспись стен и потолков Николо-Успенского храма Венева монастыря во многом напоминает фрески Покровского собора (храм Василия Блаженного) в Москве. Пятиярусный иконостас весьма типичен для конца XVII века. Особенно выразительны для эпохи Московского барокко царские врата.
Нижний Никольский храм, освященный в 1696 году, сохранил все характерные черты своего времени. Необычен сам вход в храм: входной портал расположен в глубине открытой арочной лоджии под юго-западной частью паперти. Красиво смотрится окно в обрамлении каменного наличника, расположенное в центре массивных проемов перед нижним храмом. Железные кованые, двухстворчатые двери XVII века подготавливают входящих в храм к встрече с далеким прошлым.
Явно контрастирует с этим элегантным архитектурным решением вход на второй этаж в Успенскую церковь. Эта дисгармония – результат более поздних перестроек. Двухскатная крыша и довольно плоский треугольный фронтон, опирающиеся на шесть массивных столбов, придают всей конструкции тяжеловесность и нарушают легкость и изящество всего храмового ансамбля. Однако даже эта инородная пристройка не разрушает замысел талантливого зодчего – показать в камне идею совершенствования человека, его устремленность к высшему.
Святыни
- частица мощей свт. Пимен Новгородский (XVI в.)
- чтимые могилы свящ. Афанасия Реутова (XIX) и схиархим. Христофора (Никольского) (ХХ в.)
Престольные праздники
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Как добраться
Адрес: Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь
Почтовый адрес: 301334 д. Дедиловские выселки, Веневский район,Тульская область.
Телефон/факс: 8(48745)7-52-45
Фото
Видео
Ссылки