Храм святителя Николая Мирликийского (Тверь)
Храм святителя Николая Мирликийского в городе Тверь — уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Возведен храм был в 1902-1909 годах в рабочем поселке при Морозовской мануфактуре.
История и описание
Никольская церковь на Красной слободе расположена на берегу р. Волги и неподалёку р. Тьмаки, на юго-западной стороне затьмачья . Название «Красная слобода» происходит от слова «красивая», «прекрасная». Это была уютная слободка Морозовских промышленников, которая возникла в Твери на рубеже 19-20 веков.
На слободе жили семьи рабочих Морозовских заводов, их называли Тверские мануфактурщики. Благодаря именно этим людям и возник наш Свято -Никольский храмовый комплекс. Для детей Морозовской слободки решено было построить церковь святителя Николы с церковно-приходской школой по проекту епархиального архитектора А. П. Фёдорова.
Закладка первого камня состоялась в 1902 году. После праздничного богослужения в Тверском Христорождественском монастыре архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) прибыл на Красную слободу с многочисленным народом и освятил место для строительства Свято - Никольского комплекса.
В связи с тем, что подрастающему поколению промышленников необходима была церковно-приходская школа, то строительство началось именно с неё. И уже в 1904 году Краснослободская церковно-приходская школа приняла своих первых воспитанников. Из-за волнений 1905 года финансирование, которое поступало с Морозовской мануфактуры, прекратилось. Но даже Морозовские пролетарии понимал, что начатое дело необходимо закончить. И усилиями Морозовских рабочих церковь была достроена, но по упрощённому проекту В.К. Терского: вместо запланированного пятиглавая возвели четырёхскатную, шатровую кровлю с одной главкой, увенчанную крестом. Кроме церкви была построена и звонница с открытым ярусом, которая галереями-папертями соединялась с церковью и школой.
Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток – запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида – это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного в честь Федоровской иконы Богородицы и южного в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой.
Стены пределов и алтарных абсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады пределов и абсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами.
Из описания церкви видно, что Свято-Никольский храмовый комплекс - это уникальный памятник русской архитектуры ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли наши предки «дивным узорочьем».
Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события.
Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь. Нам известны имена некоторых из них.
Священник Всеволод Федорович Соболев совмещал настоятельские тяготы по управлению приходом с просветительской деятельностью. Он был из духовного звания ( т.е.из семьи сельского священника) и поэтому понимал необходимость преподавания детям простых людей . В 1888 году Всеволод Фёдорович окончил Тверскую Семинарию и сразу же начал преподавать Закон Божий в земских школах . Десятки лет жизни и любящее сердце отца Всеволода было отдано детям жаждущим знать Закон Божий. Светлая память о Всеволоде Фёдоровиче вечно будет жить в сердцах детей Даниловской земской школы, а также Гнилицкого начального училища, и Больше - Березуйской школы Зубцовского уезда. Но особенно много трудов отец Всеволод положил будучи преподавателем Никольской и других школ в Красной Слободе. За преподавательскую и пастырскую ревность он отмечен был императорской наградой: серебряной медалью в память Александра III.
От родственников отца Всеволода нам удалось узнать, что батюшка был, любим рабочим людом Красной слободы (Морозовских пролетариев), и арест его в 1923 году был невозможен. Представьте себе: священник служит, воспитывает в церковно-приходской школе детей рабочих, а его под канвой? Видно это был нонсенс и для красноармейцев! Всё же унизительных обысков и подселения наблюдателя не удалось избежать даже горячо любимому народом батюшке.
Священник Николай Иванович Рождественский также происходил из духовного звания и также как и настоятель окончил Тверскую Духовную Семинарию только на три года раньше в 1885году. За годы обучения в Семинарии он был в числе лучших учеников и сразу после её окончания был назначен законоучителем Чернецкого земского училища. Этот талантливый педагог много трудился в земских школах Кашинского уезда до своего назначения на диаконскую вакансию в Свято - Никольском храме горда Твери. Но служение диакона- псаломщика, а впоследствии и священника Никольского храма добрый пастырь совмещал с преподаванием в местной Никольской школе.
О его судьбе в годы власти безбожников ничего не известно.
Особенно важно упомянуть о главном сокровище нашего храма. О нашем Никольском исповеднике священнике Василии Владимирском. Весьма скудные сведения сохранились о нем в архивах.
Известно, что он около 1888 года окончил Тверскую Духовную Семинарию, как и его собратья - священники преподавал в земских школах, служил в Тверском Христорождественском женском монастыре и в последствии был переведён в Никольскую церковь для служения штатным священником и преподавания в Никольских церковно-приходских школах. Жизнь отца Василия ни чем не отличалась от жизни тысяч священников- законоучителей. Богослужения, в которых священник соединяется с Господом и подобно Ему «учит народы», преподавательская деятельность; попечения о своей семье - все было естественно для человека его звания. Но вот «великая катастрофа 1917 года » и человечество разделилось на иуд, отвергших веру отцов и прадедов и мучеников исповедавших её даже если им угрожала смерть. Одним из таких исповедников и был наш отец Василий. Он не захотел отрекаться от своей веры и из архивных документов, а так же из сохранившегося письма настоятеля, мы узнали о его исповедничестве перед новыми властями в 1923 году, когда его подвергли аресту. Но диавол - враг рода христианского через своих слуг - «воинствующих безбожников» жестоко отомстил исповеднику истины христовой и отец Василий со многими тысячами новых мучеников были отправлены в ссылку, в Среднюю Азию, где и окончил свое земное странствование. Так же жестоко пострадала его многочисленная семья.
Рассказывая о наших Никольских батюшках мы невольно коснулись эпохи воинствующего красного террора, из-за которого страдали множество людей, а так же был изуродован наш Свято-Никольский храмовый комплекс.
Дивную гармонию образования и церковного воспитания нарушили в 1917году. Священники еще служили в храме Николая Чудотворца до 1937года, но Краснослободскую школу сразу же после «декрета Ленина» закрыли. Это было роковое предвестие. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого Законоучителя. Священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии. Никольскую церковь закрыли и начали разрушать. Палачи- ленинцы сбросили Кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, обезглавили церковь. Но так как советской власти требовались помещения, Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство. В последнее время Свято - Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, автошколу и клуб служебного собаководства.
Наше время можно определить как время возрождения и воссоздания утраченного традиционного культурного наследия. С твердым намерением возродить Никольский храм наша церковная община совершала и совершает все службы, молилась и молится за наших благодетелей. Считаю своим долгом поблагодарить всех наших прихожан за посильные вклады в возрождение храма Николая угодника. Многая лета и крепкого здравия желаем ктиторам и меценатам нашей церкви и многим людям, которые помогали возрождать наш святой храм.
Несомненно, Богослужение- это основная деятельность нашей Церкви. Первая литургия во вьновьоткрывшемся храме была совершена на праздник Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля 2003 года. С тех пор службы в нашем храме совершаются регулярно по субботам, воскресным дням и в двунадесятые, великие праздники. Каждый четверг в нашей церкви совершается Акафист Николаю Чудотворцу, а в воскресный вечер Акафист Архистратигу Божию Михаилу и Феодоровской Иконе Божией Матери. После воскресной литургии совершается водосвятный молебен.
В состав Свято - Никольского прихода входит вновь построенная стараниями ктиторов и нашей общины церковь Святителя Арсения Тверского, в которой по средам совершается Акафист Святителю Арсению Тверскому. Службы в Арсеньевской церкви проходят по единому распорядку Свято-Никольского прихода.
Кроме богослужебной деятельности Свято - Никольский приход занимается и благотворительной деятельностью: так по воскресным дням и четвергам раздаются престарелым прихожанам хлебобулочные изделия, в престольные праздники устраивается трапеза для всех прихожан. При приходе работает часовня Матроны Московской во второй Детской Больнице, где по понедельникам совершается молебен св. Матроне.
Никольские священники подражая своим предшественникам занимаются преподавательской деятельностью: окормляется ДС в честь св. бл. кн. Михаила Тверского, а в Тверском лицее, СШ №1 дети занимаются по направлениям «ОДК» и «Основы мировых религий».
При Никольском приходе действуют две библиотеки и две Воскресные школы в Никольской и Арсеньевской церквях. С 2008 года в Никольской церкви действует Клуб религиозно-патриотического воспитания «ПЕРЕСВЕТ», в котором трудятся два преподавателя военно-патриотических дисциплин и один преподаватель ОПК (основ православной культуры).
Ремонтно-восстановительные работы по возрождению Свято - Никольского комплекса продолжаются, а вновь построенная звонница уже призывает на Богослужение жителей Пролетарского района. Вновь воссозданная шатровая четырёхскатная кровля, увенчанная серебристым куполом с крестом, иконостасы, киоты, новые иконы создают в, ещё недавно заброшенном, храме неповторимую атмосферу Дома Божия.
Когда мы входим в Дом Божий, то замечаем, как здесь все отличительно от нашей домашней обстановки. Особое, ни с чем не сравнимое благоухание ладана, мерцание многочисленных лампад и горящих свечей пред святыми образами, умилительное пение хора - все это сразу каким-то непостижимым образом смягчает нашу очерствевшую душу и настраивает ее на особый, возвышенный лад.