Храм Сретения Господня (Серпухов)
Храм Сретения Господня в городе Серпухов — образец русского зодчества рубежа XVII-XVIII веков. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI века) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 годах, высокая колокольня построена в 1833 году.
История
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада князем В. С. Фуниковым в 1552 году стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.
В близлежащем Кузмодемьянском переулке князь Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 года скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки. Итак, с давних пор здесь был весьма оживлённый район посада, в прошлом знавший ещё более успешные времена.
В Серпухове XVII века на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне улица К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 году значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 году с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца города Тарусы. 27 июля 1652 года Космодемьянский храм города Серпухова получил благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 году, однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 года. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 года, когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 году к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 году взамен шатровой звонницы начала XVIII века построена грандиозная колокольня. К 1917 году в Сретенский приход входило 104 двора в городе Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола.
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII–XVIII веков. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 года, вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX века в окнах храма и трапезной.
В 1930-е годы Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана.
Современное состояние
C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 году у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 года в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 году, впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года был восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.
- Воскресная школа для детей «Встреча»
Воскресная школа «Встреча» храма Сретения Господня открыла свои двери для детей в 2011 году, но только осенью 2017 года школа расположилась в новом помещении возле храма. В настоящее время школу посещают более 20 детей, в двух возрастных группах. Педагоги на уроках «Закона Божьего», рукоделия, рисования и театральной деятельности рассказывают о Боге, храме, церковных праздниках, о том, как отличить добро от зла, прививают основы христианкой жизни и учат делать правильный выбор, а также развивают творческие умения и навыки. А те дети, которые хотят петь на богослужении, посещают уроки по церковному хоровому пению. Также учащиеся готовят выступления для прихожан и гостей храма к большим православным праздникам: Пасха, Рождество Христово, Покров Богородицы, Сретение Господне. Занятия проводятся, как правило, после участия детей в богослужении, таинствах исповеди и причастия. Для них в школе организовано горячее питание.
- Предмет "Закон Божий"
"Закон Божий" — основной предмет воскресной школы, тот, которого не изучают в общеобразовательном учреждении. Прежде всего, он предназначен для воспитания в детях твердых навыков благочестия, необходимых им в дальнейшем для ведения самостоятельной богоугодной жизни. Благочестие, то есть истинное богопочтение, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, предполагает правильную веру в Бога, надежду на Его промышление, знание и исполнение Его заповедей, осмысленное участие в церковном богослужении и освящающих таинствах, наконец, и главное, знание и навык частной молитвы.
В связи с возрастными особенностями учащихся преподавание "Закона Божия" проводится в старшей и младшей группах. В методическом отношении целью преподавания является: - развитие внимания через выработку наглядных представлений, связанных с церковным благочестием, и приучение к соблюдению внешнего благочестия в младшей группе; - выработка основных понятий и правил внутреннего благочестия через разъяснение смысла и значения основных событий Священной истории и катехизических истин, церковных молитв и богослужебных действий в группе старшей.
- Предмет «Рисование»
Все дети любят рисовать. Красками, карандашами, мелками, палочкой на земле и пальчиком на окне…. А для того, чтобы получалось красиво, нужно постараться и поучиться. Наши занятия в воскресной школе учат не только изобразительным навыкам, но и укрепляют руку, развивают глазомер и усидчивость, а также знакомят с русскими народными промыслами – дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписью изделий. На самых первых занятиях дети знакомятся с цветами и учатся смешивать их, получая нужные оттенки. Затем изображать форму предметов и рисовать замечательные натюрморты из даров осени и портреты любимых и замечательных мам. Ну а когда основные изобразительные навыки осваиваются, приходит пора декоративного рисования.
- Театральный кружок
На занятиях театрального кружка дети с педагогом репетируют и готовятся к главным православным праздником. Они читают стихи, поют православные песни, учат роли в театральных постановках. Дети выступают в храме и перед приходом в дни праздничных служб. Таким образом дети узнают историю происхождения православных праздников через театрализованные, литературные, музыкальные формы, тем самым ребята познают Святое Евангелие, в них воспитываются чувства любви, дружбы, милосердия, бескорыстия, уважения, взаимопомощи и терпения. Ведь так важно научить наших детей жить по заповедям Христовым.
Святые
По преданию, около 1495 года в семье священника церкви святых мучеников Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII веков митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием.
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10).
Престольные праздники
Сретение Господне - 15 февраля
Косма и Дамиан Асийские, бессребреники и чудотворцы, и мать их преподобная Феодотия - 14 ноября
Икона Пресвятой Богородицы "Толгская" - 21 августа
Контакты
Адрес: Московская область, город Серпухов, улица Карла Маркса, дом 36-а
Телефон: +7(925)346-08-17
Электронная почта: aleksei_spigin@mail.ru
Как добраться: от станции "Серпухов" автобусами №5, №11 до остановки "Площадь 49 армии"
Паломнику
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма или странице храма в соцсети