Собор Распятия Господня (Серпухов)
Храм Распятия Господня в городе Серпухов построен в 1718 году на средства княгини Н. М. Гагариной в духе раннего барокко. Надвратная колокольня построена во 2-й четверти XVIII века. Боковые приделы Христорождественский и Предтеченский.
История
Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В. С. Фуникова в 1552 г. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники.
В 1652 г. храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.
Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле. Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными.
Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители, храм Рождества Христова, был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола. Несмотря на скромное состояние Новорождественской обители, ее храм был украшен с должным благолепием. Сохранилось достаточно подробное описание монастырской церкви 1704 г. Главной святыней храма Рождества (верхнего) был крест со святыми мощами, обложенный серебром и украшенный жемчугом. Иконы местного ряда также имели серебряные оклады. Деревянные резные детали иконостаса были вызолочены и посеребрены, а нижняя часть алтарной преграды с царскими вратами — расписаны красками. В алтаре за престолом находилась икона Богородицы в окладе с драгоценными каменьями, богослужебные сосуды были серебряные, водосвятные сосуды и паникадило — медные. Нижний храм, посвященный святому Пророку и Предтече Иоанну, имел более скромное убранство — сосуды были из олова, но чтимые иконы местного ряда иконостаса «Рождества Христова с деянием», «Иоанна Предтечи с деянием» украшены серебряной басмой.
При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. В 1715 году за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. Позднее, через три года, началось сооружение каменного собора, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина. Храм, имевший три престола: Распятия Господня, Рождества Христова, Усекновения главы Иоанна Предтечи, сохранился и доныне. В 1724 году монастырю были пожалованы в вечное владение «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде».
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в. над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.
В середине XVIII столетия (ок. 1751 г., но не позже 1764 г.) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.
Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — нач. XX вв. В 1764 г. монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.
Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 гг. в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины.
В середине XIX в. (до 1866 г.) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни.
Церковь закрыта в начале 30-х гг. (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения.