Храм Успения Богородицы (Никола-Рожок)

Идёт загрузка карты…

Храм Успения Богородицы (Никола Рожок) — удивительный пример живучести традиций в местной архитектуре, их сочетания с пришедшим на смену стилем барокко. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит Успенский храм.

История

На западном берегу Селигера, вблизи деревни Бараново, на высоком холме над лесом встает стройная колокольня и пятиглавая церковь погоста Никола-Рожок. Прямо из воды круто поднимается холм, заросший деревьями, среди которых стоит церковь. Если же забраться на этот холм, то станет ясно — это небольшой полуостров, имеющий очертание изогнутого рога. За такую форму полуостров и получил название Рожок, а второе наименование — Никола — сохранилось от существовавшего здесь долгое время Никольского монастыря, упраздненного в XVII столетии.

В XV столетии здесь была большая слобода, принадлежавшая ржевскому удельному князю Константину Дмитриевичу, сыну Дмитрия Донского. В 1434 году князь Константин незадолго до смерти постригся в московский Симонов монастырь, приняв имя Кассиана. Когда же он умер, то на поминовение «по своей душе и своем брате» великий князь московский Василий Дмитриевич, по сообщению Карамзина в «Истории государства Российского», пожаловал в Симонов монастырь во Ржевском уезде слободу Рожок с деревнями, с озерами и угодьями, а также церковь во имя чудотворца Николая. Поселившимися тут монахами и был основан первый мужской монастырь — оплот великокняжеской власти на окраинных землях.

Николо-Рожковскому монастырю в древности, по-видимому, долгое время придавалось большое значение. Например, в 1460 году великий князь Василий Темный освобождает его от всякой дани сроком на десять лет, в 1499 году волоцкий князь Федор Борисович жалует ему земли, а в годы опричнины Иоанн Васильевич Грозный освобождает крестьян Рожковской вотчины «от всех царских податей, кроме ямских денег и посошной службы и городового дела». Однако монастырю не хватало своего местночтимого святого, и таким святым становится столобенский отшельник Нил. Именно монахи этого монастыря стали позже основателями Ниловой пустыни. Но с образованием ее рожковский монастырь стал ненужным в этом крае и вскоре после литовского разорения прекратил свое существование. На его месте осталась слобода. «В означенном погосте нашем Рожке две церкви деревянные... а оные церкви весьма обветшали, а мы... желаем вместо оных церквей, новую каменную... построить», — написано в прошении прихожан слободы в Тверскую духовную консисторию в 1763 году.

Успенская церковь с трапезной и южным Никольским приделом была построена в 1763-1768 годах. Спустя лет десять рядом с ней с южной стороны возвели высокую, отдельно стоящую надвратную колокольню и кладбище вокруг церкви обнесли каменной оградой с башнями. В 1859—1863 годах церковь была несколько перестроена: с севера к трапезной добавлен еще один придел, а с юга и с запада — притворы. Успенская церковь погоста Никола-Рожок — удивительный пример живучести традиций в местной архитектуре, их сочетания с пришедшим на смену стилем барокко. Основа композиции Успенской церкви — хорошо известный тип храма: двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием. С востока — граненая апсида, с запада — трапезная с приделом. Четверик завершен двумя рядами кокошников. Причем нижний ряд — само завершение четверика, а верхний трактован как «трибун» под массивное пятиглавие. Квадратные постаменты под барабанами глав также с кокошниками, а сами барабаны — с аркатурными поясами из полуколонок с перехватами. На углах кокошники второго яруса, обегая по периметру трибуна, ломаются пополам, одновременно выходя на два фасада, — мотив, встречающийся в конце XVII века в Осташкове у Троицкого собора и в Торопце у церкви Спасо-Преображения. Поребрик, проходящий по верхнему ярусу четверика, по барабанам пятиглавия и дополняющий профилировку кокошников, — деталь, заимствованная от более ранних построек. А вот базы пилястр, наличники окон «с ушами» на трапезной храма и апсиде, завершение окон сделаны уже по образцу декорации, распространенной в 60-х годах XVIII столетия в Торопце и Осташкове. Не забыт даже замковый камень над окнами в форме трилистника, и базы пилястр на трапезной украшены заглубленным равноконечным крестом — деталь, которую можно видеть, к примеру, у церкви села Сосницы. При расширении трапезной прежние особенности убранства фасадов были повторены, и надо внимательно приглядеться, чтобы уловить разницу между старыми и новыми частями здания.

В отличие от церкви колокольня — характерный пример местной барочной архитектуры. Она имеет много общих черт с колокольней Троицкого собора в Осташкове и с надвратной церковью Петра и Павла в Ниловой пустыни.