Районный центр Ярославской области. Расстояние от Углича до Москвы 204 км к северу от Столицы. На р. Волга. Население – 37 тыс. человек.
Субъективно
Почему-то жителям этого города удалось при бедности сохранить большее достоинство, чем жителям иных туристских центров. Да, они поют для туристов, торгуют, водят экскурсантов, порой просят, но не вымогают. Город потерял почти всё, что имел материального, но сохранил духовное.
Всё интересное можно увидеть за день. Но в таком месте можно задержаться и дольше.
История города
В углу Волги
Наиболее правдоподобное объяснение названию места состоит в том, что Волга круто поворачивает здесь, образуя угол. В этом углу остановился прибывший на Волгу из Киева для сбора дани князь Ян Плескович, родственник святой княгини Ольги. Здесь ему понравилось, и через 10 лет после первого появления, в 947 г., он основал город – в том месте, где теперь Угличский кремль. Пять лет Ян руководил возведением земляного вала и выкапыванием рва, а потом вернулся в Киев.
Христианином князь стал позже – в Царьграде, вместе с Ольгой. Из Киева христианство стало быстро распространяться по Руси. Уже на третий год после крещения внука Ольги св. Владимира – в 991 г. – в Угличе был построен первый храм, в честь царя Константина и его матери Елены.
Конец Угличского удела
Великие русские города уже склонили голову перед Москвой, даже могучая Тверь и Великий Новгород, а маленький Углич всё ещё думал сохранить самостоятельность. Но недаром Иоанна III прозвали собирателем русских земель. В 1492 г. великий князь захватил своего брата, угличского князя Андрея Большого, в Москве и отправил в тюрьму Переславля-Залесского; тот умер там в следующем году. Перед свержением князя Андрея, как предзнаменование, в Угличе случился пожар, уничтоживший 15 храмов и более 500 дворов. Сыновей Андрея – Иоанна и Димитрия – томили в тюрьмах полвека, сначала в переславской, потом в вологодском Прилуцком монастыре, где они и скончались. Иоанн, в схиме Игнатий, причислен к лику святых.
Трудности большевиков
Как встретил Углич приход «народной» власти, можно судить по трём документам.
Телеграмма Угличского исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов в губернский исполком от 17 июня 1918 г.: «Угличский исполком просит срочно безотлагательно прислать команду красной армии с пулемётами. Угличскому совдепу угрожает опасность. Под видом голодного бунта семнадцатого июня раскрыто контрреволюционное действие. Проведены аресты в количестве шестнадцати человек. Аресты продолжаются. Спасение Угличского совдепа в связи происшедшего семнадцатого июня произошло только благодаря случайно проезжающей команде чрезвычайной охраны путей сообщения из Твери, которой был водворён порядок. Означеная команда может быть в гор. Угличе только по восемнадцатого числа включительно».
Из протокола заседания Угличского исполкома от того же дня: «Постановили: обложить гор. Углич контрибуцией в двести тысяч (200 000) рублей и предписать городскому Совету представить собранную контрибуцию в распоряжение чрезвычайного военного штаба на покрытие расходов, вызванных контрреволюционным выступлением в гор. Угличе 17 июня с/г».
Обращение Улейминского волостного Совета в Угличский уездный исполком от 14 сентября 1918 г.: «В циркулярном предписании исполнительного комитета Угличского Совета крестьянских и рабочих депутатов говорится об изъятии из всех советских и государственных учреждений икон. Улейминский исполнительный комитет просит указать: распространяется ли таковое распоряжение на волостные Советы и народные училища, если да, то исполнительный комитет полагал бы оставить иконы в помещении волостного Совета, а также и в народных училищах, ввиду того, что крестьянская масса настроена глубоко религиозно, и с удалением из этих учреждений икон этим самым будет оскорблено религиозное чувство этой массы, и тогда уже волостной Совет потеряет всякую симпатию у населения. И без того уже за последнее время страшно поколеблен престиж Советов, и оставаться при таких положениях в волостном Совете становится страшно тяжело, когда всё население не идёт навстречу своему Совету и идёт против своих вождей, в лице им же самим выбранным лицам. Так как каждый посетитель при входе в волостной Совет снимает фуражку и крестится».
В 1238 г. в битве с монголами на берегу р. Сити угличскому князю Владимиру удалось уцелеть. В 1244 г. Владимир вместе с другими князьями в Орде получил от Батыя право на свою вотчину. А в 1261 г. угличский стол унаследовал после смерти отца и брата Андрея князь Роман Владимирович.
Это был один из наиболее любимых угличанами властителей. Он устроил богадельни, приюты для неимущих, не менее 15 храмов и сам каждый день посещал церковные службы. При нём Угличское княжество не участвовало ни в одной междоусобице и расширило свои владения. В княжество входили Углич, Кашин, Бежецк, Устюжна, Дмитров, Звенигород и построенный князем Романов (большевиками переименованный в Тутаев).
Умер князь в 1285 г. В 1486 г. его мощи обретены нетленными. В 1609 г. поляки сожгли их вместе с собором. Но остатки их продолжали исцелять. Сейчас мощи святого князя покоятся в церкви Димитрия «на поле».
Успенский монастырь в Угличе основан в 1371 Алексием, митрополитом Московским. В том же году для создания и обустройства обители был направлен инок Адриан, к следующему году построивший первую деревянную Успенскую церковь. После канонизации митрополита в 1439 монастырь стал называться Алексеевским. Разорён поляками в 1609, но вскоре восстановлен. В XVI-XVII вв. были построены каменные храмы. После реформы 1764 монастырь получил статус третьеклассного. Во 2-й пол. XVIII - XIX вв. построены каменная ограда (1761-1777), келейные корпуса и трёхъярусная колокольня в классическом стиле (1820-1825). Монастырь закрыт в кон. 1920-х, в 1930-х его архитектурный ансамбль значительно пострадал. Возрождён в качестве женской обители в 1997.
Монастырь основан в кон. XVI - нач. XVII вв. По разным версиям основательницами называются М. Ф. Нагая или К. И. Шестова. Первоначально находился в юго-западной части кремля. В 1609 был разорён поляками. Восстановлен в 1620-х. В 1661 перенесён на нынешнее место. В 1689-1700 построен первый каменный храм. В 1764 получил статус третьеклассного. В XIX в. велось активное каменное строительство. С сер. века являлся одним из наиболее значительных и известных монастырей Ярославской епархии. Число насельниц достигало 250 человек. Монастырь был закрыт примерно в 1930. В 1930-1960-е его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 началось возрождение монастыря.
Монастырь известен с 1482. Возможно, был основан угличским князем Романом Святым (1261-1285). Первоначально находился на берегу Волги около устья Троицкого ручья. В XVI в. в монастыре было шесть деревянных церквей. В 1609, подобно другим угличским обителям, разрушен поляками, но вскоре восстановлен. Были вновь построены деревянные Воскресенский собор, Смоленская церковь с трапезной и надвратная церковь Марии Египетской с шатровой колокольней. В 1660-1670-х на средства ростовского митрополита Ионы Сысоевича монастырь был перенесён на современное место и отстроен в камне - был образован замечательный ансамбль, состоящий из собора, трапезной церкви и звонницы. Одновременно построены кельи, хозяйственные постройки и ограда. В 1764 монастырь упразднён и преобразован в приходскую церковь. К нач. XIX в. ликвидированы разные постройки, ограда и остались только храмы. В 1923-1924 церкви закрыты. В 1999 Воскресенский монастырь был возрождён.
Монастырь основан в 1460-х иноком Варлаамом из Ростова, возвращавшимся после паломничества по Святым местам с иконой свт. Николая, приобретённой в г. Бари. Поселившись в 12 вер. от Углича на берегу р. Улеймы, в 1461 он построил Никольскую церковь, а вскоре по воле угличского кн. Андрея Большого и ростовского архиеп. Иосафа там был создан монастырь, настоятелем которого стал старец Варлаам. В XVI в. были построены каменные Введенская и Никольская церкви. В 1609 монастырь был разорён и разрушен поляками, но вскоре восстановлен. Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII вв. создан существующий архитектурный ансамбль. В 1764 получил статус заштатного, но в последующее время сохранял большое значение и пользовался известностью благодаря частице мощей Николая Чудотворца и почитаемой иконе. Монастырь закрыт в 1930. Возрождён в 1992 как мужской старообрядческий (РПСЦ) монастырь. В 1998 преобразован в женский.
Спасо-Преображенский собор Угличского кремля стоит на самом берегу Волги и является главным храмом Углича. По преданию, когда-то в конце 10-начале 11 вв. князь Ростова Борис Владимирович, построил в Угличе соборный деревянный храм Константина и Елены с приделом в честь Похвалы Богородицы. В первой половине 13 в. рядом с этой церковью возвели Спасо-Преображенский собор, который и стал главным храмом города, а Константиноеленинская церковь долго еще была приписана к нему.
Спасо-Преображенский собор сначала был деревянным. В 1485-1487 гг. его перестроили в камне. Он стал частью комплекса ранее выстроенного княжеского дворца. Храм располагался с запада от Палат. Собор был с одной главой и стоял на четырех столпах. Он поднимался на подклете. С трех сторон его окружала галерея.
Адрес: Россия, Ярославская область, г.Углич, Кремль, 5
Одна из красивейших церквей Углича стоит рядом с Воскресенским монастырём, на самом берегу Волги. У деревянного храма, стоявшего на этом месте, в 1663 г. похоронили убиенного отрока Иоанна Чеполосова. Через 26 лет стали строить каменную церковь, докопались до гроба мальчика: «тело его цело и нетленно, и одеяние не истле, даже и гроб нов, и изыде благоухание велие». Нынешний храм построил его отец в 1691 г. и положил в нём мощи сына.
С одной женщиной, которая по злобе поджигала ночами дома соседей, произошло следующее. Когда она подожгла дома возле Предтечевской церкви, увидела какого-то мальчика в белом, вышедшего из храма, отвратившего пламя от храма и сказавшего ей: «О, окаянная жено! Престани сие зло творити, – или мене в сем храме почивающаго сожещи хощеши; аще не престанешь от сего зла, то я буду просить Господа Бога, да тебя живу сожжет сим огнем». Женщина пришла в ужас. Но, как водится, со временем успокоилась и взялась за старое. Сразу же была схвачена и на суде поведала о виденном.
Архитектура храма настолько богата и гармонична, что Н. Рерих, К. Юон, Васнецовы рисовали собор, бывая в Угличе.
Церковь Святого царевича Димитрия – наиболее известный храм Углича. Он стоит на высоком мысе в месте впадения Каменного ручья в Волгу. Этот храм упомянут во всех путеводителях по Золотому кольцу и Волге, его посетили миллионы людей: паломников и туристов.
После гибели царевича Димитрия 15 мая 1591 года на заднем дворе княжеского дворца была построена часовня. Но простояла она недолго, до времени разорения Углича поляками. Потом в 1630 году на этом месте появился шатровый деревянный храм в честь царевича Димитрия, а при нем – зимняя церковь Михаила Архангела.
В алтаре первоначального храма располагалась гробница, под которой находилось то место, где была пролита кровь царевича. По легенде в каждую годовщину смерти кровь выступала на песке. Это мог наблюдать сам царь Алексей Михайлович, когда в 1663 году побывал в Угличе. Пораженный увиденным он пожертвовал церкви крест на храмовую икону.
Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1692 году, нижний этаж в нем занимала церковь Михаила Архангела, верхний – церковь царевича Димитрия. Оформили храм в московском живописном стиле того времени. Основной объем здания поднимается на подклете и состоит из четырех частей: храмовой части, алтаря, паперти с колокольней и трапезной.
Адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, д. 3.
На поле, где угличане остановили процессию с телом царевича и прощались с ним, сначала была воздвигнута часовня, потом деревянный храм, а в 1800 г. – нынешний, «На поле» или «На кладбище». Это единственный действующий храм, который советская власть оставила народу.
Здесь хранятся: мощи благоверного князя Романа Угличского, частица мощей царевича Димитрия, кафтан царевича Димитрия, Феодоровская икона Божией Матери, перед которой молился царевич Димитрий, Афонская икона Божией Матери, икона Покрова Божией Матери, которая явилась в XIV в. (такая же икона хранится в историко-художественном музее, какая из них список, неизвестно) и другие святыни. До недавнего времени открыто лежали окровавленные орешки, вынутые из руки убиенного царевича, но были украдены.
В день убиения царевича Димитрия – 15 (28) мая – бывает крестный ход из храма в кремль. Местные власти пропагандируют этот праздник как детский.