Россия

Общее описание

Объективно

Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.

Субъективно

Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.

Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».

Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.

История города

Недолгий расцвет

Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов.

В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя.

Переход под власть Москвы

Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.

В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве.

Смутное время

После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона.

В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.

Ярославль восстал. Для подавления восстания 12 декабря 1608 г. в город вошёл новый большой отряд поляков. Ночью, когда поляки напились и уснули, многих из них ярославцы поубивали. Однако уцелевшие сумели подавить стихийные выступления русских.

Терпение народа истощалось, восстания вспыхивали повсюду. 7 апреля 1609 г. польский гарнизон Ярославля был разбит вологодским ополчением под командованием воеводы Никиты Вышеславцева. Освободив город, восставшие принялись укреплять его стены. Подходили всё новые отряды русских – из Ярославской земли, из Великого Устюга и других мест.

Покорять Ярославль пришёл Ян Сапега с большим войском. 30 апреля началась осада города. Сначала враги сожгли слободу Спасского монастыря, затем овладели и Земляным городом. Но центральную часть – Рубленый город – тушинцы безуспешно штурмовали до 22 мая. После чего с большими потерями ушли.

В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.

Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.

Димитрий Пожарский разослал по всем русским городам грамоты с призывом прислать в Ярославль «изо всяких чинов по два» представителя. Из этих представителей был образован Совет всея земли. Ярославль стал фактической столицей России. Совет всея земли назначал в освобождённые города воевод, вёл межгосударственные переговоры. Ярославский денежный двор, используя в качестве сырья иностранные талеры, чеканил серебряную монету, которая была необходима для выдачи жалованья ополчению. Значительную долю средств для содержания ополчения дали ярославские купцы.

Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова

Расцвет торговли

После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т.

Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.

Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей.

Развитие в XVIII-XIX веках

В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий.

Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.

В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.

В XIX в. город не снизил темпов развития. В 1835 г. обороты ярославских купцов, торговавших хлебом, тканями и железом, составляли около 2 млн. рублей. А о ярославских заводчиках путеводитель 1859 г. утверждал, что они «не знают себе соперников, имея собственные заводы в Перми». Наиболее развитым производством оставалось текстильное.

В 1870 г. открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Перед началом Первой мировой войны объём промышленного производства в Ярославле каждые 10 лет удваивался. В 1910 г. 45 ведущих предприятий города выпускали продукции на 42 млн. руб. Как крупный промышленный центр, Ярославль пострадал от рабочих волнений 1905 г.

Центр нынешнего Ярославля преимущественно занят 2-3-этажными зданиями, построенными в XIX в. Одно из характерных зданий – Гостиный двор (1813-1818), в котором торговля идёт так же бойко, как и прежде.

Служение святителя Тихона

В 1907 г. с Алеуто-Аляскинской кафедры на Ярославо-Ростовскую был переведён святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. Кафедральный Успенский собор, где он часто служил, уничтожен большевиками. Но память о служениях святого архиерея хранят множество храмов по всей Ярославской области, так как святитель то верхом, то пешком, то на лодке отправлялся служить в отдалённые города и сёла. Паства, зная добродетели своего архиепископа не понаслышке, тепло проводила его в 1914 г., когда его перевели на Литовскую кафедру, и избрала почётным гражданином города.

Восстание 1918 года

В ночь с 5 на 6 июля 1918 г. боевой отряд Союза защиты Родины и свободы, возглавляемый Борисом Савинковым, сверг большевистскую диктатуру в Ярославле. В этом отряде было лишь сто человек, но эти люди были боевыми офицерами. Руководил ими полковник А. П. Перхуров. Большевистские начальники – Нахимсон, Закгейм и Зелинченко – были расстреляны. Восставшие объявили о своей принадлежности к Северной добровольческой армии, создали Ярославское городское самоуправление, восстановили городскую управу.

Город был окружён «красными». 8 июля 1918 г. красногвардейцы хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы на Туговой горе орудие для обстрела города. Священник этой церкви Николай Иванович Брянцев воспротивился этому, его расстреляли на месте. Тело бросили в яму, а сверху – дохлую собаку. В чине священномученика отец Николай был канонизирован в 2000 г.

О том, много ли горожан поддержало восстание, можно судить по тому, что большевики так обстреливали Ярославль, что уничтожили 20 заводов и оставили без крова 28 тыс. человек. 21 июля город был взят, 41 белогвардеец расстрелян.

Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.

Святые

Священноисповедник Агафангел (Преображенский)

Преподаватель Ранненбургского духовного училища Александр Преображеский постригся в монахи с именем Агафангела в 1885 г., спустя два года после того, как потерял в одночасье (после 11 месяцев семейной жизни) жену и сына. Архиепископом Ярославским и Ростовским Агафангел стал в 1914 г.

В 1922 г. митрополит Агафангел отказался сотрудничать с обновленцами и готовился выехать в Москву, чтобы принять от патриарха Тихона пост местоблюстителя патриаршего престола. Но власть не позволила ему этого сделать: 68-летний архиерей был посажен под домашний арест. Находясь под арестом, святитель делал всё возможное, чтобы опровергнуть распускаемые большевиками слухи об отречении патриарха Тихона и передаче им своих полномочий обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ). Сознавая, чем ему это грозит, митрополит Агафангел обратился к Церкви с посланием, в котором дал оценку полномочности ВЦУ и призывал отстаивать православие. В том же году святитель был переведён в тюрьму. Его скитания по тюрьмам и ссылкам продолжались до 1926 г.

29 декабря митрополит Агафангел вновь возглавил Ярославскую кафедру. Однако силы были уже на исходе. 30 января 1928 г. владыка слёг от сердечной болезни и не поднимался до смерти, которая наступила 16 октября. Находясь на одре болезни, святитель продолжал бороться за единство гонимой Церкви своими посланиями. Владыка знал о днях предстоящей кончины и вовремя причастился, отчего почувствовал себя намного лучше. Хоронили митрополита на седьмой день после смерти, но от гроба веяло благоуханием. Память священноисповедника Агафангела празднуется 3 (16) октября.

Мощи священноисповедника Агафангела находятся в Казанском монастыре Ярославля.

Ярославские князья и ордынские цари

После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.

В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)

Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный.

Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным.

В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.

Монастыри

Казанский женский монастырь

История монастыря связана с Ярославской-Казанской иконой Божией Матери. В 1588 г. Божия Матерь явилась благочестивому жителю Казани Герасиму и повелела купить Казанскую икону и отнести её в город Романов. В Смутное время Романов был разорён, с литовцем Иаковом Любским икона пришла в Ярославль. Сначала Любский не соглашался продать ярославцам икону, но потом сам принёс её. Новые явления Богородицы подвигли ярославских воевод построить специальный храм для иконы, чтобы она была для города «твердыня и стена, паче всякия ограды». Войску Сапеги не удалось взять город, и в 1610 г. был поставлен деревянный храм в честь иконы. При храме учредили женский монастырь, куда перешли 72 сестры из разорённой Рождественской обители. Празднование иконы – 8 (21) июля.

Первый каменный храм Казанской иконы Божией Матери был поставлен в 1649 г. В 1835-1845 гг. его заменили современным.

Перед революцией в обители трудилось около 400 сестёр. В 1918 г. монастырь упразднили, монахинь отправили в Толгский. В Казанском соборе с 1928 г. располагался архив.

Современное состояние

Монастырь расположен почти в центре современного Ярославля, на одной из главных улиц. Церкви он возвращён в 1999 г. Сестёр около 20. Видна их напряжённая трудовая и духовная жизнь. Уже действуют Сретенская церковь в игуменском корпусе (1881) и Казанский собор.

Святынями монастыря являются Казанская икона Божией Матери (список, сделанный сёстрами в 1918 г., перед самым закрытием обители) и мощи священноисповедника Агафангела.

Богослужения: утреннее – в 8.00, вечернее – в 16.00

Адрес: Ярославль, ул. Первомайская, 19а. Тел.: (0852) 72-77-51

Толгский Свято-Введенский женский монастырь

Ростовский епископ Прохор (бывший архимандрит Спасо-Преображенского монастыря, в схиме Трифон) в 1314 г. направлялся из Белозерска в Ростов и заночевал на правом берегу Волги в месте впадения в неё р. Толги. Тогда здесь был дремучий лес. Проснувшись ночью, епископ увидел мост, ведущий к столбу света. Помолившись, перешёл по мосту через реку. На воздухе, на недостижимой высоте стоял образ Божией Матери с Сыном. Утром моста не оказалось, а икона обнаружилась на земле.

Основанный вскоре монастырь прославился бесчисленными чудесами от иконы, которую назвали Толгской. Среди чудес были исцеления, избавления от эпидемий, засух и воскрешение 4-летнего боярского сына, которого привезли в монастырь хоронить. Икона исцелила от болезни ног Иоанна Грозного, посетившего монастырь в 1553 г., уцелела во время пожара, опустошившего обитель, и разграбления 1609 г. Празднование Толгской иконы Божией Матери установили в день обретения – 8 (21) августа.

Иоанн IV и многие другие цари, князья и купцы щедро жертвовали на монастырь. Даже разорение 1609 г., когда было убито 64 брата, не погубило обитель.

После Смутного времени обитель начала отстраиваться в камне. В 1635 г. построили Крестовоздвиженскую церковь с трапезной палатой (перестраивалась до XIX в.). В 1672 г. на средства ярославских купцов Сверчковых были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Величественный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы возвели в 1683 г. В 1683-1685 гг. на пожертвования князя Никиты Львова построили звонницу. Изящная Спасская церковь была построена в начале XVIII в. В ней был похоронен герой войны 1812 г. генерал-лейтенант Н. А. Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе Толстого «Война и мир». В конце XVIII в. монастырь обнесли каменной стеной с башнями.

Иеромонах Иосиф до поступления в Толгский монастырь служил полковым священником, много дней провёл на передовых линиях фронтов Первой мировой войны. Был награждён боевыми орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. В 1915 г. отец Иосиф поступил в Толгский монастырь. В 1918 г. на подворье монастыря в Рыбинске его убили при неизвестных обстоятельствах. В 2001 г. в числе многих мучеников Ярославской земли иеромонах Иосиф был причислен к лику святых.

Обитель упразднили в 1928 г. В 1950-х гг. в ней разместили колонию для несовершеннолетних. Часть надгробий монастырского кладбища была использована в фундаментах новых построек, в часовне и алтаре Спасского храма были устроены отхожие места. От колонии остались стены мертвенного цвета, холодный карцер, в котором на день поднимался стул, чтобы заключённый не мог сидеть.

Современное состояние

Монастырь возвратили Церкви в 1987 г. в полуразрушенном состоянии. Сейчас он полностью восстановлен и снова является одним из самых славных и процветающих. В монастыре более ста сестёр, которые трудятся на обширных земельных угодьях, арендуемых у государства, в подсобном хозяйстве, а также занимаются различными традиционными рукоделиями. Зеленеет кедровая роща, в которой сохранились 400-летние великаны.

Толгская икона Божией Матери, хранившаяся в монастыре шесть веков, сейчас находится в музее «Митрополичьи палаты», откуда приносится в обитель лишь на большие праздники. Но в обители имеются старинные списки Толгской иконы.

Другой почитаемой святыней, которая находится в Введенском соборе, являются мощи святителя Игнатия Брянчанинова, который не только прославился святостью жизни, но и стал духовным наставником многих тысяч православных через свои книги. Память святого празднуется 30 апреля (13 мая).

Паломников и трудников принимают.

Богослужения. Утреннее богослужение начинается в 6.00 (в праздники и воскресные дни – в 7.00) полунощницей, за которой следуют акафист, часы и литургия. Вечернее богослужение – в 17.00. Молебен у мощей святителя Игнатия ежедневно в 5.30.

Тел.: (0852) 55-24-08.

Адрес: Проезд. От Красной пл. Ярославля на автобусе №21 до ост. «Песочное». По мосту через Волгу выехать на М8, примерно через 10 км повернуть налево по указателю.

Храмы

В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.

Храм Михаила Архангела

Храм Михаила Архангела

Построен на месте, где первую церковь ещё в 1216 г. поставил князь Ростовский Константин Всеволодович. Возобновила храм жена князя Феодора Анна, ордынская царевна. Современный облик был сформирован в XVII в. Адрес: Которосльная наб., 14.

Церковь Иоанна Предтечи «в Толчкове»

Построена в ремесленной слободе Толчково в 1687 г. на средства владельцев кожевенных заводов Ереминых. Украшена изразцами, красивый резной иконостас. Храм изображён на современных 1000-рублёвых купюрах.

Адрес: Закоторосльная наб., 69.

Церковь Феодоровской иконы Божией Матери

Освящена около 1687 г. Кафедральный собор. В нём покоятся мощи благоверных князей Феодора Чёрного и его сыновей Давида и Константина.

Адрес: ул. Б. Фёдоровская, 74.

Церковь Николы Надеина

Построена на деньги купца Светешникова и освящена около 1622 г. Сохранились росписи на стенах, иконостас 1751 г. в стиле барокко. Утверждают, что иконостас выполнен по эскизам Ф. Г. Волкова, прихожанина этого храма и основателя русского национального театра.

Адрес: Народный пер., д. 4 (во дворе).

Церкви Иоанна Златоуста и Владимирская «в Коровниках»

Церковь Иоанна Златоуста освящена около 1654 г., а церковь Владимирской иконы Божией Матери – около 1669 г. Два храма и колокольня на берегу Которосли образуют единый ансамбль, который сейчас передан старообрядцам. Храм Иоанна Златоуста украшен изразцами. Бывшая слобода Коровники знаменита также своей тюрьмой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Освящена около 1686 г. Украшена изразцами.

Адрес: ул. Чайковского, 1.

Церковь Спаса «на Городу»

Освящена около 1672 г.

Адрес: Которосльная наб., 10.

Церковь Николы «Мокрого»

Освящена около 1672 г. Говорят, что в храме сохранились резные «стулья» царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Адрес: ул. Чайковского, 1.

Церковь Илии Пророка

Храм освящён около 1685 г. Внешне храм не выделяется на фоне других церквей Ярославля, но внутри впечатляют старинные росписи и пышный резной иконостас начала XVIII в. Храм не действует, в нём музей.

Недалеко от Советской площади располагаются гостиницы Ярославля , от которых примерно 15-20 минут ходьбы до храма Ильи пророка и до главных достопримечательностей города.

Адрес: Ильинская пл., ныне Советская пл., д. 7

Церковь Богоявления

Освящена около 1693 г. Деньги на строительство дал купец Зубчанинов.

Адрес: Богоявленская пл.

Церковь Рождества Христова

Построена на деньги купцов Назарьевых и Гурьевых и освящена около 1647 г. Купцы запечатлели свои имена в изразцовой надписи на стене храма. Уникальна надвратная колокольня.

Адрес: ул. Кедрова, 1.

Музеи

Историко-архитектурный музей-заповедник

То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Монастырь был поставлен на Которосли, близ её впадения в Волгу. Первую каменную церковь Преображения Господня начали строить ещё в 1216 г.; монастырь тогда стал княжеским. Князь Константин Всеволодович собрал здесь богатую библиотеку русских и греческих рукописей, создал первое на северо-востоке Руси духовное училище. Сохранились свидетельства, что и князь Феодор Чёрный часто посещал монастырь и благотворил ему. Внук Феодора Василий Давидович определил, согласно с волею своего деда, жалованье каждому иноку в 2 рубля. Иоанн Грозный даровал освобождение от части податей и судебный иммунитет.

Не удивительно, что монастырь широко отстраивался в камне. В 1506-1516 гг. возвели заново рухнувший во время пожара собор Спаса Преображения с библиотекой в приделе. Тогда же построили Святые ворота (перестроены в 1620-х гг.). После пожара 1536 г., когда Ярославль выгорел полностью, монастырь обнесли каменными стенами.

В XVI-XVIII вв. обитель была не только духовным центром Ярославля, но и одной из мощнейших крепостей Поволжья. Сторонники второго Лжедимитрия взять его не смогли. Ополчение Минина и Пожарского, которое выгнало их из Москвы в 1612 г., собиралось с силами в Ярославле. В 1613 г. в Спасском монастыре жил только что избранный царь Михаил Романов. В конце XVIII в. в обители была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».

Сегодня бывший монастырь – главная достопримечательность Ярославля. Гость может осмотреть с высокой колокольни весь центр Ярославля, а также посетить выставку церковной утвари и экспозицию «Слово о полку Игореве».

Адрес: пл. Богоявления, 25. Тел.: (4852) 30-38-69

Время работы: Открыт с 10.00 до 17.30, кроме Пн. и первой Ср. чётного месяца

Музей «Митрополичьи палаты»

Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.

В музее – богатая коллекция икон из ярославских храмов и монастырей.

Адрес: Волжская наб., 1. Тел.: (4852) 72-92-87.

Время работы: Открыт с 10 до 17 ч, кроме Пт.

Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга

Проезд из Москвы

С Ярославского вокзала по маршруту Москва Ярославль идут – 27 поездов, в том числе утренний электропоезд-экспресс. Время в пути – 3-4 ч.

С Центрального автовокзала 7 рейсов в день, время в пути – 6 ч.

На машине по М8 270 км, 3 ч 40 мин пути.

Проезд из Санкт-Петербурга

Из Санкт-Петербурга до Ярославля идет около 5 поездов в день. В пути 12-14 ч.

Прочая информация

Куда дальше из Ярославля

Вокзалы Ярославля

Ж/д вокзал. Адрес: ул. Вокзальная, 20. (Сообщение с Москвой – с Ярославля-Главного. Есть также станции Ярославль-Депо и Ярославль Московский, но здесь все расписания приводятся по Ярославлю-Главному.)

Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: (4852) 79-21-11.

Московский автовокзал. Адрес: Московский пр-т, 20. Тел.: (4852) 44-18-37.

Речной вокзал. Адрес: Волжская наб., 2а. Тел.: (4852) 25-43-25.

Кострома

Кроме поездов, следующих из Москвы через Ярославль, есть 2 поезда Ярославль-Кострома (в пути – 2 ч 40 мин), а также 3 электропоезда.

На машине по А113 76 км, 1 ч пути.

Автобус до Костромы с Московского автовокзала идёт 2 ч, более 10 рейсов в день.

По воде. «Метеор» от речного вокзала идёт 1,5 ч, 2 рейса в день.

Ростов Великий

Автобусом до Ростова 8 прямых рейсов в день с Московского автовокзала, 1 ч 40 мин в пути. На Борисоглеб – 8 рейсов, в пути 2 ч.

На машине по М8 57 км, 40 мин пути.

3 электропоезда в день.

Тутаев

С Московского автовокзала 13 рейсов (на Иваново), в пути около 1 ч.

На машине 40 км, 35 мин пути.

Углич

Автобусом, кроме 1 рейса через Ростов (4,5 ч в пути), есть 4 рейса через Большое Село (3 ч в пути).

На машине, через Большое Село и Новое. 109 км, 2 ч пути.

Карта Ярославля

{{#yandexmap:Ярославль|400|300|cdzMP}}