Свято-Воскресенский храм (Майкоп)

Версия от 09:24, 12 мая 2020; DmitryNel (обсуждение | вклад) (Замена текста — «45» на «45»)
Идёт загрузка карты…

История

Свято-Воскресенский храм построен в 1833 году в характерном для Кубани псевдорусском стиле.

В XIX веке постепенно строились церкви на замену временным молитвенным домам. Всем миром приобреталось и наживалось церковное имущество. Этому способствовала существующая традиция жертвовать в храм. Жизнь станичного духовенства была неразрывно связана с жизнью станичного казачьего общества и влияла на все области этой жизни, не ограничиваясь только службой в храме. И значительная связующая роль здесь принадлежала церковным советам во главе со старостами, избираемыми из самых уважаемых казаков на 3 года и утверждаемыми в Ставропольской консистории. Большое влияние на развитие православия в Майкопском отделе оказала Свято-Михайловская Афонская пустынь, ставшая центром духовной жизни и местом паломничества.

Во времена войн и бедствий через церкви прихожане оказывали поддержку нуждающимся. Так во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов при сборе пожертвования на «военные надобности и в пользу больных и раненных воинов».

В некоторых станицах кроме училищ дети могли получить начальное образование в церковно-приходских школах, где занятия проводили приходские священники, дьяконы, псаломщики. В основном для этих школ использовались церковные сторожки.

Революционные события, сотрясшие Россию в 1917 г., стали началом коренных изменений всех сфер жизни, в том числе церкви. Не обошла она стороной и Майкопский отдел. Духовенство продемонстрировало тесную связь со своими прихожанами и готовность поддержать их в моменты испытаний.

В 1922 году в СССР в церквях и монастырях было проведено изъятие ценностей для помощи голодающим. Для этого в отделах и населенных пунктах Кубанской области были организованы специальные комиссии. На каждый храм, монастырь, часовню, мечеть составлялись отдельные описи с включением каждого предмета отдельно с указанием материала. При этом в обязательном порядке представлялась опись церковного имущества до 1917 года. В недельный срок местные советы должны были предоставить заверенные описи. На основании этих описей областной комиссией устанавливался очередной порядок производства работы: день и час. Причем в первую очередь подлежали изъятию ценности из наиболее богатых церквей и монастырей.

В это время группы обновленческого движения «Живая церковь» и высшего церковного управления (ВЦУ) произошел выход либерального духовенства из подчинения Святейшему Патриарху Тихону. Драматично проходило в феврале-марте 1923 года принятие обновленчества в Майкопском отделе. Первоначально под давлением прибывших из Краснодара священников-обновленцев майкопское духовенство, «скрепя сердце», дало свое согласие присоединиться и подчиниться «Живой церкви» и ВЦУ, но затем, подчиняясь голосу совести, и после неоднократных обсуждений, нашло невозможным это присоединение, и на собрании духовенства 19 февраля 1923 года вынесло постановление признать Живую церковь ересью. В 30-годы происходит массовое закрытие церквей.

Антирелигиозная пропаганда стала одним из важнейших направлений идеологической работы среди населения. Передача регистрации актов о рождении, браке и смерти из ведения церкви государственным ЗАГСам, постоянное негативное освещение церковного вопроса в периодической печати, лекции с последующими самодеятельными инсценировками соответствующего содержания, воскресники в дни церковных праздников, проведение комсомольских Рождества, Пасхи и Троицы, создание кружков и союза «Бежбожник» и многие другое должно было способствовать «уклону населения от церкви».

Новым этапом в истории Русской православной церкви стала Великая отечественная война 1941-1945 годов. К ее началу на территории Краснодарского края осталось лишь 7 действующих храмов, тогда как за два десятилетия до этого только на территории Майкопского отдела, одного из семи отделов Кубанской области, их насчитывалось около 60.

Во времена потрясений и лишений войны верующие люди находили духовную поддержку в совместных молитвах. В период оккупации для этого стали использоваться здания церквей и церковных сторожек, в большей части станиц переоборудованных под клубы. В начале войны на оккупированных территориях немецкое командование не препятствовало деятельности религиозных общин.

Службу священников тех лет можно назвать подвижничеством. Разоренные станицы и церкви, скудные возможности верующих поддержать свой причт, неясные перспективы деятельности. И в таких условиях священники занимаются ремонтом молитвенных домов и церквей, их обустройством, взаимодействуют с местной властью в организационных вопросах, а самое главное, совершая Богослужения в храмах, дают утешение и силу для жизни и труда в тяжелейших условиях.

Престольные праздники

Воскресение Христово (Пасха) - Переходящая дата

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.


Как добраться

Адрес: Россия, республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Госпитальная, 327

Телефон: 8 8772 54 81 29

Видео