Тыва


Кызы́л (тув. Кызыл) — город республиканского значения в России, столица Республики Тыва. Население — 114 181 человек (2015). Город расположен в Тувинской котловине, у слияния двух рек — Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея (Каа-Хем), образующих в результате Верхний Енисей (Улуг-Хем), в 390 км от железнодорожной станции Минусинск. Город располагается в точке географического центра Азии.

Кызыл

История православия

К началу XX века русская община Усинско-Урянхайского края была разделена на две противостоящие религиозные общины – раскольников и православных. Противостояние с раскольниками стимулировало православную миссионерскую деятельность в регионе, но она в отношении тувинцев была крайне пассивной. Причиной пассивности православия в Саянах была специфика осваиваемого края. Священник-миссионер В. А. Юневич писал: «Надо и то сказать, что суровый сибиряк, да еще сибиряк, ищущий приволья в Урянхае, представляет не особенно благодатную почву для идейной работы, не говоря о том, что не мало наберется здесь прямо отрицательного элемента».

Специальная разъездная церковь Урянхайского края Енисейской Епархии была учреждена для удовлетворения духовных потребностей православного населения Тувы в 1915 г. Причт ее состоял из священника и псаломщика. Базировалась церковь в Белоцарске, где находился дом священника. Священником разъездной церкви в 1915 г. был назначен бывший учитель и заведующий Даурским церковно-приходским училищем 29-летний А. А. Турский. Однако в период протектората Православной церкви в Туве не встречала достаточной поддержки со стороны государства и местного общества. В клировой ведомости разъездной церкви за 1915 г. отмечалось, что церковь «бедна», недвижимости она также не имела.

С развитием российских государственных институтов в регионе исчезли одни, но появились другие факторы, препятствовавшие распространению православия в Туве. Показательно, в 1912 г. не поддержал идею развития миссионерской деятельности и пограничный начальник А. Х. Чакиров. Хотя прежде он был другого мнения и еще в 1907-1909 гг. активно пропагандировал идею развития православной миссионерской деятельности среди тувинцев. И летом 1910 г. А. Х. Чакиров писал владыке Ефиме «Первый православный храм в поселке Туранское на спорной территории будет очень часто посещаться урянхами, монголами, китайцами…почему крайне необходимо назначить в поселке Туранский Иерея Миссионера, свободно владеющего монгольским и татарским языками…» После ликвидации цинской власти в Туве он скорректировал свою позицию. А. Х. Чакиров писал генерал-губернатору: «…позволяю себе доложить, что в виде последних событий в Урянхае и изъявления урянхами перехода в подданство России, при сохранении ими своей религии, открытие миссионерской деятельности в Урянхае в данное время преждевременно и не политично, а главное и противоречит Высочайшему объявлению 1900 г. о не командировании в Манчжурию и Монголию православных миссионеров».

Интересные замечания о религиозной жизни тувинцев сделал священник Туранской церкви В. А. Юневич: «Верования сойот представляют смесь ламаизма и шаманизмом. Первые зерна ламаизма посеяны в Урянхайской земли не более 130-160 лет тому назад, но успехи его большие. Большинство лам – сойоты. Ламы «хоарки» (очевидно – хуураки), т. е. изучавшие «ном» (священые книги), безусловно должны знать тангынтский (тибетский) язык. Монгольский язык распространен гораздо менее и его знают только более образованные. Книги в кумирнях на тангытском языке, но попадаются и монгольские. В нойоновсой кумирне есть полный Ганджур (118 томов), полный Данджур (191 том), Нюл (16 томов), Нэты (4 тома) и др. все они на тибетском языке и лишь примечания и толкования к некоторым – на монгольском. Священные книги и все нужное для богослужения сойоты получают из Урги и «Борунзу» (какой-то местности на юге). Сначала шла страшная борьба между ламаизмом и шаманизмом, но стечением времени она смягчилась и приняла совершенно другой характер. Ближе познакомившись с бытом сойот, ламы всюду старались заменить и вытеснить шаманов…».

Церковь Святого Иннокентия, выпестованная им, служила туранцам до 1961 г. – ровно пятьдесят лет. Потом была порушена. Но зерна, брошенные пусть и не в совсем благодатную почву доброй, энергичной рукой, дали всходы. В 1995 г. туранская церковь, как Феникс из пепла, была вновь построена, возрождена к жизни. Активное участие в восстановлении церкви приняла Татьяна Верещагина, которая открыла счет для благотворного фонда «Надежда». Но выбить деньги оказалось трудно. Вносили свою личную лепту и православные кызылчане и тувинцы. В 1996 г. церковь была построена, но отделка храма не была завершена – еще не были установлены кресты. В новую церковь был прислан Абакано-Кызыльской епархией в Туран в июне 1996 г. на смену несколько месяцев здесь промыкавшемуся с матушкой и двумя певчими по чужим углам отец Александр. Ему досталась недостроенная церковь, многочисленные финансовые проблемы, отсутствие дома для Батюшки.

Храмы

Воскресенский кафедральный собор

Адрес: 667010, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 7;

ИНН: 1701080373

ОГРН: 1121700000179

КПП: 170101001

Настоятель - епископ Кызыльский и Тувинский Феофан

Подробнее...

Храм в честь блаженной Ксении Петербургской

Адрес: 667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 178-93;

ИНН: 1701080510

ОГРН: 1121700000355

КПП: 170101001

р/с. 40703810775710000027 Восточно-Сибирский филиал ОАО АКБ «РОСБАНК» г. Красноярск

ОКАТО: 93401000000

Настоятель - иеромонах Нил (Ермаков)

Подробнее...

Свято-Троицкий храм

Адрес: 667007, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, 112;

ИНН: 1701013049

ОГРН: 1021700001180

КПП: 170101001

р/с. 40703810100000000065

к/с. 30101810500000000735

БИК: 049304735

Настоятель - иеромонах Нил (Ермаков)

Проезд из Москвы / из Санкт-Петербурга

Добраться из Москвы и Санкт-Петербурга до Махачкалы можно на поезде и самолетом.

Прочая информация

Епархиальное управление: 667010, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Московская, 7

тел. (39422)56771

Факс (39422)56744

E-mail: inkyzyl@gmail.com

Кызыльская епархия