Идёт загрузка карты…

Собор святителя Николая Чудотворца — православный храм Корсунской епархии Московского патриархата, построен в начале ХХ века в Ницце, близ бульвара Царевича (boulevard Tzaréwitch), в конце тупика Avenue Nicolas II. Французское название — La Cathédrale orthodoxe russe Saint-Nicolas.

После строительства, начатого в 1903 и завершившегося в 1912 году, собор находился в ведении Православной российской церкви. С 1923 года храм был передан в аренду на 99 лет Русской православной культовой ассоциации, c 1931 года пребывающей в церковной юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов (Константинопольский патриархат). В 2010 году решением суда здание собора было признано находящимся в собственности Российской Федерации, в 2011 году передавшей храм в пользование Русской Православной Церкви (Московский патриархат).

Одна из известных достопримечательностей Ниццы; по оценкам СМИ, самый большой в Западной Европе православный храм.

История

В апреле 1865 года в Ницце в особняке парка Бермон от тяжёлой болезни скончался русский Наследник Цесаревич Николай Александрович, сын императора Александра II.

В том же году в Петербурге князем Петром Андреевичем Вяземским, присутствовавшим при кончине наследника, были опубликованы мемуары «Вилла Бермон», в которых он предлагал выкупить виллу Бермон в собственность России и возвести в ней храм в память покойного великого князя. Император приобрёл виллу, где 2 (14) марта 1867 года была заложена Никольская часовня. 26 марта (7 апреля) 1869 года она была освящена в присутствии великого князя Александра Александровича.

Мраморная часовня была построена в византийском стиле и установлена на высоком основании. Проект часовни был составлен архитектором Д. И. Гриммом. Строителем часовни был Франческо Ботта, настенную роспись создал А. К. Фишер. Бронзовые двери были изготовлены в Лионе Николя Розье. Стоимость строительства составила 140 000 франков, половину суммы выделил император. Для ухода за часовней был создан специальный комитет.

В память о скончавшемся муниципалитет Ниццы назвал близлежащую улицу бульваром Царевича. На месте, где стояла кровать Цесаревича, находится чёрная мраморная плита и чугунный крест, а также стоит небольшой алтарь.

К началу 1890-х годов для разросшейся русской общины в Ницце стала недостаточной приходская церковь святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. Первым проектом (в 1874 году) было расширение существовавшей часовни при условии, что она станет алтарной частью новой церкви.

По мысли Георгия Лейхтенбергского для церкви было выбрано место виллы Бермон. В 1896 году на Лазурный Берег прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. По просьбе русской общины Ниццы и в память о погибшем царевиче император Николай II и Мария Фёдоровна приняли под своё покровительство строительство храма.

Строительную комиссию возглавляли: с 1899 года — герцог Георгий Лейхтенбергский, с 1907 года — посол А. И. Нелидов, с 1909 года — обер-гофмаршал князь С. М. Голицын.

Закладка храма была совершена 12 (25) апреля 1903 года протоиереем Сергием Любимовым в присутствии великих князей Михаила Николаевича и Михаила Михайловича, князя Болгарского Фердинанда, великой княгини Анастасии Михайловны, принцессы Беатрисы Саксен-Кобург-Готской, герцога Георгия Лейхтенбергского и герцогини Марии Эдинбургской.

План храма составил М. Т. Преображенский. Строительные работы велись под наблюдением местных архитекторов: сначала Фомберто, затем Барбе, Жозефа Марса и Анри Стеклена при участии Филиппо Кьятиа и Икавитца.

Строительство затянулось в связи со спорами в общине, а в 1906 году строительные работы за недостатком средств были приостановлены; предполагалось упростить проект ради экономии. В 1908 году император Николай II пожертвовал из своей личной казны 700 000 франков, на которые был возведён купол и закончены основные строительные работы. Другим жертвователем был ктитор князь С. М. Голицын, выделевший 400 000 франков. Общая стоимость строительства храма составила более 1 500 000 франков.

Храм был освящён в 4 (17) декабря 1912 года викарием Московской епархии епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), за 2 дня до тезоименитства императора Николая II, в присутствии герцога Александра Лейхтенбергского и великой княгини Анастасии Михайловны.

Святейший Синод постановил считать храм соборным, однако наружные и внутренние работы не были полностью завершены.

Архитектура

Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века (в Никитниках и Останкине) из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Высота собора 50 метров. Храм рассчитан на 625 человек.

Пять золочёных глав покрыты цветной черепицей фирмы Биго. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочёными по цинку орлами белокаменных крыльца. Шесть ажурных золочёных крестов на храме были изготовлены в Пистойе.

Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Первоначально, участок, отведённый под строительство храма, находился на углу двух улиц, и такое расположение входов было удобно. Однако собор возвели в другой части города, на территории бывшей виллы Бермон, но первоначальный план здания был сохранён.

Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами.

Покрытый басмой трёхъярусный иконостас «в старинном русском стиле» был создан по эскизу московского художника Л. А. Пьяновского. Изготовлен в мастерской ювелира И. П. Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия врат церкви святого Илии Пророка в Ярославле. В том же стиле были выполнены киоты. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым.

Фрески в храме были не окончены. Автором картонов был Л. А. Пьяновский, он был вдохновлён росписями Толгского монастыря. Фрески в алтаре по картонам выполнил итальянский художник Дезиньори.

Утварь, престол и плащаница, украшенная золочёной бронзой и синей эмалью, были изготовлены в мастерской И. П. Хлебникова. Облачения, подаренные императором, сшиты в мастерской И. А. Жевержеева. Паникадило было пожертвовано меценатом Рукавишниковым.

Святыни и реликвии

  • Образ святителя Николая Чудотворца, бывший при одре скончавшегося Цесаревича; ранее хранился в памятной часовне и был из неё перенесён в церковь. В 1935 году образ обновился, после чего его положили на аналое, у левой стороны солеи.
  • Житийная икона святого апостола Петра в киоте у левой части солеи, установленная в память П. А. Столыпина.
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в киоте у правой части солеи.
  • Икона Архангела Михаила в чеканной раме по эскизу Л. А. Пьяновского была передана из Екатеринославля в память 300-летия Дома Романовых.
  • Две иконы святых покровителей Николая II и Александра II поднесены прихожанами храма. Размещены по краям иконостаса.
  • Икона святого Александра Невского была поднесена герцогом Георгием Лейхтенбергским в память об Александре II.

В крипте собора находится Музей русской колонии в Ницце.

Восемь колоколов были пожертвованы П. П. фон Дервизом из своей домовой церкви. Самый тяжёлый колокол был специально отлит в Марселе.

Престольные праздники

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться

Адрес: Cathédrale russe de St. Nicolas, 2, Avenue Nicolas II / boulevard Tzaréwitch, 06000 Nice, France

Телефон: +33 9 83 94 71 55

E-mail: nizza@sobor.fr

Фото


Видео

Ссылки

Официальный сайт