Владимир

Материал из Азбука паломники
Версия от 19:39, 15 июня 2015; Оксана (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Общее описание == '''Объективно''' Центр области, граничащей с Московской. Находится в 190…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Общее описание[править | править код]

Объективно

Центр области, граничащей с Московской. Находится в 190 км к востоку от Москвы на р. Клязьме. Население – 361 тыс. человек.

Субъективно

Примечательно, что все главные храмы Владимира построены святым князем Андреем Боголюбским и посвящены Богородице. И все они сохранились с XII века, хотя много более поздних построек погибло.

Наверно, город, где прославились две великие иконы Божией Матери – Владимирская и Боголюбская, – не мог не стать великим и не сохранить часть своего величия до наших дней.

Для полноценного знакомства с городом необходимы два дня.

История города[править | править код]

Развитие после Смутного времени

Владимир не избежал разорений Смутного времени, активно участвовал в первом и втором народных ополчениях.

В 1719 г. город стал центром провинции, в 1778 г. – центром губернии и Владимиро-Костромского наместничества. К счастью, екатерининский план застройки города сохранил главную улицу (Большую), проходившую через Золотые и Серебряные ворота, являющуюся частью московско-нижегородского тракта, ныне состоящую из Большой Московской и Большой Нижегородской.

В 1862 г. через Владимир прошла Московско-Нижегородская железная дорога, что способствовало дальнейшему развитию города.

Гражданскими памятниками XVIII – нач. XX в. являются: здание кинотеатра «Ампир» (1913 г., ул. Б. Московская, 13); торговые ряды (1787 г., ул. Б. Московская, 19); Дворянское собрание. Памятники церковной архитектуры во Владимире: Боголюбовский монастырь и церковь Покрова под Владимиром. Для столь обширного строительства «по вере же его и по тщанию его к святой Богородице приведе ему Бог из всех земель все мастеры». Существует предание, что своих умельцев-строителей Андрею присылал даже германский император Фридрих Барбаросса. Андрей не только строил, но сам усердно, со слезами молился в этих храмах; нередко и ночью, приходя в церковь в одиночестве, зажигая свечи и надолго оставаясь перед иконами. За эти качества и дела он получил прозвище Боголюбского.

Дважды Андрей ходил на волжских булгар, ставших с X в. мусульманами. Оба похода были успешными. В первый поход в 1164 г. Андрей брал Владимирскую икону Божией Матери. После решающей победы, которая состоялась 1 августа, служа благодарственный молебен перед иконой, Андрей с братом Ярославом и сыном Изяславом увидели ослепительное сияние, исходившее от ликов Богородицы и Спасителя. Победу приписали помощи Богородицы и установили праздник иконы 1 августа. После этого через икону было сотворено ещё множество чудес, в том числе исторически важных для спасения России. В течение трёх веков икона находилась во Владимирском Успенском соборе, лишь в конце XV в. была перенесена в Москву.

Андрей имел достаточно силы и богатства, чтобы поставить своё княжество над остальными. Так, в 1169 г. он предъявил наследственные права на Киевское великое княжение и с союзниками приступом взял Киев, чтобы поставить там своего брата Глеба Юрьевича. После этого Киев навсегда потерял старшинство над русскими городами.

Но воля Божия не всегда была с Андреем. В 1170 г. попытка наказать вольный Новгород обернулась неожиданным поражением и прославлением иконы Божией Матери «Знамение», через которую новгородцам была дарована победа над более сильным противником.

В 1174 г. приближённые князя вероломно убили его в Боголюбовском. Поводом послужила казнь брата одного из них. Заговорщиков было около 20. Заблаговременно спрятали меч Андрея – меч святого князя Бориса, которому Андрей приписывал чудесную силу, – выпили для храбрости и ночью вломились в княжеские покои. Широкоплечий и сильный 63-летний князь отчаянно сопротивлялся. Убийцы ушли, думая, что дело сделано, но Андрей был ещё жив; он сумел спуститься по лестнице и спрятаться под сени. Услышав стоны, злодеи вернулись и снова бросились на своего властителя. Князь успел вымолвить: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!»...

В 1935 г. было проведено исследование мощей Андрея Боголюбского, которое показало, что только одна из ран была нанесена князю спереди, остальные сзади и с боков. Позднее известный антрополог-скульптор М. М. Герасимов по черепу восстановил энергичный, властный облик князя (скульптура находится в исторической экспозиции Владимирского музея-заповедника). Скуластый, несколько монголоидный портрет подтверждает тот факт, что матерью его была дочь половецкого хана.

Убийц казнил преемник Андрея – его младший брат Михаил Юрьевич. А благочестивый Андрей в 1702 г. был канонизирован Церковью. Празднование святого совершается 4 (17) июля. Мощи благоверного князя более семи веков покоятся в Успенском соборе Владимира, не избежав в советское время, скитаний по хранилищам музеев.

Липицкая битва

После смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. княжество было разделено между его сыновьями. По завещанию отца великое княжение должно было отойти к Георгию (Юрию), по праву старшинства – к Константину. Большая часть братьев, занявших удельные города, была на стороне Георгия, но на помощь Константину пришёл князь Мстислав Удалой с новгородцами и смолянами. В результате братоубийственной битвы у р. Липицы, близ Юрьева-Польского, владимирский стол отошёл к Константину (1216). После чего победитель великодушно завещал великое княжение побеждённому, которое Георгий и получил в 1219 г., когда Константин умер.

Монгольское нашествие

Чуть раньше хану Темучину удалось объединить монгольские племена. Редкий организатор, он, будучи неграмотным, дал монголам письменность, составил свод законов, ввёл воинскую и трудовую повинность. В 1206 г. он принял имя Чингисхана (владыки вселенной) и с невиданным успехом повёл завоевательные войны. Покорив вначале Китай, монголы научились у китайцев изготавливать порох и метать каменные ядра, чем позднее приводили в ужас европейцев. Затем повернули коней на запад и завоевали могущественный Хорезм, разрушив цветущие Бухару, Самарканд, Нишапур, Герат. Упившись крови, Чингисхан удалился в Монголию, отправив своих полководцев дальше на запад.

В 1223 г. войско, предводительствуемое Джебе и Субудаем, вошло в степи низовьев Волги и Дона и напало на половцев. Половцы тогда уже находились под влиянием русских, многие стали оседлыми, приняли христианство. Половецкий хан Котян, тесть Мстислава Удалого, обратился к русским с просьбой о защите от неизвестного дотоле врага. Посовещавшись в Киеве, южнорусские князья решили помочь половцам. Чингисхан не давал монголам полномочий воевать с русскими, поэтому те предупредили князей, что с ними у них нет войны. Тем не менее, русские двинулись в половецкие степи, нагнали монголов и потерпели страшное поражение в битве на р. Калке. На уцелевших князьях монголы пообедали, положив на них доски. Умертвили их таким образом и ушли на восток. Спасся только Мстислав Удалой.

В 1227 г. великий властитель умер, а в 1235 г. на курултае (совете феодалов) решили отправить на завоевание Европы армию под командованием внука Чингисхана Бату (Батыя) с опытным полководцем Субудаем. Пошли ордой примерно в 150 тыс. человек (возможно, число только воинов) – с женами и детьми. Одним из передовых отрядов монгольского войска было отчаянное племя татар (предположительно жившее на севере Китая и родственное манчжурам). Поэтому в русских летописях всех монголов называют татарами.

Европа начинается с России. По плану Субудая, решили напасть сначала на более сильную северо-восточную Русь, чтобы потом не ожидать от неё удара в тыл. Покорив булгар, в декабре 1237 г. Батый перешёл по льду Волгу и направил к русским князьям гонцов с требованием признания себя вассалами великого хана и уплаты дани – десятой доли всех доходов. Князья прогнали или перебили гонцов.

Георгий Игоревич, князь Рязани, юго-восточного форпоста России, послал во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу гонцов с предложением объединиться против сильного врага. Но Георгий Всеволодович отказал в помощи – видимо, посчитал, что Рязань справится без Владимира или Владимир, если придётся, без Рязани. Рязань после упорной битвы была выжжена, а за ней – Коломна, Москва. В Москве был захвачен сын Георгия Всеволодовича Владимир, а княживший в Коломне другой сын – Всеволод – успел бежать во Владимир.

Спустя несколько месяцев дошёл черёд и до Владимира. Отступив от столицы, Георгий Всеволодович собрал войско на р. Сити. 3 февраля 1238 г. монголы подвезли к Золотым воротам князя Владимира Георгиевича. Всеволод и Мстислав, оставленные отцом во главе города, увидев измученного брата, хотели тут же выехать и биться, но воевода Пётр Ослядюкович удержал их. Оценив обстановку, монголы послали отряд к Суздалю, разорили его, вернулись к Владимиру и 7 февраля ворвались в Новый город.

Князья укрылись в Старом городе; готовясь к смерти, приняли схиму. Монголы подожгли Успенский собор , потом сумели сломать ворота, вошли и убили запершихся в соборе епископа Митрофана, великую княгиню с дочерью и другими родственниками и множеством владимирцев. Всеволод и Мстислав погибли при попытке вырваться из вражеского окружения.

Хитрые монголы, вместо того чтобы сразу отправиться на р. Сить для поединка с владимирским ополчением, обошли князя и, разделившись, разорили его беззащитные города – Ростов, Ярославль, Галич, Переяславль, Юрьев, Дмитров и др.

4 марта великий князь Георгий Всеволодович был разбит в битве на Сити. Вместе с Георгием в битве погибло множество удельных князей. Тело Георгия Всеволодовича на поле брани нашёл ростовский епископ Кирилл, голову князя нашли позднее, и она чудесно присоединилась к шее. Проведённое в XX в. освидетельствование мощей подтвердило, что голова князя находится на своём месте, хотя имеется след отсечения.

Георгий Всеволодович был канонизирован Церковью. Празднование Георгия Всеволодовича совершается 4 (17) февраля. Тело его покоится в Успенском соборе.

Монастыри[править | править код]

Свято-Боголюбов женский монастырь

Монастырь во Владимире при своём дворце основал благоверный князь Андрей Боголюбский.

Внутри монастыря сохранились часть дворца Андрея Боголюбского (лестничная башня) и соединённый с ним галереей Рождественский собор, которые используются в основном в качестве музеев. Построенный в 1157-1165 гг. дворец, помимо сохранившегося фрагмента, включал в себя каменную стену длиной 800 м и ряд дворцовых построек. Дворец был политическим центром княжества, где принимались важнейшие для Руси решения. Здесь Андрей прожил 17 лет и принял мученическую смерть.

Владимир Свято-Боголюбов монастырь

Сохранившаяся двухэтажная лестничная башня монастыря Владимира являлась чем-то вроде сеней дворца. По другую сторону собора стояла точно такая же башня. Сейчас внутри башни – пустота, стены украшают фрески XVIII в. с изображением событий жизни и сценой убиения Андрея. Существует легенда, что добивали князя именно в этой башне. Внизу, возле лестницы, ниша, где, возможно, лежало тело князя, которого несколько дней после убийства не хотели внести в церковь неверные слуги, упивавшиеся грабежом и разгулом. Шатровая колокольня над башней надстроена в XVIII в.

Рождественский собор поражал современников роскошью. Но мы не увидим изразцового пола, фресок и золоченых украшений стен. В результате неумелой реконструкции в 1722 г. собор рухнул, через час после окончания литургии; да так, что от трясения земли попадали люди, и весь монастырь засыпало толстым слоем известковой пыли, как снегом. Боголюбская икона Божией Матери была найдена среди развалин невредимой. Нынешняя церковь построена в 1751 г. с использованием камня старого собора. От храма Андрея Боголюбского, в котором он любил молиться, остались только фундамент и часть северной стены. Около 5 лет, до помещения в Успенский собор, здесь пребывала Владимирская икона Божией Матери.

Рядом с собором находится водосвятная чаша под изящной сенью. По преданию, именно в этом месте остановился воз с Владимирской иконой Божией Матери.

О былом великолепии дворца свидетельствует белокаменная мостовая с системой желобов для отвода осадков. Эта мостовая лежит на глубине 1,5 м под современным асфальтом. Историки отмечают, что в то время даже на площадях Лондона кареты нередко увязали в грязи.

Стены монастыря видели многих великих людей. В 1263 г. здесь останавливалась скорбная процессия с телом Александра Невского по пути из Городца во Владимир. В 1360 г. монастырь посетил святитель Алексий, основавший тогда в с. Добром (ныне микрорайон Владимира) Константино-Еленинский монастырь. В 1373 г., проживая на покое, здесь скончался святой суздальский епископ Иоанн. В 1913 г. обитель посетил святой царь Николай II. В 1991 г. крестный ход с мощами прп. Серафима Саровского заходил в монастырь по дороге в Дивеево.

Многие знаменитые люди были погребены в монастыре, но по причине потери летописей их имена не сохранились. В юго-восточной части, у стены, похоронены жертвы чрезвычайного происшествия: 20 мая 1851 г., во время традиционного крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, обрушился мост через овраг, отделявший Боголюбово от монастыря, погибло 160 человек.

Боголюбов монастырь всегда находился под высоким покровительством, поэтому сохранился и после екатерининских реформ. В начале XX в. в нём было более 70 братьев, действовали школа, больница для монашествующих, странноприимный дом. В 1918 г. новые власти начали грабить монастырь, в 1922 здесь разместили конный полк ГПУ, в 1923 г. монастырь закрыли.

Современное состояние

В 1991 г. был возобновлён мужской монастырь, в 1997 г. его сменил женский. Монахи и монахини очистили территорию, отреставрировали храмы. В обители более 120 сестёр.

Главным действующим храмом является большой пятиглавый собор Боголюбской иконы Божией Матери. Уже по внешнему, псевдовизантийскому, облику собора знаток может догадаться, что автором проекта был известный архитектор К. А. Тон. Впервые храм освящён в 1866 г. свт. Феофаном Затворником. У правого столба в соборе находится чудотворная икона Боголюбской (Боголюбивой) иконы Божией Матери (список XIX в.).

Рядом с Рождественским собором монастыря Владимира стоит Благовещенская трапезная церковь, возведённая в 1683 г. на месте церкви мученика Леонтия, построенной Андреем Боголюбским. Надвратная Успенская церковь с колокольней возведена в 1841 г. на месте церкви Андрея Первозванного (XII в.).

На куполе монастырской колокольни – часы, которые до революции показывали время и умели играть мелодию гимна «Боже, царя храни». На оголённую коммунистами колокольню подняты два специально для неё отлитых колокола – весом 2,5 и 1 т.

Проезд. Несмотря на то что Боголюбово находится в 10 км от старого Владимира, туда ходят городские автобусы, т. к. современный Владимир вытянулся на несколько километров вдоль трассы Москва – Нижний Новгород, на которой стоит Боголюбово.

На машине следует двигаться в сторону от Москвы к Нижнему по главной улице, которая называется Б. Московской, потом переходит в Б. Нижегородскую и т. д. Монастырь будет справа, у дороги.

Адрес: 601270, Владимирская обл., Суздальский район, п. Боголюбово. Тел.: (4922) 33-09-34.

Время работы: Богослужения. Утреннее – в 7 ч., вечернее – в 17 ч.


Свято-Успенский Княгинин женский монастырь

Монастырь основала княгиня Мария, жена Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, когда её посетила тяжёлая болезнь. Годом основания обычно считают 1200 г., когда был заложен собор Успения Божией Матери. Перед смертью, в 1206 г., известная милосердием и справедливостью княгиня приняла в монастыре схиму с именем Марфы и была погребена в Благовещенском приделе Успенского собора, где и покоится по сей день.

В монастырском соборе похоронены и другие княгини: вторая жена Всеволода Юрьевича Анна, первая жена Александра Невского Александра и их дочь Евдокия, вторая жена Александра Невского Васса (мать святого князя Даниила Московского).

В конце XV – начале XVI в. собор был перестроен. В начале XVII в. в обители некоторое время жила вторая жена князя Иоанна (сына Грозного) Пелагия Михайловна, а с 1606 г. – дочь царя Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга. После реформ Екатерины обитель обеднела, и игумениям было очень трудно восстанавливать её после пожара, который в середине XIX в. уничтожил все жилые и хозяйственные постройки. Возможно, так же трудно, как настоятельницам современных обителей.

Перед революцией в монастыре Владимира было более 100 сестёр. Монастырь закрыли в 1923 г. Кельи распределили под жильё. В соборе было зернохранилище, а после реставрации, с 1985 г., – музей атеизма.

Современное состояние

Монастырь был возобновлён в 1993 г. В нём около 30 сестёр.

Успенский собор (1202) действует. Новый резной иконостас не так высок, как дореволюционный, зато открывает верхнюю часть настенных росписей алтаря. Фрески созданы артелью Марка Матвеева, которая расписывала Успенский собор Московского Кремля. Большая часть картин вдохновляющих росписей собора (1648) написана по мотивам акафиста Божией Матери.

В иконостасе собора находится чудотворная Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери, написанная в XII в. и посвящённая явлению Богородицы князю Андрею. Самое запомнившееся из чудес иконы произошло осенью 1771 г.: когда во Владимир пришла чума, из Боголюбского монастыря была принесена эта икона. Вопреки опасениям местного врача-лютеранина, все жители собрались вместе, чтобы обнести икону вокруг города; вскоре эпидемия прекратилась, а из 200 заболевших умерли лишь трое. Многие чудеса совершаются и сейчас, в монастыре ведется их летопись. Празднование иконы совершается 18 июня (1 июля).

Издревле в монастыре Владимира стояла рака с мощами мученика Авраамия Болгарского. Он был булгарским купцом, по вере мусульманином. Крестившись в одном из своих купеческих странствий, он стал истинным христианином. Он доказал это милосердием в жизни и мученической смертью: в 1230 г. в столице Булгарии его замучили соплеменники-мусульмане за веру. Прославился Авраамий чудесами. Великий князь Георгий Всеволодович после победы над булгарами принёс тело святого в свою столицу и положил в Княгинином монастыре; здесь же хранились его железные вериги. После революции мощи Авраамия исчезли. Судя по документам, выброшены из хранилища музея в 1954 г. Сохранилась лишь одна частица, которая хранится в Успенском соборе. Память святого празднуется 1 (14) апреля и в неделю о расслабленном.

Второй храм монастыря – трапезная Казанская церковь (1789). При монастыре действуют приют для девочек, регентская школа.

Монастырь трудниц принимает.

Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Княгинин монастырь, 34. Тел.: (4922) 32-67-73, 32-59-82.


Время работы: Богослужения. Литургия начинается в 7.30, вечернее богослужение в 17 ч. По воскресеньям перед литургией служится молебен с акафистом перед Боголюбской иконой Божией Матери.


Богородице-Рождественский мужской монастырь

Монастырь Владимира был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.

В 1744 г. Екатерина II закрыла монастырь, разместив в его стенах резиденцию владимирских архиереев. С 1863 по 1866 г. владимирскую кафедру возглавлял Феофан (Говоров), будущий святитель и Вышенский затворник.

В 1930 г. коммунисты уничтожили собор Рождества Богородицы. С 1918 г. в стенах бывшего монастыря разместилась ЧК, затем – её преемники ГПУ и НКВД. В 1980-е гг. управление КГБ всё ещё не отдавало здания музею, несмотря на соответствующие постановления.

Современное состояние

Монастырь Владимира возобновлён в 1992 г. При нём действует Духовное училище. Здесь же размещено епархиальное управление. Братия – меньше 10 человек.

Святынями монастыря являются мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова) и чудотворные иконы Божией Матери – «Скоропослушница» и Тихвинская.

Иеромонах Афанасий (Сахаров) был рукоположен во архимандрита владимирского Богородице-Рождественского монастыря в 1920 г., когда многие монахи были вынуждены скрывать своё духовное звание. В 1921 г. с должности наместника этого монастыря он был переведён на должность настоятеля Боголюбова монастыря и в том же году рукоположен во епископа. На посту епископа Ковровского владыка служил с 1921 по 1927 г. Только за это время его арестовывали 6 раз. В 1926 г. власти предложили владыке Афанасию прекратить служение или уехать из Владимира. После его отказа началось новое скитание по тюрьмам и лагерям. За всю жизнь срок заключения мученика составил 27,5 лет. Он побывал во всех тюрьмах Москвы, а также в тюрьмах и лагерях Владимира, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, Иванова, Ярославля, Вологды, Вятки, Архангельской, Тюменской, Омской областей, Туруханского края и республики Коми. На свободу в 1955 г. епископ вышел инвалидом. Жил сначала в Тутаеве, потом в Петушках. Скончался в 1962 г. День памяти священноисповедника – день смерти – 15 (28) октября.

Войдя внутрь, вы окажетесь в прямоугольнике келейных и архиерейских корпусов XVII-XVIII вв., в центре которого – сад. На втором этаже келейного корпуса, который будет справа, находится Христорождественская церковь, построенная в XVII в., перестроенная в 1866 г. Недавно построена церковь Рождества Богородицы (первый камень в основание заложил патриарх Алексий II в 1995 г.). В колокольне устроена церковь Александра Невского.

Монастырь Владимира трудников иногда принимает.

Адрес: 600000, г. Владимир, ул. Б. Московская, 70. Тел.: (4922) 32-67-10. Время работы: Богослужения. Утреннее в будни – в 6.30, в праздники две литургии – в 6.30 и 8.30. Вечернее – в 17.00. По Вс в 17.00 служится акафист «Скоропослушнице».