Свято-Введенский собор (Сольвычегодск)

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Идёт загрузка карты…

Свято-Введенский собор - православный действующий храм на месте бывшего Введенского монастыря, который был упразднен. Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки).

История[править | править код]

Введенский монастырь в Сольвычегодске (ранее Вологодской епархии, с 1929 г. Сольвычегодск – в составе Северного края с центром в Архангельске, с 1937 г. – Архангельской обл.).

Сольвычегодский Введенский необщежительный мужской монастырь (первоначально— во имя Святых Бориса и Глеба) расположен в Соли Вычегодской (сейчас город Сольвычегодск).

Монастырь основан братьями Строгановыми в 1565 году на берегу маленькой речки Солонихи (Усолки). Начало Введенского монастыря связано с благословением Никандра архиепископа Ростовского и Ярославского.

Сыновья Аники Строганова — Яков, Григорий и Семен — поставили в 1565—1570 годах в монастыре деревянный собор во имя Введения Богоматери во храм. Собор был освящён в 1570 году.

Аника Строганов пожертвовал в собор икону «Введение».

Расцвет монастыря связан с именем купца, промышленника и мецената Григория Дмитриевича Строганова. Он создал несколько церковных хоров из крепостных крестьян, которые пели в монастыре.

В 1688 году вместо сгоревшего деревянного монастырского собора Г. Д. Строганов начал строить новый каменный собор. Введенский собор строился восемь лет и был закончен в 1693 году, однако освящён лишь в 1712 году. Это было первое сооружение так называемого «строгановского барокко». Резной семиярусный иконостас собора был изготовлен в 1693 году артелью московских резчиков во главе с мастером Григорием Ивановым. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков, учившийся за границей и перенявший там манеру и технику письма.

В храме пять приделов: в честь Грузинской иконы Б. М.; во имя Всех Святых, в честь Богоявления Господня. во имя свв. Антония и Феодосия Печерских и во имя св. Митрофана Воронежского.

В конце XVII века монастырь был истреблен пожаром, однако затем восстановлен. Рядом с Введенским собором некогда находилась высокая колокольня, а между ней и храмом находились могилы местно почитаемых юродивых Михаила, Иродиона, Фомы и Ивана Самсоновича. Монастырь окружала каменная ограда.

В сентябре 1907 года игумен Феодосий (Соболев) становится настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. В ноябре того же года он возведен в сан архимандрита. 13 сентября 1916 года архимандрит Феодосий в силу преклонных лет и слабости здоровья по собственному прошению уволен на покой. Впрочем, он не отошел от дел братии, вносил свою посильную лепту в укрепление обители. В августе 1918 года он отправился в Коряжемский монастырь, чтобы обсудить происходящие в стране перемены…

30 сентября 1918 г. в Коряжемский монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.

В деле об этом имеется выписка из журнала этой комиссии, в ней указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…»

В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Коменданту монастыря поручили допросить администрацию монастыря. Протоколов допроса как таковых в деле не имеется, как нет в деле и сведений о допрошенных. На одном листе комендант уместил показания всех пятерых обвиняемых. Чтобы учинить расправу, Сольвычегодская ЧК причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева.

Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять».

Причина расстрела не указана. В ту пору духовенство часто расстреливали за то, что не отдали церковного имущества. Но убранство церквей Коряжемского монастыря, облачения и церковная утварь новую власть не интересовали, ей нужны были только деньги, пожертвованные на содержание обители. При обыске, как их ни искали, не нашли.

В 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77-м году жизни архимандрит Сольвычегодского монастыря на покое Феодосий (Соболев), на 70-м году жизни архимандрит Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель Архангельска, 64-летний Павел Ганичев.

В 2005 году Феодосий (Соболев) архимандрит Сольвычегодского монастыря причислен к лику святых.

С 8 ноября 1917 года Леонид (в миру Лев Петрович Молчанов) назначен настоятелем Сольвычегодского Введенского монастыря. 26 октября 1918 года исполком Сольвычегодского Совета рабочих и крестьянских депутатов направил настоятелю документы за № 2960, 2971, которые гласили: «В силу декрета Правительства от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» все церкви и принадлежащее им имущество, как предметы для богослужений и обрядовых целей, так и прочее имущество – дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы и т.п., подлежат изъятию и переходят в непосредственное заведывание местных Советов. Церковные же капиталы подлежат перечислению в доход казны и передаче их для этого также в Советы». Настоятель монастыря обязывался срочно доставить опись храма и всего имущества обители.

Отец Леонид прочел эти документы и молча возвратил их рассыльному исполкома. На следующий день рассыльный вновь принес их настоятелю для исполнения. Игумен документы не принял, а рассыльный, не выполнив поручение, возвратился в исполком. Когда о. Леониду принесли эти документы в третий раз, он письменно изложил свое мнение о них и передал рассыльному.

Уже на следующий день, 28 октября, следователь Чрезвычайной комиссии допрашивал игумена Леонида. 29 октября 1918 года, Сольвычегодская Чрезвычайная комиссия вынесла решение. В нем сказано, что «…в связи с непризнанием настоятелем Введенского монастыря Леонидом (Молчановым) советской власти, принимая во внимание, что настоятель сам сознается в непризнании власти, и его упорного отказа исполнить просьбу городского исполкома, кроме того, нанесения оскорбления учреждению» вынесен приговор: расстрелять Леонида (Молчанова), открыто агитировавшего против советской власти.

По установленному тогда порядку решение о расстреле должна была утвердить вышестоящая Чрезвычайная комиссия. Как и следовало ожидать, решение Сольвычегодской ЧК губернская Чрезвычайка одобрила. 13 ноября 1918 года в 6 часов утра настоятель Сольвычегодского Введенского монастыря Леонид (Молчанов) был расстрелян.

Спустя 75 лет отец Леонид в судебном порядке был признан невинно убиенным и реабилитирован посмертно.

Монастырь позже был упразднён, колокольня и ограда были сломаны. От него остался только один храм Введения.

Святые[править | править код]

  • Архимандрит Феодосий (Соболев)

Святыни[править | править код]

Икона священномученика Власия, епископа Севастийского
  • Икона священномученика Власия, епископа Севастийского.

В 2008 году в Свято-Введенском соборе была похищена икона священномученика Власия, епископа Севастийского. Несколько лет правоохранительные органы не могли найти святой образ Власия, но по промыслу Божьему икона вернулась в храм. В 2012 году известный коллекционер и меценат, создатель галереи «Русский мир в Нью-Йорке», вице-председатель Творческого союза художников России Феликс Романович Комаров привез икону на экспертизу в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, сотрудники которого идентифицировали пропавший образ. Ранее не подозревавший о криминальном происхождении иконы коллекционер выразил желание немедленно вернуть икону храму и взять на себя решение всех связанных с этим технических и финансовых вопросов.

В Архангельск образ привезли осенью 2012 года. Торжественная передача святыни состоялась в здании епархиального управления. В присутствии сотрудников областного уголовного розыска икону приняли клирики Архангельской епархии иереи Анатолий Бутымов и Сергий Авраменко. Они рассказали, за что в христианском мире почитают св. Власия, и поблагодарили представителей правоохранительных органов за помощь в возвращении святыни.

Осенью 2013 года икона была передана непосредственно в храм Введения Пресвятой Богородицы г. Сольвычегодска. Стоит отметить, что икону вернули в отреставрированном виде.

Престольные праздники[править | править код]

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Архангельская область, Котласский район, Сольвычегодск, Курортная улица д. 11.

Телефон: +7 (81837) 79296; сот: 8-921-481-05-69. — отец Владимир.

Еmail: demkiv.67@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений

Запись на крещение по телефону 89214810569, звонить после 21.00.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Сольвычегодск

Ссылки[править | править код]

Свято-Введенский собор (Сольвычегодск)