Тамбов

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Россия  

Тамбо́в — город в России, административный центр Тамбовской области. Расположен в 460 км от Москвы. Население — 288 895 чел. (2015). Первоначальное название города писалось Тонбов и было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов на реке Липовица «напротив крайней мордовской деревни Тонбов» и реки Тонбов. Хотя город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова мокшанского происхождения («томба» — омут).

Карта[править | править код]

{{#yandexmap:Тамбов|400|300|cdzMP}}

Православие в Тамбове[править | править код]

История[править | править код]

История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года.

К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию.

Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось.

Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения.

Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

При Тамбовском епископе Феофане Затворнике Вышенском (1859-1863 гг.) в день памяти святителя Питирима в ограде собора освящалась трапеза для его почитателей.

Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен. Отделка интерьера верхнего храма завершилась в 1801 году. В 1812 году перед собором была воздвигнута 4-х ярусная колокольня, разрушенная в советское время. После канонизации преподобного Серафима Саровского, которая прошла в Тамбовской епархии в 1903 году, жители Тамбовского края стали ожидать канонизации и святителя Питирима. Известно, что и преподобный Серафим почитал святителя Питирима и благословлял всех, кто собирался в Тамбов поклониться тамбовскому святителю.

Немалую роль в канонизации святителя Питирима сыграл архиепископ Кирилл (Смирнов, 1863-1937), ныне прославленный как священномученик. В 1910-1918 гг. архиепископ Кирилл возглавлял Тамбовскую епархию.

13 июня 1913 года доклад Святейшего Синода «о признании в лике Святых почившего Питирима, епископа Тамбовского, и о торжественном прославлении святителя 28 июля 1914 года — в день памяти его, о составлении ему особой службы и об объявлении о сем во всенародное известие от Святейшего Синода» был представлен на Высочайшее благоусмотрение. На представленном докладе 28 июня 1913 года Его Императорское Величество Николай II собственноручно начертал: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления».

25 и 26 июля 1914 года начались «торжества по случаю прославления святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей». В эти дни из всех уездов Тамбовской губернии стали прибывать многочисленные Крестные ходы в город Тамбов на Соборную площадь, где при общенародном пении совершались панихиды по святителю Питириму.

После революционных событий мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе.

Собственно о монастырях Тамбовской епархии можно сказать, что в начале XX века Тамбовская епархия занимала шестое место в России по числу монастырей. К 1911 году в крае существовало 11 мужских и 12 женских монастырей и 4 женских общины. В 1913 году в историко-статистических описаниях Тамбовской епархии секретарь Тамбовской консистории А. Е. Андриевский упоминает уже 30 монастырей. Для сравнения: в 1894 году их насчитывалось только 21 (9 мужских, 11 женских монастырей и одна женская община).

Судьба тамбовских монастырей складывалась по-разному. История некоторых из них начиналась задолго до становления не только Тамбовской епархии, но и города-крепости Тамбов. В их числе Шацкий Черниев (1573 г.), Лебедянский Троицкий (1621 г.), Шацкая Вышинская пустынь (1625 г.). Санаксарский и Саровский монастыри были открыты уже после основания города, в 1636 году. Первая обитель открылась в 1659 году, вторая — в 1706.

В советское время территория Тамбовской губернии была сокращена почти в три раза. К сожалению, все эти известные и многие другие тамбовские монастыри по новому делению областей в годы советской власти не вошли в состав Тамбовской области.

В год 1000-летия Крещения Руси, накануне празднования юбилея в Тамбове по ходатайству архиепископа Евгения (Ждана, 1942-2002), мощи святителя Питирима были переданы Русской Православной Церкви. Святые мощи и сохранившийся гроб до 1993 года находились в Покровском соборе. Тамбовскими мастерами для мощей святителя Питирима была изготовлена изящная резная деревянная рака. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии.

Настоящее время[править | править код]

26 декабря 2012 года в административных границах Тамбовской области образована Тамбовская митрополия.

В наше время на территории Тамбовской митрополии, границы которой совпадают с территорией Тамбовской области, открыто два монастыря и еще в четырех ведется работа по возрождению монашеской жизни и восстановлению монастырских святынь.

Тамбовская митрополия поделена по территориальному признаку на 3 епархии: Тамбовскую и Рассказовскую, Мичуринскую и Моршанскую, Уваровскую и Кирсановскую.

Святые[править | править код]

Подвижники благочестия Тамбовского края (список не полный, о новомучениках и Соборе Тамбовских святых подробнее здесь):

  • Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря.
  • Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого).
  • Монахиня Миропия (Аденкова).
  • Старица Анна.
  • Иеромонах Августин.
  • Праведная Александра Аристова, печальница Тамбовская.
  • Игумения Антония (Аносова).
  • Праведная Мария Чернова, страдалица Тамбовская.
  • Агния (Стародубцева), схимонахиня, постриженица Знаменского Сухотинского монастыря (память 17 марта).
  • Акулина Родина (память 14 октября).
  • Анания (Киселева), схимонахиня, постриженица Свято-Никольского Черниева монастыря (память 15 февраля).
  • Георгий Шмаровский, блаженный.
  • Григорий Коныгин, старец, насельник Чернеева Никольского монастыря.
  • Евгений, архимандрит, насельник Саровской Успенской пустыни (память 17 декабря).
  • Ефрем (Короткой), иеромонах, строитель Саровский (память 30 мая ст. ст.).
  • Иоанн Семенович Григорьев, юродивый, подвижник Козловского Троицкого мужского монастыря.
  • Иоанн (Федоров), иеросхимонах, основатель Саровской Успенской пустыни (память 4 июля ст. ст.).
  • Митрофания, схимонахиня Сухотинского Знаменского монастыря.
  • Николая Савельевич, блаженный, подвижник Никольского Черниева монастыря (память 11 апреля ст. ст.).
  • Пахомий (Леонов), иеромонах, строитель Саровской Успенской пустыни.
  • Питирим (Дружинин), иеромонах Саровской Успенской пустыни

Святыни[править | править код]

  • мощи святителя Питирима Тамбовского, чудотворца (Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова)
  • мощи преподобной Марфы Тамбовской (Вознесенский женский монастырь г. Тамбова)

Монастыри[править | править код]

  • Казанский мужской монастырь

392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84

  • Вознесенский женский монастырь

392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11

Храмы[править | править код]

Где остановиться[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт Тамбовской епархии